Шпаргалка по "Обществознанию"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 19:28, шпаргалка

Краткое описание

Билет 1
1. Понятие общества. Общество как форма совместной жизни и деятельности людей.
2. Президент Российской федерации. Его функции и полномочия.
...
Билет 28
1. Юридическая ответственность. Виды юридической ответственности. Незнание закона и ответственность.
2. Личные, политические, экономические права и свободы. Конституционные обязанности человека и гражданина.

Файлы: 1 файл

Билеты по обществознанию.doc

— 433.50 Кб (Скачать)

В двухпалатном законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации кандидатуры для избрания представителя в Совете Федерации вносятся на рассмотрение данного органа поочередно председателями палат.

Группа депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации может внести на рассмотрение этого органа альтернативные кандидатуры для избрания представителя в Совете Федерации.

Статья 4. Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации назначается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на срок его полномочий.

Статья 5. Решение законодательного (представительного) органа государственной  власти субъекта Российской Федерации  об избрании представителя в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации принимается тайным голосованием и оформляется постановлением указанного органа, а двухпалатного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации — совместным постановлением обеих палат.

Решение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) о назначении представителя в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации оформляется указом (постановлением) высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Указ (постановление) в трехдневный срок направляется в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

Указ (постановление) о назначении представителя в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации вступает в силу, если на очередном или внеочередном заседании законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации две трети от общего числа его депутатов не проголосуют против назначения данного представителя в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Статья 6. Рассмотрение законодательным (представительным) органом государственной  власти субъекта Российской Федерации  кандидатур для избрания представителя в Совете Федерации осуществляется в соответствии с регламентом этого органа. 
Статья 7. Кандидаты для избрания (назначения) в качестве представителя в Совете Федерации обязаны представить соответственно в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации или высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации):

а) сведения о размере и об источниках доходов кандидата за год, предшествующий году избрания (назначения); 

б) сведения об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности.

Статья 8. Решения об избрании (о назначении) в соответствии с настоящим Федеральным законом членов Совета Федерации направляются в Совет Федерации принявшими их органами государственной власти субъектов Российской Федерации не позднее пяти дней после вступления в силу указанных решений.

В тот же срок избранный (назначенный) член Совета Федерации должен представить в Совет Федерации копию приказа (иного документа) об освобождении от обязанностей, несовместимых со статусом члена Совета Федерации, либо копию документа, удостоверяющего, что им было подано заявление об освобождении от таких обязанностей.

Статья 9. Полномочия члена Совета Федерации, избранного (назначенного) в соответствии с настоящим Федеральным законом, начинаются со дня вступления в силу решения о его избрании (назначении) и прекращаются со дня вступления в силу решения об избрании (о назначении) члена Совета Федерации вновь избранным соответственно законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации или высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Полномочия члена Совета Федерации могут быть прекращены досрочно избравшим (назначившим) его  органом государственной власти субъекта Российской Федерации в том же порядке, в котором осуществляется его избрание (назначение) членом Совета Федерации.

Статья 10. Настоящий Федеральный  закон вступает в силу со дня его официального опубликования. 
Статья 11. Избрание (назначение) всех членов Совета Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом должно быть завершено не позднее 1 января 2002 года.

Члены Совета Федерации — представители по должности от субъектов Российской Федерации в Совете Федерации продолжают исполнять свои полномочия после вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу решений об избрании (о назначении) в установленном этим Федеральным законом порядке членов Совета Федерации — представителей от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации, но не позднее 1 января 2002 года.

Со дня вступления в силу решений об избрании (о назначении) в соответствии с настоящим Федеральным законом членов Совета Федерации — представителей от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия членов Совета Федерации — представителей по должности от соответствующих субъектов Российской Федерации прекращаются.

Статья 12. На членов Совета Федерации, избранных (назначенных) в соответствии с настоящим Федеральным законом, распространяются положения, установленные пунктами «а», «б» и «в» части второй статьи 4, частями первой и второй статьи 6 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 5 июля 1999 года N 133-ФЗ) (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 2, ст. 74; 1999, N 28, ст. 3466).

Статья 13. Признать утратившим силу со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 5 декабря 1995 года N 192-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 50, ст. 4869).

Статья 14. Рекомендовать Президенту Российской Федерации в связи с принятием настоящего Федерального закона представить в Федеральное Собрание Российской Федерации предложения о внесении в законодательство Российской Федерации изменений и дополнений в целях обеспечения эффективной деятельности и взаимодействия органов государственной власти.

Статья 15. Поручить Правительству  Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Статья 16. Предложить законодательным (представительным) и исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации принять нормативные правовые акты, необходимые для реализации настоящего Федерального закона.

  1. Социальные нормы и ценности.

Социальные нормы  – установленные в обществе правила поведения. Функции:

- регулируют  отношения

- интегрируют  личность в соц.окружение

- служат образцами  поведения

- контролируют  поведение

Регулируют с  помощью дозволения, предписания  и запрета

Социальные ценности - в широком смысле - значимость явлений и предметов реальной действительности с точки зрения их соответствия или несоответствия потребностям общества, социальной группы, личности.

Социальные ценности - в узком смысле - нравственные и  эстетические требования, выработанные человеческой культурой и являющиеся продуктами общественного сознания.

Билет 6.

  1. Человек. Теории Происхождения. Биосоциальная сущность человека. Отличие человека от животных.

Теории происхождения  человека:

- религиозная

- естественно-научная  (эволюция)

- теория палеовизита

Биосоциальная сущность человека - Подчинение жизни человека как биологическим, так и социальным законам. Формирование человека, как и других организмов, в процессе эволюции, подчинение его процессов жизнедеятельности (питания и др.) биологическим законам. Существенные отличия человека от животных — прямохождение и труд, связанные с ними изменения в строении и жизнедеятельности — наличие в скелете позвоночника с четырьмя изгибами, сводчатой стопы, особенностей строения таза, кисти, черепа; увеличение мозга, способность трудиться, создавать орудия труда, общаться друг с другом, владеть членораздельной речью, отвлеченно мыслить, создавать науку и искусство, накапливать и использовать опыт предшествующих поколений, передавать его потомкам. Невозможность объяснить эти особенности только законами биологической эволюции. Существование законов развития человеческого общества, в соответствии с которыми подлинно человеческие черты формируются в процессе жизни человека в обществе, его воспитания. Дети, выросшие с раннего возраста среди животных, не владеют хорошо развитой речью, не могут отвлеченно мыслить.

Главное отличие  человека от животных – наличие  разума

  1. Правоотношения и их виды. Юридические факты.

Правоотношения  – охраняемые государством общественные отношения, в которых субъекты связаны друг с другом взаимными правами и обязанностями, установленными правовыми нормами

Виды правоотношений:

    1. По отраслевому признаку:

- конституционные

- гражданско-правовые

- административно-правовые  и т.д.

    1. По характеру содержания:

- общерегулятивные

- регулятивные

- охранительные

    1. В зависимости от конкретизации сторон:

- относительные

- абсолютные

    1. По характеру обязанности:

- активные

- пассивные

Прежде всего  правоотношения, как и юридические  нормы, можно разделить по отраслевому признаку на конституционные, гражданско-правовые, административно-правовые и т. д. В основе этого деления лежит специфика отдельных областей общественных отношений.

 

По характеру  содержания правоотношения подразделяются на общерегулятивные, регулятивные и охранительные. Общерегулятивные правоотношения появляются непосредственно из закона. Они возникают на основании юридических норм, гипотезы которых не содер-йкат указаний на юридические факты. Такие нормы порождают у всех адресатов одинаковые права или обязанности без всяких условий (например, многие конституционные нормы). Регулятивные нормы, содержащие в гипотезе указание на юридические факты, также порождают у всех адресатов одинаковые право-субъектные возможности, гарантируемые государством. Возможность иметь субъективные права и нести юридические обязанности представляет собой право особого рода, элемент общерегулятивного правоотношения. Регулятивные правоотношения вызываются к жизни нормами права и юридическими фактами (событиями и правомерными действиями). Они могут возникать и при отсутствии нормативной регламентации на основе договора между сторонами. Охранительные правоотношения появляются на основе охранительных норм и правонарушений. Они сопряжены с возникновением и реализацией юридической ответственности, предусмотренной в санкции охранительной нормы.

 

В зависимости  от степени конкретизации (индивидуализации) субъектов (сторон) правоотношения могут  быть относительными и абсолютными. В относительных конкретно (поименно) определены обе стороны (покупатель и продавец, поставщик и получатель, истец и ответчик). В абсолютных названа лишь управомочен-ная сторона, а обязанная сторона — это каждый и всякий, чья обязанность состоит в том, чтобы воздерживаться от нарушения субъективного права (правоотношения, вытекающие из права собственности, авторского права).

 

По характеру  обязанности правоотношения делятся  на активные и пассивные. В правоотношениях  активного типа обязанность одной  стороны состоит в совершении определенных положительных действий, а право другой - лишь в требовании исполнить эту обязанность. В правоотношениях пассивного типа обязанность заключается в воздержании от действий, запрещенных юридическими нормами.

Юридический факт - конкретное жизненное обстоятельство (условие, ситуация), с которым норма права связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношения.

 

.

Билет 7.

  1. Человек, индивид, личность. Социализация, ее агенты и институты.

Индивид - Отдельный человек, носитель предпосылок человеческого развития;

Личность - человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» — в широком смысле слова)

Социализация – процесс  усвоения и дальнейшего развития индивидом культурных норм и социального  опыта, необходимого для успешного  функционирования в обществе

Агенты социализации:

- СМИ

- национальные традиции  и обычаи

- образование и самовоспитание

Институты социализации - учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его (например, школа)

  1. Религия как феномен культуры. Корни и основные функции религии. Типология религий. Религиозные организации.

Рели́гия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации

Корни:

В марксизме считается [8], что корнем религии является реальное практическое бессилие человека, проявляющееся в его повседневной жизни, выражающееся в том что он не может самостоятельно обеспечить успеха своей деятельности. Известно выражение марксистов о том, что «религия — опиум народа»[9].

Согласно представлениям концепции «дорелигиозного периода», в истории человечества существовал период, когда не было никаких религиозных представлений. Впоследствии в силу тех или иных причин у людей возникли религиозные верования. Но идея «дорелигиозного периода» ещё не объясняет, как же всё-таки возникли религиозные представления у людей. Со времён античности и до наших дней некоторые атеистически настроенные мыслители высказывали мнение о том, что вера человека в сверхъестественные силы возникла в результате страха перед природными стихиями, или в результате обмана одних людей другими, или обожествления реальных царей и героев древности.

Функции:

Основные функции (роли) религии

Информация о работе Шпаргалка по "Обществознанию"