Шпаргалка по "Отечественной истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 17:47, шпаргалка

Краткое описание

Билет 1.1 Сущность, формы и функции исторического знания
1.2 Отмена крепостного права. Манифест 19 февраля 1861г. и его реализация.
Билет 2.1 Методологические подходы, методы и источники изучения истории.
2.2 Причины, ход и итоги «Холодной войны»(1946-1992)

Файлы: 1 файл

готовые ответы.doc

— 657.00 Кб (Скачать)

Одна  из причин решения князя - проникновение  христианства на Русь еще  до Владимира. Бабушка  Владимира княгиня Ольга крестилась в Константинополе и побуждала к этому сына  Святослава.  Христианство  уже проникло на  Русь:  в Киеве действовала церковь Святого Ильи,  из Болгарии и Византии поступала христианская литература.

Христианство  принималось  в  сложной  политической  ситуации борьбы Руси с Византией.  Восстания в Болгарии и Малой  Азии вынудили византийского  императора  Василия II обратиться к Владимиру  за военной  помощью.  В ответ  Владимир потребовал выдать за  него замуж сестру императора Анну.  Шеститысячный русский отряд принял участие в разгроме войск мятежников. Но Василий II нарушил соглашение, отказавшись отправить сестру на Русь.  Тогда Владимир выступил походом на центр крымских  владений  Византии  -  Херсонес (Корсунь), взял его и тем самым принудил императора выполнить договор. Анна была прислана к нему в Херсонес, Владимир принял крещение и женился на византийской принцессе.

В 988 г. христианство стало господствующей, официально признанной религией. Сначала крещение приняла дружина великого князя. Массовое приобщение киевлян к  новой  вере  происходило  в  водах Днепра. Затем новая религия стала распространяться, частью мирно, а кое-где (например,  в Новгороде) и в результате кровавых столкновений по всей Руси.  В связи с насильственным насаждением христианства, в жизни народов Руси практическое значение приобрел вопрос синкретизма - сочетания разнородных, противоречивых вероисповеданий. Русь далеко не сразу стала православной.

С введением  христианства  на  Руси  организуется церковь во главе с киевским митрополитом,  назначавшемся сначала из Константинополя, а  затем  Киевским князем.  Первым митрополитом на Руси был Михаил.  В других городах  церкви  возглавлялись  епископами. Митрополит и епископы владели землями,  имели слуг и даже воинов. Князья выделяли на содержание церкви десятину - десятую часть даней и оброков.

Принятие  Русью христианства явилось  прогрессивным  шагом  и имело важные  последствия.  Правящие  классы Руси получили мощную идеологию для укрепления господства,  а христианская церковь, будучи разветвленной политической организацией,  духовно освящала и всячески поддерживала новый строй. Получила распространение христианская мораль ("не убий",  "возлюби ближнего, как самого себя")  и христианских норм поведения - равенство всех перед Богом, помощи бедным и др.  Принятие христианства идеологически закрепляло единство Древнерусского государства (объединение населения в единую русскую народность).  Наряду с этим Русь получила славянскую письменность и возможность осваивать достижения византийской культуры.  Крепли и ширились международные связи  Древнерусского государства  вплоть до династических браков русских князей с представительницами могущественных держав. Неизмеримо вырос международный авторитет Руси, которая

Последствия:

На Русь пришла церковная иерархия которая  укрепляла гос. Иерархию; с принятием  христианства на Руси исчезло рабство; установлен моногамный брак; появление письменности церковные организации – центры образования; предание забвению предшествующей языческой культуры; преследование людей за называние детей русскими именами; возникновение русского мата.

Причины: внутри-политические; внешне-политические; социальные.  

6.2 Коллективизация  сельского хозяйства:  задачи, методы осуществления, итоги

Причины коллективизации. Осуществление грандиозной индустриализации требовало коренной перестройки  аграрного сектора. В западных странах  аграрная революция, т.е. система совершенствования  сельскохозяйственного производства, предшествовала революции промышленной. В СССР оба эти процесса приходилось осуществлять одновременно. При этом некоторые партийные лидеры считали, что если капиталистические страны создавали промышленность за счет средств, полученных от эксплуатации колоний, то социалистическую индустриализацию можно провести за счет эксплуатации "внутренней колонии" - крестьянства. Деревня рассматривалась не только как источник продовольствия, но и как важнейший канал пополнения финансовых ресурсов для нужд индустриализации. Но гораздо проще выкачать средства из нескольких сотен крупных хозяйств, нежели иметь дело с миллионами мелких. Вот почему с началом индустриализации был взят курс на коллективизацию сельского хозяйства - "осуществление социалистических преобразований в деревне".

В ноябре 1929 г. в "Правде" появилась статья Сталина "Год великого перелома", где  говорилось "о коренном переломе в развитии нашего земледелия от мелкого  и отсталого индивидуального  хозяйства к крупному и передовому коллективному земледелию". В  декабре Сталин объявил о конце НЭПа и переходе к политике "ликвидации кулачества как класса". 5 января 1930 г. вышло постановление ЦК ВКП(б) "О темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству". Оно устанавливало жесткие сроки завершения коллективизации: для Северного Кавказа, Нижней и Средней Волги - осень 1930 г., в крайнем случае - весна 1931 г., для других зерновых районов - осень 1931 г. или не позже весны 1932 года. Все остальные регионы должны были "решить задачу коллективизации в пределах пятилетия". Такая формулировка ориентировала закончить коллективизацию уже к концу первой пятилетки.

Однако этот документ не давал ответа на основные вопросы: какими методами осуществлять коллективизацию, как проводить  раскулачивание, что делать затем с раскулаченными? А так как деревня еще не остыла от насилий хлебозаготовительных кампаний, то на вооружение был взят все тот же метод - насилие.

Раскулачивание. В деревне происходили два  взаимосвязанных насильственных процесса: создание колхозов и раскулачивание. "Ликвидация кулачества" имела своей целью прежде всего обеспечение коллективным хозяйствам материальной базы. С конца 1929 г. до середины 1930 г. было раскулачено свыше 320 тыс. крестьянских хозяйств. Их имущество стоимостью более 175 млн. руб. передавалось колхозам.

Вместе с тем  власти не дали точного определения, кого нужно считать кулаками. В  общепринятом смысле кулак - это тот, кто использовал наемный труд, но в эту категорию могли зачислить  и середняка, имевшего две коровы, или две лошади, или хороший дом. Каждый район получил норму раскулачивания, которая равнялась в среднем 5-7% от числа крестьянских дворов, но местные власти по примеру первой пятилетки старались ее перевыполнить. Зачастую в кулаки записывали не только середняков, но и по каким-либо причинам неугодных бедняков. Для оправдания этих действий было придумано зловещее слово "подкулачник". В отдельных районах число раскулаченных достигало 15-20%.

Ликвидация кулачества как класса, лишая деревню наиболее предприимчивых, наиболее независимых крестьян, подрывала дух сопротивления. Кроме того, судьба раскулаченных должна была послужить примером остальным, тем, кто не желал добровольно идти в колхоз. Кулаков выселяли с семьями, грудными детьми, стариками. В холодных, нетопленых вагонах, с минимальным количеством домашнего скарба тысячи людей ехали в отдаленные районы Урала, Сибири, Казахстана. Наиболее активных "антисоветчиков" отправляли в концлагеря.

Для оказания помощи местным властям в деревню  было направлено 25 тыс. городских коммунистов ("двадцатипятитысячники").

"Головокружение  от успехов". Во многих районах,  особенно на Украине, Кавказе  и в Средней Азии, крестьянство  оказывало сопротивление массовому раскулачиванию. Для подавления крестьянских волнений были привлечены регулярные части Красной Армии. Но чаще всего крестьяне применяли пассивные формы протеста: отказывались от вступления в колхозы, уничтожали в знак протеста скот, инвентарь. Совершались и террористические акты против "двадцатипятитысячников" и местных колхозных активистов. Колхозный праздник. Художник С. Герасимов.

К весне 1930 г. Сталину  стало ясно, что безумная коллективизация, начатая по его призыву, грозит катастрофой. Недовольство стало проникать в  армию. Сталин сделал хорошо рассчитанный тактический ход. 2 марта в "Правде" была опубликована его статья "Головокружение от успехов". Всю вину за создавшееся положение он возложил на исполнителей, местных работников, заявив, что "нельзя насаждать колхозы силой". После этой статьи большинство крестьян стали воспринимать Сталина как народного заступника. Начался массовый выход крестьян из колхозов.

Но шаг назад  был сделан лишь для того, чтобы  тут же совершить десяток шагов  вперед. В сентябре 1930 г. ЦК ВКП(б) направил местным партийным организациям письмо, в котором осудил их пассивное поведение, боязнь "перегибов" и потребовал "добиться мощного подъема колхозного движения". В сентябре 1931 г. коллективные хозяйства объединяли уже 60% крестьянских дворов, в 1934 г. - 75%.

Результаты коллективизации. Политика сплошной коллективизации привела к катастрофическим результатам: за 1929-1934 гг. валовое производство зерна сократилось на 10%, поголовье крупного рогатого скота и лошадей за 1929-1932 гг. уменьшилось на одну треть, свиней - в 2 раза, овец - в 2,5 раза.

Истребление скота, разорение деревни непрекращающимся раскулачиванием, полная дезорганизация работы колхозов в 1932-1933 гг. привели к невиданному голоду, охватившему примерно 25-30 млн. человек. В значительной степени он был спровоцирован политикой властей. Руководство страны, пытаясь скрыть масштабы трагедии, запретило упоминать о голоде в средствах массовой информации. Несмотря на его масштабы, за границу было вывезено 18 млн. центнеров зерна для получения валюты на нужды индустриализации.

Однако Сталин праздновал победу: несмотря на сокращение производства зерна, его поставки государству увеличились в 2 раза. Но самое главное - коллективизация создала необходимые условия для осуществления планов промышленного скачка. Она предоставила в распоряжение города огромное количество рабочих рук, попутно ликвидировав и аграрное перенаселение, позволила при значительном уменьшении числа занятых поддерживать производство сельскохозяйственной продукции на уровне, не допускавшем длительного голода, обеспечила промышленность необходимым сырьем. Коллективизация не только создала условия для перекачивания средств из деревни в город на нужды индустриализации, но и выполнила важную политико-идеологическую задачу, уничтожив последний островок рыночной экономики - частнособственническое крестьянское хозяйство.

Колхозное крестьянство. Жизнь деревни начала 30-х гг. протекала  на фоне ужасов раскулачивания и создания коллективных хозяйств. Эти процессы привели к ликвидации социальной градации крестьянства. В деревне исчезли и кулаки, и середняки, и бедняки, как и обобщенное понятие - крестьянин-единоличник. В обиход были введены новые понятия - колхозное крестьянство, колхозник, колхозница.

Положение населения  в деревне было значительно более  сложным, нежели в городе. Деревня  воспринималась прежде всего как поставщик дешевого зерна и источник рабочей силы. Государство постоянно увеличивало норму хлебозаготовок, отбирая у колхозов почти половину урожая. Расчет за поставляемое государству зерно производился по твердым ценам, которые на протяжении 30-х гг. оставались почти неизменными, в то время как цены на промышленные товары увеличились почти в 10 раз. Оплата труда колхозников регулировалась системой трудодней. Ее размер определялся исходя из дохода колхоза, т.е. той части урожая, которая оставалась после расчета с государством и машинно-тракторными станциями (МТС), предоставлявшими колхозам сельскохозяйственную технику. Как правило, доходы колхозов были низкими и не обеспечивали прожиточного минимума. За трудодни крестьяне получали оплату зерном или другой производимой продукцией. Деньгами труд колхозника почти не оплачивался.

Вместе с тем  по мере успехов индустриализации на село стало поступать больше тракторов, комбайнов, автомашин и прочей техники, которая сосредоточивалась в  МТС. Это помогло отчасти сгладить негативные последствия убыли рабочего скота в предшествующий период. В деревне появились молодые специалисты - агрономы, механизаторы, которых готовили учебные заведения страны.

В середине 30-х  гг. положение в сельском хозяйстве  несколько стабилизировалось. В феврале 1935 г. правительство разрешило крестьянам иметь приусадебный участок, одну корову, двух телят, свинью с поросятами и 10 овец. Индивидуальные хозяйства начали поставлять свою продукцию на рынок. Была отменена карточная система. Жизнь в деревне стала понемногу улучшаться, чем не преминул воспользоваться Сталин, объявивший на всю страну: "Жить стало лучше, жить стало веселее".

Советская деревня  смирилась с колхозным строем, хотя крестьянство оставалось самой  бесправной категорией населения. Введение в стране паспортов, которых крестьянам не полагалось, означало не только возведение административной стены между городом и деревней, но и фактическое прикрепление крестьян к месту своего рождения, лишение их свободы передвижения, выбора занятий. С юридической точки зрения, колхозник, не имевший паспорта, был привязан к колхозу так же, как когда-то крепостной к земле своего хозяина.

Информация о работе Шпаргалка по "Отечественной истории"