Паспортная система в России в 18-20 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 23:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель – проследить пути становления, развития и правового регулирования деятельности паспортной службы в России на основе изучения отечественного дореволюционного законодательства, историко-правовых источников, архивных и иных документальных материалов.

Файлы: 1 файл

ПС сама работа.doc

— 129.50 Кб (Скачать)

Кроме того, при Петре I широко использовались возможности переписи населения. Если в XVII веке единицей обложения был  двор, основной формой учета - подворные  переписи, то в начале XVIII века кроме подворных переписей, на отдельных территориях стали проводиться общегосударственные переписи (1710, 1716, 1717... гг.).

В этот период времени была пересмотрена налоговая  система: вместо обложения двора, перешли  к подушному обложению, единицей которого была мужская душа. Подушные переписи стали называть ревизиями податного населения в России, а подушные списки - ревизскими сказками.

Начало  государственных ревизий населения  было положено Указом Петра I от 26 ноября 1718 года. Всего было проведено десять ревизий: первая в 1719-27 гг., десятая - в 185 7-60 гг.

Ревизии, называвшиеся часто "народными переписями", были единственным источником сведений о населении страны на протяжении почти полутора веков.

 

 

 

 

 

ГЛАВА III

ПАСПОРТНОЕ  ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИИ XIX ВЕКА

Указ 1803 года установил "печатные" паспорта (вместо рукописных) для купцов, мещан  и крестьян с целью борьбы с  использованием фальшивых паспортов  и участившимися случаями бегства  крестьян.

Домовладельцам  по-прежнему вменялось в обязанность  своевременно сообщать в полицию обо всех лицах, приезжающих в С.-Петербург и другие крупные города России и вселять в дома только при наличии паспортов. С начала 30-х годов и до конца XIX века основным законом, определяющим права и обязанности полиции по осуществлению паспортного режима в империи, являлся Устав о паспортах и беглых.

Главное правило  Устава (ст. 1) гласило, что никто не может отлучаться от места постоянного  жительства без узаконенного вида или  паспорта. Не служившие на государственной  службе дворяне могли не иметь паспортов, для них документом являлась грамота на дворянское достоинство.

В случае задержания лица с просроченным паспортом полиция, подвергнув задержанного в административном порядке аресту на двое-трое суток, высылала его к месту прописки. Если задержанный не имел узаконенного вида на жительство и ему не удавалось удостоверить свою личность, то с ним поступали как с бродягой. В дореволюционной России бродяжничество квалифицировалось как уголовное преступление и каралось ссылкой в Сибирь "на водворение" (ст. 950 Уложения о наказаниях).

В соответствии с  Уложением о наказаниях лицам, находящимся  под надзором полиции или общества, выдавались паспорта, в которых делалась отметка об их судимости и указывались  места, в которых ранее судимый  не имел права появляться. В таком виде на жительство представлялся особый знак о судимости.

В Положении о  паспортах 1812 года был подробно регламентирован  порядок получения паспортов  крестьянами, отлучающимися для  торговли или работы в другие местности.

С 1809 года в Санкт-Петербурге и с 1816 года в Москве в составе городской полиции учреждаются адресные конторы. Все лица, работающие по найму в столицах, обязаны были зарегистрироваться в адресной конторе и получить там Пресный билет. Однако принимаемые меры были неэффективны, поскольку под воздействием развивавшихся капиталистических отношений феодальный строй России переживал глубокий кризис, который носил всеобщий характер, охватывал как экономическую, так и политическую жизнь страны. Стремясь задержать объективный ход исторического развития, сохранить незыблемость своего господства, царизм пошел на отмену крепостного права в Российской империи.

Отмена крепостного  права в 1861 году обусловила необходимость  реформ паспортной системы. Крестьяне  получили личную свободу и вышли из-под надзора помещика.

Для выработки предложений  по усовершенствованию паспортной системы  в 1869 году была учреждена паспортная комиссия под председательством  статс-секретаря Сольского, однако, предложения этой и создаваемых  позднее комиссий были реализованы только в 1895 году. В 70-е и 80-е годы XIX столетия в связи с ростом революционного движения в России усилился надзор полиции за населением.

Государственный Совет 8 июня 1894 года утвердил последнее Положение  о видах на жительство в Царской  России, которое также усилило роль паспорта как средства полицейского надзора.

С 1 января 1895 года в  соответствии с Положением о видах  на жительство началась выдача новых  по форме документов.

Вид на жительство удостоверял личность, служил средством контроля за передвижением из одной местности в другую, обеспечивал общий учет податных людей и контроль за сбором недоимок. Особого дохода от паспортизации страна не имела. В 1895 году доходы государства от выдачи видов на жительство составили несколько миллионов рублей. С 1897 года виды на жительство стали выдаваться бесплатно. Следует отметить, что впервые в России паспорта получили фискальное значение в 1763 году, когда было установлено взимание денежных сборов: с паспортов, выдаваемых на один год, десять копеек, двухгодовых - пятьдесят копеек, трехгодовых - один рубль.

Положение 1894 года, сохраняя основные принципы действующей паспортной системы, ввело ряд новых правил.

В соответствии со специальной инструкцией МВД, в случае нахождения лица вне места  своего постоянного проживания без  паспорта, полиция выдавала ему на срок до шести месяцев свидетельство и предлагала вернуться к постоянному месту жительства. Если это требование не выполнялось, то полиция препровождала нарушителя принудительно.

Отменялась  уголовная ответственность за нарушение  паспортного режима.

По  Закону 1894 года особый (красный) знак не проставлялся, а "волчьи паспорта", как окрестил их народ, заменялись после окончания надзора на новые, без отметки о судимости. Однако эта замена могла быть произведена только с разрешения губернского начальства.

Введение  с 1895 года новой, менее жесткой паспортной системы, вытекало из требований жизни и отвечало, прежде всего, основным экономическим тенденциям государства.

Либерализация паспортного режима и усиление миграции населения с неизбежностью вели к возрастанию нагрузки на малочисленные территориальные органы полиции.

Принятое  Положение 1895 года разделило все  население империи на две группы. К первой относились дворяне, офицеры, почетные граждане, купцы и разночинцы. Им выдавались бессрочные паспортные книжки. Ко второй - мещане, ремесленники и сельские обыватели, то есть люди податных сословий. Для второй группы предусматривалось три вида на жительство:

  • паспортные книжки (выдавались на пять лет при условии отсутствия задолженностей по сборам и платежам. В них указывался годовой размер сборов. Полиция отбирала паспорта у тех, если их владельцы не уплачивали установочный сбор в срок);
  • паспорта (выдавались на срок до одного года независимо от наличия недоимок и согласия других лиц);
  • бесплатные виды на отлучку (выдавались на срок до одного года пострадавшим от неурожая, пожара, наводнения). Они могли быть выданы и лицам моложе восемнадцати лет.

На  основании утвержденного положения  от 5 июня 1895 года была проведена первая всеобщая перепись населения Российской империи.

Первая  и единственная всеобщая перепись населения Российской империи проводилась по состоянию на 9 февраля (28 января) 1897 года. В основе ее организации и программы был проект Семенова-Тян-Шанского. Учитывались три категории населения: наличное, постоянное (оседлое) и приписное. Перепись была проведена по принципу однодневной. По мнению исследователей, она считается наиболее достоверной о численности населения страны. Учета эмиграции Россия не вела и о ней можно судить только по иностранным источникам. В отношении же выезжающих за границу сохранились некоторые статистические сведения, которые позволяют дать количественную характеристику деятельности полиции Российской империи в этом направлении.

В 1867 году в Санкт-Петербурге более пяти тысяч  русских подданных получили паспорта для выезда заграницы. В этом же году в столице империи было прописано 12.375 иностранцев из 49-ти государств.

В 1885 году из России выехало 921,6 тысячи человек, а въехало более одного миллиона. Иностранцы стремились в Россию. На сто выехавших в 1885 году приходилось 122 въехавших иностранца. В последующие годы миграция из России постоянно увеличивалась.

Существовавший  в дореволюционной России порядок  выезда подданных заграницу был  аналогичен порядку в европейских  государствах и обеспечивал весьма широкую, хотя и контролируемую свободу передвижения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА IV

ПАСПОРТНОЕ  ЗАКОНАДАТЕЛЬСТВО РОССИИ XX ВЕКА

Основным документом, регламентирующим процедуру паспортизации  населения России, в первые годы XX века был "Устав о паспортах", принятый в 1903 году. В соответствии с предписаниями Устава о паспортах лица, проживающие по месту постоянного жительства, не обязывались иметь паспорта.

Под постоянным местом жительства понималось:

а) для дворян, купцов, чиновничества, почетных граждан  и разночинцев - место, где они имели недвижимое имущество или домашнее обзаведение, или были заняты по службе;

б) для мещан  и ремесленников - город или местечко, где они были причислены к мещанскому или ремесленному обществу;

в) для крестьян - сельское общество или волость, к которой они были приписаны.

На фабриках, заводах, мануфактурах и горных промыслах, на которые распространялось действие правил о надзоре за заведениями  фабрично-заводской промышленности, всем рабочим предписывалось иметь  паспорта, даже в случаях, когда предприятие находилось в месте постоянного жительства этих рабочих.

Отбывшие наказание  в исправительно - арестанских отделениях, тюрьмах и крепостях в соответствии с Уложением о наказаниях (в отдельных случаях по решению Особых Совещаниях при министре внутренних дел) находились под особым полицейским надзором. Этим лицам паспорта выдавались только с разрешения полиции, а в них делалась отметка о судимости владельца и производилась запись, ограничивающая места проживания.

Именной Высочайший Указ от 5 октября 1906 года отменил некоторые ограничения в правах сельских обывателей и лиц других бывших податных сословий. Указ (п. 5) предоставил сельским обывателям и лицам других бывших податных сословий свободу избрания места постоянного жительства на одинаковых, указанных в «Уставе о паспортах» основаниях с лицами других сословий. В то же время обеспечение паспортного режима внутри империи усугублялось значительными потоками лиц, выезжающими заграницу. Полиция выдавала всем желающим уехать заграницу свидетельства об отсутствии законных препятствий к отъезду, которое прикладывалось к прошению на имя губернатора.

Заграничные паспорта выдавались без промедления сроком на пять лет всем лицам старше двадцати лет. Контроль и учет за переездом  границы осуществлялся на таможне.

Прибывающие в  Россию иностранцы получали паспорт  сроком на один год с указанием  места проживания.

За период с 1897 года по 1906 год из империи выехало  около 5,5 мил. человек, в том числе 2,9 мил. русских подданных. За один только 1911 год из России выехало 10,6 мил человек, включая 7,2 млн. русских подданных.

Принятые в  Уставе о паспортах 1903 года изменения  и дополнения 1906-1909 гг. принципиально  не отличались от Положения. В то же время вводились ограничения  на поселение и получение документов как общего порядка (например, "черта оседлости" для еврейского населения, ограничения для цыган, запретная зона вокруг столиц и губернских округов), так и для лиц, судимых и находящихся под надзором полиции.

В период первой мировой войны (1914-1918 гг.) Российское правительство ввело некоторые ограничения о выдаче паспортов, связанные с военными условиями. Пришедшее к власти в 1917 году буржуазное временное правительство отменило эти ограничения. Других изменений в регулировании паспортного режима оно не внесло, и Положение о видах на жительство 1894 года продолжало действовать до Великой Октябрьской социалистической революции (7 ноября 1917 года).

После революции  процесс учета и миграции населения  России был сложным и длительным...

10 ноября 1917 года  Декрет ВЦИК и СНК "Об уничтожении сословий и гражданских чинов" ликвидировал все сословные привилегии и ограничения и провозгласил равенство советских граждан. Это коренным образом изменило паспортный режим в стране.

Крушение Российской империи, революционные потрясения, мировая и гражданская войны вызвали перемещения больших масс населения, в том числе бывших военнообязанных, появление беженцев и эмигрантов. Для решения этих вопросов в составе НКВД РСФСР, комиссариатов по внутренним делам и исполкомов на местах были созданы иностранные отделы. Они совместно с Народным комиссариатом иностранных дел РСФСР вели работу по обеспечению учета и перемещению в свои страны указанных категорий граждан. Координировало эту деятельность Центральное эвакуационное управление (Центрэвак) при СНК РСФСР.

В этот же период НКВД РСФСР и НКИД РСФСР издали нормативные акты, регулирующие вопросы  въезда в Россию и выезда за границу. В их числе;

- Приказ НКВД  РСФСР № 89 (ноябрь, 1917 год) "О  выезде за границу граждан  воюющих с нами стран с места их постоянного жительства";

- Приказ НКИД  РСФСР (январь, 1918 год) "О правилах  въезда в Россию из-за границы  русских граждан";

- Циркулярное  письмо НКИД РСФСР № 91 (январь, 1918 год) "Правила въезда в Россию" и другие.

Информация о работе Паспортная система в России в 18-20 века