Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 17:47, шпаргалка
Билет 1.1 Сущность, формы и функции исторического знания
1.2 Отмена крепостного права. Манифест 19 февраля 1861г. и его реализация.
Билет 2.1 Методологические подходы, методы и источники изучения истории.
2.2 Причины, ход и итоги «Холодной войны»(1946-1992)
Билет 22.1 Реформаторская деятельность при Александре 1 Сперанский
Александр I взошел на российский престол, намереваясь осуществить радикальную реформу политического строя России путем создания конституции, гарантировавшей всем подданным личную свободу и гражданские права. Он сознавал, что подобная «революция сверху» приведет фактически к ликвидации самодержавия и готов был в случае успеха удалиться от власти. Однако он также понимал, что нуждается в определенной социальной опоре, в единомышленниках. Ему необходимо было избавиться от давления как со стороны заговорщиков, свергнувших Павла, так и поддерживавших их «екатерининских стариков». Уже в первые дни после воцарения Александр объявил, что управлять Россией будет «по законам и по сердцу» Екатерины II. 5 апреля
1801 был создан Непременный совет — законосовещательный орган при государе, получивший право опротестовывать действия и указы царя. В мае того же года Александр внес на рассмотрение совета проект указа о запрещении продажи крестьян без земли, но члены Совета дали понять императору, что принятие подобного указа вызовет брожение среди дворян и приведет к новому государственному перевороту. После этого Александр сосредоточил свои усилия на разработке реформы в кругу своих «молодых друзей» (В. П. Кочубей, А. А. Чарторыйский, А. С. Строганов, Н. Н. Новосильцев). Ко времени коронации Александра (сентябрь 1801) Непременным советом были подготовлены проект «Всемилостивейшей грамоты, Российскому народу жалуемой», содержавшей гарантии основных гражданских прав подданных (свобода слова, печати, совести, личная безопасность, гарантия частной собственности и т. д.), проект манифеста по крестьянскому вопросу (запрет продажи крестьян без земли, установление порядка выкупа крестьян у помещика) и проект реорганизации Сената. В ходе обсуждения проектов обнажились острые противоречия между членами Непременного совета, и в результате ни один из трех документов обнародован не был. Было лишь объявлено о прекращении раздачи государственных крестьян в частные руки. Дальнейшее рассмотрение крестьянского вопроса привело к появлению 20 февраля 1803 указа о «свободных хлебопашцах», разрешавшего помещикам отпускать крестьян на волю и закреплять за ними землю в собственность, что впервые создавало категорию лично свободных крестьян. Параллельно Александр осуществлял административную реформу и реформу образования.
В эти же годы сам Александр уже почувствовал вкус власти и стал находить преимущества в самодержавном правлении. Разочарование в ближайшем окружении заставило его искать опору в людях, лично ему преданных и не связанных с сановной аристократией. Он приближает к себе сначала А. А. Аракчеева, а позднее М. Б. Барклая де Толли, ставшего в 1810 военным министром, и М. М. Сперанского, которому Александр поручил разработку нового проекта государственной реформы. Проект Сперанского предполагал фактическое преобразование России в конституционную монархию, где власть государя была бы ограничена двухпалатным законодательным органом парламентского типа. Реализация плана Сперанского началась в 1809, когда была отменена практика приравнивания придворных званий к гражданским и был введен образовательный ценз для гражданских чиновников. 1 января 1810 был учрежден Государственный совет, заменивший Непременный. Предполагалось, что изначально широкие полномочия Государственного совета будут затем сужены после учреждения Государственной думы. В течение 1810-11 в Государственном совете обсуждались предложенные Сперанским планы финансовой, министерской и сенатской реформ. Реализация первой из них привела к сокращению бюджетного дефицита, к лету 1811 было завершено преобразование министерств. Между тем сам Александр испытывал сильнейшее давление придворного окружения, включая членов его семьи, стремившихся не допустить радикальных реформ. Определенное влияние на него, по-видимому, оказала и «Записка о древней и новой России» Н. М. Карамзина, которая дала, очевидно, повод императору усомниться в правильности избранного им пути. Немаловажное значение имел фактор и международного положения России: усиливавшееся напряжение в отношениях с Францией и необходимость подготовки к войне давали возможность оппозиции трактовать реформаторскую деятельность Сперанского как антигосударственную, а самого Сперанского объявить наполеоновским шпионом. Все это привело к тому, что склонный к компромиссам Александр, хотя и не веривший в вину Сперанского, в марте 1812 отправил его в отставку.
22.2 Формирование однопартийного политического режима 1917-1920
Февральская революция
установила республиканский политический
режим без его оформления конституционным
образом. Утвердившееся благодаря поддержке
Советов рабочих и солдатских депутатов
Временное правительство, где доминировали
либералы, а позднее вошли меньшевики
и эсеры, не решалось взять на себя ответственность
ни за наделение крестьян землей, ни за
окончание войны, ни за созыв Учредительного
собрания.
Февральский политический режим носил
откровенно переходный характер и должен
был закончиться установлением либо правой
военной (корниловской), либо левой коммунистической
диктатурой — две реальные альтернативы
осени 1917 г. Зародившаяся советская
система власти была изначально подлинно
народной, исторически обоснованной и
логичной, продолжением соборной традиции,
не случайно Советы стихийно возникли
во всех городах страны с различными схемами
выборов.
Билет 23.1 Внутренняя политика Николая 1: крестьянский вопрос, кодификация законов, финансовая реформа
У Николая 1, ставшего императором в декабре 1825 г., не было даже намерений, связанных с изменением государственного строя России. Для укрепления существующего порядка под руководством М.М. Сперанского (возвращенного в Петербурга 1821 г.) во II отделение Собственной его императорского величества канцелярии были подготовлены <Полное собрание законов Российской империи> за 1649-1826 гг. (1830) и <Свод законов Российской империи> (1833). Новый самодержец усиливал карательный аппарат. В июле 1826 г. было учреждено III отделение Собственной е.и.в. канцелярии руководства тайной полицией, которое возглавил граф А.Х. Бенкендорф. 0н же стал шефом корпуса жандармов, созданного в 1827 г. Собственная е.и.в. канцелярия с новыми отделениями постепенно приобретала черты органа верховной власти. Отделения канцелярии (их количество менялось) заведовали важнейшими отраслями государственного управления. 6 декабря 1826 г. был образован секретный комитет под председательством графа В.П. Кочубея. Комитет подготовил ряд законодательных проектов, автором
большинства из которых был Сперанский ( перестройке высшего и местного управления, о сословной политике, по крестьянскому вопросу). Крепостное право А.Х. Бенкендорф назвал <пороховым погребом под государством>. Секретные комитеты по крестьянскому вопросу готовили в 30-е годы проекты постепенного освобождения помещичьих крестьян. В этой работе участвовали граф П.Д. Киселев, князь И.В. Васильчиков, М.М. Сперанский, Е.Ф. Канкрин и др. Однако проекты не были одобрены, и единственным законодательным актом стал Указ от 2 апреля 1842 г. <Об обязанных крестьянах>. Помещикам разрешалось предоставлять освобождаемым крестьянам земельные участки , за пользование которыми крестьяне обязывались выполнять определенные повинности. Для реформы управления государственными крестьянами в мае 1836 г. было создано V отделение Собственной е.и.в. канцелярии. В декабре 1837 г. его преобразовали в Министерство государственных имуществ. Возглавивший министерство П.Д. Киселев провел в 1837-1841 гг. реформу, автором которой он являлся. Деятельность многочисленных секретных комитетов и реформа П.Д. Киселева свидетельствовали о том, что перемены назрели. Но проекты реформы крепостных отношений отвергались при обсуждении в Государственном совете. Николай 1 считал, что условия для освобождения помещичьих крестьян еще не созрели. Главным средством достижения политической стабильности в его царствование оставалось укрепление военно-бюрократического аппарата в центре и на местах.
23.2 НЭП. Образование СССР
НЭП (новая экономическая политика 1921 - конец 20-х). НЭП - это политика компартии и советского государства в переходный период от капитализма к социализму. Получила название новой в отличие от политики военного коммунизма. 2). Предпосылки и причины НЭПа. Демографические предпосылки: большие людские потери. Экономические: дезорганизация хозяйственной жизни - разруха. Социальные: обострение противоречий между городом и деревней, распыление, деклассирование пролетариата, разорение, нужда и обнищание масс. Политические: широкая волна антиправительственых выступлений: забастовки рабочих, волнения и мятежи в деревне, антиправительственные выступления в армии и на флоте, дискуссии в самой партии и в советах. Причины НЭПа. обострение социально-экономической и политической ситуации в стране в связи с гражданской войной и военным коммунизмом, т.е. кризис социализма. Нэп - совокупность антикризисных мер. 3). Сущность НЭПа- объединение в одном хозяйственном механизме рыночных (товарно-денежных) и социалистических начал при сохранении приоритета последних (смешанная экономика).4). Мероприятия или элементы Нэпа.замена продразверстки продналогом (сначала натуральный, а потом - денежный). Впервые этот вопрос был поставлен на 8 съезде советов в 20-ом году, а окончательно решен на 10 съезде РКПБ в 1921); свобода торговли ( в том числе и частной); свобода частной предпринимательской деятельности и наемного труда. Разрешалось нанимать 10 человек без мотора и 20 человек при моторе; государственный капитализм в виде концессий, аренда мелких предприятий и земли под контролем государства, создание СП. Реорганизация управления экономикой и перевод гос. промышленности на хозрасчет. Реорганизация была предпринята для децентрализации (главки были заменены трестами). Замена натуральной и уравнительной оплаты денежной по количеству и качеству труда, денежная реформа 22-24 годов. Сущность в замене советских знаков твердой валютой - советским золотым червонцем. Сохранение командных высот гос-ва: политическая власть, земля, финансовая система, тяжелая промышленность, транспорт и внешняя торговля. Голод 1921-1922(3). Поволжье, Украина, Сев. Кавказ, Урал, Казахстан и центр россии. Причины голода: засуха, низкая эффективность с/х пр-ва. Помощь голодающим: государственная и общественная помощь голодающим со стороны церкви, помощь со стороны иностранных государств и международных организаций. Жертвы голода: 2-5 млн. человек. 5). Кризисы НЭПа. Первый в 1923 - кризис перепроизводства и сбыта с/х продукции. Выход: снижение цен на промышленные изделия, повышение цен на с/х продукцию, предоставление крестьянам дешевого кредита. Второй - 1925-26.Третий - 1928-29. Кризис в отношениях между городом и деревней. Вызван товарным голодом в деревне и ножницами цен. 6). Сторонники и противники НЭПа. Изменение социальной структуры в связи с НЭПом - наблюдается рост буржуазных элементов (нэпменов) и расслоение крестьянства, пролетариата и служащих, безработица. Сторонники нэпа - предприниматели, интеллигенция и часть руководящего аппарата, большая часть крестьянства, квалифицированные рабочие и служащие. Противники НЭПа - беднейшая часть крестьянства, малоквалифицированные служащие и рабочие, маргиналы, старая партийная и революционная гвардия. 7). Ленин и НЭП. Ленин - автор НЭПа. 3 точки зрения: ленин считал, что нэп - это всерьез и надолго; нэп - это временное отступление, тактический маневр, подготовка нового штурма капитала; до конца ленин не успел определиться в своем отношении к НЭПу. 8). Значение НЭПа. восстановление экономики (по 1925 период восстановления, а с 1926 - период роста), обеспечение условий для дальнейшего роста экономики, укрепление отношений между городом и деревней, оживление социально-экономической, политической, гражданской и духовной жизни страны. 9). Свертывание НЭПа и его прекращение.1 точка зрения: свертывание и прекращение НЭПа приходится на вторую половину и конец 20-х годов и связано с индустриализацией, коллективизацией, с ростом партийно-государственного диктата в экономике. 2 точка зрения: прекращение НЭПа связано с историческими потребностями страны в мощной экономике и обороне в связи с формирующейся угрозой второй мировой войны.
По предложению
Ленина 6 октября 1922 г. ЦК РКП (б) одобрил
проект Федеративного договора, по
кот. всем республикам гарантировал
равные права внутри образуемого СССР,
теоретически предоставлялось право свободы
выхода из Союза. 30 декабря 1922 г. в день
открытия 1 съезда Советов СССР, принявшего
реш. об образовании СССР, уже парализованный
Ленин продиктовал письмо “К вопросу
о национальностях или об “автономизации””.
Здесь он изложил свое понимание интернационализма,
подчеркивал необходимость сохранения
и укреплениия. СССР.
Образованиее СССР 30 декабря 1922 г. произошло
в составе 4-х республик: РСФСР, Украины,
Белоруссии и Закавказской Федерации.
В январе 1924 г. была принята Конституция
СССР. Высшим законод. органом согласно
ей был съезд Советов СССР. Он избирался
на основе непрямого избир. права депутатами
губернских и республиканских Советов.
При этом права голоса лишались т.н. “нетрудовые
элементы”, выборы не были тайными, проводились
на собраниях трудовых коллективах.
М/у съездами Советов три раза в год собирался
ЦИК. Он состоял из двух законод. палат:
Совета Союза и Совета Национальностей.
ЦИК избирал Президиум ЦИК и назначал
СНК (исполн. и административный орган
с рядом законодательных. ф-ций).
Т.о., нэп в целом включала админ.-рыночную
сис-му хоз-ва при гос. собств-ти на крупную
и значит. часть промышленности, транспорта,
банки, с неэквивалентным обменом с деревней
и авторитарным полит. режимомАвторитаризм
отличается строго иерархической структурой
власти, не допускающей никакой полит.
оппозиции, при наличии однако в экономике
различных форм собственности. Отсюда
внутр. противоречивость авторитарных
режимов, кот. приводит к тому, что их развитие
ведет либо к постепенной демократизации
полит. сферы и правовому общ-ву, либо происх.
огосударствление экономики с дальнейшим
ужесточением контроля со стороны гос-ва
над политикой, идеологией и личной жизнью
граждан, в рез Все “новшества” нэпа потребовали
отмены принудит. труда и вв. рынка рабочей
силы, реформирования сис-мы з/п (была введена
тарифная система оплаты труда). Была проведена
денежная реформа, итогом кот. стало вв.
в стране твердой денежной единицы, обеспеченной
золотом, - “золотого червонца”, кот. высоко
ценился на мировом валютном рынке.Наиболее
быстро приспос. к нэпу мелкая пром-ть,
розничная торговля и деревня. Более медленными
темпами шло восст-е тяжелой пром-ти. После
страшной засухи 1921 г. и голодного 1922 г.
с/х стало постеп. увел. свои объемы. Введенрие
нэпа вызвало изм-е соц. структуры и образа
жизни людей. Олицетворением новой экон.
пол-ки были яркие, социально-разнородные
типы: красные наркомы, директора.