Шпаргалка по "Истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2015 в 21:03, шпаргалка

Краткое описание

1) Каменный век на территории Казахстана (периодизация, археологические памятники, основная характеристика).
Каменный век (2,5 млн-3 тыс лет до н.э.) делился на палеолит, мезолит и неолит. Палеолит (2,5 млн - 12 тыс. лет до н.э.) - делился на ранний, средний, поздний. В раннем палеолите (2,5 млн -140 тыс лет до н.э.) - ашельский период - был питекантроп -«Человек прямоходящий», первобытное стадо и ретуш (техника обработки камня рядом мелких ударов). Орудия труда -рубила, чопер, чопинг. Средний палеолит (140-40 тыс. лет до н.э.) -мустьерский период, неандерталец (найден в Германии), «большая община», начали добывать огонь, оббивная техника и религиозные представления.

Файлы: 1 файл

Bilety_istoria_1.doc

— 472.00 Кб (Скачать)

Исторические труды XVI-XVII веков

  • «Тарих-и-Рашиди». Мухаммед Хайдар Дулати (1499-1551 гг) является автором данного научного труда.
  • Написана на персидском языке в Кашмире в 1541-1546 гг. Предок его, Болатшы Дулати был правителем Жетысу. Он находился на воспитании султана Кабулгазы Бабура. Оказался во дворце дяди султана хана Саида. Там прошел военную подготовку. После смерти Саида уехал в Индию. Он был назначен правителем Кашмира, которым управлял в течении 11 лет. Этот труд являлся крупным источником об истории Могулистана, Казахского ханства.

Сборник летописей

(«Жамигат ат-тауарих»)

  • Кадыргали Косымулы Жалаири (1530-1605 гг) является автором данного научного труда.
  • Написано в 1600-1602 годах. Он служил советником во дворце хана Кучума, воспитывал наследника трона, султана Ураз-Мухаммеда.
  • В 1588 году во время охоты с султаном Ураз-Мухаммедом на Иртыше он был захвачен в плен русскими и увезен в Москву. В знак дружбы свое произведение К.Жалаири передал русскому царю Борису Годунову. Рукопись вышла отдельной книгой в 1854 году в Казани.
  • Является очень ценным историческим произведением, написанным об истории Казахского народа в XV-XVII веках.
  • Сборник летописей состоит из трех частей:
  • Восхваление царя Бориса Годунова.
  • Сокрашенный перевод труда Рашид-ад-Дина («Жамигат-ат-Тауарих») на персидском языке.
  • История династии Чингизидов до Ораз Мухаммеда, о правителе Золотой Орды Едиге.

«Шынгыснаме»

(«Жизнеописание Чингисхана»)

  • Автором является Утемис Хаджи.
  • Написана в середине XVI века. Повествуется об истории династии хана Джучи.
  • Это научный труд, в котором описана история Южного и Западного Казахстана XII-XIV веков, рукопись которого хранится в Ташкенте.

«Хроника»

  • Автором является Шах-Махмуд Чорос.
  • Повествуется о казахско-могульских отношениях в XVI-XVII веках в период правления ханов Буйдаша, Хакназара, Тауекела, Есима, Жангира.

«Тарихи-Абулхаир-хани»

  • Автором является Усман Кухистани.
  • Написана в 40-х годах XVI века, описывает историю правления хана кочевых узбеков Абулхаира.

«Шежире-и-тюрк» («Тюркская родословная»)

  • Автором является Абулгазы. Он родился в г. Ургенч в семье хивинского хана Араб Мухаммеда. С молодых лет обучался военному искусству и участвовал в государственных делах. Труды Абулгазы можно разделить на три области творчества:
  • История военного искусства, военного управления.
  • Поэтическое искусство.
  • История арабских стран: Ирана, Турфана (государств в Средней Азии и Южном Казахстане), Монголии.
  • В 1621 году Абулгазы перебрался казахским ханам Есиму и Турсуну. В 1628 году он попал в плен и был сослан в Иран. В 1638 году он убежал к калмыкам, потом к приаральским казахам. В 1643 году приаральские казахи избрали его своим ханом. Он вел войну с ханом Хивы и в 1645 году завоевал хивинский трон. В 1663 году уступил сыну правление и занялся написанием труда «Шежире-и-тюрк». Труд представляет собой историю династии потомков Чингизхана до правления самого Абулгазы.

55) Преступления тоталитарной системы в Казахстане: массовые репрессии 1920-1930 гг.

Формы проявления:

- в области политической: лишение казахского народа языка и истории, утери государства и независимости; проведение в Казахстане так называемого курса «Малого Октября»; создание концлагерей; массовые репрессии (пострадало 3,5 млн чел.);

- в области социально-экономической: развитие Казахстана только как сырьевой базы страны; перевод казахского народа на оседлый образ жизни и коллективизация сельского хозяйства;

- в области межнациональных отношений: «улучшение» национального потенциала республики за счет осуществления ассимиляторской политики.

Наиболее знаменательными событиями того периода явились перенос столицы Казахстана в 1929 году из Кзыл-Орды в Алма-Ату. 5 декабря 1936 года на Чрезвычайном VIII Всесоюзном съезде Советов была принята Конституция СССР. Политика давления на общественность республики усилилась и приняла особенно жесткий характер с приходом Ф.И. Голощекина, направленного в сентябре 1925 г. на пост первого секретаря Казкрайкома ВКП(б). Под различными предлогами в 1927-1929 гг. из республики были удалены видные государственные и общественные деятели Казахстана Н. Нурмаков, Т. Рыскулов, С. Ходжанов, М. Мырзагалиев. Сняты со своих постов председатель КазЦИК Ж. Мынбаев, нарком просвещения С. Садвакасов, нарком земледелия Ж. Султанбеков. и др. Большая часть казахских работников была обвинена в групповой борьбе, о чём свидетельствует резолюция 6-й краевой партконференции, проходившей в ноябре 1927 г. В конце 1928 года по ложному обвинению были арестованы 44 человека из числа так называемых «буржуазных националистов» - бывших деятелей Алаш-Орды.В этот период были расстреляны Ж. Аймаутов, А. Байдильдин, Д. Адилеев, остальные осуждены на различные сроки тюремного заключения. Некоторые из них (М. Дулатов и др.) скончались в лагерях, остальные (А. Байтурсынов, М. Жумабаев и др.), отбыв наказание, в 1937 году были повторно привлечены к ответственности за участие в деятельности Алаш-Орды. Другая группа представителей национальной интеллигенции (около 40 чел.) в составе М. Тынышпаева, X. Досмухамедова, Ж. Досмухамедова, Ж. Акпаева и других была арестована в сентябре-октябре 1930 года. Вскоре 15 из них (М. Тынышпаев, Ж. Акпаев, X. Досмухамедов, Ж. Досмухамедов, К. Кеменгеров и др.) были сосланы в Центрально-Черноземную область России. Почти все они были репрессированы в 1937 году. Были схвачены и физически уничтожены, кроме вышеназванных, такие видные государственные и общественные деятели, как Т. Рыскулов, Д. Садвакасов, У. Исаев, У. Жандосов; представители казахской литературы С. Сейфуллин, Б. Майлин, И. Жансугуров; ученые К. Жубанов, С. Асфендияров и многие другие. Маховик репрессий затронул все народы, населявшие республику.В 1933 г. на территории Кармакчинского района Кзыл-Ординской области была «вскрыта и ликвидирована байско-националистическая контрреволюционная организация «Джайлас», по делу которой к уголовной ответственности привлекалось 53 человека, в том числе 12 приговорены к расстрелу. Одновременно проводились чистки в партийных организациях. Основными пунктами обвинения были принадлежность или сочувствие троцкизму, правым или национал-уклонизму. В период репрессий 1937-1938 гг. из ВКП (б) было исключено 9223 коммуниста. Показательные судебные процессы 1937 года проводились в Урджарском, Пресновском и других районах республики. Большой резонанс получил судебный процесс над А. Асылбековым, Н. Нурсеитовым, М. Гатаулиным и другими руководителями Карагандинской области, состоявшийся в ноябре 1937 года. Конец 20-х годов ознаменовался становлением тоталитарного режима в СССР. Это выразилось в массовой карательной политике официальных властей, в частности 6 ноября 1929 года решением ВЦИК и СНК СССР было определено создание исправительно-трудовых лагерей для изолирования и принудительного труда опасных преступников. Тогда же было образовано Главное управление трудовых лагерей и трудовых поселений - ГУЛАГ. В Казахстане было создано семь лагерей, крупнейшим из которых был Карлаг (Карагандинский лагерь особого режима). В Казахстане широко практиковались обвинения в национализме, национал-уклонизме, создании националистических организаций, добивавшихся якобы отделения республики от Союза ССР. Позднее стали выявляться места массового погребения расстрелянных людей. Одно из них было случайно обнаружено под Алматы в местечке Жаналык, где в 1937-1938 гг. были тайно погребены тысячи невиновных жертв тоталитаризма, в числе которых известные писатели и поэты М. Жумабаев, С. Сейфуллин, И. Жансугуров, Б. Майлин, выдающиеся ученые А. Байтурсынов, С. Асфендияров, крупные государственные и общественные деятели, руководители хозяйств, передовики производства. Состав репрессированных был многонациональным: поляки, русские, немцы, корейцы, уйгуры, узбеки и др.Осенью 1941 года в Казахстан по абсурдному обвинению в пособничестве фашистам было депортировано 361 тыс. немцев Поволжья. В 1943-44 гг. было проведено насильственное переселение в Казахстан 507 тыс. балкарцев, карачаевцев, ингушей и чеченцев, 110 тыс. турок-месхетинцев, 180 тыс. крымских татар. Всего в СССР в годы массовых репрессий было депортировано более 3 млн человек.На общественно-политической жизни республики отразились реформы в области алфавита. В 1924 году А. Байтурсынов адаптировал к фонетике казахского языка арабскую графику. В 1929 году был принят указ о переходе казахского языка с арабской графики на латинскую, а в 1940 г. – на кириллицу, что нанесло тяжелый удар по системе образования. Важную роль в жизни республики сыграла компания по коренизации государственного аппарата. 22 ноября 1923 г. ЦИК Казахстана принял декрет «О введении делопроизводства на кирзизском (казахском) языке». В результате уровень коренизации центрального аппарата Казахстана за 1926-1931 годы составил 20-25%. Параллельное делопроизводство на русском и казахском языках было введено в Народном комиссариате юстиции, Казахском отделении Верховного суда, в местных органах юстиции, а также в губернских судах. Начиная со второй половины 30-х годов, процесс коренизации пошел на убыль.

6 БИЛЕТ

6).Тюрки в истории Евразии. Тюркский и Западно-Тюркский каганаты (политическая и социально-экономическая история).

Первые упоминания о тюрках появляются в 542 г. в китайских источниках, в которых описываются их набеги на Китай с северо-запада. Китайцы считали тюрков потомками хунну. 

Тюркский каганат (552-603 гг.) –основатель Бумын – первый каган тюрков, объявивший себя повелителем всех тюрок, понимал сложность стоявших перед ним задач. Сплотить соплеменников он мог, организовав военные походы против соседних народов и пообещав тюркской знати большую добычу. Особенно преуспели на этом поприще его преемники: Кара-каган (552-553), Мукан – каган (553-572), позднее – Таспар-каган (572-581).  

Система наследование верховной власти в Тюркском каганате учитывала две линии: отцовскую и материнскую, когда старшему брату наследовал младший брат, а последнему сын старшего брата, т.е. племянник.

Внешняя политика Тюркских каганов. При Мукан-кагане Тюркский каганат установил дипломатические отношения с Ираном и Византией. В 561-563 гг. Мукан-каган заключил союз с Ираном против эфталитов, и они были разбиты. Тюркский каганат стал господствовать в Средней Азии. Затем тюрки заключили союз с Византией против Ирана, которые обязались платить дань. Важнейшим направлением тюркской экспансии было восточное, против Китая – извечного врага кочевых народов. Уже при Мукан-кагане китайцы платили дань тюркам. Особенно усилилась их зависимость от тюрок при Таспаре-кагане. Ежегодно в качестве дани китайцы отправляли кагану более 100 тыс. рулонов шелка. Надо сказать, власть тюркских каганов держалась не только на военной силе. Стремясь упрочить столь разнородный по своему составу Тюркский каганат, его правители, ранее поклонявшиеся языческим идолам Небу (Тенгри), Земле, Воде, Умай (богине домашнего очага) и др., обратили свой взор на «великие религии». Наиболее рано из всех этих религий в среде тюркской знати стал популярен буддизм. В тюркской среде распространялись также и христианство, зороастризм, иудаизм. Красноречивым свидетельством их влияния на духовный мир наших предков являются находки археологов: зороастрийское кладбище VII в. в Таразе, руины христианских, буддийских, манихейских монастырей в городах Семиречья. Так что, начало древнетюркской эпохи характерно религиозным многообразием и веротерпимостью на просторах Великой Степи.

В 603 г. Тюркский каганат поделился на два самостоятельных каганата- Восточный и Западный. Западно-тюркский каганат (603—704гг.). Столица – Суяб. Летняя резиденция – город Мынбулак близ совр. города Мерке.

Оба этих каганата заметно отличались друг от друга. Если в Восточнотюркском каганате преобладала кочевая жизнь, то в Западном – значительная часть населения была оседлой – занималась хлебопашеством, ремеслами и торговлей. Только в Чуйской долине в VI-VIII вв. существовало не менее 18 крупных городов и много более мелких поселений.

Период расцвета Западнотюркского каганата относится ко времени его каганов Шеху (618-619 гг.) и Тон-ябгу (618-630 гг.), возродивших мощь своих предшественников и военной силой раздвинувших пределы своей империи до верховий Аму-Дарьи и Гиндукуша.  В 627-628 гг. Тон-ябгу лично принял участие со своими воинами в походе Ираклия – императора Византии на Кавказ. Успешно дела у Тон-ябгу шли и в Средней Азии, где он усилил свою власть от Семиречья на севере до южного Афганистана и северо-западного Пакистана на юге. Укрепил Тон-ябгу личные связи с «сильными мирами сего» в Средней Азии, выдав свою дочь за правителя Самарканда. Увы, история повторялась, и Западнотюркский каганат постигла судьба его предшественника. Итогом междоусобиц было вторжение в Семиречье китайских войск империи Тан в 657 г. и развал государства западных тюрок. Управление каганатом стало осуществляться через китайского ставленника.

31).Образование и политическая история Джунгарского ханства.

1635 год принято считать первым годом существования Джунгарского ханства. Образование Джунгарского ханства является результатом действия ряда факторов внутреннего и внешнеполитического характера. Самыми характерными чертами правления Батур-хунтайджи и его первого преемника были, во -первых, установление новых форм связи сотрудничества между центором ойратских владений и Джунгарии и ханствами, образовавшимися в Кукуноре и на Волге; во - вторых, стремление к ликвидации междоусобной борьбы и объединению сил владетельных князей для укрепления феодального строя и отражения внешнего угроз; в - третьих, дальнейшее распространение ламаизма, сопровождавшееся усилением влияния церкви, которая превращалась в могущественную экономическую и политическую организацию.Внешнеполитические цели Джунгарского ханства в рассматриваемое время сводились к борьбе за обладание кыштымами и сбор ясака, с одной стороны, с Русским государством, с другой - Державой Алтын - ханов. Не имея возможности навязать свою волю России, правители ханства выдвинули идеи двоеподданства и двоеданничества, согласно которой обе стороны получали ясак с местного населения. Что касается Алтын -ханов то этой династии в ходе борьбы был нанесен сокрушительный удар, от которого она уже не смогла оправиться и сошла с исторической арены. Возникла и стала быстро нарастать угроза со стороны маньчжурских феодалов, пришедших в 1644 году к власти в Китаем и образовавших Цинскую династию. Владетельные князья Джунгарского ханства были в Монголии единственными, кто упорно уклонялся от контактов с Цинским правительством. Так сложились обстоятельства, сделавшие войну между Джунгарским ханством и Цинской империей неизбежной.Галдан был ставленником влиятельных кругов Лхасы, возглавлявшихся далай -ламой и дибой. Они стремились к образованию объединенного независимого монгольского феодально-теократического государства под эгидой ламаисткой церкви. Без могущественной помощи церкви Галдан не смог бы увидеть Восточным Туркестаном, разгромить Тушету - хана и его союзников. Планы Лхасы и Галдана встретили решительное противодействие со стороны Маньчжурской знати во главе с императором Сюань Е, который раньше многих своих сановников понял, какая грозная для интересов династииопастность таится в планах Лхасы и Галдана.Решающей причиной, обусловившей поражение Галдана, было то, что ему даже с помощью церкви не удалось объединить вокруг себя большинство монгольских владетельных князей. Более того, в результате его чрезмерно прямолинейной и деспотической политики в числе врагов Галдана оказался Цэван-Рабдан, который фактически изгнал его из Джунгарского ханства и тем лишил надежного тыла.После смерти Галдан-Бошокту-хана ойратские владения перешли к Цэван-Рабдану. Годы правления Цэван-Рабдана и особенно его преемника Галдан Церена были временем наибольшего могущестВ годы правления Цэван-Рабдана и Галдан-Церена Джангарское ханство стало играть кнупную роль в Восточной и Центральной Азии, заняв видное место в историии и внешней политике Китая, России, Казахстана и Средней Азии.Главной целью внешней политики Цэвана-Рабдана и Галдана-Церена было присоединение Халхи к Джунгарскому ханству и образование на этой основе объединенного монгольского государства под властью Чоросской династии. Не добившись возвращения пастбищных территорий в Халхе и Юной Сибири, правители Джунгарского ханства с особым рвением обрушились на казахских феодалов, которое, в свою очередь, стремились расширить свои владения за счет ойратского государства. Будучи разобщенными казахские феодалы не сумели противостоять натиску сильного Джунгарского ханства.Борьба Цинской империи и Джунгарского ханства, длившаяся почти целое столетие, закончилась победой Цинов, войско которых не только стерло ойратское государство с лица земли, но и истребило сотни тысяч его обитателей.

56) ПЕРЕСЕЛЕНИЕ В КАЗ-Н РЕПРЕССИРОВАННЫХ НАРОДОВ НА КАНУНЕ И В ГОДЫ ВОВ

В годы войны республика приняла более 532 тыс. эвакуированных. В Казахстан насильственно переселялись целые народы, были созданы трудовые армии. Накануне войны в Казахстан были депортированы 102 тыс. поляков. В начале войны переселены более 360 тыс. немцев Поволжья. Немецкая автономная республика перестала существовать. Немцев отчисляли из армии. Эта же участь постигла калмыков, карачаевцев, ингушей, чеченцев, балкар, крымских татар, турков-месхетинцев, корейцев, курдов. Народы испытывали неимоверные трудности и лишения. Были разрушены сотни тысяч семей, матерей разлучили с детьми. Многие из них погибли от голода и холода по сведениям Управления Комитета государственной безопасности СССР, в октябре 1945 г. число насильно переселенных людей составило около 2 млн. 464 тыс. человек.

 

7 БИЛЕТ

7) Тюргеши и Карлуки в истории Казахстана (политическая и социально-экономическая истгория)

В 699 г. вождь тюргешей Уч-Элиг устранил ставленника китайского императора в Западнотюркском каганате и установил свою власть. Тюргеши – многочисленное племя, населявшее западную часть каганата Чу-Илийского междуречья и контролировавшее большую часть караванных путей Семиречья. Уч-элиг-каган основал государство Тюргешский каганат (704-756 гг.), главная ставка которого находилась в городе Суяб, а затем была перенесена в Тараз.Тюргеши контролировали большую часть караванных путей в Семиречье. Тюргешское влияние постепенно увеличивалось, росло число подвластных им племен.В ходе борьбы за гегемонию илийские тюргеши пошли на военный союз с восточными тюрками, возглавляемым Капаган-каганом. Чуйским тюргешам (иначе сары-тюргешам) было нанесено жестокое поражение, в результате которого гегемония перешла к их соперникам (кара-тюргешам, перенесшим свою ставку в Талас). На каганский престол ими был посажен Сулук (Сулу), представитель кара-тюргешского племени чапыш. Ему пришлось вести борьбу на два фронта. На западе стране серьезно угрожали победоносные арабские армии. В 714 – 715 гг. совершившие походы за Сырдарью. На востоке китайский двор поддерживал реваншистски настроенных князей из рода западно-тюркских каганов, обосновавшихся в Восточном Туркестане.Сулук прежде всего попытался нейтрализовать восточную угрозу. В 717 г. он совершил успешную дипломатическую поездку в Чанань, столицу Танской империи. Вслед за этим он заключил брачные союзы с тремя опасными для него владетелями: он женился на дочери потомка западно-тюркских каганов из рода Ашина и тем узаконил свою власть; второй женой он сделал дочь Бильге-кагана, сменившего Капагана на троне Восточно-тюркского каганата; третьей женой Сулука стала дочь царя Тибета. Своего сына Сулук женил на дочери Бильге-кагана. После чего дружественные отношения ни разу не разрушались.Однако основная военная активность Сулука была направлена на запад, где он активно включился в антиарабскую борьбу государств Средней Азии.В 720 – 721 гг. полководец Сулука Кули-Чор вел успешные боевые действия против арабов в Согде. В 728 – 729 гг. во время крупнейшего антиарабского восстания населения Самарканда и Бухары согдийцы обратились за помощью к кагану. Вторжение тюргешей привело на короткий срок к почти полному освобождению Согда от арабов, которые удерживали лишь Самарканд. В 730 г. арабы сумели одержать успехи, но в 731 или 732 гг. были вновь разбиты тюргешами в горах между Кешем и Самаркандом. Лишь в конце 732 г. арабский наместник разбил тюргешей и вошел в Бухару.Прошло около пяти лет после взятия Бухары, и тюргешская армия вновь появилась в верховьях Амударьи, откликнувшись на призыв о помощи осажденного там арабами ябгу Тохаристана. Кагана поддержали согдийцы. Каган с небольшими силами атаковал арабов и потерпел сокрушительное поражение. По возвращению в 737 г. он был убит своим полководцем15.Со смертью Сулук-кагана в 738 г. борьба между сары и кара тюргешами приняла крайне острые формы. Складывалась система деления каганата на кара-тюргешей и сары-тюргешей со ставками на Таласе и в Суябе. Однако с 40-х гг. YIII в. этот принцип фактически уже не соблюдался. Разобщенные племена лишь при помощи внешних сил смогли в 751 г. дать отпор китайскому нашествию. В 756 г. каганат пал под натиском тюркоязычного племени карлуков

Информация о работе Шпаргалка по "Истории"