Шпаргалка по "Истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2015 в 21:03, шпаргалка

Краткое описание

1) Каменный век на территории Казахстана (периодизация, археологические памятники, основная характеристика).
Каменный век (2,5 млн-3 тыс лет до н.э.) делился на палеолит, мезолит и неолит. Палеолит (2,5 млн - 12 тыс. лет до н.э.) - делился на ранний, средний, поздний. В раннем палеолите (2,5 млн -140 тыс лет до н.э.) - ашельский период - был питекантроп -«Человек прямоходящий», первобытное стадо и ретуш (техника обработки камня рядом мелких ударов). Орудия труда -рубила, чопер, чопинг. Средний палеолит (140-40 тыс. лет до н.э.) -мустьерский период, неандерталец (найден в Германии), «большая община», начали добывать огонь, оббивная техника и религиозные представления.

Файлы: 1 файл

Bilety_istoria_1.doc

— 472.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

41) Аграрная политика царизма и переселение крестьян в Казахстан (60-90-е гг. XIX в.).

Отмена крепостного права в 1861 г. В связи с этим появилась задача колонизации восточных окраин России. Эта задача была решена путем стимулирования миграций крестьян и экономического освоения северных, западных, центральных и отчасти юго-восточных районов Казахстана, оно рассчитывало разрешить аграрный вопрос в центре страны и создать в лице славянских переселенцев социальную опору государственной власти в новоприсоединенном крае. Также из-за постоянных противоречий из-за территории между Российской Империей и Цинской, была необходимость «закрепить за собой» эти  земли. Массовое переселение крестьян меняло не только демографическую структуру населения, но и сопровождалось насильственным изъятием у коренного населения лучших земель пригодных для: земледелия и скотоводства. Также для того, чтобы легче было переселять крестьян, была проведена Транссибирская железная дорога. Были посланы множество экспедиций с целью освоения края. Цель экспедиций – обследовать хозяйственную жизнь местных жителей, с целью изъятия у них «излишков» земли.

 

 

 

66)Конституция в Республики Казахстан от 30 августа 1995 г.

30 августа 1995 г. была принята Новая Конституция Республики Казахстан.

Конституция состоит из 98 статей  в 9 разделах:

- общие положения,

- человек и гражданин,

- президент,

- парламент,

- правительство,

- конституционный совет,

- суды и правосудие,

- местное государственное управление, самоуправления,

- заключительные и переходные положения.

С принятием Конституции завершился процесс формирования Казахстана как президентской республики.

По Конституции Парламент состоит из двух палат: Сенат и Мажилис.

- в состав Сената входят по два человека от каждой области, каждого города (имеющего республиканское значение) и столицы, а также 7 человек, выдвигаемых президентом.

- Мажилис состоит из 67 депутатов, избираемых по одномандатным округам.

30 января 1996 г. в Алматы начал свою работу новый законодательный орган – Парламент Республики Казахстан.

 

 

17 БИЛЕТ

 

17) Развитие культуры и науки в VI-ХII вв. (аль-Фараби, Ю. Баласагуни, М.Кашгари, А.Яссауи).

IX-X вв. Абу Насыр аль-Фараби (870-950) - один из первых ученых Востока, труды писал на арабском. Родился в округе Фараб (Отрар), где и получил образование на кыпчакском языке. «Второй учитель мира» после Аристотеля. Написал «Возникновение наук».

XI в. - Юсуф Баласагуни - «Кутадгу Билик» («Знание, приносящее счастье», одно из первых научных произведений на тюркском языке. В этой книге отражены общественно-политическая жизнь, обычаи, традиции и верования тюркских народов. За создание этого произведения каган присвоил ему титул «главного визиря».

Махмуд Кашгари - историк, этнограф, первопроходец в изучении тюркских языков среди исследователей. При создании своей книги «Диуани луга тат-тюрк» ставил цель прославить на весь мир тюркский язык и оказать, что он не ниже арабского языка.

 Ахмед Яссауи - выдающийся мыслитель, поэт и проповедник мусульманской религии в Казахстане. Жил при Караханидах, учился в Бухаре. Его отец - известный ученый. В своем произведении «Диуан-и-Хикмет» проповедует любовь к Всевышнему, смирение, аскетизм. Произведение было написано на тюркском языке арабским алфавитом. Его учитель - Арыстан Баб. Мавзолей Х.А.Яссауи был построен в Туркестане (1396-1404) по приказу Эмира Тимура.

 

 

42) Эпоха Просвещения   в Казахстане (Абай Кунанбаев, Чокан Валиханов, Ибрай Алтынсарин).

Присоединение Казахстана к России привело к тому, что с целью изучения географии, природных ресурсов, экономики, истории, этнографии сюда стали приезжать ученые, путешественники. Еще в XVIII веке, в 1769 году одну из первых экспедиций в край возглавлял П. С. Паллас. Результатом ее стал труд "Путешествие по разным провинциям Российской империи" (1773 год). В 1772 году Н. Рынков опубликовал "Дневные записки путешествия капитана Н. Рычкова в Киргиз-кайсацкие степи в 1771 году". Крупным этапом изучения Казахстана русскими стал выход в свет в 1832 году книг А. И. Левшина "Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких орд и степей". Одно из центральных мест в числе представителей русской культуры, внесших неоценимый вклад в изучение края, занимает В. И. Даль, который в 1833-1841 годах, будучи чиновником по особым поручениям при Оренбургском губернаторе, изучал устное народное творчество, быт, обычаи казахов. В 1833 году во время сбора материала о пугачевском восстании в Оренбурге и Уральске побывал А. С. Пушкин.

В XIX веке среди исследователей Казахстана были ученые с мировой известностью, такие как П. П. Семенов-Тянь-Шанский (1827-19Н годы), глава Русского географического общества. Он исследовал Центральный Тянь-Шань, путешествовал по Алтаю, Семиречью, Средней Азии. Под его руководством было составлено и издано многотомное исследование "Россия. Полное географическое описание отечества". Два тома из них : "Киргизский край" и "Туркестанский край", посвящены Казахстану и Средней Азии. Здесь описаны географические условия, природные богатства, история, быт казахов. Также изучали географию, флору, фауну Казахстана, его природные ископаемые Н. А. Северцев, И. В. Мушкетов. Большой вклад в изучение края внес востоковед, тюрколог, этнограф, академик Петербургской академии В. В. Радлов (1837-1918 годы). Он изучал обычаи, обряды, фольклор народов Алтая, северных областей Казахстана, обследовал Семиречье. Его публикации "Образцы народной литературы тюркских племен" содержат казахские сказки, эпические произведения, лирику. Также известный ученый-востоковед, археолог, лингвист, академик В. В. Вельяминов-Зернов (1830-1904 годы) в книгах "Исследование о касимовских царях и царевичах", "Исторические сведения о киргиз-кайсаках" освятил многие узловые вопросы истории Казахстана. Историю края изучали А. И. Добромыслов, Н. Н. Аристов, М. Красовский и другие. Сбором данных по истории, этнографии, географии также занимались офицеры Генерального штаба, чиновники русской администрации, политические ссыльные.

В развитии культуры и общественной мысли в Казахстане во второй половине XIX века важную роль сыграли научные общества и культурно-просветительные учреждения. Отделы Русского географического общества были открыты в Оренбурге (1868 год), в Омске (1877 год), затем подотдел в Семипалатинске, а в 1897 году - отдел в Туркестане. Они издавали сборники, где публиковались материалы по истории, этнографии, географии. В них сотрудничала казахская интеллигенция, например, членом-корреспондентом Оренбургского отделения географического общества был И. Алтынсарин, который публиковал в его сборниках свои исследования. Во второй половине XIX века в Казахстане были созданы областные статистические комитеты, которые публиковали "обзоры" областей, содержащие материалы по статистике, истории, этнографии, культуре. Например, в работе Семипалатинского областного статистического комитета принимал участие Абай. Изучением Казахстана занимались и другие научные организации: Общество сельского хозяйства, любителей археологии и истории Востока, любителей естествознания, антропологии и востоковедения. В Казахстане стали открываться общественные библиотеки. Одна из первых публичных библиотек была открыта в 1883 году в Семипалатинске.

Присоединение Казахстана к России повлияло на развитие образования. Дети состоятельных родителей получали образование в медресе Бухары. Самарканда, Хивы, Ташкента. Дети простых кочевников, в основном мальчики, получали азы грамотности в мусулманских мектебах. Учебные заведения светского характера стали открываться в связи с потребностью подготовки чиновников колониального аппарата: переводчиков, писарей. Таковыми были, открытая в 1786 году Азиатская школа в Омске, в 1789 году Правительственная школа в Оренбурге, в них обучались русские и казахские дети. В 1825 году был открыт кадетский корпус в Оренбурге, а в 1846 году - в Омске, они готовили военных специалистов и административных чиновников. Первая казахская светская школа была открыта в 1841 году в Букеевском ханстве, а в 1850 году в Оренбурге при Пограничной комиссии. Слабо развивалось женское образование. Лишь благодаря стараниям И. Алтынсарина в 1887 году было открыто женское училище в Иргизе. В 1890-1896 годах открылись русско-казахские женские училища в Тургае, Кустанае. Карабутаке, Актюбинске. Первыми профессиональными учебными заведениями были Туркестанская учительская семинария, основанная в 1879 году и Оренбургская казахская учительская школа, открытая в 1883 году. Позже были открыты учительские семинарии в Актюбинске, Верном, Семипалатинске, Уральске. За весь дооктябрьский период они подготовили 300 учителей-казахов. Также в XIX веке были открыты сельскохозяйственная и фельдшерская школы, но не было ни одного высшего учебного заведения.

 

Во второй половине XIX века жили и творили выдающиеся представители казахской культуры Ч. Валиханов, И. Алтынсарин, А. Кунанбаев. Чокан Валиханов (1835-1865 годы) родился в крепости Кушмурун, до 12 лет обучался в частной школе, в 1847 году поступил и в 1853 году окончил Сибирский Кадетский корпус в Омске в звании корнет армейской кавалерии. В 1855 году в качестве адъютанта генерал-губернатора Западной Сибири Гасфорта он принял участие в поездке от Омска до Заилийского Алатау, где закладывалось укрепление Верное. Во время этой поездки он собрал и обобщил богатый материал по истории, религии, обычаям, фольклору казахов. В 1856 году он принял участие в экспедициях от Ала-Куля до Иссык-Куля, а также в Кульджу. По результатам этих путешествий он написал: "Дневник поездки на Иссык-куль", "Записки о киргизах". Он записал отрывки из знаменитого киргизского эпоса "Манас", а по результатам поездки в Кульджу - "Западная провинция Китайской империи и г. Кульджа". В феврале 1857 года он был избран действительным членом Русского географического общества.

В 1858-1859 годах Ч. Валиханов впервые после Марко Поло побывал в Кашгаре, где собрал уникальный исторический, этнографический материал, уникальные реликвии: рукописи, грамоты, предметы искусства. Результатом этой поездки стал капитальный труд "О состоянии Алтышара или шести восточных городов Китайской провинции Нан-Лу (Малой Бухарин)"; 1856-1861 годы - это время пребывания его в Петербурге. Он работал в Военно-учетном комитете Генерального штаба, Азиатском департаменте, Географическом обществе. Здесь он поддерживал связи с востоковедом В. В. Григорьевым, В. В. Вельяминовым-Зерновым, А. Н. Бекетовым, В. П. Васильевым, писателем Ф. М. Достоевским, дружба с которым продолжалась еще с Семипалатинска; он общался с поэтами А. М. Майковым, Я. П. Полонским.

Весной 1861 года он тяжело заболел и вынужден был вернуться. 10 апреля 1865 года в ауле Тезека в урочище Коген-Тоган он скончался. Ч. Валиханов оставил богатое научное наследие, в которое, помимо уже названных работ, вошли также: "Аблай", "Киргизское родословие", "Вооружение киргиз в древние времена и их военные доспехи", "Записки о судебной реформе", "О мусульманстве в степи", "Следы шаманства у киргизов", "О кочевьях киргиз" и другие. Он оставил многочисленные зарисовки, эскизы, наброски, рисунки. Его вклад в науку заключается в том, что он значительно уменьшил белые пятна в русской и мировой науке о практически малоизученных в то время таких регионах Центральной Азии, как Семиречье, Кыргызстан, Восточный Туркестан. Он собрал уникальный материал по истории, этнографии, фольклористике, литературе, политическому, социальному и экономическому развитию этих земель. Он одним из первых ввел в научный оборот такой пласт исторических источников, как казахский и кыргызский эпос, фольклор. Ему принадлежит приоритет в постановке и разрешении ряда узловых проблем истории тюркских народов, таких как этногенез, социальная структура, политическое положение, национально-освободительная борьба, роль ислама в их жизни.

В рассматриваемый период активно творил казахский просветитель, общественный деятель, педагог Ибрай Алтынсарин (1841-1889 годы). Рано потеряв отца, он воспитывался у своего деда, известного бия. войскового старшины Оренбургской пограничной комиссии Балхожи Жанбурчина. Затем учился в казахской школе при Пограничной комиссии. Ибрай Алтынсарин ученый в области педагогики, этнографии, фольклористики. Он явился создателем в Казахстане начальных и профессиональных учебных заведений. Благодаря его стараниям были открыты в крае женские, ремесленные, сельскохозяйственные училища. В 1879 году он был назначен инспектором школ Тургайской области. Им были написаны учебные пособия: "Киргизская хрестоматия", "Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку", опубликованы отрывки из казахского эпоса "Кобланды-батыр", "Жанибек-батыр", материалы по истории "Кыпчак Сейткул", "Байулы" и другие. По этнографии в "Записках" Оренбургского отдела Русского географического общества он опубликовал статьи "Очерк обычаев при сватовстве и свадьбе у киргизов Оренбургского ведомства", "Очерк обычаев при похоронах и поминках у киргизов Оренбургского ведомства". Путь к прогрессу своего народа он видел в просвещении.

Во второй половине XIX века продолжало развиваться устное народное творчество. Темами его были исторические события, героические личности, родовые отношения, любовь. Всенародное признание получили такие акыны как Шоже, Шортанбай, Суюнбай, Жамбыл, Сара и другие.

Наряду с развитием устного народного творчества развивалась и письменная казахская литература. Выдающимся ее представителем был Абай Кунанбаев (1845-1904 годы). Абай родился в Чингизских горах Семипалатинской области в семье старшины рода Тобыкты. Первоначальное образование получил дома, а затем в медресе. Он был знатоком обычаев, традиций казахского народа. Абай соединил в себе устное народное творчество, восточную поэзию и русскую, европейскую классическую литературу. В 1886 году он написал стихотворение "Лето" и последующие годы жизни его прошли в поэтическом творчестве. Он перевел на казахский язык произведения М. Лермонтова, А. Пушкина. Абая называют "лицом казахского народа". Наиболее полно его философские взгляды отражены в прозаическом произведении "Гаклия", где в виде афоризмов, притч, философских миниатюр представлена квинтэссенция проблем и достижений казахского народа.

 

В рассматриваемый период в Казахстане издавались газеты "Акмолинские областные ведомости", "Киргизская газета", "Оренбургский листок" и другие. 28 апреля 1870 года вышел в свет первый номер газеты "Туркестан уалаяты" на казахском и узбекском языках.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории"