Шпаргалка по "Истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2015 в 21:03, шпаргалка

Краткое описание

1) Каменный век на территории Казахстана (периодизация, археологические памятники, основная характеристика).
Каменный век (2,5 млн-3 тыс лет до н.э.) делился на палеолит, мезолит и неолит. Палеолит (2,5 млн - 12 тыс. лет до н.э.) - делился на ранний, средний, поздний. В раннем палеолите (2,5 млн -140 тыс лет до н.э.) - ашельский период - был питекантроп -«Человек прямоходящий», первобытное стадо и ретуш (техника обработки камня рядом мелких ударов). Орудия труда -рубила, чопер, чопинг. Средний палеолит (140-40 тыс. лет до н.э.) -мустьерский период, неандерталец (найден в Германии), «большая община», начали добывать огонь, оббивная техника и религиозные представления.

Файлы: 1 файл

Bilety_istoria_1.doc

— 472.00 Кб (Скачать)

В результате голода 1931-1932 гг. количество детей резко сократилось, возросло число сирот.

- Осенью 1932 г. были устроены в детские дома 68 тыс. детей.

Предусматривалось:

- Материальная помощь учащимся;

- Выдача стипендий;

- Бесплатное снабжение учебниками;

- Снабжение обувью, одеждой, транспортом.

Шефство над всеобучем взял комсомол.

Накануне войны сотни учителе- были награждены орденами и медалями.

- Звание «Заслуженный учитель Казахстана»

Высшее и среднее специальное образование

В 1928 г. – первый педагогический институт, которому позже было присвоено имя Абая.

В 1929 г. – Алма-Атинский ветеринарно-зоотехнический институт.

В 1930 г. – Казахский сельскохозяйственный институт.

В 1931 г. - Алма-Атинский медицинский институт.

В 1931-32 гг. – Уральский и Кзыл-Ординский пединституты.

В 1934 г. – Казахский горно-металлургический институт.

В 1934 г. – Казахский государственный университет им. С.М.Кирова.

Накануне Великой Отечественной войны в Казахстане действовало 20 вузов, 118 средних специальных учебных заведений, в которых обучалось около 40 тыс. человек.

 В вузах и техникумах различных регионов страны в 30-е годы обучались около 20 тыс. казахстанцев.

Народное хозяйство все еще ощущало нехватку научно-технических кадров.

- Учебные заведения отражали сырьевой характер специализации отраслей промышленности;

- Вследствие сталинских репрессий ряды инженерно-технической, научной и творческой интеллигенции Казахстана сильно поредели.

 

20-30-е годы стали периодом становления науки в Казахстане.

Появились крупные центры по изучению:

- Истории;

- Этнографии;

- Экономика края;

- Естественных наук;

Возникло Общество по изучению Казахстана.

В 1926 г. М.Е. Массон производил раскопки на месте древнего города Тараза.

Комплексная экспедиция 1926-27 гг. осуществила статистико-экономическое, почвенно-ботаническое, геологическое, гидрогеологическое обследование всего Казахстана.

В 1932 г. создана база Академии Наук СССР в Казахстане, которая первоначально имела секторы – зоологический, ботанический и Ботанический сад в Алма-Ате.

В 1935 г. созданы секторы геологии и истории.

В развитии науки в Казахстане принимали участие Президенты АН СССР С.Вавилов, В.Комаров, крупный тюрколог, академик А.Самойлович, ученый-геолог, академик А.Архангельский.

Видную роль в развитии науки в Казахстане сыграл К.И.Сатпаев.

В 1935 г. была издана первая часть «Истории Казахстана с древнейших времен», написанная профессором С.Асфендияровым.

Накануне войны в 57 научных учреждениях Казахстана трудились более 1700 ученых.

К началу войны задачу ликвидации неграмотности среди взрослого населения в основном удалось выполнить.

Развитие литературы

Особое место в культурном наследии этих лет занимает казахская литература.

С.Сейфуллин, который стоял у истоков многонациональной советской литературы продолжил традиции Абая и дал новое дыхание поэзии.

Сборник поэм М.Жумабаева, вышедший в 1913 г. внес жанровое разнообразие в казахскую поэзию.

- Любовная лирика, поэмы на гражданскую тематику подняли казахскую поэзию на новые вершины («Батыр Баян», «Сказка», «Кобыз Кобылая»).

Казахская советская литература в те годы пополнилась произведениями:

- С.Сейфуллин «Кокшетау»;

- С.Муканов «Сулушаш», «Ботагоз»;

- И.Жансугуров «Кулагер»;

- И.Байзаков «Куралай сулу»;

- Б.Майлин «Азамат Азаматыч»;

- Ж.Аймауытов «Карткожа»;

- С.Ерубаев «Мои ровесники»;

- Г.Мустафин «Жизнь и смерть».

Историко-революционный роман:

- С.Сейфуллин «Тернистый путь, трудный переход» (1927 г.). Темы: Национально-освободительное движение 1916 г. Февральская революция, Октябрьская революция, Гражданская война.

Драматургия:

- М.Ауезов «Айман-Шолпан», «Ночные раскаты»;

- Б.Майлин «Жалбыр»;

- Г.Мусрепов «Кыз-Жибек», «Козы Корпеш и Баян Сулу»;

- Ж.Аймауытов «Карьеристы», «Оплот народа».

В казахскую литературу в конце 20-х и в 30-е годы пришла талантливая творческая молодежь – Г.Орманов, А.Тажибаев, Ж.Сыздыков, Ж.Саин, А.Сарсенбаев, К.Аманжолов, Т.Жароков, А.Жумагалиев, Д.Абилов, Х.Бекхожин.

Нурпеис Байганин, Шашубай Кошкарбаев, Иса Байзаков, Жамбыл Жабаев воспевали революцию, советскую Отчизну, свободу, гуманизм, любовь.

Искусство

Организовались во многих городах:

- Клубы;

- Народные дома;

- Казахские и русские хоровые;

- Драматические, литературные кружки;

- Народные театры.

Центром культурно-массовой работы стали национальные воинские формирования.

Огромный интерес к изучению народной музыки проявил А.В.Затаевич, он записал более 2300 народных песен и кюев, опубликовал:

- В 1925 г. – сборник «1000 песен киргизского (казахского) народа»;

- В 1931 г. сборник «500 песен и кюев казахского народа»;

- В 1932 г. был удостоен звания «народный артист Казахстана»;

- Советский ученый-музыковед Б.В.Асафьев оценил «1000 казахских песен» ценнейшим памятником вековой и тысячелетней культуре.

В 1922 г. в Каркаралинске прошел конкурс народных певцов.

В Москве на концерте народов СССР принял участие хор Петропавловского педагогического училища под управлением И.Коцыка.

Амре Кашаубаев своим могучим талантом удивил зрителей Европы:

- В 1925 г. – на Всемирной выставке прикладного искусства в Париже;

- В 1927 г. – на Всемирной музыкальной выставке во Франкфурте-на-Майне в Германии.

Театральное искусство

1926 г. – первый в республике национальный казахский театр в Кызыл-Орде.

- Режиссер театра – Ж.Шашин;

- Артисты: Е.Умирзаков, С.Кожамкулов, К.Бадыров, К.Жандарбеков, К.Куанышбаев, А.Кашаубаев, И.Байзаков.

- Первая пьеса – «Енлик - Кебек» М.Ауезова.

«Козы Корпеш – Баян сулу» Г.Мусрепова, «Абай» М.Ауезова и Л.Соболева.

- Поставлены: «Женитьба» и «Ревизор» Н.Гоголя, «Отелло» В.Шекспира.

- В 1937 г. театр стал называться «Казахский Академический театр драмы».

В 1933 г. в Алма-Ате – Уйгурский театр

В 1937 г. в Кзыл-Орде – Корейский театр

В 1934 г. студия хроникальных фильмов

В 1938 г. «Ленфильмом» была поставлена первая казахская звуковая кинокартина «Амангельды».

В 1934 г. Казахский государственный музыкальный театр

В 1934 г. Казахский государственный оркестр (А.Жубанов)

В 1936 г. Казахская государственная филармония

В 1936 г. в Москве проходила первая декада казахского искусства, и там представлена опера «Кыз-Жибек», «Жалбыр»

К.Байсеитова была удостоена звания Народная артистка СССР.

Изобразительное искусство

Центром казахской профессиональной живописи стало мастерская П.Хлудова.

Его талантливым учеником был Абылхан Кастеев.

Культурно-просветительские центры

Библиотека;

Клубы;

В 1930 г. в республике было 290 библиотек;

В 1939 г. была открыта Государственная публичная библиотека (ныне национальная библиотека РК);

Действовали 5237 домов культуры и клубов.

5 БИЛЕТ

5)Усуни и кангюи (расселение, хозяйство, общественное устройство, политическая история).

Уйсуни (IIIв до н.э. - IV в. н.э.) - наследовали земли саков-тиграхауда в Семиречье, граничили на востоке с гуннами, на с-з с кангюями. столица - Чигучен. Главная роль - полукочевое скотоводство (лошади, верблюды), земледелие (ячмень, просо). Титул верховного правителя - Гуньмо. Гуньмо, беки - вожди племен, военачальники, простолюдины. Труд рабов в домашнем хозяйстве. В обществе - неравенство, лошадей тавровали тамгами. Частная собственность на скот, землю и воду. Достигли государственности. 120тыс. кибиток, 630 тыс. душ населения. Имели родственные и дипломатические отношения с Китаем.                                                                                                                                                                                 Кангюи (III в до н.э. - Vв. н.э.) - расселялись в бассейне р. Сырдарьи, предгорья Каратау. На Сев граничили с сарматами и аланами. Удобное географическое положение позволяло им контролировать самый оживленный участок ВШП (через Семиречье и Ю.К.). Столица - Битянь. По китайским хроникам - у кангюев было 2 резиденции правителей. На ЮК-оседлый образ жизни. Земледелие поливное, скотоводство, охота и рыболовство, кузнечное дело, торговля. Титул верховного правителя - Великий хан (по наследству). Ему помогали 3 заместителя - визири. Делилось гос-во на 5 владений, управлялись малым ханом. Родами и племенами руководили вожди, власть по наследству. Достигли государственности. Земля, вода - общинная собственность. В эпоху расцвета кангюев сарматы и аланы были зависимы от них. В 46-36 гг. до н.э. оказали помощь гуннам в борьбе против Китая. Союз племен кангюев насчитывал 120тыс. кибиток.

30) Материальная и духовная культура казахов в ХVI-начале ХVIII в.

Культура казахского народа

Казахская культура – своеобразная и самобытная. Она формировалась в течение столетий в процессе сложения казахской народности.

Устная литература, устное народное творчество – это зеркало общественной жизни. В этот период были созданы многие фольклорные произведения, передававшиеся из поколения в поколение. Основными видами жанров были: фантастические сказки, легенды, пословицы и поговорки, песни и сказания, свадебные песни жар-жар, беташар, сынсу, жоктау, жарапазан, религиозные песнопения и т.д.

Создателями сокровищницы казахской устной литературы, донесшими ее до нас, были талантливые акыны, салы и серы. Акыны обычно импровизировали и исполняли песни сами, и одновременно сочиняли к ним музыку.

Знаменитые казахские акыны и жырау Жиембет, Маргаска, Актамберды, Умбетей, Бухар жырау воспевали важнейшие события в жизни народа, выступали против феодальной раздробленности, призывали к сплочению и совместной борьбе против врагов.

Язык и письменность

В XV веке казахский язык сформировался как самостоятельный национальный язык. Эпосы «Едиге» и «Ер Саин» распространялись через алшынов. Дастаны «Ер Кокше», «Базар-батыр» были созданы на керейском языке. «Таласские памятники» - на языке дулатов-уйсунов. «Нахжи аль-Фарадис» создан на кердеринском языке. «Кодекс куманикус» на кыпчакском языке.

Кыпчакский язык в период Золотой Орды и Белой Орды употреблялся как официальный литературный язык. В XVI-XVII вв. стали появляться исторические произведения на казахском языке.

Похоронные обряды

Хоронили обычно вблизи зимовки головой в направлении к Мекке. По истечению года над могилой ставились надгробные памятники, устраивались поминки.

 Материальная культура

Основным видом переносного жилища казахов была юрта. Она имела три основные части: стену, состоящую из сборно-раздвижной решетки, называемой кереге. Она укреплялась уыками в (купольными жердями), сверху устанавливался верхний деревянный купол – шанырак.

Кокимы (для покрытия юрты) имели названия туырлык, узык, тундык. Через тундык внутрь поступал свет, уходил дым. При входе справа от двери ставили деревянную лежанку на ножках, сундук и кебеже.

Одежда

  • Зимой одевали тулупы с подкладкой из верблюжьего или овечьего меха, шерстяной плащ, шубу из овчины (тон).
  • Мягкая обувь из козьей кожи называлась ичиги. Мужчины ходили в шокайма – сапогах с высокими каблуками и длинными голенищами.
  • Тымаки (летние головные уборы) – делались из мерлушки и шкур диких зверей, калпак – из тонкой белой кошмы.
  • Молодые женщины в первый год замужества ходили в свадебном головном уборе – саукеле. Желек – шелковое покрывало. Кимешек – головной убор из белого материала с вышивкой.

Национальные блюда

  • Из кобыльего молока готовили кумыс.
  • Из коровьего и овечьего – айран, катык, курт, брынзу и масло.
  • Из верблюжьего -  шубат.
  • Для долгого хранения мясо сушили, коптили, вялили.
  • Одним из изысканных лакомств у казахов считался жент. Он готовился путем добавления сахара и масла к прокипяченному, поджаренному, и очищенному просу.
  • Из пшеничной муки жарили лепешки, баурсаки, шелпек, делали кеспе(лапшу), коже, катырма.
  • Из риса – плов, молочную кашу.

Творческие традиции казахского народа

Жырау - поэты и исполнители эпоса.

  • Казахский народ всегда высоко ценил ораторское искусство. Жырау с древних времен исполняли при ханах функции советников, воспевали отвагу и стойкость батыров, оплакивали умерших героев, ханов.
  • В своих песнях они восхваляли или критиковали деяния ханов и султанов.
  • Доспамбет-жырау родился в 1490 году в городе Азове, умер в 1523 году под Астраханью. Он был не только превзойденным поэтом-песенником, но и батыром.
  • Жиенбет-жырау происходил из династии крупных феодалов Младшего жуза. Он был бием, наместником хана Есима в Младшем жузе, батыром-военачальником. Он был одним из главных вдохновителей победы казахов над ойратами в 1620 году. В 1627 году участвовал в подавлении мятежа правителя Ташкента хана Турсуна.

Сказки

  • Делились на несколько жанров: о животных, фантастические, бытовые, реалистические, сатирические. Широко популярными в народе были («Ер Тостик», «Куламерген», «Алтын сака», «Аламан и Жоламан», «Асан Кайгы», «Карамерген» и др.).
  • Герои сказок изображались находчивыми, умными, смелыми, очень сильными.
  • Аяз би, Жиренше, Алдар Косе изобличали жестоких и злобных ханов, жадных, корыстолюбивых баев, превращали их в объекты посмешища.

Героические эпосы

  • «Ер Таргын», «Ер Саин», «Камбар», «,Алпамыс», «Ер-Косай», «Торехан», «Телагыс», «Кубагул» повествуют о народной борьбе против захватчиков.
  • В героическом эпосе рассматривались исторические события XVI-XVII веков. В дастанах часто звучал призыв к объединению.

Лиро-эпические поэмы

  • Основные темы этого жанра: любовь, история борьбы за свое счастье, преодоление препятствий на своем пути.
  • «Козы Корпеш и Баян Сулу», «Кыз Жибек», «Айман - Шолпан», «Кумыс кыз», «Макпал кыз».

Музыкальное искусство

  • Побывавшие в XII-XV веках в Казахстане путешественники Плано Карпини, Вильгельм Рубрик, Марко Поло, Рузбихан, Якуб в своих письменных трудах особо отмечали важную роль музыки в жизни казахского народа.
  • Широко были известны в средневековом Казахстане акыны, кюйши-композиторы Коркыт Ата (VII-VIII вв), Асан-Кайгы (XV в), Казтуган (XV в), Сыпыра Жырау   (XVI в), Бухар-Жырау (XVIII в), Нысан-абыз (XVIII в).
  • Самым популярным среди всех музыкальных инструментов была домбыра.
  • Из смычковых широкое распространение получил кобыз.
  • В песенном искусстве казахов большое место занимало терме (литературно-песенный жанр).
  • Искусные народные музыканты сочиняли и кюи (народные музыкальные произведения).
  • В кюе о жаворонке «Бозторғай», птица защищает своих птенцов от змеи.
  • До наших дней сохранились народные кюи «Аскак кулан» («Хромой кулан»), «Джучи ханның жортуылы» («Поход хана Джучи»), «Шора батыр», «Аксак Темир» («Хромой Тимур»), «Қамбар батыр», «Ел айрылған» («Разъединение народа»), Асан Кайгы, «Сагыныш» («Тоска»), Казтуган.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории"