Паспортная система в России в 18-20 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 23:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель – проследить пути становления, развития и правового регулирования деятельности паспортной службы в России на основе изучения отечественного дореволюционного законодательства, историко-правовых источников, архивных и иных документальных материалов.

Файлы: 1 файл

ПС сама работа.doc

— 129.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что в последние годы в России произошли значительные общественно-политические и социально-экономические преобразования, которые охватывают и подразделения паспортно-визовой службы. В процессе ее реформирования научное и практическое значение имеет изучение истории формирования, функционирования паспортной службы. Весьма интересным с этой точки зрения является опыт организации паспортной системы Российского государства. Между тем в деятельности паспортной службы России находили отражение процессы, присущие государственному и общественному устройству Империи в целом. Отечественная паспортная система прошла большой исторический путь становления и развития, накопив значительный положительный и отрицательный опыт. Процесс эволюции паспортного ведомства основывается на целом ряде промежуточных этапов, каждому из которых соответствует та или иная государственная политика с присущими только ей характерными чертами и свойствами.

Предметом исследования является совокупность нормативно-правовых актов самодержавной России о документе, удостоверяющем личность, о свободе передвижения и выборе места жительства, о регистрационном учете населения, о выезде из Российской империи и въезде на ее территорию, о правовом положении иностранных граждан в России, о российском подданстве; формирование и особенности функционирования паспортной системы в XVIII - начале XX века.

      Цель – проследить пути становления, развития и правового         регулирования деятельности паспортной службы в России на основе       изучения отечественного дореволюционного законодательства,   историко-правовых источников, архивных и иных документальных материалов.

Основными задачами данной работы являются:

    1. изучение и обобщение законодательных документов, научных, архивных и иных источников;
    2. установление общих закономерностей, характерных для развития паспортной системы России в дооктябрьский период;
    3. определение этапов формирования структуры паспортного законодательства в изучаемый период;
    4. выявление позитивных и негативных сторон в организации паспортной системы.

Источниками исследования являются Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ), Свод законов Российской империи (СЗ), Устав о паспортах и беглых в редакциях 1894 и 1903 года, Уложение о наказаниях уголовных и исправительных (1845), Высочайший указ «О паспортах внутри государства» 1903 года. В этих документах содержится богатый материал, характеризующий становление и функционирование паспортной системы России.

Методологические принципы работы:  объективность, историзм, всесторонность.

Методы исследования: описательный метод, который реализуется в приемах наблюдения, сопоставления, обобщения.

Теоретической основой данной работы  стали работы дореволюционных, советских и современных авторов, посвященные функционированию паспортной системы России В.К. Бабаева, В.М. Баранова, Ю.Г. Галая, А.С. Дашичева, В.Ф. Дерюжинского, С.В. Кодана, И.Ю. Полякова, В.Б. Романовской, М.И. Сизикова, И.Т. Тарасова.

Структура работы. Данная работа состоит из введения; основной части, которая включает IV главы; заключения; списка литературы и приложения.

В Введении обосновывается актуальность выбранной темы, предмета исследования,  определяются цели и задачи работы, описывается методология и структура работы.

          В первой главе – «Предпосылки создания паспортной системы в России»  – мы рассматриваем, что послужило основой для создания паспортной системы в нашей стране, рассказываем о введении проезжих грамот, о направлениях, по которым государство осуществляло миграционный контроль в XVI – XVII веках.

          Во второй главе – «Установление паспортной системы в  России» – мы говорим о новых документах удостоверяющих личность,  о появившихся в XVIII веке проезжих, прохожих, прокормежных, пропускных письмах, о созданной паспортной системе и о усовершенствованиях, которые в ней успели произойти в XVIII веке.

В третьей главе – «Паспортное законодательство России XIX века»  –  говорится о появлении в 1803 году печатных паспортов, о мерах, которые государство применяло к тем, кто нарушал главное правило Устава, он гласит: никто не может отлучаться с места постоянного жительства без узаконенного вида или паспорта; о модернизации паспортной системы в XIX веке.

В четвертой  главе – «Паспортное законодательство XX века»  –  мы говорим о основном документе, регламентирующим процедуру паспортизации населения России, в первые годы XX века – "Уставе о паспортах", который был принят в 1903 году, о заграничных паспортах, приводим данные о въехавших и выехавших в и из России в определенные годы, рассказываем о паспортной системе в СССР.

В Заключении подведены выводы,  сделанные нами в ходе данной исследовательской работы, подведены итоги.

В  Приложении   представлен  образец паспорта 1910 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I

ПРЕДПОСЫЛКИ К СОЗДАНИЮ ПАСПОРТНОЙ

СИСТЕМЫ В РОССИИ

Начало паспортной системы было положено в XV веке в  Германии в эпоху разложения натурального хозяйства, когда, с одной стороны, потребности экономического оборота  создали необходимость в свободе передвижения, а с другой стороны, необходимо было отделить ремесленников, торговцев, путешествующих с законной целью, от огромного числа нищих и бродяг, скитавшихся по Европе.

Что же касается русского государства, то паспортная система, зародившаяся в раннефеодальных условиях, развивалась по мере формирования крепостничества, расширения внутренней и внешней торговли, роста социальной напряженности, развития международных связей страны. Ее становление происходит в позднефеодальном государстве, когда отмеченные процессы достигают апогея, но сохраняется средневековый характер форм и методов властно-управленческой деятельности.

Только в XV столетии правительство начинает само наблюдать  за проезжающими в связи с опасностью причинения вреда государству, что и явилось основной причиной введения в России в XV - XVI столетиях «проезжих грамот».

Особенно строго оно применяло правила «проезжих  грамот» по отношению к тем  путешественникам, которые прибывали  в Россию из соседних стран, боясь  со стороны таких приезжих негативного влияния на местных жителей, что случалось нередко.

Развитие внутренней торговли и в этой связи неизбежный рост миграции населения, установление крепостничества и самовольные  уходы холопов от хозяев обусловили обязательное получение «проезжих грамот» на передвижение внутри страны, а также были введены «отпускные грамоты» для отпущенных на волю крепостных.

В XVI - XVII веках  в российском законодательстве постепенно складываются три основных направления, по которым государство осуществляло миграционный контроль:

- за передвижением  российских подданных внутри  страны;

- за въездом  и выездом российских подданных  за пределы государства;

- за въездом и выездом  иностранцев в Россию.

С середины XVI века русские  сами стали отправляться в государства Европы как по торговым, так и по служебным делам. Вследствие этого государство регламентирует порядок въезда и выезда за пределы России. Соборное уложение 1649 года законодательно закрепило практику оформления выезда за рубеж, проводимую ранее Посольским приказом, поскольку до этого не было специального законодательного акта, устанавливающего нормы, регулирующие пересечение границы государства.

До середины XVI века Россия, как и другие европейские государства, с большой неохотой пускала внутрь своих территорий иностранцев, подвергала их большим ограничениям в связи с предполагаемой опасностью причинения вреда государству. Это явилось основной причиной введения в России в XV-XVI столетиях института «проезжих грамот», напоминающих позднейшие паспорта. Мотивами их установления и обязательности их получения являлись политические соображения: «чтобы иностранцы не проведали русских дел», а также религиозные опасения: «чтобы они не внесли в русскую жизнь ереси и не совратили русских людей из православия»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II

УСТАНОВЛЕНИЕ ПАСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ В РОССИИ

Постоянные, тяжелые кровопролитные войны, массовые мобилизации в армию и на флот, на принудительные работы по строительству  городов, промышленных предприятий, портов и судов, на обслуживание заводов и мануфактур, а также непосильные налоги, государственные и частные повинности в первой четверти XVIII века порождали дезертирство, массовые самовольные уходы крестьян и работных людей. Борьба с этим явлением постоянно ужесточалась. Введенный запрет на передвижение российского населения без специальных "проезжих", "прохожих", "покормежных", "пропускных" писем оказывался неэффективным.

В этот период времени появляются новые  документы, удостоверяющие личность гражданина, а жесткий контроль государства за передвижением населения привел к созданию паспортной системы. Купцам, как и прежде, выдавались проезжие грамоты. Военнослужащим, временно отпущенным со службы, выдавались "письменные отпуска", а уволенным со службы - "абшиды". Четкого различия между этими документами не делалось, для их названия уже в Артикуле воинском 1715 года как альтернативное употреблялось слово "ПАС" (от французского - PASSE - проход, пропуск).

Документом, удостоверяющим личность иностранцев, прибывших в Россию, а также  отъезжавших заграницу русских подданных, становится "пашпорт", иногда называемый также - "пас".

Для выдачи паспорта россиянину, состоявшему на службе, следовало представлять абшид, подписанный президентом соответствующей  коллегии. Заграничные паспорта выдавались в Коллегии иностранных дел.

Основным  государственным органом, который  вел учет населения и контролировал  его передвижение, стала полиция, для которой паспортное дело было одним из важнейших в ее многопрофильной  деятельности.

Созданная паспортная система постоянно использовалась для обеспечения сбора налогов и рекрутства.

Первые  документы - паспорта - фактически без  существенных изменений просуществовали  вплоть до февральской буржуазно-демократической  революции 1917 года.

Паспортная  система абсолютистского государства суживала возможности передвижения населения. Устанавливался порядок, при котором никто не мог изменить место жительства без разрешения соответствующих властей:

  • "воеводам: гулящих людей без проезжих писем не пропускать" (Инструкция или Наказ 1714 года);
  • "не пропускать "без пашпортов" (впервые делается ссылка на паспорт) проезжающих людей" (Наказ Астраханскому воеводе, 1710 год);
  • Указом (1714 год) и Инструкцией (1719 год) вводилась обязательность "проезжих писем" или "пашпортов" для всех свободных жителей государства, отъезжающих в другие местности страны: "Его Царского Величества указами опубликовано, чтоб никто никуда без пашпортов или проезжих писем не ездили и не ходили, но каждый имел от своего начальника пашпорт или пропускное письмо".

Петр I постоянно ужесточал преследование всех незанятых постоянным трудом и без достаточных оснований находившихся вне постоянного места жительства.

В законодательном  акте ("Пунтах") от 25 мая 1718 года, адресованных генерал-полицмейстеру, предписывалось "... Накрепко смотреть приезжих, какие люди...".

Домохозяева обязывались сообщать в полицию  о всяком вставшем к нему на постой. За утайку постояльцев или сообщение  неправильных сведений о них хозяевам угрожали ссылкой на галеры и конфискацией всего имущества. В тех же пунктах полиции предписывалось: "Всех гулящих и слоняющихся людей, а особливо которые под видом, аки бы чем промышляли и торговали, хватать и допрашивать". Трудоспособных нищих следовало определять на работу.

Сенатским Указом от 18 июня 1719 года каждому жителю Петербурга предписывалось подавать "ведомости" не только о вставших на постой, нанятых на работу или отъезжающих, но и о тех, кто пущен на ночлег "без свидетельств" или "без добрых по ним порук".

Указы (именные, сенатские) о преследовании  беглых при Петре I издавались часто. За первую четверть XVIII столетия исследователи насчитали таких указов 46, причем большая часть из них (30) была издана в первой половине 20-х годов, когда больше внимания уделялось внутренним проблемам.

Следует заметить, что и при Петре I документы, удостоверявшие личность, не были надежными и Петр I предписывал ужесточать преследование мигрирующих преступников, опасных для общества, путем клеймения. Например, у осужденных преступников, совершивших корыстные преступления, на лице выжигали (путем неоднократных натираний порохом) изображения орла, которое в 1705 году было заменено буквой "В" (Вор), у лиц, совершивших убийство, выжигали букву "У", для лжесвидетелей - букву "Л"... Применялось также обрезание ушей и вырывание ноздрей. Указом 1724 года предписывалось ноздри вынимать до кости, чтобы было заметнее. За использование подложных документов, удостоверяющих личность, виновные ссылались на каторжные работы.

Важнейшее значение в учете и документировании населения имел подписанный 6 июля 1724 года Петром I законодательный акт, имевший название "Плакат". Изданный в условиях катастрофического финансового положения страны, "Плакат" регулировал взимание подушной подати - налогового сбора с каждой мужской души, введенного вместо подворного обложения. С "Плакатом" справедливо связывают и установление паспортной системы для податного сельского населения.

С созданием  регулярной полиции важнейшей ее обязанностью стало наблюдение за населением, борьба с опасными для самодержавного строя элементами. Действенную помощь в этом оказывала паспортная система.

Информация о работе Паспортная система в России в 18-20 века