Шпаргалка по "Обществознанию"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 19:28, шпаргалка

Краткое описание

Билет 1
1. Понятие общества. Общество как форма совместной жизни и деятельности людей.
2. Президент Российской федерации. Его функции и полномочия.
...
Билет 28
1. Юридическая ответственность. Виды юридической ответственности. Незнание закона и ответственность.
2. Личные, политические, экономические права и свободы. Конституционные обязанности человека и гражданина.

Файлы: 1 файл

Билеты по обществознанию.doc

— 433.50 Кб (Скачать)

  • Мировоззренческая — религия, по утверждениям верующих, наполняет их жизни неким особым значением и смыслом.
  • Компенсаторная, или утешительная, психотерапевтическая, также связана с её мировоззренческой функцией и обрядовой частью: суть её состоит в возможности религии возмещать, компенсировать человеку его зависимость от природных и социальных катаклизмов, удалять ощущения собственного бессилия, тяжёлые переживания личных неудач, обид и тяжести бытия, страх перед смертью.
  • Коммуникативная — общение верующих между собой, «общение» с богами, ангелами (духами), душами умерших, святыми, которые выступают как идеальные посредники в обыденной бытовой жизни и в общении между людьми. Общение осуществляется, в том числе, и в обрядовой деятельности.
  • Регулятивная — осознание индивидом содержания определённых ценностных установок и нравственных норм, которые вырабатываются в каждой религиозной традиции и выступают своеобразной программой поведения людей.
  • Интегративная — позволяет людям осознавать себя как единую религиозную общность, скреплённую общими ценностями и целями, даёт человеку возможность самоопределиться в общественной системе, в которой имеются такие же взгляды, ценности и верования.
  • Политическая — лидеры различных общностей и государств используют религию для объяснения своих действий, сплочения либо разделения людей по религиозной принадлежности в политических целях.
  • Культурная — религия воздействует на распространение культуры группы-носителя (письменность, иконопись, музыка, этикет, мораль, философия и т. п.)
  • Дезинтегрирующая — религия может быть использована для разъединения людей, для разжигания вражды и даже войн между разными религиями и вероисповеданиями, а также внутри самой религиозной группы. Дезинтегрирующее свойство религии зачастую[источник не указан 51днейраспространяется последователями, своеобразно трактующими заповеди своей религии.

Типология религий


Древние религии- существовавшие в давние времена и к настоящему времени ставшие достоянием истории. К ним относятся верования, бытовавшие у народов в эпоху Древней истории. Это, например, такие религии, как древнеегипетская, древнегреческая, древнеримская и т.д.

Все древние  религии были политеистическими, их называют также языческими.

Национальные религии- это религии, являющиеся специфичными для национальной культуры определенного народа. Такие религии в значительной степени определяют особенности быта, поведения, народных обычаев.

Мировые религии, в отличие от национальных, возникнув  первоначально в культуре какого-то одного народа, затем распространились по всему миру и вошли в национальные культуры многих народов в различных регионах земли. Это буддизм, христианство и ислам.

Национальные и мировые  религии называют традиционными религиями. Они возникли столетия назад и имеют многовековую истории.


Религио́зное  объедине́ние: По законодательству РФ, религиозное объединение — добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:

  • вероисповедание;
  • совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;
  • обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Религиозные объединения  могут создаваться в форме  религиозных групп и религиозных  организаций.[1]

В соответствии с Конституцией РФ[2], «Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом».

«2. Религиозные организации  в зависимости от территориальной  сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные. 
3. Местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении. 
4. Централизованной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций.»[3]

Билет 8.

  1. Верховный суд Российской Федерации: порядок формирования, функции и полномочия.

Верховный суд  РФ – высший судебный орган по административным, гражданским и уголовным делам

Функции:

- осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные суды.

- в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда второй (кассационной) инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, — также и в качестве суда первой инстанции

- является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, окружным (флотским) военным судам.

- изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику и даёт разъяснения по вопросам судебной практики.

- разрешает в пределах своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров Российской Федерации, СССР и РСФСР

Полномочия:

- дает разъяснения  по вопросам судебной практики

-

  1. Понятие истины. Свойства и критерии истины. Границы применимости истины.

Истина –  адекватное отражение действительности в глазах человека

Свойства истины:

- объективность  (существует вне сознания людей)

- конкретность (учет конкретных условий)

- субъективность (выражена по-разному разными  людьми)

Критерии истины:

- практика

- доказательства

- дополнительные

Границы применимости истины:

- применимо только  к знанию

- применимо не  к любому знанию

Билет 9.

  1. Формы правления. Виды монархий и республик.

Форма правления  – способ организации верховной  государственной власти.

Виды:

  1. Республика:

- Президентская

- Полупрезидентская

- Парламентская

- Аристократическая

  1. Монархия:

-Абсолютная

- Парламентская

- Дуалистическая

 

  1. Отрасли права. Публичное и частное право.

Отрасль права  – совокупность однопорядковых правовых отношений и норм

Публичное право – совокупность отраслей права, которые регулируют отношения, обеспечивающие общий, совокупный (публичный) интерес, в отличие от отраслей, призванных охранять частный интерес (частное право). К П.п. относятся: международное (публичное) право, конституционное право, административное право, финансовое право, уголовное право и у головне-процессуальное право и ряд др. Деление права на публичное и частное - специфическая черта романо-германскои правовой системы.

Частное право - собирательное понятие, означающее отрасли права, регулирующие частные интересы, независимость и инициативу индивидуальных собственников и объединений (корпораций) в их имущественной деятельности и в личных отношениях, в отличие от публичного права, которое регулирует и охраняет общие интересы. Ядро частного права составляет гражданское право, регулирующее имущественные, связанные с ними неимущественные отношения, а также торговое право (в тех странах, где действует торговое право).

Билет 10.

  1. Источники права.

Источники права -причины, благодаря которым появляется право:

- формальные (правовой обычай, судебный прецедент, правовая  доктрина, священные книги, нормативно-правовые  договоры, нормативно-правовые акты)

- неформальные (моральные  и культурные нормы)

  1. Общество и общественные отношения. Общество как динамическая система. Связь человека с обществом.

Общество — 1) в широком понимании слова, это совокупность всех видов взаимодействия и форм объединения людей, которые сложились исторически; 2) в узком понимании — исторически конкретный тип социальной системы, определённая форма социальных отношений.[1] 3) группа лиц, объединенная общими морально-этическими нормами (устоями)[источник не указан 265 дней]. 4) объединение людей, в результате которого, т.к. это единение, всё всестороннее возможное пространство общества становится общественной, т.е. общей для этих людей и их потомков, собственностью, всё остальные формы считаются не завершившими объединение,т.е. не сформировавшими до конца общество.

Обще́ственные отноше́ния (социа́льные отноше́ния) — различные взаимодействия между отдельными людьми или группами.

Можно утверждать, что общественные отношения возникают:

-между индивидами как частью социальной группы;

-между группами индивидов;

-между отдельными индивидами и группами индивидов.

Связь человека и общества

В период усиления кризисных  явлений в культуре буржуазного  общества многие философские течения приобретают все более реакционный характер, уводят от идей преобразования мира и человека. Так, в основе философии М. Хайдеггера и К. Ясперса в Германии, Шестова и Бердяева в России, затем у Сартра и Камю во Франции вновь появляются в обновленном виде идеи Кьеркегора. Философы трактуют бытие как некую нерасчлененную целостность, где человек и мир слиты воедино, а истинным, подлинным бытием является переживание субъектом своего «бытия-в-мире» как существования, направленного ни во что, сознающего свою конечность в смерти.

Экзистенциализм как  бы снимает историческое время, исторического  человека, трактует его как заброшенного в определенную, не зависящую от него ситуацию. Время при этом становится личностным ощущением, на первый план выходят такие категории, как ожидание, искание, напряжение, решимость, надежды и т. п. Само существо «экзистенции» составляет такой смысловой ряд: рождение, любовь, отчаяние, раскаяние, смерть и т. д. Само будущее - закрыто, существует лишь стремление к нему. Оно трансцендентно, непознаваемо: это либо бог, либо некая тайна, либо символ или миф. Во всяком случае, трансцендентная сущность экзистенции недоступна разуму.

Отсюда отвергается  все рационалистическое, подымавшееся Просвещением, отвергается и связь  человека и общества. Сартр утверждал, что свобода - это не познание необходимости, а лишь обязанность «быть самим собой», что «человек обречен, быть свободным», что свобода - это тяжелое бремя личности быть самим собой и не стать, как все. И, чтобы постичь смысл своего существования, необходимо отказаться от целей, желаний, идеалов, стремлений, поставить себя в ситуацию между жизнью и смертью как освобождение от всего.

Трагическая окраска  учения экзистенциализма, его пессимизм  отражают духовную ситуацию буржуазного  общества, отсутствие выхода. Не случайно данное течение ярко проявило себя в искусстве, рассматривая его как некий прорыв внешнего, объективированного мира, как некую истинную коммуникацию, которой непрерывно грозит разрушением жестокая действительность.

 

Билет 11.

  1. Понятие закона. Виды законов.

Закон – принятый в особом порядке акт законодательного органа, регулирующий наиболее важные общественные отношения и обладающий высшей юридической силой.

Виды законов:

1)По юридической  силе:

- конституционные

- обыкновенные (кодифицированные, текущие)

2) По характеру  действия во времени:

- Постоянные

- Временные

- Чрезвычайные

3) По характеру  действия в пространстве:

- Федеральные

- Законы субъетков

  1. Россия как федеративное государство. Виды субъектов Российской Федерации и их правовой статус.

Федерация –  объединение нескольких территориальных  единиц, обладающих политической самостоятельностью, в одно государство

Виды субъектов:

- края

- республики

- автономные  округа

- области

- автономная  область

- города федерального  значения

Федеративное устройство в Российской Федерации, закрепляется в гл. 3 Конституции РФ. В соответствии со ст. 65 Конституции, в составе Российской Федерации находятся субъекты Российской Федерации и ст. 65 закрепляет конкретный численный, видовой и именной состав субъектов Российской Федерации на момент принятия настоящей Конституции. В Российской Федерации 89 субъектов, в том числе 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 10 автономных округов. Исторически они появлялись и видоизменялись в разное время как внутренние образования РСФСР (за исключением Тывы), что получало отражение в Конституции РСФСР 1937 и 1978 гг., а в последующем было оформлено Федеративным договором (договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти соответствующих ее субъектов) от 31 марта 1992 г. Российская Федерация и Республика Татарстан 15 февраля 1994 г. подписали отдельный Договор "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан", которым подтверждалось, что последняя объединена с Россией "Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Татарстан и договором".

В настоящее  время республики, автономную область  и автономные округа по-прежнему отличают особенности национального состава  населения, быта и культуры. Именно поэтому республики, где данные особенности выражены наиболее рельефно, наделяются некоторыми специфическими правами. Вместе с тем независимо от государственно-правовой формы все члены Российской Федерации объединены одним понятием - "субъект Российской Федерации"; они равноправны в этом качестве (ч. 1 ст. 5), а также равноправны между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (ч. 4 ст. 5).

Названия субъектов  федерации в конституции даны в том варианте, который определен (или подтвержден) ими. Они отражают исторические и иные особенности местности, а названия республик, автономной области и автономных округов - имя титульных наций и народов. В Уставе Ханты-Мансийского автономного округа прямо записано, что данный округ "является исконным местом проживания коренных малочисленных народов ханты и манси и носит соответствующее этим народам наименование" (ч. 2 ст. 1).

Информация о работе Шпаргалка по "Обществознанию"