Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 17:47, шпаргалка
Билет 1.1 Сущность, формы и функции исторического знания
1.2 Отмена крепостного права. Манифест 19 февраля 1861г. и его реализация.
Билет 2.1 Методологические подходы, методы и источники изучения истории.
2.2 Причины, ход и итоги «Холодной войны»(1946-1992)
Существующая
система глушила всю инициативу
снизу и сверху. Трудовые коллективы
не были заинтересованы во внедрении
новой техники и технологии, так
как это сказывалось
В рассматриваемый период партия и правительство прилагали много усилий для стабилизации положения в сельском хозяйстве. Попыткой разработать эффективную аграрную политику стали решения мартовского Пленума ЦК КПСС 1965 года. Намечались распределение доходов экономики в сторону сельского хозяйства, решение социальных проблем села, повышение закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию. Важной частью было решение перехода от административного метода управления сельским хозяйством к экономическому, а так же интенсивное введение хозрасчета.
Меры встретили поддержку крестьянства. В годы восьмой пятилетки в магазинах городов был вполне достаточный набор продуктов.
Однако многое осталось нереализованным. Новые идеи не вписывались в старую систему. Рос аппарат по управлению сельским хозяйством. Развитие межхозяйственной кооперации и специализации, химизация и мелиорация земель не принесли эффективных результатов. Удорожание сельскохозяйственной техники и услуг привело к тому, что к началу 80-х гг. многие совхозы и колхозы вновь оказались убыточными. Массированные инвестиции в сельское хозяйство не принесли желаемых результатов (за 70-е годы и начало 80-х годов в аграрно-промышленный комплекс было вложено более 500 млрд. рублей). Установление жесткого бюрократического контроля гасило всю самостоятельность и инициативу предприятий, уничтожило заинтересованность в конечном результате своего труда.
Недостаточный социальный уровень села и ликвидация "неперспективных деревень" повлекли за собой большой отток жителей из деревни в город. С 1967 по 1985 гг., ежегодно деревню покидали в среднем 700 тысяч человек.
Противоречия и трудности, в том числе бесхозяйственность в сельском хозяйстве страны, руководство страны пыталось решить путем импорта продовольствия и зерна. За 20 лет импорт мяса, рыбы, масла, сахара, зерна вырос в денежном отношении более чем в 10 раз.
К началу 80 годов, сельское хозяйство страны оказалось в кризисном состоянии. Майский Пленум ЦК КПСС 1982 года принял специальную продовольственную программу, однако она несла в себе ещё следы застоя и не затрагивала главных интересов крестьянства, коренной перестройки всего хозяйственного механизма. Несмотря на постановления, продовольственная проблема ещё более обострилась. В середине 80-х годов практически везде были введены продовольственные карточки.
В середине
80-х г. к власти пришла группа молодых
энергичных работников. Генеральным
секретарем стал Горбачев М.С (85), председателем
Совета Министров Рыжков. Суть обновления
общества (политическая реформа)Горбачев
видел в соединении социализма и демократии,
в становлении “лучшего социализма”.
В 85-86 гг. развернулась борьба с нарушениями
производственной дисциплины и коррупцией.
Была создана комиссия по репрессированным
в 30-50 гг. граждан. Реабилитированы многие
невинно осужденные, Бухарин. Рыков (оппозиция
Сталина) – посмертно. Демократизация
общественно-политической жизни способствовало
введению альтернативных
выборов партийных секретарей в партийные
организации. Политическая реформа (курс
на политическую реформу была принята
на 19 Всесоюзной партийной конференции),
проводимая Горбачевым, нацелена на создание
правового государства. Суть реформы заключалась
в передаче власти
Советам из рук КП. В стране был введен
пост президента ( 90 г. на 3 съезде
народных депутатов )– первым президентом
СССР стал Горбачев. В марте была отменена
6 статья Конституции СССР о руководящей
роли КПСС. В экономической реформе наблюдался
спад. Для экономического развития
было предложено широкое развитие рыночных
отношений. Это не улучшило дел в народном
хозяйстве. Появились фермерские хозяйства,
частные крестьянские хоз-ва. В 89-90 гг.
резко сократились темпы роста производства
промышленной продукции. Увеличились
размеры дефицита госбюджета, росла безработица.
К 90 г. около 6 млн. безработных.
Билет 14.1 Просвещенный абсолютизм Екатерины 2
В отличие от своих предшественников, Екатерина II (1762-1796 годы) была талантливым государственным деятелем, тонким политиком и дипломатом. Она умела подбирать людей, необходимых для решения конкретных политических задач, которые часто становились её фаворитами (например, Г.Г.Орлов, Г.А.Потёмкин).
Екатерина стремилась всемерно упрочить свою власть, устранив при этом влияние высшей чиновной аристократии и её орудия - гвардии.
Одной из первых её реформ стала реформа Сената, целью которой было ограничение его функций в управлении государством. В декабре 1763 года был издан указ, разделивший Сенат на 6 департаментов, два из которых были переведены в Москву. Дробление функций Сената привело к усилению самодержавного правления Екатерины II.
Правление Екатерины II оставило заметный след в истории России. Её политика "просвещённого абсолютизма" была характерна для многих европейских государств той эпохи и предполагала правление "мудреца на троне", покровителя искусств, благодетеля всей нации. Стремление соответствовать этому образу не помешало Екатерине усилить крепостной гнёт и распространить его на новые земли. Хорошо образованная, знакомая с сочинениями Плутарха, Цицерона, Корнеля, Расина, Вольтера, Монтескье, Екатерина II не только читала работы французских просветителей, но и состояла с ними в переписке, особенно с Вольтером и Дидро.
Императрица уверяла, что одна из главных целей самодержавия - внедрение в подданных "разума вольности", достижение всеобщего блага и благосостояния всех сословий. Все пороки современного общества она связывала отнюдь не с крепостничеством и сословными привилегиями дворянства, произволом властей, а с недостаточной "просвещённостью" населения.
Политика "просвещённого абсолютизма", содействуя развитию торговли и промышленности, не только не ущемляла интересов дворянства, но, напротив, предоставляла им привилегии и расширяла их полномочия. Это неудивительно, так как Екатерина II, не имея формальных прав на престол, всецело опиралась на поддержку дворянства.
Период "просвещённого абсолютизма" был временем заигрывания монархов с просветителями, временем очень робких реформ, не затрагивающих основы феодально-абсолютистского строя. Типичным манёвром в этом духе стал созыв Екатериной в 1767 году Комиссии по составлению нового Уложения. К выборам Уложенной комиссии были привлечены дворяне, купцы и государственные крестьяне. Никакого расширения политических прав свободных слоёв населения, не говоря уже о крепостных, Екатерина не предусматривала. В конце 1768 года, воспользовавшись начавшейся войной с Турцией, Екатерина прервала работу комиссии и больше её не возобновляла.
Для европейских монархов был характерен резкий отход от идей "просвещённого абсолютизма" и переход к реакции после французской революции. Реакция Екатерины II началась раньше и была ответом на крестьянскую войну Пугачёва в 1773-1775 годах. В 1775 году Екатерина проводит губернскую реформу. Империя была разделена на 50 губерний, во главе которых поставлены генерал-губернаторы. В их руках сосредоточивалась вся полнота власти - государственная, административная и так далее. Даже выборные должности находились под контролем местной администрации. Под началом губернатора действовал впервые создаваемый Приказ общественного призрения, ведавший школами, медицинскими, благотворительными и некоторыми другими учреждениями. Полицейские функции в уезде осуществлял избираемый дворянами нижний земский суд во главе с земским исправником, а в уездном городе - городничий. В губернии и уезде появилась целая система судов, формально отделённых от администрации, но на деле зависимых от неё. Реформа создала более совершенную систему местного управления, укрепила союз самодержавия и дворянства.
Губернская реформа, носившая полицейско-бюрократический характер, была распространена и на окраины. В эти же годы ликвидирована Запорожская Сечь и остатки автономии в Левобережной Украине.
Укреплению
абсолютизма послужили и
Жалованная грамота городам предоставляла городскому собранию, в состав которого могли входить те, кто обладал высоким имущественным цензом, право избирать органы городского самоуправления. Но и эти органы находились под контролем местной администрации.
Екатерина II щедро награждала своих приближённых, фаворитов, полководцев и других деятелей послуживших ей. Широкой рекой лились из казны деньги, драгоценности, давались высокие титулы, почётные звания, большие пенсии. Но особенно характерной была неслыханная по размаху раздача государственных земель с крестьянами, прежде всего, во вновь приобретённых землях.
К концу XVIII благодаря жёсткой и последовательной политике Екатерины II абсолютная монархия в России заметно укрепилась.
Преобразования
Екатерины II по-разному оцениваются
историками. По мнению одних, они имели
принципиальное значение, поскольку впервые
в российском законодательстве понятие
права было поставлено выше понятия обязанности.
Другие видят в них обычную социальную
демагогию, стремление создать привлекательный
образ России за рубежом. Следует признать,
что императрице не удалось создать упорядоченной
социальной системы, из которой могло
бы развиться гражданское общество. Ведь
дворянство фактически стало единственным
полноправным сословием. Вместе с этим
неравенство пробуждало оппозиционные
настроения у передовых представителей
высшего сословия, закладывая предпосылки
развития либерального и революционного
движения следующего столетия.
14.2 Роль 20 столетия в мировой истории. Глобализация. Социальная трансформация общества.
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ, (глобализм)
– возрастание роли внешних факторов
(экономических, социальных и культурных)
в воспроизводстве всех стран-участниц
этого процесса, формирование единого
мирового рынка (рынков) без национальных
барьеров и создание единых юридических
условий для всех стран. Как особая фаза
международных отношений, зародилась
несколько десятилетий назад, но ее формирование
не завершилось и к началу третьего тысячелетия.
Однако общественное внимание она привлекла
лишь в 1990-х. В связи с огромным разбросом
политических пристрастий в современной
мировой науке и политике единого общепризнанного
определения глобализации не существует;
имеющиеся формулировки носят описательный,
либо взаимоисключающий характер. Генеральный
секретарь ООН К.Анан: «миллионы и миллионы
граждан убеждаются на собственном опыте,
что глобализация не подарок судьбы, а
сила разрушения, подрывающая их материальное
благополучие или их привычный образ жизни»
(«Известия», 22 августа 1998); МБРР описывает
глобализацию как «увеличивающуюся экономическую
взаимозависимость стран мира как следствие
возрастающего объема и возрастающего
многообразия международных перемещений
товаров, услуг и интернациональных потоков
капитала, а также все более быстрого и
широкого распространения технологии»
Билет 15.1 Эволюция форм собственности на землю (11-16в)
Собственность на землю - есть форма присвоения (индивидуумом или коллективом) земельного участка как предмета природы, а также продуктов труда на земле. Она выражает отношения между людьми по поводу земли как естественного условия всякого производства и главного средства производства в сельском и лесном хозяйствах.
В науке не существует однозначного подхода к определению собственности на землю. Современных авторов можно подразделить по их подходу к частной собственности на землю. «Земельная собственность, исторически определённая общественная форма присвоения (индивидуумом или коллективом) земли как предмета природы» (1). Существует и другая точка зрения, в соответствии с которой собственность на природные ресурсы как результат эволюционного развития природы, составляющей общечеловеческое достояние, в отличие от собственности на материальные блага, созданные трудом человека, представляет условную категорию (2).
Понятие собственности применяется в экономическом и юридическом аспектах. Собственность на землю как экономическая категория представляет собой отношения между людьми по поводу присвоения участка земли и произведённых на нём продуктов труда. Эти отношения появились задолго до возникновения государства и права. Юридическая категория собственности на землю представляет собой совокупность норм, закрепляющих экономические отношения по владению, пользованию и распоряжении объектами собственности.
Отношения собственности на землю существуют на протяжении всего периода существования человеческого общества. Формы этих отношений соответствуют различным способам производства и изменяются в результате развития производительных сил общества и производственных отношений. Для каждой общественно-экономической формации характерна присущая ей преобладающая форма земельной собственности. Новые формы возникают в недрах старого сообщества наряду с сохранением ряда форм и видов, предшествующих общественно-экономических формаций. Общей закономерностью для классово-антагонистических формаций является преобладание частной собственности на землю (1).
Первой исторической формой была общинная собственность на землю, характерная для первобытнообщинного строя. Она использовалась в условиях существования племенной, родовой и патриархальной семейной (домашней) общины. Условиями для зарождения частной собственности явились усовершенствование орудий труда и повышение его производительности, появление разделения труда и обмена. Её становление постепенно привело к разложению общинной собственности на землю и возникновения социального неравенства.