Шпаргалка по "Отечественная история"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 03:54, шпаргалка

Краткое описание

1. Восточные славяне в древности. Проблемы этногенеза восточных славян. Этно и геополитические факторы образования Древнерусского государства.
Восточные славяне. Наши общие индоевропейские предки были немногочисленны и первоначально занимали какую-то небольшую территорию Восточной Турции или территорию по рекам Одер и Висла, а на нее они попали, отделившись раньше от более древнего племени. Это было так давно, что на момент отделения у них не образовался развитый язык. С увеличением численности отдельные семьи переселялись на другие земли в Европу и переднюю Азию, давая начало новым племенам и родам.

Файлы: 1 файл

Вопросы_и_ответы_по_курсу_Отечественная_история_.doc

— 407.00 Кб (Скачать)

Русская литература. В эти годы русская литература вступила в свой “золотой век”. В начале своего творчества романтические произведения создали Пушки и Лермонтов. Их произведениям были присуще жизненный оптимизм, акт. позиция в борьбе за идеалы свободы и гуманизма. Именно эти черты в романтической литературе наметили переход к реализму, ставшему основным стилем в 30-40 гг. образцами этого направления стали работы “позднего” Пушкина “Борис Годунов”, “Дубровский”, “Капитанская дочка” и др.; а также роман Лермонтова “Герой нашего времени”.

Основателем школы критич. реализма стал Н.В. Гоголь (“Мертвые души”, “Ревизор” и др.).

“Свои люди – сочтемся” А.Н. Островский, обличивший самодурство и ханжество представителей стремительно растущего купеческого сословия.

Литературным событием стал выход “Записок охотника” И.С. Тургенева.

 

 

 

22. Общественно-политические движения середины Х1Хв.: состав и основные идейные направления. 

В общественном и идейном движении России XIX в. обычно выделяют три основных направления: консервативное, либеральное и революционное.

Консервативное, или охранительное, направление стремилось сохранить существующий строй и его “незыблемые основы”, которыми в первой половине века являлись, прежде всего, самодержавие и крепостное право. Представители либерального направления проповедовали необходимость преобразований, которые они предлагали провести умеренным (эволюционным) путем, т.е. путем реформ и просвещения. Революционеры же хотели резкого коренного изменения существующего строя. Их целью была революция – качественный скачок, насильственное преобразование основ общественного устройства.

  1. Охранительное направление

Неудача преобразований А I и угроза революционных потрясений после восстания декабристов вызвали нарастание консервативных настроений в русском обществе. Правительство осознавало, что идеям и программам декабристов надо противопоставить свою идеологию. Эту задачу попытался решить крупный государственный деятель николаевской эпохи, министр народного просвещения граф С.С. Уваров, выдвинувший новую правительственную концепцию, ставшую выражением охранительного направления, - “теорию официальной народности”. Уваров хотел совместить охранительную политику и строгую дисциплину николаевского царствования с развитием просвещения и культуры. Ориентиром должны были служить три взаимосвязанных начала – “православие, самодержавие, народность”. Эта формула подчеркивала священный характер самодержавия и уделяла особое внимание православной церкви, которая издавна поддерживала царскую власть и воспитывала народ в духе терпения и смирения.

2. Либеральное направление

Резкой реакцией на правительственную идеологию стало выступление П.Я.Чаадаева. В он написал цикл “Философических писем”. России нечем гордиться перед Западом, полагал Чаадаев. “Мы не принадлежим ни к Западу, ни к Востоку, - писал мыслитель, - у нас нет традиций ни того, ни другого…”. Чаадаев считал отрыв России от Европы и в особенности православное миросозерцание, уделявшее главное внимание потусторонним сферам и мало заботилось о преобразовании земной жизни. За свое выступление Чаадаев по повелению царя был объявлен сумасшедшим и посажен под домашний арест.

К концу 30-х гг. в русском обществе сложились течения западников и славянофилов. Западники исходили из мысли о единстве исторических путей России и Европы. Поэтому в России со временем должны утвердиться европейские порядки. Они были сторонниками конституционной монархии, политических свобод – свободы слова, совести и др., выступали за отмену крепостного права и развитие предпринимательства. Главным орудием европеизаторских преобразований в России западники считали государство и высоко оценивали преобразования Петра I.

Иных взглядов придерживались славянофилы – Хомяков, Киреевские, братья К.С. и И.С. Аксаковы. По своему положению это были богатые помещики, представители старых дворянских родов. Они считали, что у каждого народа своя судьба и что Россия развивается по пути, отличному от европейского.

Западников и славянофилов сближали защита прав личности, общественной свободы, протест против деспотизма и бюрократизма, крепостничества, неприятие революции.

  1. Революционно-социалистические течения

От западнического крыла постепенно отделялось особое направление, представителями которого были Герцен, Огарев, Белинский. Они пришли к отрицанию уклада современной им Европы: предоставляя гражданам формальные политические свободы, этот уклад не спасал тысячи людей от нищеты. Спасение они видели в социализме – справедливом общественном строе, в котором отсутствуют частная собственность и эксплуатация человека человеком.

Крупным событием общественной и идейной жизни стало письмо Белинского к Гоголю (1847), резко обличавшее предложенный писателем путь религиозно-нравственного совершенствования в рамках существующих порядков. По мнению Белинского, России нужны были “права и законы, сообразные не с учением церкви, а со здравым смыслом и справедливостью, строгое, по возможности, их исполнение”.

23. Реформы 60-70-х годов Х1Хв. Крестьянская реформа. 

Земская реформа 1864 г. Мед. помощь в деревне практически отсутствовала. Эпидемии уносили тысячи жизней. Крестьяне не знали элементарных правил гигиены. Народное образование никак не могло выйти из зачаточного состояния. Отдельные помещики, содержавшие для своих крестьян школы, закрыли их сразу же после отмены крепостного права. О проселочных дорогах никто не заботился.

1 января 1864 г. был  утвержден закон о земском самоуправлении, Оно учреждалось для руководства хоз. делами.

Для выполнения своих задач земства получили право облагать население особым сбором.

Выборы земских органов проводились раз в три года.

Как правило, в земских собраниях преобладали дворяне.

Земства сыграли большую положительную роль в улучшении жизни русской деревни, в развитии просвещения. Вскоре после их создания Россия покрылась сетью земских школ и больниц.

Городская реформа 1870 г. В 1870 г. по типу Земской была проведена городская ре-форма, она заменила прежние сословные думы городскими думами и городскими управами.

Правом выбора в городскую думу пользовались лица, достигшие 25 лет и платившие городские налоги. Все избиратели, в соответствии с величиной уплачиваемых в пользу города сборов, делились на три курии. Первую курию составляла небольшая группа наиболее крупных владельцев недвижимой собственности. Во вторую курию входили более мелкие налогоплательщики. Третья курия состояла из всех остальных налогоплательщиков.

Городское общественное самоуправление ведало решением хоз. вопросов.

Деят-ть городского самоуправления контролировалась государством. Для контроля, за деятельностью городского самоуправления в каждой губернии создавался специальный орган — губернское по городским делам присутствие. Тем не менее, при всей своей ограниченности, городская реформа была шагом вперед. Она, как и земская реформа способствовала приобщению широких, слоев населения к решению вопросов управления что служило предпосылкой для формирования в России гражданского общ-ва и правового государства. 

 

Судебная реформа 1864 г. В соответствии с ней новый суд строился на принципах буржуазного права: формальном равенстве всех сословий перед законом; гласности суда; независимости судей; состязательности обвинения и защиты;

По новым судебным уставам были созданы две системы судов — мировые и общие.

Мировые суды рассматривали мелкие уголовные и гражданские дела. Они создавались в городах и уездах. Мировые судьи осуществляли правосудие единолично. Они выбирались уездными земскими собраниями, а в столицах - городскими думами.

Система общих судов включала окружные суды и судебные палаты

Окружной суд рассматривал сложные уголовные и гражданские дела, Рассмотрение уголовных дел происходило с участием 12-ти присяжных заседателей. Присяжным мог быть подданный России в возрасте от 25 до 70 лет с безупречной личной характеристикой, проживавший в данной местности не менее двух лет. Списки присяжных утв. губернатором.

Судебная палата рассматривала дела о должностных преступлениях. Такие дела приравнивались к гос. преступлениям и слушались с участием сословных представителей. Высшей судебной инстанцией являлся Сенат.

Реформа устанавливала гласность судебных процессов, которые стали проводиться открыто, на них допускалась публика, газеты печатали отчеты о судах, представлявших общественный интерес. Принцип состязательности сторон обеспечивался присутствием на судебном разбирательстве прокурора - представителя обвинения и адвоката, защищавшего интересы обвиняемого.

И хотя новая судебная система еще сохраняла ряд феодальных пережитков (существование особого волостного суда для крестьян, суды для духовенства, военных и высших чиновников), тем не менее, она была самой передовой.

Крестьянская реформа 1861 (основные черты и итоги)

19 февраля 1861 царским манифестом было отменено крепостное право. Крестьяне стали лично свободны. Они перестали быть собственностью помещика. Крестьяне теперь могли от своего имени покупать землю, дома, заключать сделки, открывать торговые и промышленные предприятия. Правда, надельная земля находилась в коллективной собственности общины. Наделы не могли быть проданы, и крестьяне тем самым были прикреплены к определённому месту проживания.

“Положение” 19 февраля признавало права помещика на все его земли. Крестьяне наделялись усадебной и полевой землей по местным нормам за повинности и выкуп. При этом лучшие земли и участки, необходимые для ведения сельского хозяйства, помещики имели возможность оставлять себе. Эти “отрезки” крестьяне затем вынуждены были арендовать.

Земельное обеспечение крестьян удельных и государственных было значительно лучше, чем у бывших помещичьих крестьян.

Недостатки реформы

  1. было малоземелье, её не хватало (необходимо 5,5 десятин, а давали 1,5);
  2. рождается народничество (защита народа от царя);
  3. крестьяне не становились полноправными членами общества.

Историческое значение освобождения крестьян

Реформа учитывала интересы помещиков гораздо более, чем крестьян.

Она имела огромное историческое значение. Она открыла перед Россией новые перспективы, создав возможность для широкого развития рыночных отношений. Теперь, когда все россияне стали свободными, по-новому встал вопрос о конституции. Её введение стало ближайшей целью на пути к правовому государству.

24. Подъем общественного движения в пореформенной России. Народничество и другие политические течения. 

Активизация революционного движения в пореформенный период была вызвана несколькими причинами. Часть радикально настроенной интеллигенции выражала недовольство умеренным характером реформ.

Идейным вождем революционного движения в России стал редактор “Современника” Н. Г. Чернышевский.

В 1861 г. в Петербурге возникла тайная революционная организация “Земля и воля”. Орг-я объединила несколько десятков единомышленников, людей из разных социальных групп и сословии: студентов, мелких чиновников, младших офицеров, выходцев из мещан, купцов, низшего духовенства, разорившегося дворянства, то есть разночинцев.

Программа “Земли и воли” включала требования созыва народного собрания и установления демокр. республики, широкого местного самоуправления, равноправия женщин. Выдвигалась также идея передачи крестьянам всей земли и объединения не только сельского, но и городского населения в самоуправляющиеся общины. Практическая деят-ть орг-и сводилась к изданию и распр-ю револ. литературы, к содействию побегам революционеров из тюрем, материальной помощи ссыльным. Были арестованы наиболее активные члены “Земли и воли”. “Земля и воля” приняла решение о самороспуске.

Теория революционного народничества. Народники рассматривали народ, прежде всего крестьянство, как реальную полит. силу и считали своей главной задачей сделать эту силу сознательной и организованной. Они хотели поднять крестьян на революцию, которая дала бы возможность России миновать стадию капитализма и установить новый строй, основанный на принципах равенства и социальной справедливости. Наиболее крупными теоретиками револ. народничества в 70-х гг. были М. А. Бакунин, П. Л. Лавров и П. Н. Ткачев.

Бакунин уповал на стихийный народный бунт. Русский народ он считал изначально народом-бунтарем, но его должна была разбудить интеллигенция — “умственный пролетариат

Бакунин был творцом теории анархизма, отрицающего государство. Для Бакунина высшим злом являлось государство.

Свободное общество, по мысли Бакунина, — это общество, в котором осуществился бы принцип самоуправления народа.

Ткачев - идеолог заговорщического направления в народничестве. Ткачев полагал, что крестьянство не способно самостоятельно осуществить социальную революцию. Революция должна принять форму переворота, который совершит строго законспирированная" организация революционеров, члены которой прошли строгий отбор и подчиняются железной дисциплине, но предварительно эта организация должна была “расшатать” существующую власть путем террора. Выступая против анархизма Бакунина, Ткачев считал невозможным разрушение государства. Народнические организации второй половины 1860 —начала 1870-х гг. В середине 60-х гг. под влиянием идей романа Н. Г. Чернышевского “Что делать?” сложилась организация Н. А. Ишутина — И. А. Худякова (1863-1866 гг.). Ее члены ставили перед собой задачу подготовки револ. переворота, результатом которого стало бы переустройство общества на основе коллективной собственности и коллективного труда. В 1865 г. внутри этой орг-и стала действовать группа “Ад”, которая вела подготовку цареубийства, считая, что оно послужит первотолчком “социальной революции”. В апреле 1866 г. член “Ада” Д. В. Каракозов совершил неудачное покушение на Александра II. Революционер был казнен, а ишутинская организация разгромлена.

Информация о работе Шпаргалка по "Отечественная история"