Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 17:47, шпаргалка
Билет 1.1 Сущность, формы и функции исторического знания
1.2 Отмена крепостного права. Манифест 19 февраля 1861г. и его реализация.
Билет 2.1 Методологические подходы, методы и источники изучения истории.
2.2 Причины, ход и итоги «Холодной войны»(1946-1992)
Билет 24.1 Реформы 60-70 г 19 в в области местного самоуправления, судебная, военная культурная, образовательная
Царствование Александра II (1855-1881) началось в самый неудачный период Крымской войны. Несмотря на героизм войск и патриотическое воодушевление общества, Россия потерпела поражение и подписала унизительный Парижский договор. Предстояла длительная дипломатическая борьба за пересмотр тяжелых условий Парижского мира.Горечь поражения и возмущение неудовлетворительным ходом дел в государстве, свойственные мыслящим россиянам того времени, в том числе и многим чиновникам, требовали от правительства решительных реформ. Россия буквально жаждала перемен, но разные слои населения неодинаково представляли себе их цели и смысл. В 1856-1857 гг. наступило удивительное время, время самых дерзновенных надежд. В стране начиналась эпоха гласности, в которой так нуждалось общество. Был закрыт цензурный комитет, введенный Николаем I. Разрешалась свободная выдача заграничных паспортов. Была объявлена амнистия политзаключенным (декабристам, участникам польского восстания 1831 г.), 9 тыс. человек были освобождены от политического надзора.Опереться в своих первых реформах Александр II мог только на представителей высшей бюрократии, слывших сторонниками преобразований. Виднейшую роль в подготовке реформ играли младший брат царя великий князь Константин Николаевич (военно-морской министр), Николай Милютин (товарищ министра внутренних дел), Дмитрий Милютин (военный министр), тетка царя великая княгиня Елена Павловна.
Крестьянская реформа 1861 19 февраля 1861 царским манифестом было отменено крепостное право. Крестьяне стали лично свободны. Они перестали быть собственностью помещика. Крестьяне теперь могли от своего имени покупать землю, дома, заключать сделки, открывать торговые и промышленные предприятия. Правда, надельная земля находилась в коллективной собственности общины. Наделы не могли быть проданы, и крестьяне тем самым были прикреплены к определённому месту проживания. Крестьянская реформа оставила в неприкосновенности традиционный уклад жизни деревни. Это было выгодно для государства, ибо сельское общество отвечало за сбор налогов. Сохранение норм обычного права в деревне тормозило буржуазное развитие, противопоставляло деревню городской России, оставляло плацдарм сил традиционализма, крайне опасный для будущего страны. Одновременно были сделаны значительные уступки дворянству. “Положение” 19 февраля признавало права помещика на все его земли. Крестьяне наделялись усадебной и полевой землей по местным нормам за повинности и выкуп. При этом лучшие земли и участки, необходимые для ведения сельского хозяйства (тропы прогона скота, водопои и т.д.), помещики имели возможность оставлять себе. Эти “отрезки” крестьяне затем вынуждены были арендовать, внося выкупную плату или отрабатывая долг. При общем крестьянском малоземелье (3-4 десятины на душу при потребности 6-7) система отрезков создавала предпосылки для кабальной эксплуатации крестьянства. Правда, земельные споры мог разрешить мировой посредник, избиравшийся как помещиками, так и крестьянами. В 1863 основные положения крестьянской реформы были распространены на “удельных” крестьян, а в 1866 – на крестьян государственных; последние должны были вносить выкупные платежи за свои земельные наделы в казну. Земельное обеспечение крестьян удельных и государственных было значительно лучше, чем у бывших помещичьих крестьян. Недостатки реформы:было малоземелье, её не хватало (необходимо 5,5 десятин, а давали 1,5); рождается народничество (защита народа от царя); крестьяне не становились полноправными членами общества. Историческое значение освобождения крестьянРеформа учитывала интересы помещиков гораздо более, чем крестьян.Но: Она открыла перед Россией новые перспективы, создав возможность для широкого развития рыночных отношений. Велико и нравственное значение этой реформы, покончив с крепостным рабством. Его отмена проложила дорогу другим важнейшим преобразованиям, которые должны были ввести в стране современные формы самоуправления и суда, подтолкнуть развитие просвещения. Теперь, когда все россияне стали свободными, по-новому встал вопрос о конституции. Её введение стало ближайшей целью на пути к правовому государству.В крестьянской реформе проявилась ограниченность возможностей самодержавия в проведении либеральных преобразований. Преследуя цели укрепления собственной власти, опираясь на традиционные элементы общества, государство неизбежно смешивало элементы либеральной и попечительной политики. Это усилило непоследовательность реформ, но вело к достижению искомого правительством результата. .
Земская
реформа 1864. 1 января 1864 г. был утвержден
закон о земском самоуправлении, Оно учреждалось
для руководства хоз. делами: строительством
и содержанием местных дорог, школ, больниц,
богаделен, для организации продовольственной
помощи населению в неурожайные годы,
для агрономической помощи и сбора статистических
сведений. Распорядительными органами
земства были губернские и уездные земские
собрания, а исполнительными — уездные
и губернские земские управы. Для выполнения
своих задач земства получили право облагать
население особым сбором. Выборы земских
органов проводились раз в три года. В
каждом уезде для выборов гласных уездного
земского собрания создавались. три избирательных
съезда. В первом съезде участвовали землевладельцы,
независимо от сословия, имевшие не менее
200—800 десятин земли (земельный ценз по
разным уездам был неодинаков). Второй
съезд включал в себя городских собственников
с определенным имущественным цензом.
На третий, крестьянский, съезд съезжались
выборные от волостных сходов. Каждый
из съездов избирал определенное число
гласных. Уездные земские собрания избирали
гласных губернского земства. Земства
сыграли большую положительную роль в
улучшении жизни русской деревни, в развитии
просвещения. Вскоре после их создания
Россия покрылась сетью земских школ и
больниц.С появлением земства стало меняться
соотношение сил в русской провинции.
Прежде все дела в уездах вершили правительственные
чиновники вкупе с помещиками.
ликвидировалась
сословная система судов; было объявлено
равенство всех перед законом;была
введена гласность
Создан суд двух видов: 1. Мировые суды - рассматривали мелкие гражданские дела, ущерб по которым не превышал 500 руб. Судьи выбирались на уездных собраниях и утверждались сенатом. 2. Общие суды были 3 видов: Уголовные и тяжкие – в окружном суде. Особо важные государственные и политические преступления рассматривались в судебной палате. Высшей судебной инстанцией стал Сенат. Судьи в общие суды назначались царем, а присяжные заседатели выбирались на губернских собраниях.
Недостатки:
продолжали сохраняться мелкие сословные
суды –для крестьян. Для политических
процессов было создано Особое присутствие
Сената, проводили закрытые заседания,
что нарушало приступ гласности.
Городская реформа 1870 г. 0на заменила прежние сословные думы, созданные в соответствии с “Жалованной грамотой городам” 1785 г., всесословными выборными городскими учреждениями — городскими думами и городскими управами. Правом выбора в городскую думу пользовались лица, достигшие 25 лет и платившие городские налоги. Все избиратели, в соответствии с величиной уплачиваемых в пользу города сборов, делились на три курии. Первую курию составляла небольшая группа наиболее крупных владельцев недвижимой собственности, промышленных и торговых предприятий, которые платили в городскую казну 1/3 всех налогов. Во вторую курию входили более мелкие налогоплательщики, вносившие еще 1/3 городских сборов. Третья курия состояла из всех остальных налогоплательщиков. При этом каждая курия избирала равное число гласных в городскую думу, что обеспечивало преобладание в ней представителей крупной финансовой и торгово-промышленной буржуазии. Городское общественное самоуправление ведало решением хоз. вопросов: благоустройством города, развитием местной торговли промышленности, здравоохранения и народного образования, содержанием полиции, тюрем и т.д. Деятельность городского самоуправления контролировалась государством. Избранный городской думой городской голова утверждался губернатором или министром внутренних дел. Эти же чиновники могли наложить запрет на любое решение думы. Для контроля, за деятельностью городского самоуправления в каждой губернии создавался специальный орган — губернское по городским делам присутствие. Она, как и земская реформа способствовала приобщению широких, слоев населения к решению вопросов управления что служило предпосылкой для формирования в России гражданского общества и правового государства .
Военная реформа: 1874 - Устав о воинской повинности о всесословной воинской повинности мужчин, достигших 20 лет. Срок действительной службы устанавливался в сухопутных войсках – 6 лет, в на флоте – 7 лет. Отменялась рекрутская повинность. Сроки действительной военной службы определялись образовательным цензом. Лица, имеющие высшее образование служили 0,5 года. Для поднятия компетентности высшего военного руководства военное министерство было преобразовано в генштаб. Вся страна была разделена на 6 военных округов. Было проведено сокращение армии, были ликвидированы военные поселения. В 60-х началось перевооружение армии: замена гладкоствольного оружия нарезным, введение стальных артиллерийских орудий, улучшение конного парка, развитие военного парового флота. Для подготовки офицерских кадров создавались военные гимназии, юнкерские училища и академии. Все это позволило сократить численность армии в мирное время и вместе с тем поднять ее боеспособность.
От воинской обязанности освобождались, если был 1 ребенок в семье, если имел 2 детей или если на его содержании были престарелые родители. Была отменена палочная дисциплина. Прошла гуманизация отношений в армии.
Значение реформ :
способствовали более быстрому развитию капиталистических отношений в России.
способствовали началу формирования в Российском обществе буржуазных свобод (свобода слова, личности, организаций и т.п.). Были сделаны первые шаги по расширению роли общественности в жизни страны и превращении России в буржуазную монархию.способствовали формированию гражданского самосознания.способствовали быстрому развитию культуры и образования в России.
Школьная реформа 1864 демократизировала сферу начального и среднего образования, расширялась сеть учебных заведений, привлекала новые педагогические силы. Реформа печати (1865). Была значительно смягчена и ограничена цензура книг и периодической печати. Печать получила широкую возможность обсуждения политических и социальных вопросов.
24.2 Тоталитарное общество советского типа: причины формирования, основные черты, последствия
Вступление того
или иного общества в стадию модернизации
способно привести к особой организации
взаимодействия общества и власти, которая
может походить на прежние или отличаться
от таких свойственных прошлому властных
форм как деспотия, тирания, диктатура,
демократия и т. д. Под влиянием ряда объективных
факторов, присущих истории ХХ столетия
(роста экономики, культуры, образования,
урбанизации, социализации жизни человека
и др.), возникает движение к тоталитаризму,
связанное с пробуждением политического
сознания масс, и появляется стремление
к объединению в политические и общественные
организации, которые становятся способом
приобщения людей, не обладающих политическим
опытом, к политической деятельности.
На этой основе происходит формирование
человека массы. Человек массы или массовый
человек определяется не своей классовой
принадлежностью, а некоторыми идеалами
и ценностями, которые разделяют многие
члены общества. Поэтому необходимой предпосылкой
формирования человека массы является
создание монотонного и абстрактного
единства. Отсюда — установка на разрушение
классов, социальных групп и других ячеек
общества, обладающих какими-то своими
специфическими чертами и интересами,
подчинение их общему движению.Массовый
человек, впервые вступающий на арену
политического действия, нуждается в руководителе-вожде,
которому он доверяет, которому он безоговорочно
подчиняется и позволяет говорить от своего
имени, отказываясь от собственного личного
интереса и даже порою от здравого смысла.
Это то, что в свое время известный философ
и политолог Э. Фромм назвал "бегством
от свободы". Тем не менее для формирования
массового человека необходимы некоторые
хотя и невысокие, но совершенно определенные
жизненные стандарты, например элементарное
образование, чтобы по крайней мере быть
способным к усвоению идеологических
штампов и определенных понятий. В то же
время к движению могут сознательно примыкать
и высококультурные люди, как правило,
вследствие процесса деклассирования
и маргинализации отдельных общественных
групп. Эти люди формируют политическую
элиту движения, его лидеров, которые несут
на себе характеристику массы, разделяют
ее психологию и политическую философию.
Лидеры и массы образуют неразрывное единство.Предрасположенность
нашей страны к тоталитаризму коренилась
в ее прошлом и в том, что процесс модернизации
и связанный с нею революционный взрыв
происходили в стране, где деспотический
режим и централизованная бюрократия
управляли аморфным и бесструктурным
обществом, где политически не были организованы
ни остатки феодализма, ни зарождающиеся
капиталистические классы. Эти обстоятельства
предрасполагали к возникновению человека
массы и распространению большевистских
идей.Надо заметить, что в данном пункте
у представителей тоталитарной школы
с самого начала обнаруживается существенное
противоречие, из которого никак не могут
выпутаться наши доморощенные "тоталитаристы".
Одни, как например З. Бжезинский, считают
создателем тоталитарного режима Ленина,
другие, и их большинство, связывают становление
тоталитарного общества в СССР с утверждением
сталинского режима.
25.1 Российские реформы на рубеже 19-20 вв. С.Ю.Витте, Столыпин
Вступив на престол после трагической смерти своего отца, новый император АлександрIII (1881-1894) под напористым влиянием обер-прокурора склонился в сторону реакции. 29 апр.1881 появмлся царский манифест, в котором царь заявлял, что он берется за дело правления "с верою в силу и истину самодержавной власти, которую мы призваны утверждать и охранять для блага народного от всяких на нее поползновений". Правда, в манифесте было ещё сказано, что великие реформы минувшего царствования будут развиваемы дальше. Еще в авг. 1881 утверждено "Положение о мерах к сохранению гос. безопасности и общественного спокойствия. Глава губернии имел право запрещать собрания, закрывать органы печати и учебные заведения, арестовывать и высылать без суда неугодных лиц. В авг. 1882 приняты Временные правила о печати. Совещание 4х министров получило право закрыв. Прекратить издания и запрещать неугодным, лицам заниматься журналистской деятельностью. С 1883 стали действовать охранные отделения (охранка) — жандармские органы, которые специализировались на агентурной работе. В 1884 был издан новый университетский устав, уничтожавший университетскую автономию: ректоры университетов назначались правительством, которое могло также назначать и увольнять профессоров. Правительство стремилось придать образованию сословный характер. 12июля 1889 было издано "Положение о земских участковых начальниках", его целью было создать "крепкую и близкую к народу власть". В руках земских начальников соединились и судебная и административная власть над крестьянами. Изданное в 1890 новое положение о земских учреждениях усилило роль дворянского элемента в земских учреждениях, контроль администрации над этими учреждениями. 1892 принято новое Городское положение, которое значительно урезало самостоятельность городского самоуправления и в 3-4р. уменьшили число городских избирателей. Менее успешным было правительственное наступление на судебные учреждения. Решительных преобразований здесь провести не удалось. Правительств приняло ряд мер по русификации окраин. В Прибалтийском крае правительство боролось с германизацией: всем присутственным местам и должностным лицам ведено было вести делопроизводство и переписку на русском языке, было велено вести на русском языке преподавание ср. уч. заведениях. В управлении Кавказским краем прав-во Ал-раIII стремилось к "объедин. с прочими частями империи". Принят ряд стеснительных мер в отношении евреев. Черта еврейской оседлости (где разрешалось им жить) была сокращена, и в пределах "черты оседлости" евреям было запрещено селиться вне городов и местечек. В 1887 введена "процентная норма" для еврейских детей при поступлении в учебные заведения. В таможне. политическое русское правительство стало с новой энергией двигаться по пути протекционизма. В 1891 издан новый таможенный тариф. Российская крупная промышленность благодаря ряду протекционных мер становится в это время в особо благоприятные условия. Проводилось усиленное ж/д строит-во; привлек. иностр. капиталы (особ. для развит. южнорусской металлург-кой промышленности). Отеч-ым капиталистам-предприним-ям предоставлялись от казны льготы и пособия. 1892 мни-р фин-ов - С.Ю.Витте. Он успешно провел в 1897 денежную реформу, ввел в России золотую валюту; золотые монеты ходили наравне с кредитными билетами. Для увеличения гос. доходов введена казенная винная монополия, которая в нач. XX в. ежегодно давала казне ~500млн. руб. 1891-начато сооружение великого сибирского пути (от Челябинска до Владивостока), который должен был иметь огромное народнохозяйственное и общегосударственное значение. Рост крупной фабрично-заводской пром-ти на начальных стадиях развития капитализма сопровождался в России (как и в Европе) усиленной эксплуатацией рабочих — тяжелыми условиями работы и недостататочной оплатой ееà недовольство и протесты рабочей массы. Правительство Александра III принимало ряд мер для улучшения эк. положения крестьян. Были понижены выкупные платежи с крестьянских надельных земель. 1882-учрежден Крестьянский поземельный банк, который должен был помогать крестьянам и крестьянским общинам покупать частновладельческие земли. В 1883-1885 гг. была понижена, а потом отменена подушная подать с крестьян. В 1889 были изданы правила переселения малоземельных крестьян за Урал. Но все эти частные меры правительства не могли поднять общего уровня крестьянского благосост. В 1891-1892 в Поволжье от засухи случился неурожай, кот-й вызвал чрезвычайную нужду и даже голод в целых двадцати, по преимуществу черноземных, губерниях. На борьбу с голодом правительство и общественные круги должны были потратить много усилий и средств.