Паспортная система в России в 18-20 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 23:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель – проследить пути становления, развития и правового регулирования деятельности паспортной службы в России на основе изучения отечественного дореволюционного законодательства, историко-правовых источников, архивных и иных документальных материалов.

Файлы: 1 файл

ПС сама работа.doc

— 129.50 Кб (Скачать)

Устанавливаемый порядок въезда-выезда сводился к обязательному получению всеми русскими иностранными гражданами специального разрешения (визы) на каждую поездку.

Своеобразно развивалась  паспортная система в России в  первые годы после Октябрьской революции. Совнарком РСФСР 5 октября 1918 года принял Декрет "О Трудовых книжках для нетрудящихся".

Целью Декрета  были осуществление принципа всеобщей обязанности трудиться, привлечение  к труду нетрудящихся.

Трудовые книжки были не только средством контроля за выполнением трудовых повинностей нетрудящимися элементами, но и единственным документом для них, удостоверяющим личность.

Выдача трудовых книжек, справок, свидетельств и других документов в соответствии с Инструкцией  НКВД и НКЮ РСФСР от 12 октября 1918 года "Об организации советской  рабоче-крестьянской милиции" возлагалось на милицию, а общее руководство этой работой осуществляли подотделы отделов управлений исполкомов.

В период гражданской  воины в России встал вопрос о  едином документировании всех российских граждан.

Первой такой  попыткой была Инструкция о порядке выдачи паспортов и временных свидетельств, объявленных приказом Главного Управления Советской рабоче-крестьянской милиции НКВД от 1 ноября 1920 года.

Исключительное  право выдачи паспортов и временных  свидетельств возлагалось на уездно-городские и уездные управления милиции. Всем другим учреждениям запрещалась выдача подобных документов.

Виды на жительство, выданные другими учреждениями, считались  недействительными и подлежали  замене на паспорта.

В паспортах  образца 1920 года вносились сведения о служебном, общественном и семейном положении. Особая отметка делалась в паспортах лиц, лишенных избирательного права в соответствии со статьей 65 Конституции РСФСР 1918 года.

Паспорта выдавались лишь лицам, желавшим их получить. Однако экономические и политические условия не позволили в те годы ввести единый документ для всех граждан России.

Наряду с  Трудовыми книжками продолжали функционировать  старые паспорта и виды на жительство.

После окончания  гражданской войны разнообразие документов, удостоверяющих личность гражданина, являлось серьезным препятствием для осуществления гражданами своих прав во взаимоотношениях с государственными органами, учреждениями и частными лицами.

Для персонального  учета населения требовался единый, удостоверяющий личность документ. Нельзя не учитывать и того обстоятельства, что в 1922 году ВЦИК утвердил Гражданский кодекс РСФСР, согласно которому каждый гражданин имел право свободно передвигаться по территории РСФСР, выбирать не запрещенные законом занятия и профессии.

В целях урегулирования создавшегося положения в НКВД РСФСР  в 1922 году и начале 1923 года разрабатывались  проекты положений об удостоверениях личности. 20 июня 1923 года был принят Декрет ВЦИК и СНК РСФСР "Об удостоверении  личности", который юридически оформил слом старой дореволюционной паспортной системы. Все прежние документы, дающие право на передвижение, аннулировались, и с 1 января 1924 года вводились удостоверения личности. Они содержали в себе следующие сведения: фамилия, имя, отчество владельца; год, месяц и число рождения; место постоянного жительства; род занятий (основная профессия); отношения к отбыванию воинской повинности; семейное положение; перечень несовершеннолетних детей, внесенных в документ родителей.

В отступление  от общего правила на несовершеннолетних в возрасте от 12-ти до 16-ти лет могли быть выданы отдельные удостоверения личности, но только по просьбе родителей или заменяющих их лиц, а при отсутствии родителей - по просьбе самих несовершеннолетних.

Удостоверение личности выдавались на три года. По желанию получателя в документе могла быть наклеена фотокарточка. Как видно из Декрета, получение удостоверение личности являлось не обязанностью, а правом граждан. Отсутствие у граждан такого документа не влекло никаких правовых последствий.

Опыт РСФСР  по введению удостоверений личности был заимствован другими союзными республиками.

В дополнение к  Декрету ВЦИК и СНК РСФСР от 20 июня 1923 года "Об удостоверениях личности" 26 апреля 1925 года было принято Постановление  СНК РСФСР "О прописке граждан в городских поселениях". Таким образом, начиная с 1925 года "институт прописки" стал неотъемлемой частью паспортного режима советского общества. Следует заметить, что еще до принятия республиканских актов об удостоверении личности, введение прописки в ряде регионов страны местные органы власти вводили (1920 год) временные удостоверения личности и устанавливали прописку граждан...

Основанием  для прописки мог быть любой документ (удостоверение личности, актовая  запись о рождении, расчетная книжка или любой документ с места работы, членский билет профсоюза).

Прописка могла  быть осуществлена и при отсутствии документа - по письменному заявлению  прибывшего.

Наркомату внутренних дел РСФСР было поручено подготовить  Инструкцию по применению Постановления СНК РСФСР от 26 апреля 1925 года "О прописке граждан в городских поселениях".

Организация прописки населения еще более расширила  возможности адресно-справочной работы.

В связи с  этим циркуляром НКВД от 11 ноября 1926 года было объявлено новое Положение об адресных бюро и адресных столах в РСФСР. С принятие данного Положения в основном завершилось становление адресных бюро.

5 июня 1925 года  Президиум ЦИК СССР своим постановлением  утвердил "Положение о въезде  в СССР и выезде из СССР" - это первый правовой акт, регулирующий вопросы выезда и въезда в общесоюзном масштабе.

НКВД и НКИД по согласованию с союзными ведомствами  приняли инструкцию о порядке  выполнения этого положения. В частности, к ведению НКВД и его органов  относилась выдача гражданам СССР общегражданских заграничных паспортов и виз для иностранцев.

К ведению НКИД - выдача дипломатических, служебных  паспортов и виз на выезд за границу. Принятым СНК СССР 25 мая 1931 г. (в первом союзном законе) Положении "О рабоче-крестьянской милиции", милиция, ранее находившаяся в двойном подчинении (НКВД союзной республики и местным исполкомом), была выведена из-под контроля местных властей и подчинена вышестоящему органу.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенной  работы сделаны следующие выводы:

 

  1. Паспорт как документ, удостоверяющий личность и право на «отлучку», стал использоваться государством с середины XVII века и первоначально выполнял функции справки об освобождении из мест заключения. Первое упоминание о документе, по сути выполнявшем роль паспорта («вид или письмо»), появляется в Соборном уложении 1649 года, но окончательно этот институт сложился только в первой трети XVIII века.

 

  1. Установление паспортной системы в России связано с подписанием Петром I в 1724 году нормативного акта, названного «Плакат». Этим документом паспортный вопрос был поставлен в тесную связь с финансовыми интересами государства и его полицейскими потребностями. Тем самым государство сделало паспорт на ближайшие почти двести лет надежным налоговым источником. Паспорт становится инструментом контроля за налогоплательщиками, которым запрещалось покидать место постоянного жительства без разрешения начальства и документов, удостоверяющих личность.

 

  1.  Паспортное законодательство конца XVIII века складывалось по двум основным направлениям: регламентация учета и паспортизация населения; выработка механизмов преследования беглых и дезертиров.

 

  1. Институт подданства Российской империи формируется в середине XIX века и окончательно оформляется посредством издания Закона «О принятии иностранцев в русское подданство» от 10 февраля 1864 года. Вопрос о выходе из российского подданства на законодательном уровне так и не был решен вплоть до 1917 года.

 

  1. Характерной чертой дореволюционной паспортной системы является ее сословно-классовый характер. Единых паспортных правил для всех категорий населения в России не существовало вплоть до 8 октября 1906 года, когда был подписан Высочайший указ «Об отмене некоторых ограничений в правах сельских обывателей и лиц других бывших податных состояний», благодаря которому крестьяне, наконец, получили право свободно избирать место постоянного жительства на одинаковых основаниях с лицами других сословий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Вельский К. С., Елисеев Б. П., Кучеров И. И. О системе специальных методов полицейской деятельности // Гос. и право. 2003. N 4. С. 15.
  2. Голубев В.И., Шелковникова Е.Д. Особенности паспортной системы в Российской империи. Материалы подготовлены ГИЦ МВД России // Вестник МВД России. Вып. № 5-6. 1998. С. 145-147.
  3. Административная деятельность органов внутренних дел. Часть Общая. Учебник. [Текст] / 2000 .
  4. Дибель В. Паспортная система России // Ежемесячный информационно-аналитический журнал «Обозреватель–Observer» 2004 № 5 (160)
  5. Маньков А.Г. Уложение 1649 года. Кодекс феодального права России  [Текст] / 1980
  6. Мэтьюз М. Ограничение свободы проживания и передвижения в России до 1932 года // Вопросы истории. - 1994. - № 4. - С. 22-34.
  7. Конституция Российской  Федерации [Текст]: офиц. текст. –  2001. – 39, [1] с
  8. Жукова Л.В.  История России ХХ век [Текст]/ Л.В. Жукова; 1998.
  9. Данилов А.А. История России ХХ век. Справочные материалы [Текст]/ А.А. Данилов; 1996.
  10. Данилов А.А., Госулина Л.Г. История России ХХ век [Текст] /А.А. Данилов, Л.Г, Госулина; 2000.
  11. Энциклопедический словарь. История Отечества [Текст] /Гл. ред. А.П. Горкин; 1999.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 

ОБРАЗЕЦ ПАСПОРТА  1910 ГОДА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Паспортная система в России в 18-20 века