Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 17:47, шпаргалка
Билет 1.1 Сущность, формы и функции исторического знания
1.2 Отмена крепостного права. Манифест 19 февраля 1861г. и его реализация.
Билет 2.1 Методологические подходы, методы и источники изучения истории.
2.2 Причины, ход и итоги «Холодной войны»(1946-1992)
«Что касается общины, то она возможна лишь до тех пор, пока имущественные различия между членами ничтожны. Как только эти различия становятся значительными, как только некоторые её члены становятся должниками - рабами других, более богатых членов - так её дальнейшее существование невозможно» (3).
В настоящее время в ряде стран Азии и Африки сохранилась общинная форма земельной собственности, а основной социально-экономической ячейкой является крестьянская община.
Рабовладельческий
строй характеризуется существованием
различных видов субъектов
Земельная
собственность в эпоху
Государственная собственность являлась первой формой феодальной земельной собственности на Руси, которая сложилась к IX-X столетиям. С XI в. начала складываться индивидуальная, вотчинная собственность. С конца XV в. раздачи земель московскими князьями в вотчину шли параллельно с пожалованием поместий. И бояре, и дворяне могли быть владельцами как вотчин, так и поместий. Вотчина являла собой владение, передаваемое по наследству с правом отчуждения. В течение XVI в. происходило сближение юридического статуса вотчины и поместья. В результате земли государственной собственности оказались на окраинных территориях и к середине XVII в. составляли около 10% пашни. Поместья - это неотчуждаемая (условная) земельная собственность, обусловленная службой жалователю земли. Помещиками становились служилые люди - от холопов до представителей родовитых фамилий. Поместная система, образовавшаяся на основе этой формы собственности, имела цель - формирование слоя служилых землевладельцев, тесно связанных с государством (4).
Земельные владения духовных корпораций появились столетие спустя после принятия христианства. Однако государство осуществляло контроль за сделками монастырских земельных участков, проводило их конфискацию, размещало на них служилых людей. Что касается общинной собственности, то при распространении государственной и различных видов частной собственности (вотчинная, поместная, духовных корпораций), доля её значительно сократилась. Поэтому порядок крестьянского землепользования на участках других собственников можно отнести к «общинному владению». К середине XVII в. в собственности бояр и дворян находилось 56% земли, у духовенства - 16%, у дворцового ведомства -8%. Остальные 20% приходились на долю черносошного крестьянства, посадских людей, других лично свободных людей (4, с. 52-54).
Таким
образом, в основе подразделения
форм собственности лежит субъект
землепользования.
С распадом
СССР началась история новой совр.
России. Сегодня еще сложно с истор.
т. зр. оценить развал СССР и последовавшие
за этим события, т.к. прошло очень мало
времени, нет необходимого отстранения
от эпохи, до конца еще мы не можем представить
всех последствий этого события. Но и сегодня
явно наметились те отриц. тенденции, кот.
вызваны событиями 1991 г. многие историки
по значимости сравнивают 1991 г. с событиями
октября 1917 г. в России.Наиболее серьезным
оказ. упадок в российской экономике. В
конце 1991 г. было сформировано новое прав-во,
кот. возглавлял Е. Т. Гайдар, ученый-экономист,
сторонник либерально-рыночных отношений.
Реформы нач. с “шоковой терапии”. Они
включили обвальную либерализацию цен,
произошел невиданный рост цен. В рез-те
появ. товары, но были потеряны сбережения
миллионов граждан. Сбережения, нередко
собираемые в течение всей жизни, разом
были обращены в прах, причем так, что экономика
не смогла извлечь из них ни малейшей выгоды.
Многократно снизилась з/п у работников
бюджетной сферы. Одновр. нач. реформа
по разгосударствлению гос. собств-ти.
Она вкл. план “ваучеризации”, разраб.
А. Б. Чубайсом, кот. предусматривал раздачу
ваучеров, т.е. приватизационных чеков,
всему населению страны. Ваучеры, клочки
бумаги, розданные населению вместо денег,
оказались бесполезными. Другой формой
разгосударствления стало акционирование
собств-ти. Исп. также и продажа собств-ти
с аукциона. Все это позволило обесп. массовое
разгосударствление собств-ти, но ее владельцами
стал узкий слой граждан России, большинство
из них - бывшие работники партийных, комсомольских,
профсоюзных орг-й.
Билет 16.1 Крепостное право в России(17-19в)
Крепостное право в России. Принято отличать крепостничество как систему социальных отношений от К. п. как юридической формы их выражения. Тип зависимости, выражаемый понятием «крепостничество», можно проследить в его генезисе на Руси примерно с 11 в., хотя до конца 16 в. крепостная форма эксплуатации (наиболее полная форма феодальной зависимости) охватывала лишь отдельные категории сельского населения. В 12 в. близкой по характеру к крепостничеству была эксплуатация ролейных (пашенных) закупов и смердов на барщине. По Русской правде княжий смерд ограничен в имущественных и личных правах (его выморочное имущество идёт князю; жизнь смерда приравнена к жизни холопа: за их убийство назначается одинаковый штраф — 5 гривен). В 13—15 вв. отношения феодальной зависимости распространялись на значительное число крестьян, но крепостничество ещё было развито слабо. С середины 15 в. для некоторых категорий крестьян отдельных вотчин устанавливается ограничение выхода неделей до и после Юрьева дня осеннего. Срок выхода, указанный в грамотах середины 15 в., подтвержден в качестве общегосударственной нормы Судебником 1497, которым также установлен размер выходной пошлины («пожилого»). Судебником 1550 был увеличен размер «пожилого» и установлена дополнительная пошлина («за повоз»). Временное (см. Заповедные лета), а затем и бессрочное запрещение крестьянского выхода было подтверждено указом 1597, устанавливавшим пятилетний срок сыска беглых (урочные лета). В 1607 был издан указ, впервые определявший санкции за приём и держание беглых (штраф в пользу государства и «пожилое» старому владельцу беглого). Основную массу дворянства устраивали продолжительные сроки сыска беглых крестьян, однако крупные землевладельцы страны, а также дворяне южной окраины, куда шёл большой приток беглых, были заинтересованы в коротких сроках сыска. На протяжении всей 1-й половины 17 в. дворяне подают коллективные челобитные об удлинении урочных лет. В 1642 установлен 10-летний срок для сыска беглых и 15-летний — для сыска вывезенных помещиками чужих крестьян. Соборное уложение 1649 определило бессрочность сыска, т. е, возврату подлежали все крестьяне, бежавшие от своих владельцев после составления писцовых книг 1626 или переписных книг 1646—47. Но и после 1649 устанавливались новые сроки и основания для сыска, которые касались крестьян, бежавших на окраины: в районы по засечной черте (указы 1653, 1656), в Сибирь (указы 1671, 1683, 1700), на Дон (приговор 1698 и др.). Причём дворянство постоянно домогалось, чтобы сыск беглых крепостных крестьян осуществлялся за счёт государства. Большое внимание законодательство 2-й половины 17 в. уделяло наказаниям за приём беглых.
В России
в 17 — 1-й половине 18 вв. изживались
различия между отдельными
Постепенно
в связи с развитием в недрах
феодализма капиталистических
Крепостное право, совокупность юридических норм феодального государства, закреплявших наиболее полную и суровую форму крестьянской зависимости при феодализме. К. п. включало запрещение крестьянам уходить со своих земельных наделов (т. н. прикрепление крестьян к земле или «крепость» крестьян земле; беглые подлежали принудительному возврату), наследственное подчинение административной и судебной власти определённого феодала, лишение крестьян права отчуждать земельные наделы и приобретать недвижимость, иногда — возможность для феодала отчуждать крестьян без земли. «Основной признак крепостного права тот, что крестьянство... считалось прикрепленным к земле, — отсюда и само понятие — крепостное право» (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 39, с. 75—76).
К. п. предполагало
наличие достаточно сильной
16.2 Внешнеполитическая деятельность России в условиях новой геополитической ситуации 20-21в
После 1985 г. начинается новый внешнеполитический курс советского государства на основе так называемого нового политического мышления. Этот курс исходил из тезиса о многообразном, взаимозависимом и целостном мире. Провозглашалась невозможность решения международных проблем силовыми методами. Универсальным способом решения международных вопросов объявлялся баланс интересов, приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми. Советское руководство осознало реальную угрозу ядерного самоуничтожения человечества, невозможность экономики дальше выдержать колоссальную нагрузку холодной войны.В ходе обновления внешней политики СССР были выведены советские войска из Афганистана, нормализованы отношения с Китаем. Заключенные с США договоры об уничтожении ракет средней и малой дальности и о сокращении стратегических вооружений означали начало принципиально новой тенденции к сокращению ядерного оружия.Однако, несмотря на серьезный поворот от конфронтации к сотрудничеству между государствами с различными социальными системами и отказ от идеи мировой революции, новое политическое мышление складывалось постепенно и еще медленнее переводилось на язык конкретных политических инициатив. В 1985—1988гг. в ней продолжал оказываться пропагандистский налет. Тем не менее СССР выступил инициатором ликвидации международной конфронтации и «холодной войны» в отношениях между государствами.С 1989 г. идеологические принципы стали оказывать все меньшее влияние на внешнюю политику СССР. На первый план во внешней политике выступили не идеи мировой революции, а общечеловеческие, мировые глобальные проблемы: спасение человечества от ядерной войны, экологической катастрофы, нищеты, голода, болезней и т. д.Глобальные проблемы человечества можно решить лишь сообща на основе взаимодействия всех государств, а для этого нужно сбросить с плеч народов бремя милитаризма. На гонку вооружений в мире ежегодно расходуется около 1 триллиона долларов. Этих денег с избытком хватило бы на решение всех проблем экологии.Конструктивное решение международных проблем возможно только путем мирных переговоров, путем учета законных, национальных интересов всех стран мира. В этих условиях неимоверно возрастает роль ООН в решении международных проблем.В связи с демократическими революциями в странах Восточной Европы изменились отношения между ними, распался военно-политический союз социалистических государств — Варшавский договор. Эти драматические события, а также распад СССР потребовали от России налаживания новых международных отношений, переоценки имеющихся прежних связей и договоренностей. Прежние союзные республики, став самостоятельными государствами и членами ООН, потребовали от России строить свои отношения с ними на равноправных основах как с субъектами международного права. Налаживание отношений с «ближним Зарубежьем» для России стало одним из главных.
Таким образом, в области внешнеполитических отношений произошло фундаментальное переосмысление всех прежних оценок с перспективой мирного сосуществования. «Третий мир» перестал быть сферой конфронтации между великими державами, между Востоком и Западом. Россия выступила правопреемником обязательств СССР в международном масштабе. Это потребовало согласования в разрешении международных проблем.См. реферат
Билет 17.1 Мануфактурно-промышленное производство в России (17-19в)
Мануфактура - (позднелат. manufactura, от лат. manus — рука и factura — изготовление), форма промышленного производства, основанная на разделении труда и ручной ремесленной технике, предшествующая крупной машинной индустрии. См реферат
17.2 Культурная жизнь страны в 1920-е годы. Внешняя политика 1920 годы
Первым внешнеполитическим
актом Советского государства стал
декрет о мире. Однако очень скоро
выяснилось, что дипломатические отношения
можно установить только с союзниками
Германии - так называемыми Центральными
державами. Заключение Брестского мира
означало временную передышку. Германский
дипломат Пауль фон Хинце так прокомментировал
Брестский договор: «Большевики – подлые
и в высшей степени противные люди, но
это не помешало нам навязать им Брестский
мир… Мы не сотрудничаем с ними, а используем
их. Это политично, и это – политика». Но,
спустя время, стало ясно, кто кого использовал.
После поражения Германии в Первой мировой
войне Брестский мир был аннулирован советским
правительством, и Красная Армия двинулась
на Украину, Белоруссию и Прибалтику. В
первые годы своего существования Советское
государство вынужденно было решать две
задачи. С одной стороны необходимо было
признание советской власти со стороны
основных мировых держав. С другой стороны,
Ленин и его соратники никогда не отказывались
от курса на мировую революцию, что означало
свержение существующих правительств
и установление в сопредельных государствах,
а в перспективе и во всем мире коммунистических
режимов. Так, 17 марта 1920 г. Ленин по прямому
поводу требовал от находившегося на юге
Сталина ускорить операцию по ликвидации
деникинских войск в Крыму, поскольку
«только что пришло известие из Германии,
что в Берлине идет бой и спартаковцы (члены
коммунистического «Союза Спартака»)
завладели частью города. Кто победит,
неизвестно, но для нас необходимо… иметь
вполне свободные руки, ибо гражданская
война в Германии может заставить нас
двинуть на запад на помощь коммунистам».
В действительности в те дни бои в Берлине
вели не коммунисты, а правые путчисты
во главе с землевладельцем Вольфгангом
Каппом. Однако вскоре поход к германским
границам всё же состоялся – во время
советско-польской войны, но закончился
катастрофой под Варшавой. Стало ясно,
что «экспортировать революцию» на красноармейских
штыках – задача трудновыполнимая. Оставалось
надеяться, что внутренние проблемы в
сильно пострадавших от Первой мировой
войны Германии, Польше и других странах,
лежащих к западу о советских границ, вызовут
там коммунистические восстания, на помощь
которым придёт Красная Армия.Государства,
ранее входившие в состав Российской империи
(Польша, Латвия, Литва, Эстония, Финляндия,
а также присоединившая российскую Бессарабию
Румыния) назывались «лимитрофами», т.
е. «пограничными». По замыслу Англии и
Франции они должны были составить своеобразный
«санитарный кордон» против проникновения
большевиков в Германию и далее на Запад.
Первых успехов советской дипломатии
удалось добиться в сопредельных государствах.
В 1919 г. Советскую Россию признал Афганистан,
в 1920 г. – Эстония и Иран, а в 1921 г. были
установлены дипломатические отношения
с МонголиейСледующий шаг в прорыве дипломатической
блокады был сделан в 1922 г., когда советскую
делегацию пригласили на делегацию в Германию
для обсуждения вопроса о долгах царского
и Временного правительства. Признание
этих долгов являлось одним из основных
условий политического признания Советского
государства. И хотя решить эту проблему
не удалось, советские дипломаты все же
смогли одержать победу, правда в другом
деле. Германия, проиграв войну, оказалась
в униженном положении. В этой ситуации
16 апреля 1922 г. был подписан советско-германский
договор о восстановлении дипломатических
отношений и экономическом сотрудничестве.
По договору СССР и Германия отказывались
от возмещения убытков, которые обе стороны
потерпели в Первой мировой войне. Кроме
того, Германия отказывалась от претензий
на национализированную в России собственность
германских подданных. Тем не менее, до
осени 1923 г. в Кремле не оставляли надежд
на победу германской революции. В Германию
тайно направлялись агенты Коминтерна,
военные специалисты, сотрудники ОГПУ
и разведывательного управления Красной
Армии. Кроме того на финансирование германской
компартии были потрачены сотни тысяч
долларов. Однако после неудачи восстания
в Гамбурге в сентябре 1923 г. Сталин, Зиновьев,
Троцкий и другие большевистские руководители
поняли, что мировая революция откладывается
на неопределенный срок.Постепенно удалось
установить дипломатические отношения
с Англией и Францией. СССР был заинтересован
в торговле с этими странами. Британское
правительство во главе с Джеймсом Макдональдом
признало СССР в феврале 1924 г., а французское
в октябре.На востоке Советский Союз особенно
большое внимание уделял Китаю. Ещё в 1919
г. советское правительство заявило об
отказе от всех прав и привилегий, которыми
обладала в Китае Российская империя.Дипломатические
отношения с Китаем были установлены в
1924 г. Центрального правительства в стране
фактически не было, там шла гражданская
война. Москва поддерживала гоминьдан,
возглавляемый Сунь Ятсеном и выступавший
в союзе с китайской компартией. Войска
гоминьдана вели борьбу на севере страны
с армиями китайских генералов Чжан Цзолина,
которого поддерживала Япония, и У Пейфу,
которому помогали Англия и США.Правительству
Сунь Ятсена направлялась советская помощь.
В город Кантон прибыла группа военных
советников во главе с командармом Василием
Блюхером. Их опыт помог реорганизовать
Национальную армию, одержавшую ряд побед
в 1926-1927 г. После этого главнокомандующий
армией гоминьдана маршал Чан Кайши, который
сменил умершего Сунь Ятсена, фактически
разорвал союз с коммунистами. В июле 1929
г. войска Чжан Цзолина захватили Китайско-Восточную
железную дорогу, но в ноябре их разбили
части Особой Дальневосточной армии. В
связи с этим были разорваны дипломатические
отношения с центральным китайским правительством
в Нанкине, возглавляемым Чан Кайши. Восстановить
их удалось в 1932 г., после того как Япония
в 1931 г. оккупировала Манчжурию.На Среднем
Востоке СССР весной 1929 г. предпринял военную
интервенцию в Афганистан, чтобы поддержать
дружественное правительство короля Амануллы-хана,
против которого поднялось народное восстание.
За время похода на север страны было убито
и ранено до 120 красноармейцев и около
8 тыс. афганцев. Однако к тому времени
король уже оставил Кабул и эмигрировал
в Индию. Советский корпус вынужден был
вернуться. Вскоре в Афганистане установился
британское влияние.