Шпаргалка по "Отечественной истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 17:47, шпаргалка

Краткое описание

Билет 1.1 Сущность, формы и функции исторического знания
1.2 Отмена крепостного права. Манифест 19 февраля 1861г. и его реализация.
Билет 2.1 Методологические подходы, методы и источники изучения истории.
2.2 Причины, ход и итоги «Холодной войны»(1946-1992)

Файлы: 1 файл

готовые ответы.doc

— 657.00 Кб (Скачать)
    1. СССР  накануне и в начальный  период Второй мировой войны  

 Накануне  ВОВ Социально-экономическая ситуация в стране. 1. в 1940 завершилась индустриализация. СССР -мощная индустриальная держава. В рамках индустриализации созданы новые промышленные базы на востоке, появились отрасли промышленности, без которых невозможно оснащение армии. 2. резко выросли гос. резервы и мобилизационные запасы. 3. ассигнование на военные нужды 32,6% гос.бюджета. 4. в 1940 - восьмичасовой рабочий день при семидневной рабочей неделе и установлена уголовная ответственность за опоздания и прогулы. 5. коллективизация позволила государству сосредоточить в своих руках все продовольственные резервы. 6. шла активная разработка новых образцов боевой техники (танки, артиллерия). Необходимых масштабов производства современного оружия достичь не удалось. К лету 1941на востоке выпускалось около 20% оборонной продукции. с/х было недостаточно эффективным. Ситуация в армии. В 1939-1940 численность Красной Армии выросла почти втрое и составила 5.3 млн. человек. Завершился переход к единой кадровой системе комплектования войск. Армия вооружена в основном устаревшей техникой, в результате репрессий армия потеряла 55% командного состава, армия была дезориентирована советско-германскими договорами Политическая ситуация: Тоталитарная система лишь внешне цементирует общество, а внутренне оно крайне неустойчиво, ибо лишено самостоятельности и устойчивости. Репрессии серьезно ослабили кадровый, интеллектуальный и культурный потенциал общества, что не могло не сказаться на всех сферах общественной жизни. Проблемы идеологии (психологическое состояние общества). Культ личности породил слепую веру в непогрешимость вождя и отсутствие всяких сомнений в грядущей победе. Идеологическая неразбериха в связи с советско-германскими соглашениями. Психологическая ситуация - сочетание энтузиазма со страхом и неуверенностью. Внешняя политика СССР накануне войны: 1. борьба за коллективную безопасность 2. противодействие Мюнхенскому сговору 3. март-август 1939 - неудачные переговоры СССР с Англией и Францией. 4. август 1939 - 3 группы переговоров: Военных миссий СССР, Англии и Франции.Военных миссий Англии и Германии Военных миссий СССР и Германии 5. августа 1939 - заключен договор о ненападении между СССР и Германией (срок 10 лет) 6. лето 1938 - бои у озера Хасан 7. май-лето 1939 - бои на Хавнен Гале (Япония получила серьезный урок) 8. сентября 1939 - Красная Армия вступила в Западную Украину и Западную Белоруссию. 9. сентября 1939 - договор о дружбе и границе с Германией. 10. ноябрь 1939 - март1940 - советско-финляндская война 11. лето 1940 - Бесарабия, Северная Буковина и Прибалтика входят в состав СССР. 12. декабря 1940 - утверждение Гитлером плана нападения на СССР. Проблема готовности СССР к войне: Проблему подготовки к войне в полном объеме решить не удалось, но ответ на вопрос о готовности дала сама история - Германия потерпела поражение.  
СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. ВОВ.СССР накануне и в начальный период войныПолит. и экон. разв-е СССР в начале 38-41гг. остав. сложным и противоречивым. Это объяснялось культом личности Сталина, всевластием партийного руководства, дальнейшим укреплением бюрократизации и централизации упр-я. Одновр. росла вера большей части народа в социалистические идеалы, трудовой энтузиазм и высокая гражданственность. Экон. пол-ка: 3 план пятилетки, строительство авиационных, танковых, и др. оборонных заводов.Социальная политика: введение 8-часового рабочего дня, 7-дневной рабочей недели, принят закон о судебной ответственности.Укрепление армии: введение всеобщей воинской обязанности.
 

Билет 13.1 Реформы Петра 1 и  начало российской модернизации

Причины

Уже нарвское поражение дало мощный толчок проведению реформ, прежде всего военной.

"Реформы  Петра" - этот своего рода феномен  экономической, политической и  социальной жизни России XVIII в. - всегда вызывали бурные споры в отечественной исторической науке, одним из самых спорных вопросов был следующий: петровские реформы - эволюция или революция? И та, и другая точки зрения имели своих сторонников, но истина, как это часто бывает, где-то посередине. Нельзя отрицать тот факт, что предпосылки преобразований времени Петра зрели на протяжении предшествующего столетия. Но нельзя сбрасывать со счетов и такие обстоятельства, как личность самого Петра, влияние затяжной и тяжелой войны (не случайно реформы начинаются с армии и флота). В ходе Северной войны в стране были созданы мощная армия и военно-морской флот, оснащенные передовым для того времени вооружением, артиллерией.

Но все-таки важнейшими являлись реформы государственного аппарата, управления.

Реформы

22 февраля  1711 г. Петр I учредил Правительствующий  Сенат, заменивший Боярскую Думу. Сенат, состоявший из 9 членов, был  высшим правительственным учреждением  в стране, но вся законодательная  власть принадлежала царю. Этот  орган власти разрастался, и к концу царствования Петр перешел к иным формам контроля над этим органом. Вместо дежурных штаб-офицеров гвардии он назначил при Сенате высшего чиновника - генерал-прокурора. С 1714 г. возник еще особый институт фискалов, которые должны были бороться со злоупотреблениями чиновников. Фискалы подчинялись только особому лицу, находившемуся при Сенате - генерал-обер-фискалу. Для контроля за самим Сенатом в 1715 г. был назначен специальный генерал-ревизор. Естественно, что на все эти посты Петр I назначал своих любимцев.

В 1718 г. были ликвидированы старые приказы  и взамен их введены коллегии. Было учреждено всего 11 коллегий.

Ломке было подвергнуто и все областное  управление. В 1708 г. вся страна была разделена на 8 губерний: Московскую, Санкт-Петербургскую, Киевскую, Смоленскую, Архангельскую, Казанскую, Азовскую и Сибирскую. Позднее были образованы еще три новые губернии: Нижегородская, Астраханская и Рижская, а Смоленская была расформирована. Во главе губернии стоял губернатор с весьма широкими полномочиями.

В 1719 г. областная реформа получила дальнейшее свое развитие: основной административной единицей на местах стала провинция. Всего было образовано 50 провинций. Во главе каждой из провинций стоял воевода.

В результате реформ государственного аппарата и власти на местах в России было создано государство, которое в исторической литературе было удачно названо "регулярным государством". Это было абсолютистское бюрократическое государство, пронизанное слежкой и шпионажем.

Основу  экономической политики Петра составляла концепция меркантилизма, господствовавшая тогда в Европе. Сутью ее было накопление денег за счет активного баланса торговли, вывоза товаров на чужие рынки, ввозу на свой, что предполагало вмешательство государства в сферу экономики.

Уже в  годы Северной войны государственное  предпринимательство развивается  в двух направлениях: активизируется производство в старых промышленных районах и создаются новые районы промышленного производства. Особенно хорошо это видно на примере металлургии, но Петр создает мануфактуры и в легкой промышленности.

Специальным указом Петр разрешил предпринимателям покупать крепостных. Причем, такие  крестьяне числились не лично  за владельцем, а за тем предприятием, для которого они были куплены. Они  назывались посессионными и могли продаваться только со всем предприятием.

Создание  собственной промышленности государство  сочетало с организацией собственной  торговли, а для захвата торговли применялся такой примитивный, но действенный  способ, как введение монополий на заготовку и сбыт определенных товаров. Первой была введена монополия на соль, но особое значение приобрела монополия на продажу товаров за границу.

Петровская  эпоха знаменовалась не только грандиозными сдвигами в экономике, внешней политике, но и в социальной структуре Российского государства. Идет процесс унификации сословий, сословная структура упрощается, становится ясной и четкой. Этому способствовали меры, направленные на консолидацию дворянского сословия и, прежде всего, указ о единонаследии 1714 г. и "Табель о рангах", изданная в 1722 г. Указ о единонаследии разрешал дворянам передавать недвижимую собственность только старшему в роде. В результате его осуществления была ликвидирована разница между поместным и вотчинным землевладением, которые существовали в России на протяжении предшествующих нескольких столетий.

"Табель  о рангах" вводила в обиход 14 рангов: в военной службе - от  прапорщика до генерал-фельдмаршала, во флоте - от "артиллерии констапеля" до генерал-адмирала, в гражданской - от коллежского регистратора до канцлера. Самым высших чином был 1-й ранг, или "класс", а самым низшим - 14-й класс. Все чины первых восьми рангов давали права потомственного дворянства. Вместо "породы" и "знатности" основными условиями прохождения служебной лестницы сделались пригодность к службе и личные способности.

С 1718 г. Петр перешел к новой системе сбора прямых налогов - подушному обложению взамен старого, подворного обложения, которое уже не давало должного эффекта. Была проведена перепись населения, причем, в отношении уклонявшихся от переписи, применялись самые крутые меры. С введением подушной подати число плательщиков прямых налогов значительно расширилось. Новый прямой налог был в 2-2,5 раза больше суммы всех прежних прямых налогов.

Все эти  меры в области социальной политики привели к тому, что в результате петровского правления все население было объединено, пусть и достаточно искусственно, в 3 сословия: одно из них было привилегированным и служилым - дворянство, а посадское население и крестьянство несли тягло. Над всей этой структурой возвышался государственный аппарат, который все более бюрократизировался во главе со всемогущим монархом. 

13.2  СССР в середине 60-80 : нарастание кризисных  явлений. Л.И.Брежнев

После смещения Хрущева во главе страны оказался Брежнев.  В сфере экономики  ощущалась  необходимость скорейших реформ.  Но осуществление их шло с самого начала под воздействием административно-командного образа мышления. Ликвидировалась  совнархозная  система управления  промышленностью. Вместо нее стали бурно создаваться министерства,  причем их количество  постоянно увеличивалось и достигло к началу 80-х годов около 100 союзных и 800 республиканских.

В сентябре  1965  года принимается решение о начале экономической реформы. Предполагалось,  что реформа позволит преодолеть недостатки, о которых уже открыто говорилось в печати (рост капиталовложений и незавершенного строительства, массовое производство изделий не находивших сбыта, несоответствие роста заработной платы росту производительности труда).

Суть реформы  состояла в следующем:  сокращение плановых показателей, доводимых до предприятий; создание на предприятиях фондов материального стимулирования; введение твердой, не зависящей от прибыли, платы за использование предприятиями производственных фондов, т.е., своего рода, введение продналога в промышленности;  финансирование промышленного строительства не путем выдачи безвозвратных дотаций,  а  путем выдачи кредитов;  недопущение  изменения  планов  без  согласования  с предприятиями. Активную роль в попытке реализовать реформу сыграл  Косыгин.

Первые шаги  реформы  вселяли  надежду.  Ускорился  экономический рост. Восьмая  пятилетка,  совпавшая по времени с проведением реформы, оказалась выполненной по ряду важнейших экономический показателей. Но уже в ходе её осуществления начались корректировки, исправления, дополнения, в результате которых к началу 70-х гг. её сущность оказалась искажена настолько, что она фактически перестала действовать.

Попытка провести реформу, при одновременном  свертывании  процесса демократизации в политической сфере, оказалась безуспешной.  В этом основная причина неудачи реформы 1965 года.  Необходимо учесть и то, что большая часть  партийно-хозяйственного  аппарата  сформировалась в сталинскую эпоху,  с присущими ей методами хозяйствования и  руководства. Сказывались и недостатки самой реформы,  её непоследовательность, господство вала,  приведшее к формальному перевыполнению планов многими предприятиями и  отраслями.  В начале 70-х годов,  свертывание реформы оказалось не так болезненным,  как в предыдущем периоде.  Освоение западносибирских источников  нефти  позволило  организовать значительный экспорт её за рубеж. Приток нефтедолларов позволил оттянуть проявление негативных последствий в экономическом развитии.  Попытки улучшить механизм планирования, стимулирования и управления предпринимались уже в меньших масштабах ещё не раз,  но они оказались малоуспешными. Принцип директивного управления оставался неизменным, проводились лишь частичные перемены и изменения. Осуществлялись меры по дальнейшей концентрации производства,  создавались промышленные объединения -  агропромышленные, торгово-промышленные,   научно-производственные,  упразднялись отдельные бюрократические надстройки. Наряду с этим предусматривалось создание территориально-производственных  комплексов  и  форсированное развитие отдельных отраслей экономики.  В середине 70-х гг. в СССР  велась работа над 15 крупнейшими народнохозяйственными программами, в том числе по развитию сельского хозяйства в Нечерноземной зоне РСФСР, созданию Западно-Сибирского территориально-производственного комплекса, строительству БАМа  и  т.д.

Однако эти  задачи решались в основном экстенсивными  методами. Министерства развивали строительство  новых  предприятий,  вместо  того, чтобы решать задачи более полного  использования существующего оборудования. От предприятий постоянно  требовали  увеличения производственных показателей. Сохранение командного механизма лишало  предприятия всякой самостоятельности. Планировались вся номенклатура изделий (по стране более 20 млн.), показатели, себестоимость. Нарастал  дефицит бюджета,  требовались постоянные денежные вливания в экономику.

Информация о работе Шпаргалка по "Отечественной истории"