Шпаргалка по "Отечественной истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 17:47, шпаргалка

Краткое описание

Билет 1.1 Сущность, формы и функции исторического знания
1.2 Отмена крепостного права. Манифест 19 февраля 1861г. и его реализация.
Билет 2.1 Методологические подходы, методы и источники изучения истории.
2.2 Причины, ход и итоги «Холодной войны»(1946-1992)

Файлы: 1 файл

готовые ответы.doc

— 657.00 Кб (Скачать)

Теологический или богоцентрический подход имеет два основных направления:

1. религиозно-конфессиональные концепции (христианская, исламская, буддистская и др.);

2.  религиозно-надконфессионалъные синкретические концепции истории (учение Е.П. Бла-ватской, учение Н. и Е. Рерихов, учение Д. Андреева и др.).

В последнее  время теологический подход, идеалистический  по своей сути, получает все более широкое распространение, что позволило президенту РАН академику Ю. Осипову заявить о постепенном сближении науки и религии в современном мире.

Субъективизм - методологическое направление, игнорирующее объективный подход к действительности, отрицающее объективные законы природы и общества. Исторический процесс субъективизм рассматривает как результат проявления мирового духа, абсолютизирует активную роль субъекта в различных областях деятельности.

Представителями субъективизма были философы Д. Беркли (1685 - 1753), И.Г. Фихте (1762- 1814), Д. Юм (1711 - 1776).

Географический  детерминизм абсолютизирует роль географических факторов в развитии исторического процесса. Так, французский просветитель Ш.Л. Монтескье (1689 -1755) - основоположник географической школы в социологии, считал, что климат, почва и состояние земной поверхности определяют дух народа и характер общественного развития. Русский географ, социолог и общественный деятель Л.И. Мечников (1838 - 1888) особое значение придавал гидросфере и пытался объяснить неравномерность общественного развития изменением значения одних и тех же географических условий, прежде всего водных ресурсов и путей сообщения. В соответствии с этим он выделял три периода в истории цивилизации: 1) речной - со времени возникновения первых государств в долинах Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхе и Янцзы; 2) средиземноморский - от основания Карфагена; 3) океанический - после открытия Америки.

Эволюционизм  как методологический подход оформился во II половине XIX в. в трудах Э. Тайлора, А. Бастиана, Л. Моргана. Согласно их взглядам, существует культурное единство человечества и общие законы развития культур всех народов от простых форм к сложным, от низших к высшим; различие в культуре разных народов - следствие разных ступеней их эволюции. Движущая сила эволюции человеческого общества - совершенствование психики.

Марксизм  как философское направление оформился в середине - II половине XIX в. Его основоположниками были немецкие мыслители К. Маркс (1818 - 1883) и Ф. Энгельс (1820 - 1895). Они обосновали доктрину исторического материализма, согласно которой в основе исторического процесса находятся производственные отношения. Вся мировая история - это борьба классов за экономическую и политическую власть. Классовая борьба - двигатель исторического процесса, экономические отношения приоритетны в развитии общества.

Центральное место в социально-экономической  схеме марксизма занимают так называемые общественно-экономические формации - ступени в историческом развитии общества, определяемые способом производства и производственными отношениями, которые обусловливаются уровнем развития производительных сил. Марксисты выделили пять общественно-экономических формаций (первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую), которые последовательно сменяют друг друга. Формационный подход основан на идее исторического прогресса, идее линеарного, поступательного развития человеческого общества, восходящего на все более новые и более высокие уровни развития. Он декларирует единство исторического процесса и заданность его конечной цели создание единого общества всеобщего благоденствия. 

Этот  подход абсолютизировал социально-экономические факторы и игнорировал духовную, ментальную специфику в истории народов, человеческий фактор.

Цивилизационный подход. Зачатки цивилизационного подхода появились еще во II пол. XVIII в. (Вольтер), дальнейшее развитие дал немецкий просветитель конца XVIII в. И.Г. Гердер. Он считал, что развитие есть естественный результат развития человеческих способностей, раскрытие которых зависит от природных условий, поэтому нет единой цивилизации, а существует множество неповторимых цивилизаций.

В I половине XX в. теоретически оформился цивилизационный подход к истории. Основоположником принято считать Освальда Шпенглера (1880 - 1936), нем. философа-культуролога. В фундаментальном труде «Закат Европы» (1922 г.) он представлял историю человечества как панораму замкнутых и не взаимодействующих друг с другом «культур». Культуры существуют на определенной территории и проходят три стадии развития: юность, расцвет, упадок. О. Шпенглер выделил 8 культур: египетскую, майянскую, греко-римскую, византийскую, арабскую, индийскую, вавилонскую, китайскую, западноевропейскую.

Другим  крупным теоретиком цивилизационного подхода был английский историк  и общественный деятель Арнольд Тойнби (1889 - 1975). Основной труд «Постижение истории» (в 12 томах) он начал издавать в /922 г. В центре его учения - локальные цивилизации, которые не охватывали все человечество и были ограничены во времени и пространстве. Согласно классификации Тойнби, в историческом времени существовала 21 локальная цивилизация, из числа которых к середине XX в. насчитывалось 5 «живых», в том числе христианская и исламская.

В отличие  от Шпенглера, категорически отрицавшего  единство и целостность исторического процесса, Тойнби допускал некоторую степень взаимовлияния разных цивилизаций, считал, что локальные цивилизации представляют собой мозаичные составляющие универсальной панорамы всемирной истории.

Возникновение цивилизаций у Тойнби связано  с механизмом «вызова» и «ответа». «Вызовы» обусловлены как природными, так и социальными факторами. «Ответ» же возможен при наличии в человеческом обществе группы людей или выдающихся деятелей, способных к восприятию «вызова», например, И. Христос или Мухаммед. Если «ответы» на «вызовы» становятся неудачными и неадекватными, то цивилизация входит в стадию надлома, а затем наступает распад. Но он не является неизбежным. Спасение современной христианской цивилизации ученый видел на пути межконфессиональной интеграции.

В России у истоков цивилизационного подхода  стоял Николай Яковлевич Данилевский (1822 - 1885), философ, естествоиспытатель и социолог. Основной труд «Россия и Европа» был издан в 1869 г.

Центральной категорией в социологической теории Данилевского являются «культурно-исторические типы» как замкнутые сверхгосударственные человеческие общности или цивилизации. Они призваны реализовать себя в одной из четырех областей жиз-нетворчества: религия, культура, политика, социально-экономическая деятельность. В процессе развития цивилизация может реализоваться и во всех областях. Такое будущее он предсказывал славянской цивилизации.

Понятие и классификация  исторического источника.

Получить  информацию о человеке, обществе, государстве, событиях, происходивших в разное время и в различных странах, можно только из исторических источников. Под историческим источником в настоящее время понимается продукт культуры, объ ективизированнный результат деятельности человека. Это могут быть культурные объекты, произведения, вещи, документы.

Познавательным  средством для всего этого  многообразия исторических источников является классификация. Условно можно выделить 4 вида исторических источников:

1)  вещественные;

2)  письменные;

3)  фонические (звуковые);

4)  изобразительные.

Только  привлечение всех видов источников позволит воссоздать объективную картину исторического развития.

Наибольший  интерес для историков представляют письменные источники. Их изучает вспомогательная историческая дисциплина источниковедение. Письменные источники также подлежат классификации. Согласно отечественному историку Л.Н. Пушкаре-ву, можно разделить письменные источники на два рода: делопроизводственные и повествовательные. Делопроизводственные источники делятся на 4 вида: картографические, статистические, актовые, канцелярские. Повествовательные источники Пушкарев разделил также на 4 вида: личные, художественные, исторические и научные. Существуют и другие классификации исторических источников. 

2.2 Причины, ход и  итоги «Холодной  войны»(1946-1992)

«Холодная война» — период в развитии международных отношений и внешней политики СССР, длившийся почти 40 лет после окончания Второй мировой войны. Сутью «холодной войны» было политическое, военно-стратегическое и идеологическое противостояние стран капиталистической и так называемой социалистической системы.

 Причины «холодной войны»:принципиальная противоположность двух мировых систем, экономические, политические, идеологические различия между ними;стремление каждой из них к усилению своего влияния в мире, к распространению его на новые страны и народы; политика насаждения своих ценностей, своего порядка (строя) на новых территориях;готовность каждой из сторон защищать свои позиции всеми возможными средствами (экономическими, политическими, военными); политика угроз, уже в первые послевоенные годы приведшая к взаимному недоверию, формирование каждой стороной «образа врага».

 Первый  этап «холодной войны» — конец 40-х— 60-е гг. — крайняя острота противостояния:

 претензии Сталина на пересмотр границ в  Европе и Азии и режима Черноморских проливов, изменение режима управления бывшими итальянскими колониями в Африке;речь У. Черчилля в Фултоне в марте 1946 г. с призывом защитить всеми возможными средствами западный мир от «распространения влияния СССР»;«Доктрина Трумэна» (февраль 1947 г.). Меры по «спасению Европы от советской экспансии» (включая создание сети военных баз вблизи советских границ). Главные доктрины — доктрины «сдерживания» и «отбрасывания» коммунизма;создание Советским Союзом (при опоре на местные компартии и советские военные базы) просоветского блока восточноевропейских стран, воспроизведение в этих странах советской модели развития; «железный занавес», сталинский диктат во внутренней и внешней политике стран социалистического лагеря, политика чисток, репрессий, расстрелов.

Апогей  «холодной войны» — 1949—1950-е гг.: создание НАТО, Совета  Экономической Взаимопомощи и Организации Варшавского Договора. Противостояние двух военно-политических блоков и наращивание вооружений, в том числе ракетно-ядерных;Берлинский кризис, создание ФРГ и ГДР; конфликты и войны в Юго-Восточной Азии (Корея, Вьетнам), на Ближнем Востоке, в которых прямо или косвенно участвовали США и СССР. Карибский кризис 1962 г. (мир на пороге новой мировой войны); ввод войск СССР в Чехословакию в 1968 г.

Берлинский  кризис, создание ФРГ и ГДР; конфликты и войны в Юго-Восточной Азии (Корея, Вьетнам), на Ближнем Востоке, в которых прямо или косвенно участвовали США и СССР. Карибский кризис 1962 г. (мир на пороге новой мировой войны); ввод войск СССР в Чехословакию в 1968 г.

Второй  этап «холодной войны» — 1970-е гг. — разрядка международной напряженности:оговоры между ФРГ и СССР, Польшей, ГДР, Чехословакией;соглашение по Западному Берлину, советско-американские договоры об ограничении вооружений (ПРО и ОСВ);Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе в Хельсинки в 1975 г. (попытки мирного сосуществования двух систем, его сложности и противоречия); военно-политический паритет между СССР и США.Третий этап — конец 1970-х — середина 1980-х гг.:конец разрядки, новое обострение международного противостояния двух систем;ухудшение советско-американских отношений, новый виток гонки вооружений, американская программа СОИ;рост вмешательства США в политику стран Ближнего Востока и Латинской Америки;

ввод  советских войск в Афганистан;«доктрина  Брежнева» — ограничение суверенитета стран социалистического лагеря, усиление трений внутри него;попытки продолжения политики «холодной войны» в условиях кризиса мировой социалистической системы. 
 

Билет 3.1 Отечественная  историография в  прошлом и настоящем.

Историография - это специальная историческая дисциплина, изучающая историю исторической науки как сложный, многогранный и противоречивый процесс и его закономерности.

Предметом историографии является история исторической науки.

Историография решает следующие задачи:

1) изучение  закономерностей смены и утверждения  исторических концепций и их  анализ. Под исторической концепцией понимается система взглядов одного историка или группы ученых как на весь ход исторического развития в целом, так и на его различные проблемы и стороны;

Информация о работе Шпаргалка по "Отечественной истории"