Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 03:54, шпаргалка
1. Восточные славяне в древности. Проблемы этногенеза восточных славян. Этно и геополитические факторы образования Древнерусского государства.
Восточные славяне. Наши общие индоевропейские предки были немногочисленны и первоначально занимали какую-то небольшую территорию Восточной Турции или территорию по рекам Одер и Висла, а на нее они попали, отделившись раньше от более древнего племени. Это было так давно, что на момент отделения у них не образовался развитый язык. С увеличением численности отдельные семьи переселялись на другие земли в Европу и переднюю Азию, давая начало новым племенам и родам.
Восточные славяне. Наши общие индоевропейские предки были немногочисленны и первоначально занимали какую-то небольшую территорию Восточной Турции или территорию по рекам Одер и Висла, а на нее они попали, отделившись раньше от более древнего племени. Это было так давно, что на момент отделения у них не образовался развитый язык. С увеличением численности отдельные семьи переселялись на другие земли в Европу и переднюю Азию, давая начало новым племенам и родам.
Индоевропейцы – кельты, славяне, балтийцы, германцы, в наибольшей степени создали современную этническую карту Европы. Славяне обособились из индоевропейской общности в середине 2 тыс. до н.э. Прародиной славян признается территория от Карпат до Днепра. Распространение племен, кот. можно было назвать славянскими, началось в 4в. н.э., а на земли современной Белоруссии, Украины, европейской части России славяне пришли в 6-7 вв.
Большую роль в жизни древнерусской деревни играла община. К моменту образования гос-ва у вост. славян родовая община сменилась территориальной общиной.
Во главе восточно-славянских племенных союзов стояли князья из племенной знати и бывшая родовая верхушка – “нарочитые люди”, “лучшие мужья”. Сущ. ополчение. Во главе их стояли тысяцкие, сотские. Особой военной организацией была дружина, которая дел. на старшую, из кот. выходили послы и княжеские управители, имевшие свою землю, и младшую, жившую при князе и обслуживавшую его двор и хозяйство. Дружинники собирали с покоренных племен дань. Такие походы за данью назывались “полюдье”.
Образование древнерусского государства. Племенные княжения славян имели признаки зарождающейся государственности.
Т.о., широкое распространение земледелия с использованием орудий труда из железа, распад родовой общины и превращение ее в соседскую, рост числа городов, возникновение дружины – свидетельства формир. государственности.
Норманская теория. По этой теории накануне образования Киевской Руси северные племена славян и их соседи платили дань варягам, а южные племена (поляне и их соседи) находились в завис. от хазар. В 859 г. новгородцы “игнавши варягов за море”, что привело к междоусобице. В этих усл. собравшиеся на совет новгородцы послали за варяжскими князьями и предложили им княжить над ними. Власть над Новгородом и окрестными славянскими землями перешла в руки варяжских князей, старший из кот. Рюрик положил начало княжеской династии (2 других брата Ррика – Трувор и Синеус). После смерти Рюрика др. варяжский князь Олег, правивший в Новгороде, объед. Новгород и Киев в 882 г. Так и сложилось гос-во Русь (называемое историками также Киевская Русь).
Киевская Русь как раннефеодальная монархия. Древнерусское гос-во м. охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе гос-ва стоял великий князь киевский. Его братья, сыновья и дружинники осущ. упр-е страной, суд, сбор дани и пошлин. Доходы князей и их приближенных тогда еще во многом определялись данью с подчиненных племен, возможностью ее вывоза в др. страны для продажи. Перед молодым гос-вом стояли крупные внешнеполит. задачи, связ. с защитой его границ: отражение набегов кочевников-печенегов, борьба с экспансией Византии, Хазарского каганата, Волжской Болгарии. При феодализме главным явл. собств-ть на землю. В Киевской Руси землей владел весь княжеский род. Порядок передачи был очередной (от старшего брата младшему). Во главе стоял князь с дружиной, совет старейшин, вече, на местах – посадники, наместники. Сис-ма упр-я называлась численная или десятичная – по кол-ву людей в военных подразделениях. Способ сод-я должностных лиц – кормление.
Феод. отн-я в Киевской Руси развив. более медленно, чем в зап. странах. На Руси разв. холопские отн-я, а на Западе был развит вассалитет – договорные отн-я. Главный источник, по кот. мы можем судить о том, как жили в Киевской Руси – “Русская Правда” - свод древнерусского феод. права по уголовным и процессуальным делам.
Особенности социально-полит. строя. Все общ-во делилось по отн-ю к князю на 3 группы: 1) кто лично служил князю; 2) на свободных – не служили лично, а платили дань миром – общиной; 3) служили частным лицам. Сословия еще не сложились. В основном были свободные, полусвободные и рабы (холопы). Рабство не получило распространения. Осн. масса сельского населения, завис. от князя, называлась “смердами”. Были купцы и ремесленники. Среди дружинников выдел. наиб. приближенные – бояре, получившие землю, кот. могли передавать по наследству. Позже появляются и дворяне – получают землю только на срок своей службы.
Летопись говорит, что не только христианские проповедники, но и магометане, вместе с иудеями присылали в Киев законников склонять Владимира (Вл.) к принятию своей веры, и что князь охотно выслушивал их учение. Вл. собрал бояр и высказал им все предложения проповедников. Бояре же сказали, что если он действ. хочет выбрать лучшую веру ему следует отправить своих мудрейших людей в разные земли, дабы они испытали каждую из вер.
Крещение Вл. и его приближенных было совершено в Херсонесе – центре византийских владений в Крыму. Вл., крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ. Распр-е христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов. Христианство утв. медленно. На окраинных землях Киевской Руси оно установилось много позднее, чем в Киеве и Новгороде. Принятие христианства имело большое значение для дальн. развития Руси. Христианство с его идеей вечности человеч. жизни утв. идею равенства людей перед Богом. По новой религии путь в рай открыт как богатому вельможе, так и простолюдину в завис. от честного исп-я ими своих обязанностей на земле.
“Божий слуга” – государь. Принятие христианства укрепляло гос. власть и территор. единство Киевской Руси.
Принятие христианства имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь, отвергнув “примитивное” язычество, станов. теперь равной др. христ. странам, связи с кот. значительно расширились. Наконец, оно сыграло большую роль в разв. русской к-ры, испытавшей на себе влияние византийской. Правосл. церковь строила храмы и монастыри, учила людей грамоте и живописи.
В условиях господства натурального хозяйства у каждого княжества была возможность отделиться от центра и существовать в качестве самостоятельной земли или княжества. К середине 12в. на основе Киевской Руси сложилось 15 самостоятельных княжеств, а к началу 13в. – 50 княжеств.
В каждой из земель правила своя династия – одна из ветвей Рюриковичей. Наиболее крупными были княжества: Галицко-волынское, Владимиро-Суздальское и Новгородская боярская республика. Владимиро-Суздальское княжество сложилось в начале 12в., как крупное феодально-боярское земледелие. На его территории было много городов: Дмитров, Звенигород, Ростов, Суздаль – территория была защищена от врагов лесами, реками. Выгодные торговые пути способствовали отделению от Киевской державы. Это княжество укрепилось при князе Юрии Долгоруком, Андрее Боголюбенном, при Всевладе Большое гнездо. На юго-западе Руси важную роль играло Галицко-волынское княжество. Здесь были плодородные земли, богатые города, значительные запасы каменной соли. Князья Ярослав I и Роман Мстиславович успешно вели борьбу с польскими феодалами и половцами. Крупнейшим политическим центром была Новгородская боярская республика. Высшим органом республики было вече, где избирали посадника и епископа. Основу экономики власти составляло сельское хозяйство. Русские земли в 12-13 вв. были самостоятельными имели различные формы управления, а экономическую основу составляло сельское хозяйство.
Влияние монгольского фактора на русские земли.
Нашествие Батыя жестоко разорило Русь.
Монгольское вторжение резко усилило процесс превращения князя из “первого среди равных” в полновластного господина.
После нашествия Русь попала в зависимость от Золотой Орды. Монголы ограничились взиманием дани (“выхода”). Власть осталась в руках русских князей, подчиненных теперь воле ордынского хана. Они получали “ярлык” (т.е. подтверждение своих прав) на великое княжение.
Итак, основные аспекты влияния тотаро-монгольского ига:
Возвышение Москвы. Тенденции:
В 14 в. на Руси продолж. дробление. Князья беднели, уделы их стан. меньше, они замыкались в своих вотчинах, а с игом в таком виде не совладать, и сущ. угроза потери нац. незав-ти. До сер. 14 в. сост-е было именно такое. С сер. 14 в. отдельные земли Вл.-Сузд. княж. начинают объединяться. В 14-15 вв. отдельные княж. ликвидируются, и начин. процесс создания единого русского гос-ва. Почему же Москва?
Первым моск. князем стал сын А. Невского Даниил. Ему удалось значит. расширить Моск. княжество.
С 1325 г. – Иван Данилович Калита стан. Моск. князем. Он был очень хитрый и жестокий. Присоединял земли любой ценой. Получ. от хана ярлык на великое княжение после разгрома Тверского восстания в 1327 г. По поручению хана проводится экзекуция над Тверью, Новгородом, Рязанью. Завоеванные княж. он обкладывает данью. Переносит из Владимира в Москву резиденции и великого князя, и метрополию.
Княжение Д. Донского. Итогом борьбы Москвы с Тверью стала докончальная грамота (договор), подписанная 1 сентября 1375 г. Согласно ей Михаил Тверской признал себя “братом молодшим”, т.е. вассалом моск. князя.
Докончальная грамота имела антиордынский характер. Перелом наступил, когда 8 сентября 1380 г. русские одержали победу над Мамаем на Куликовом поле. Но в 1382 г. На Москву напали войска Тохтамыша. Он нанес огромный урон московскому княж. Москве опять пришлось платить дань, но завис-ть от Орды стала значительно слабее.
Москва становится столицей Северо-Востока Руси.
Русское гос-во в конце XV – начале XVI в.
На Руси также появ. еще одна форма феод. владения – поместье. Поместье считалось временной собств-ю владельца, принадлежавшая великому князю. Оно не м. переходить по наследству и давалось только на срок несения государевой службы. Но на практике поместья наследовались. Итак сущ. и вотчины и поместья.
Опорой великого князя были бояре, составл. Боярскую Думу. Наряду с боярами в Думу входили окольничие. Боярская Дума не огран. власть государя, она явл. совещательным органом. Появ. должность казначея, кот. ведал казной князя и сношениями с иностр. гос-вами. Переговоры с послами вели дьяки. Для нового объединения характерно: 1)централизация (создание аппарата управления); 2)сословность.
В отличие от западноевроп. стран на Руси сословия создавались самим гос-вом. Главные сословия:
Создалось служилое гос., где все люди должны служить князю.
Постеп. роль Думы сниж. и из Думы выделилась Ближняя Дума
Во главе дворца стоял дворецкий, кот упр. личными землями великого князя. В казне хран. деньги и драгоценности, а также гос. печать и великокняж. архив. Территория страны раздел. на уезды. Те делились на волости и станы. Во главе уезда стоял наместник, во главе стана или волости – волостель. Сущ. сис-ма кормлений.
Местничество – порядок служебных отнош., кот. сложился м/у родословными фамилиями в Моск. гос-ве в 15-16 вв. Местничество ставило служебные отнош. бояр в завис-ть от службы их предков. Должностное пол-е каждого было предопределено.
Система гос. власти: Великий князь - Боярская Дума – приказы (отраслевые органы упр-я) – местное упр-е – волостели в волостях и наместники в городах.
Главные процессы:
Правление Ивана III. Иван III прекратил выплату дани Орде, окончательно пало монгольское иго. В 1480 г. присоед. Тверь, Рязань. С 1485 г. моск. государь стал именоваться “государем всея Руси”. В годы правления Ивана 3 было присоед. также Ростовское княж. – 1474 г. и Ярославское – 1463-1468 гг.
С 1497 г. Моск. гос. управл. Судебником Ивана III (свод законов). Он ограничил право крестьян уходить от своего феодала на др. земли строго определенным временем: неделей до осеннего Юрьева дня (26 ноября) и неделей после этого дня. За уход от землевладельца надо было платить “пожилое” – плату за прожитые годы.