Шпаргалка по "Обществознанию"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 19:28, шпаргалка

Краткое описание

Билет 1
1. Понятие общества. Общество как форма совместной жизни и деятельности людей.
2. Президент Российской федерации. Его функции и полномочия.
...
Билет 28
1. Юридическая ответственность. Виды юридической ответственности. Незнание закона и ответственность.
2. Личные, политические, экономические права и свободы. Конституционные обязанности человека и гражданина.

Файлы: 1 файл

Билеты по обществознанию.doc

— 433.50 Кб (Скачать)

Билеты по обществознанию.

Билет 1.

  1. Понятие общества. Общество как форма совместной жизни и деятельности людей.

Общество - обособившаяся  от природы часть материального  мира

Общество – большая  совокупность людей, объединяемая каким-либо социально значимым признаком

Общество – группа людей, объединенная интересами

Общество – совместная форма деятельности людей по производству материальных и духовных ценностей

Общество – сложная, открытая динамическая система

Общество – естественный мир, созданный человеком

Не может существовать без природы, хоть и не нуждается в «толчках».

  1. Президент Российской федерации. Его функции и полномочия.

Президент РФ –  глава государства. Избирается народом. Осуществляет исполнительную власть, разделенную с парламентом. Права  и обязанности президента РФ прописаны в главе 4 конституции «Президент Российской Федерации». Например, статья 80 гласит, что он является гарантом Конституции, прав и свобод человека. Президент избирается путем народного голосования сроком на 6 лет. Также назначает председателя правительства, формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, назначает выборы в госдуму т .д. Также президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными силами России, решает вопросы гражданства, издает указы и распоряжения.

Билет 2.

  1. Деятельность как способ бытия человека. Необходимые компоненты и виды человеческой деятельности.

Деятельность  – мотивированное достижение сознательно  поставленной цели с помощью осознанно  выбранных средств

Виды деятельности:

- материальная (направленная на преобразование природы и общества)

- духовная (познание  окружающего мира)

 

- разрушительная

- созидательная

Компоненты деятельности:

- воля

- мотив

-мышление

  1. Понятие права. Право в системе социальных норм. Виды правовых норм.

Право – исходящее  от государства система общеобязательных норм, которая обеспечивает юридическое регулирование общественных отношений и охраняется государством

Право – система, основанная на социально признанных и общеобязательных нормах, порядок  отношений, участники которого взаимодействуют между собой путем реализации прав и обязанностей, поддерживаемое государством

Социальный (общественный) характер. Социальные нормы регулируют отношения между людьми. Социальные нормы строятся по типу Субъект-Субъект.

 

Общий характер. Социальные нормы представляют собой не конкретные указания - когда, кому и что делать или не делать, а общие модели, образцы, стандарты человеческого поведения. Они не регулируют случайные или уникальные ситуации. Предмет регулирования социальных норм - стандартные, типичные, широко распространенные отношения. Нормативное регулирование предполагает формирование официальных моделей правомерного поведения - что можно, нужно или нельзя делать при наступлении определенных, заранее установленных обстоятельств.

 

Объективно-субъективный характер. Социальные нормы отражают экономический, политический, социально-культурный уровень развития общества. В них ярко проявляются особенности исторического развития общества, национальная специфика, общекультурные достижения. В социальных нормах одновременно сочетаются и субъективные, и объективные факторы. С одной стороны, они создаются людьми и носят сознательно-волевой характер, а с другой - обусловлены действием объективных закономерностей, не зависящих от человека.

 

Системный характер. Чтобы выполнять функции социального регулирования все нормы должны быть согласованы между собой, взаимодействовать, дополнять друг друга, не противоречить. Для социальных норм характерны два вида системных взаимодействий - внутренние - внутри отдельно взятой системы норм и внешние - между разными системами социальных норм, например между правом и моралью, правом и традициями. Регулирующее воздействие одной группы норм дополняется, конкретизируется другими социальными нормами. Так, право взаимодействует и с моралью, и с религией, и с традициями, и с иными видами социальных норм.

 

Подзаконный характер. Среди всех социальных норм право  обладает безусловным приоритетом. И мораль, и традиции, и корпоративные  правила должны соответствовать  законодательству. В случае каких-либо противоречий действует именно правовая норма.

 

Обеспеченный  характер. Норма ничто без соответствующего обеспечения. Каждое правило - моральное, религиозное, корпоративное или  правовое - должно иметь специфические  гарантии. Нарушение нормы влечет применение к нарушителю определенных санкций. Если за нарушения права применяются государственные санкции, то иные социальные нормы обеспечиваются санкциями негосударственного, общественного характера.

 

Виды правовых норм:

    1. В зависимости от происхождения:

- обычные

- гетерономные (установлены гос-вом в одностороннем  порядке)

- автономные (установлены  субъектами права и согласованы  между ними)

    1. По способу выражения:

- императивные (властно установлены)

- диспозитивные

    1. По функциям:

- регулятивные (не имеют санкций)

- охранительные (предназначены для уст.норм, содержат санкцию)

    1. В зависимости от принадлежности:

- материальные (права субъектов)

- процессуальные (порядок действий в случае  нарушений норм права)

    1. Специальные

- нормопринципы 

- дефинитивные

- оперативные

- коллизионные

Билет 3.

  1. Понятие культуры. Формы и разновидности культуры. Элитарная, массовая и народная культура.

Культура –  совокупность всех видов преобразовательной деятельности человека, а также результат  деятельности, включая преобразования человеком самого себя.

Разновидности культуры:

    1. По связям с религией:

- светская

- религиозная

    1. По национальным признакам:

- национальная 

- мировая

    1. По региональному признаку:

- культура запада

- культура востока

    1. По территориальному признаку:

- сельская

- городская

    1. По уровню исполнения:

- народная

- массовая

- элитарная

    1. По социально-классовому признаку:

- дворянская

- мещанская

- крестьянская…

    1. По историческому признаку:

- первобытная

- античная

- средневековая…

    1. По виду деятельности:

- художественная

- политическая

- экологическая

Виды культуры:

- доминирующая (характерна для большинства членов  общества)

- субкультура  (культура больших соц.групп, отличающаяся  от доминирующей, но не противоречащая  ей)

- контркультура  (противостоит нормам, ценностям  доминирующей культуры)

Элитарная культура – это высокая культура, противопоставляемая массовой культуре по типу воздействия на воспринимающее сознание, сохраняющего его субъективные особенности и обеспечивающего смыслообразующую функцию[1]. Ее основной идеал — формирование сознания, готового к активной преобразующей деятельности и творчеству в соответствии с объективными законами действительности. Данное понимание элитарной культуры, эксплицированное из подобного ее осознания как культуры высокой, концентрирующей духовный, интеллектуальный и художественный опыт поколений, представляется, по мнению российских культурологов, более точным и адекватным, чем понимание элитарного как авангардного.

Массовая культура – передача широким слоям населения  адаптированной, социально значимой информации (направления: детская, СМИ, общеобразовательная школа, система гос.идеологии и пропаганды, массовая соц.мифология, массовые политические движения, индустрия досуга, индустрия формирования имиджа, система организации  и стимуляции массового потребительского спроса)

Народная культура – простая, традиционная

  1. Проблема общественного прогресса и его критерии.

Общественный  прогресс – направление развития, для которого характерен переход  от низшего к высшему, более передовому

Критерии:

- развитие производительных сил

- уровень жизни

- прогресс науки  и техники

- свобода человека

 

Билет 4.

  1. Элементы социального поведения. Девиация и деликвентность.

Девиация – Отклонение в поведении человека.

Деликвентность  – нарушение или преступление

Элементы социального поведения:

 - поведенческий акт

- действие

- поступок

- деяние

Социальное поведение  – поведение, с помощью которого человек участвует в жизни  общества

  1. Политические режимы.

Политический  режим – совокупность средств  и методов осуществления государственной власти

Виды:

- Демократический

- Недемократический  (тоталитарный и автократический)

 

Билет 5.

  1. Порядок избрания Государственной Думы и образования Совета Федерации.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 95, 96, 97) Государственная  Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 4 года. Порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральным законом.

Федеральный закон  от 24 июня 1999 г. «О выборах депутатов  Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»  определил порядок избрания депутатов Государственной Думы.

Выборы Государственной Думы назначает Президент РФ. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за пять месяцев и не позднее чем за четыре месяца до дня голосования. Днем голосования на выборах депутатов Государственной Думы является первое воскресенье после дня, когда истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума прежнего созыва.

В случае, если Президент  РФ не назначит выборы депутатов Государственной  Думы в срок, выборы депутатов Государственной Думы проводятся Центральной избирательной комиссией РФ в первое воскресенье или во   второе воскресенье месяца, следующего за месяцем, в котором истекают полномочия Государственной Думы.

При роспуске Государственной Думы в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ, Президент РФ одновременно назначает досрочные выборы депутатов Государственной Думы нового созыва. Днем голосования в этом случае является последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня роспуска Государственной Думы. Сроки осуществления избирательных действий при этом сокращаются на четверть.

Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию  в средствах массовой информации.

Избирательная система. Федеральный закон предусматривает, что выборы депутатов Государственной Думы проводятся на основе смешанной (мажоритарно-пропорциональной) избирательной системы:

- 225 (половина) депутатов  Государственной Думы избираются  по одномандатным избирательным  округам (один округ - один депутат), образуемым на основе единой нормы представительства избирателей на одномандатный избирательный округ, за исключением избирательных округов, образуемых в субъектах Российской Федерации, в которых число избирателей меньше единой нормы представительства. Единая норма представительства избирателей на одномандатный избирательный округ устанавливается путем деления общего числа избирателей в Российской Федерации на 225 одномандатных избирательных округов;

- 225 (другая половина) депутатов Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально количеству голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями, избирательными блоками.

Образование Совета Федераций:

Статья 1. В Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Совет Федерации) в соответствии с Конституцией Российской Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта Российской Федерации. 
Членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с Конституцией Российской Федерации правом избирать и быть избранным в органы государственной власти. 
Статья 2. Член Совета Федерации — представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации на срок полномочий этого органа, а при формировании законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации путем ротации — на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа.

Член Совета Федерации — представитель от двухпалатного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты.

Статья 3. Кандидатуры для избрания представителя в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации вносятся на рассмотрение этого органа его председателем.

Информация о работе Шпаргалка по "Обществознанию"