Шпаргалка по "Обществознанию"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 19:28, шпаргалка

Краткое описание

Билет 1
1. Понятие общества. Общество как форма совместной жизни и деятельности людей.
2. Президент Российской федерации. Его функции и полномочия.
...
Билет 28
1. Юридическая ответственность. Виды юридической ответственности. Незнание закона и ответственность.
2. Личные, политические, экономические права и свободы. Конституционные обязанности человека и гражданина.

Файлы: 1 файл

Билеты по обществознанию.doc

— 433.50 Кб (Скачать)

Следственный  комитет при прокуратуре - С 15 января Следственный комитет при прокуратуре преобразовывается в Следственный комитет Российской Федерации. Соответствующий Федеральный закон № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» подписал Президент России 28 декабря 2010 года. Об этом сообщили Псковской Ленте Новостей в следственном управлении Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Псковской области. Новый закон преобразовывает Следственный комитет в полностью самостоятельный федеральный государственный орган. Он будет напрямую подчинен президенту Российской Федерации. Т.е. если Следственный комитет стал, как уже сказанно выше, независим, то вследствии этого иформация указанная выше устарела.

Билет 24.

  1. Правительство Российской Федерации, порядок образования, состав, функции и полномочия

высший федеральный орган, осуществляющий исполнительную власть в России.

Статус Правительства  и порядок его деятельности определены Главой 6-й Конституции и федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 года[1] с позднейшими изменениями.

Состав: Правительство  России состоит из Председателя Правительства России, заместителей Председателя Правительства России и федеральных министров.

Председатель Правительства  Российской Федерации назначается Президентом России с согласия Государственной думы. В случае трёхкратного отклонения Государственной думой представленных кандидатур Президент назначает Председателя Правительства, распускает Государственную думу и назначает новые выборы. Президент России не имеет права распускать Государственную думу на этом основании в течение последних шести месяцев действия его полномочий, в период действия военного или чрезвычайного положения на всей территории государства, а также в случае инициирования Государственной думой процедуры отрешения президента от должности в порядке импичмента.

Заместители Председателя Правительства и федеральные  министры назначаются на должность  и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации по предложению Председателя Правительства.

Структура федеральных органов исполнительной власти (Правительства Российской Федерации) утверждается указом Президента Российской Федерации на основании предложения Председателя Правительства, направляемого в течение недельного срока после его назначения (ст. 112 Конституции РФ).

В результате административной реформы 2004 года уточнен статус и распределение функций между федеральными министерствами, федеральными службами и федеральными агентствами. Кроме того, федеральные органы исполнительной власти разделены на находящиеся в ведении Президента (так называемые силовые ведомства) и Правительства.

Полномочия: Правительство  Российской Федерации осуществляет свою деятельность на основе Конституции  Российской Федерации, федеральных  конституционных законов, федеральных законов и нормативных указов Президента Российской Федерации (глава 3 Закона «О Правительстве Российской Федерации»).

На основании статьи 114 Конституции Российской Федерации Правительство осуществляет следующие полномочия:

разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчёт об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой

обеспечивает  проведение в государстве единой финансовой, кредитной и денежной политики;

обеспечивает  проведение единой государственной  политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального  обеспечения, экологии;

осуществляет  управление федеральной собственностью;

осуществляет  меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики государства;

осуществляет  меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности  и общественного порядка, борьбе с преступностью;

осуществляет  иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных  указов Президента Российской Федерации  Правительство издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Подзаконные постановления и распоряжения Правительства обязательны к исполнению в Российской Федерации. Постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации.

Порядок образования: Формирование Правительства РФ начинается с назначения Председателя Правительства. В соответствии со ст. 111 Конституции РФ Председатель Правительства назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства вносится Президентом не позднее двухнедельного срока после вступления его в должность или после отставки Правительства либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой.

Государственная Дума рассматривает представленную Президентом кандидатуру Председателя Правительства в течение недели со дня ее внесения. Регламент Государственной Думы устанавливает определенный порядок рассмотрения этого вопроса. Кандидат на должность Председателя Правительства докладывает Государственной Думе программу основных направлений деятельности будущего Правительства, отвечает на вопросы депутатов. По окончании ответов на вопросы представители фракций и депутатских групп высказываются за выдвинутую кандидатуру или против нее. Решение о даче согласия на назначение Председателя Правительства принимается тайным голосованием. Согласие на назначение считается полученным, если за предложенную кандидатуру проголосовало большинство от общего числа депутатов. По результатам голосования принимается постановление.

В случае отклонения Государственной Думой кандидатуры  на пост Председателя Правительства  Президент в течение недели вносит на согласование палаты новую кандидатуру. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Государственной Думой

Президент назначает  Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы

Функции: Правительство РФ, управляя страной, осуществляет следующие функции. Во-первых, действует как высший орган исполнительной власти, ему подчинены другие центральные федеральные исполнительные органы государственной власти (за исключением подчиненных непосредственно Президенту РФ) и в конечном счете — все другие федеральные исполнительные органы. Правительству подчинены также исполнительные органы субъектов РФ по вопросам исключительных предметов ведения Федерации и по вопросам совместного ведения Федерации и субъектов РФ. Во-вторых, Правительство обеспечивает координацию и единство деятельности органов исполнительной власти. В том числе оно координирует деятельность министерств и ведомств, непосредственно подчиненных Президенту. В-третьих, Правительство осуществляет непосредственную управленческую деятельность на территории всей страны. Оно вправе принимать постановления общего характера, обязательные для физических и юридических лиц. Его постановления и распоряжения обязательны к исполнению в Российской Федерации (ч. 2 ст. 115 Конституции РФ).

 

  1. Социальные статусы и социальные роли человека.

Социальный статус – положение человека в обществе, которое он занимает в соответствии со своим возрастом, полом, происхождением, профессией и семейным положением

Виды:

    1. Определяется положением в обществе:

- Социальный (положение  человека в обществе, которое  он занимает…)

- Личный (положение  человека в малой группе, зависящее  от его личных качеств)

- Основной (определяет  главное в жизни человека. В основном, профессия)

- Неосновной (влияет  на детали поведения человека)

    1. Приобретаемые и неприобретаемые:

- Предписанный (данный от рождения, независимо  от заслуг личности)

- Достигаемый  (приобретенный в результате свободного  выбора человека и его личных заслуг)

- Смешанный (обладает  чертами предписанного и достигаемого  статусов)

Социальная роль – модель поведения человека, ориентированная  на данный статус

Виды:

- психо-соматические (поведение личности зависит от  биологических особенностей и  культуры человека)

- психо-драматические  (поведение зависит от общества  и окружения)

- социальные

Также подразделяются на институтоционализированные (человек  ведет себя по заранее предопределенным правилам) и конвенциальные (поведение  зависит от ситуации)

Билет 25.

  1. Глобальные проблемы человечества

Глобальные проблемы – проблемы, требующие совместного  решения; совокупность проблем, возникших  в 20в. угрожают существованию человечества

Причины:

- развитие взаимосвязей (нарушение целостности)

- интенсивность  преобразующей деятельности человека

- недостаточный  уровень общественной организации

Виды:

-общепланетарные  (вытекают из отношений общества  с природой; экологические – парниковый  эффект, нехватка ресурсов, озоновые  дыры)

- общемировые (отношения между странами; мировой терроризм, разрыв между развитыми и другими странами)

- общечеловеческие (между людьми)

Другая классификация:

- экономические

- политические

- экологические

- социальные

Способы решения:

- перевоспитание  человека

- использование  научных достижений

- развитие новых технологий

- выход на  новые рубежи международного  сотрудничества

  1. Федеральное Собрание РФ, его роль и значение, функции и полномочия каждой из палат.

парламент Российской Федерации, высший представительный и законодательный орган России (согласно статье 94 Конституции РФ).

Статус Федерального собрания определен в главе 5 Конституции  РФ.

Функции и полномочия Федерального собрания распределены между двумя палатами — Государственной думой и Советом Федерации (согласно статье 95 Конституции РФ).

Федеральное собрание является постоянно действующим органом (статья 99 Конституции РФ).

Обе палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств (статья 100 Конституции РФ).

 

Билет 26.

  1. Познание. Формы и виды. Чувственное , рациональное и интуитивное познание.

Познание –  активное отражение действительности в сознании человека, процесс приобретения и развития знания

Виды:

- знание

- ознакомление

Формы познания:

- чувственное

- рациональное

Чувственное познание - самая простая и исходная форма познания. Начинается чувственное познание с ощущений, возникающих в результате отдельных воздействий реальности на органы чувств. По количеству органов чувств различают пять основных видов ощущений: зрительные, звуковые, осязательные, вкусовые и обонятельные. Наиболее важными среди них являются зрительные ощущения, поскольку они дают наибольшую часть чувственной информации. Мы не осознаем отдельные ощущения, это своего рода мельчайшие атомы чувственного опыта. В нашем сознании происходит синтез ощущений в восприятия. В восприятии нам даны не отдельные ощущения, а устойчивые, сохраняющие свои свойства предметы. (Например: если мимо нас проносится машина, то это вызывает увеличение и уменьшение звуковых и зрительных ощущений. Но мы воспринимаем их соединенными в одном объекте - автомобиле.) Это основное свойство восприятия определяется как его предметный характер: мы воспринимаем не отдельные ощущения, а предмет как нечто целое. Таким образом, уже на уровне восприятия видна работа сознания, мы видим не просто органами чувств, но и разумом. Психологи обозначают это свойство понятиями "разумный глаз", "визуальное мышление".

Рациональное познание - прежде всего, свойственно науке, которая измеряет, оценивает, классифицирует и анализирует, но тоже не дает ответов на многие вопросы. Например, физики четко знают, что при помощи их аналитических методов и логики нельзя описать сразу все природные явления, поэтому они выделяют определенную группу явлений и пробуют построить модель для ее описания. При этом они оставляют без внимания остальные явления, и поэтому модель не соответствует реальной ситуации полностью. Современная физика самым драматическим образом подтвердила одно из основных положений восточного мистицизма, смысл которого заключается в том, что все используемые нами для описания природы понятия ограничены, что они являются не свойствами действительности, как кажется нам, а продуктами мышления-частями карты, а не местности.

Интуитивное познание - познание в виде чувственного созерцания (чувственная Интуиция): «…безоговорочно несомненное, ясное, как солнце… только чувственное», а потому тайна интуитивного познания и «…сосредоточена в чувственности» (Фейербах Л.).

Процесс научного познания, а также различные формы художественного  освоения мира не всегда осуществляются в развёрнутом, логически и фактически доказательном виде. Нередко субъект схватывает мыслью сложную ситуацию, например во время военного сражения, определения диагноза, виновности или невиновности обвиняемого и т. п. Роль Интуиции особенно велика там, где необходим выход за пределы существующих приёмов познания для проникновения в неведомое. Но Интуиция не есть нечто неразумное или сверхразумное. В процессе интуитивного познания не осознаются все те признаки, по которым осуществляется вывод, и те приёмы, с помощью которых он делается. Интуиция не составляет особого пути познания, идущего в обход ощущений, представлений и мышления. Она представляет собой своеобразный тип мышления, когда отдельные звенья процесса мышления проносятся в сознании более или менее бессознательно, а предельно ясно осознаётся именно итог мысли — воспринимаемый как «истина», c более высокой вероятностью определения истины, чем случайность, но менее высокой, чем логическое мышление.

Интуиции бывает достаточно для усмотрения истины, но её недостаточно, чтобы убедить в этой истине других и самого себя. Для этого необходимо доказательство.

  1. Функции государства. Основные этапы развития государства

Функции государства:

  1. Внутренние:

- политические

- экономические

- социальные

- идеологические

  1. Внешние:

- Участие в  решении глобальных проблем

- обеспечение  национальной безопасности

Информация о работе Шпаргалка по "Обществознанию"