Шпаргалка по "Отечественной истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 17:47, шпаргалка

Краткое описание

Билет 1.1 Сущность, формы и функции исторического знания
1.2 Отмена крепостного права. Манифест 19 февраля 1861г. и его реализация.
Билет 2.1 Методологические подходы, методы и источники изучения истории.
2.2 Причины, ход и итоги «Холодной войны»(1946-1992)

Файлы: 1 файл

готовые ответы.doc

— 657.00 Кб (Скачать)

Билет 1.1 Сущность, формы и функции исторического знания

Сущность История рассматривается, с одной стороны, как процесс развития природы и человечества, а с другой, как система наук, изучающих прошлое и настоящее природы и общества.

Содержанием истории вообще служит исторический процесс, который раскрывается в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических источниках. Историческая наука пытается дать целостное представление об историческом процессе в единстве всех его характеристик.

История как единый процесс эволюции природы  и общества изучается совокупностью общественных наук с привлечением данных естественных и технических наук.

По традиции, «отцом» истории считается Геродот (5 в. до н.э.) - древнегреческий ученый, автор сочинений о Греко-персидских войнах, Египте, жизни и быте скифов.

Объектом  изучения для истории является вся совокупность фактов, характеризующих жизнь общества, как в прошлом, так и в настоящем.

Предметом истории является изучение развития человеческого общества как единого противоречивого процесса.

История - наука многоотраслевая, она включает в себя целый ряд самостоятельных отраслей исторического знания: история экономическая, политическая, социальная, военная и т.п. К историческим наукам относятся этнография, изучающая быт и культуру народов, археология, изучающая историю по вещественным памятникам древности.

Кроме того, существуют вспомогательные исторические дисциплины: источниковедение, историография, хронология, метрология, палеография, генеалогия, геральдика и др. Они имеют достаточно узкий предмет исследования и изучают его детально, что способствует более глубокому пониманию исторического процесса в целом.

История подразделяется и по широте изучения объекта: всемирная (всеобщая) история, история континентов, стран, цивилизаций, отдельных народов.

Функции

1. Познавательная функция заключается в выявлении закономерностей исторического развития. Она способствует интеллектуальному развитию обучаемых и состоит в самом изучении исторического пути стран и народов, в объективном отражении, с позиции историзма, всех явлений и процессов, составляющих историю человечества.

2. Воспитательная функция способствует формированию гражданских, нравственных качеств и ценностей на исторических примерах.

3. Прогностическая функция заключается в возможности предвидения будущего на основе анализа исторических событий прошлого и настоящего.

4. Функция социальной памяти заключается в том. что исторические знания выступают в качестве способа идентификации и ориентации общества и личности.

5. Практически-рекомендательная заключается в том. что на основе исторических знаний возможна выработка иаус;но обоснованного политического курса. 

1.2 Отмена крепостного  права. Манифест 19 февраля 1861г. и  его реализация.

На рубеже 50-60 гг.  в России создалась революционная ситуация. Отмена  крепостного права становится условием сохранения общественной стабильности.  Кризис, вызванный Крымской войной, усилением крепостнической эксплуатации,  крестьянским движением, общей отсталостью страны,  делал крестьянскую реформу не только необходимой, но  и неизбежной.  В отношении к ней общество раскололось на несколько лагерей.

Курс  Александра  II и его единомышленников на либеральные реформы постоянно  наталкивался  на  противодействие  консервативных сил высшей бюрократии, сохранившей значительное политическое влияние при дворе. Разногласия существовали и среди либерально настроенных дворян,  понимавших неизбежность крупных уступок. Сильнее всего они были между помещиками черноземных губерний, которые вели барщинное хозяйство на плодородной земле и дорожили ею,  и помещиками нечерноземья,  для которых  важнейший  источник  доходов составляли оброчные  платежи.  Вторые были склонны отдать крестьянам больше земли, чтобы получить крупные выкупы.

Последовательных реформаторских взглядов придерживались Н.Милютин, сыгравший видную роль в  разработке  проекта  крестьянской реформы, генерал Ростовцев (председатель Редакционных комиссий, в которых шла выработка закона о реформе),  министр внутренних  дел Ланской. А  убежденные консерваторы Долгоруков и Муравьев стремились повлиять на Александра II так,  чтобы  сделать  реформу  как можно менее либеральной.  Эта борьба в правительстве велась с переменным успехом, что и отразилось на основных положениях реформы.

В конце 1857 г.  по указанию царя по губерниям  были учреждены дворянские комитеты для составления проектов реформы.  Правительственная программа определилась к концу 1858  г.,  но  продолжала обсуждаться в правительственных кругах еще свыше двух лет. Окончательный вид проект принял к началу 1861 г.

19 февраля  1861 г.  Александр II подписал "Положения"  и "Манифест" об  отмене  крепостного   права.  Обнародовали их 5 марта. Главным итогом реформы стало личное освобождение крестьянина, помещики лишились права распоряжаться им. Согласно Манифесту юридическим документом,  формулировавшим условия  выхода  крестьян  из крепостной зависимости становилась уставная грамота. Она подписывалась помещиком и крестьянскими поверенными ( от имени  общины). Крестьяне обрели  права  юридического лица и статус свободных сельских обывателей, наделенных землей. Они получили возможность владеть имуществом,  заниматься  торгово-промышленной деятельностью, переходить в другие сословия, вести судебные дела.

Размер  крестьянского надела должен был производиться по соглашению помещика с крестьянами. Там, где соглашения не достигалось, устанавливались государственные нормы. Помещики имели право сохранить не менее 1/3 земли в нечерноземных губерниях,  в черноземных - не меньше 1/2.  Поэтому в черноземье крестьянские наделы были значительно меньше.  Если до реформы у крестьян  оказывалось больше земли,  чем предусматривалось актом 19 февраля, то излишек - "отрезки" -  отдавали  помещикам.  В  черноземных  губерниях  у крестьян отрезали до 30-40% земли. Более того, их наделяли землей худшего качества,  неудобно расположенной.  Чтобы стать ее  собственниками, крестьяне  должны  были заплатить выкуп,  значительно превышающий рыночную стоимость земли. Поскольку крестьяне не располагали средствами, в роли посредника выступило государство. Оно выдавало помещикам до 80% выкупной суммы, и этот долг с процентами крестьяне обязывались выплачивать в течение 49 лет.  "Выкупные платежи" отменили лишь после революции 1905-1907 гг.  За  это время крестьяне заплатили казне и помещикам около 2 млрд. руб., в то время как рыночная цена земли,  оставшейся за крестьянами, накануне 1861 г.  составляла около полумиллиарда руб.  Однако и 20% выкупной суммы оказались многим крестьянам  не  по  силам.  Такие считались временнообязанными и за пользование наделами должны были отбывать прежние повинности - барщину или оброк.  Правда, размеры повинностей были теперь строго определены,  и помещик не мог требовать дополнительных услуг со стороны крестьянина. Временнообязанное состояние  было ликвидировано в 1881 г.,  когда все временнообязанные крестьяне должны были выкупить свой  надел.  Вслед за русскими  губерниями крепостное право отменили в Литве,  Белоруссии, на Украине, в Закавказье и на Северном Кавказе.

Историческое  значение крестьянской реформы огромно. Она расчистила путь для утверждения в России  капиталистических  отношений. Однако  реформа  сохранила  множество феодальных пережитков, которые тормозили буржуазное развитие деревни.  Крупное помещичье землевладение и малоземелье крестьян делали злободневным аграрный вопрос на протяжении всего дальнейшего существования русской  монархии. В то же время снятие с деревни крепостных оков подразумевало изменение  общественных  отношений.  Освобождение   крестьян сдвинуло лавину преобразований,  двигавших Россию к правовому государству. Неизбежно следовало изменить административное управление деревней,  характер судебных учреждений, комплектование армии, порядок образования.  Государственные  институты,  основанные  на крепостном праве, уходили в прошлое. Позитивные последствия: 1.В России было отменено рабство, кр-во получило личную свободу 2.реф-ма способствовала развитию кап отн-й в России

Негативные  последствия:1.существовала кабала с  выкупом земель для кр-н. За этот период выкупные платежи были  отменены в 1906 году, кр-не выплатили г-ву в 3 раза больше стоимости земель 2.реф-ма породила проблему малоземелья кр-н 3.замкнутость и привязанность с с/общине тормозили развитие кап отношений, а именно: не было свободного ухода, замедлялся процесс дифференциации, с/о придерживалась уравнит принципа, не было возможности использовать новую технику

В России сохранялось  помещичье землевлад-е. Развитие кап-ма в России пошло по Прусскому пути. 

Билет 2.1 Методологические подходы, методы и источники изучения истории.

Методы  изучения истории.

Студент должен знать: методы изучения истории - сравнительный, системный, типологический, ретроспективный, идеографический.

Метод - в переводе с греческого те^Иодоз означает «правильный путь», то есть способ или план для достижения определенной цели.

В узко-научном  значении «метод» понимается как  способ и порядок исследования предмета для получения более полного  и соответствующего истине результата.

История как наука использует как общенаучные  методы, так и конкретно-научные методы, соответствующие предмету изучения.

1. Сравнительный (компаративный) метод предполагает сопоставление исторических объектов в пространстве, во времени и выявление сходства и различия между ними.

2. Системный метод предполагает построение обобщенной модели, отображающей взаимосвязи реальной ситуации. Рассмотрение объектов как систем ориентирует на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину.

3.  Типологический метод предполагает классификацию исторических явлений, событий на основе присущих им общих существенных признаков.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             4. Ретроспективный метод предполагает последовательное проникновение в прошлое с

целью выявления причины события, явления.

5. Идеографический метод состоит в последовательном описании исторических событий и явлений на основе объективных фактов.

6. Проблемно-хронологический метод предполагает изучение последовательности исторических событий во времени.

Методология истории.

Методология - учение о способах исследования, освещение исторических фактов, научного познания. Методология истории основывается на научных принципах и подходах к изучению исторических фактов.

К основополагающим принципам изучения исторических фактов относятся:

1. принцип историзма, который предполагает изучение исторических явлений в разви-^           тии, в соответствии с конкретно-исторической обстановкой;

2.  принцип объективности, который предусматривает опору исследователя на объективные факты, рассмотрение явления во всей его многогранности и противоречивости;

3. принцип социального подхода предполагает рассмотрение явлений и процессов с учетом социальных интересов различных слоев населения, учет субъективного момента в практической деятельности партий, правительств, личностей;

4. принцип альтернативности определяет степень вероятности того или иного события, явления, процесса на основе объективного анализа реальной обстановки.

Соблюдение  этих принципов обеспечивает научность  и достоверность в изучении прошлого.

В современной  методологии истории отсутствует  унитарная (единая) платформа, она характеризуется  разнообразием методологических подходов, сложившихся в результате поступательного развития и складывания теоретических основ исторического знания. Наиболее значимыми и распространенными являются следующие методологические подходы к изучению истории: теологический, субъективизм, географический детерминизм, эволюционизм, марксизм и цивилизационный подход. 

Теологический подход представляет собой религиозное понимание истории, основанное на признании Высшего Разума (Бога Творца) и созданного им божественного миропорядка. Согласно этому подходу, Бог-Творец является основой миробытия, первоосновой всего сущего и первопричиной всех вещей и явлений. Бог создал мироздание и человека, придал свой сокровенный смысл его историческому существованию и развитию.

Информация о работе Шпаргалка по "Отечественной истории"