Шпаргалка по "Истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2015 в 21:03, шпаргалка

Краткое описание

1) Каменный век на территории Казахстана (периодизация, археологические памятники, основная характеристика).
Каменный век (2,5 млн-3 тыс лет до н.э.) делился на палеолит, мезолит и неолит. Палеолит (2,5 млн - 12 тыс. лет до н.э.) - делился на ранний, средний, поздний. В раннем палеолите (2,5 млн -140 тыс лет до н.э.) - ашельский период - был питекантроп -«Человек прямоходящий», первобытное стадо и ретуш (техника обработки камня рядом мелких ударов). Орудия труда -рубила, чопер, чопинг. Средний палеолит (140-40 тыс. лет до н.э.) -мустьерский период, неандерталец (найден в Германии), «большая община», начали добывать огонь, оббивная техника и религиозные представления.

Файлы: 1 файл

Bilety_istoria_1.doc

— 472.00 Кб (Скачать)

Через Шелковый путь шло основное число посольских и торговых караванов в VII—XIV вв. В течение столетий он претерпевал изменения: одни участки приобретали особое значение, другие, напротив, отмирали, а города и торговые станции на них приходили в упадок. Так, в VI—VIII вв. основной была трасса Сирия — Иран — Средняя Азия — Южный Казахстан — Таласская долина — Чуйская долина — Иссык-Кульская котловина — Восточный Туркестан. Ответвление этого пути, точнее, еще один маршрут выходил на трассу из Византии через Дербент в Прикаспийские степи — Мангышлак — Приаралье — Южный Казахстан. Он шел в обход Сасанидского Ирана, когда в противовес ему был заключен торгово-дипломатический союз Западнотюркского каганата в Византии. В IX-XII вв. этот маршрут использовался с меньшей интенсивностью, чем тот, который шел через Среднюю Азию и Ближний Восток, Малую Азию в Сирию, Египет и Византию, а в XIII-XIV вв. вновь оживляется. Политическая ситуация на континенте определяла выборы маршрутов дипломатами, купцами и другими путешествующими людьми.

Во время существования государства саков, усуней и кангюй во II в. до н. э. - первой половине I тыс. н. э., когда Шелковый путь уже активно функционировал, в Казахстан проникают римское стекло и монеты, китайский шелк, зеркала и лаковая посуда, европейские фибулы-застежки и камни-печатки из Сасанидского Ирана. В этот период в долинах Чу, Таласа и Сырдарьи формируются городские центры, предтечей которых явились земледельческие поселения, окруженные стенами с башнями.

Во второй половине VI в. Семиречье, Южный Казахстан вошли в состав Тюркского Каганата, огромной кочевой империи, простиравшейся от Кореи до Черного моря. В конце VI в. происходит оживление Шелкового пути на участке Семиречья и Южного Казахстана, что сыграло важную роль в развитии городской культуры этого региона. В Семиречье он стимулировал возникновение ряда городских центров, а на юге Казахстана способствовал быстрому росту городов. Шелковый путь через Среднюю Азию, Южный Казахстан и Семиречье функционировал вплоть до XIV в., пока междоусобицы и войны, приведшие к гибели городской культуры, и освоение морских путей в Китай не привели к его угасанию.

 

 

 

39) Национально-освободительное движение казахского народа под предводительством хана Кенесары Касымова  

Кенесары Касымов выступил на историческую арену как продолжатель дела Абылай-хана в условиях, когда вследствие массированных выступлений царских войск нависла угроза над независимостью тех районов Казахстана, которые, несмотря на принятие Уставов о сибирских и оренбургских казахах, 1822—1824 гг., продолжали сохранять политическую обособленность. Поэтому главной целью восставшего султана явилось восстановление целостности территориальных пределов Казахстана времен Абылай-хана, упразднение «диванов» (как в письмах его обозначены округа, учрежденные в Казахстане в 20—30-х гг. XIX в.), сохранение полной самостоятельности не вошедших в состав России земель.Восстание казахов с самого начала приобрело всеобщий масштаб. Это единственное восстание в истории свободите-льных движений конца XVIII и в XIX вв., которое охватило все основные районы расселения казахских родов. Движущей силой восстания были казахские шаруа. Всеобщая борьба против военной колонизации казахской земли, засилия кокандских беков придала движению освободительный характер.

Военные действия Кенесары начал весной 1838 г. осадой и сожжением Акмолинского укрепления. В сентябре 1841 г. предводители трех казахских жузов избрали К. Касымова ханом. Казахское ханство было восстановлено. В августе 1841 г. восставшие осадили крепости Созак, Жанакорган, Ак-Мечеть, Жулек, где были расквартированы значительные силы кокандцев. Активное участие казахов трех жузов в антиколониальной борьбе сильно встревожило царизм. Было решено вести крупномасштабную борьбу против восставших.Для подавления восстания со стороны Оренбурга двинулся отряд полковника Дуниковского, а сибирскую группу войск возглавил генерал Жемчужников. Кенесары удалось ускользнуть от преследования царских отрядов. Правительственные круги охватила растерянность. Оренбургское начальство сочло необходимым направить посольство Долгова и Герна, которые, в соответствии с полученными инструкциями, поставили-перед Кенесары неприемлемые условия: восставшим разрешалось кочевать в пределах ограниченного региона, определенного правительством.В апреле 1847 г. Кенесары вторгся в Киргизию, имея 10000-е войско. Столкновения с киргизами происходили в горной котловине озера Иссык-Куль и верховьях реки Чу. Вблизи Токмака в последней неравной битве Кенесары вместе с 32 казахскими султанами погиб. Поражение и смерть хана создали благоприятную обстановку для дальнейшего продвижения русских отрядов в сторону Заилийского края и Северной Киргизии, облегчив присоединение этих территорий к Российской империи.В движении К. Касымова немало противоречий: война с Кокандским ханством (имевшая целью освобождение казахов), с одной стороны, братоубийственная война с киргизами — с другой, жестокость по отношению к казахским родам, отказавшим ему в поддержке.Крупнейшее народно-освободительное движение казахского народа в XIX в., имевшее целью восстановление феодальной государственности казахов и власти хана, и на этот раз закончилось поражением, оставив неизгладимый след в памяти народов -Средней Азии и Казахстана.

 

 

64) Политика «перестройки» в Казахстане (1985-1991 гг.): основные этапы и их 
характеристика.

 

Курс на социально-экономические преобразования, провозглашенный М. Горбачевым с приходом к руководству СССР, во многих чертах походил на то реформирование, которое пытались произвести его предшественники, чтобы показать свою демократичность. Ряд социально-экономических и политических реформ второй половины 80-х годов вошел в историю под названием "перестройка". В рамках этого этапа были предприняты попытки реализовать концепцию так называемого ускорения. Как предполагало и верило руководство страны, вывести общество из застоя поможет борьба с пьянством и распущенностью. Эти меры должны были положительно сказаться на росте производительности труда. Между тем в условиях отсутствия рынка и частной собственности и, как следствие, конкурентной борьбы за потребителя всякие идеи ускорения оставались не более чем иллюзией. Очень быстро несостоятельность концепции ускорения выявилась в сельском хозяйстве. Государственная колхозно-совхозная система уже в силу своей природы была не способна воспринять достижения научно-технической революции, новейшие технологии и научные системы земледелия.  
Что касается ставки на борьбу "всем миром" за дисциплину, то с помощью этой меры удалось повысить эффективность производства лишь на один процент, да и то только в первый год перестройки. Антиалкогольная же кампания привела к нарастанию дефицита госбюджета и обострению ситуации на потребительском рынке. Люди стали готовить спиртные напитки дома. Участились случаи отравления. В общем, в данном случае, первый этап «перестройки вышел комом»

 

 

15 БИЛЕТ 

 

15) Города и городская культура Казахстана в эпоху средневековья.

О культуре племен и народностей, населявших территорию Казахстана в период раннего средневековья (VI – XII вв.), сообщают письменные, археологические и эпиграфические (надписи на надгробных камнях) источники. Культура племен и народностей VI – XII вв. преемственно связана с культурой племен и народностей предшествующей эпохи и, в зависимости от природных, экономических и политических условий, развивалась неодинаково. Развитию культуры способствовали торговые связи населения Казахстана с Китаем, Средней Азией, Волжской Булгарией, Киевской Русью, которые осуществлялись по Великому шелковому пути. В культуре этого времени характерным является рост городов, подъем городской жизни. В X – XII веках в Казахстане шел процесс быстрого роста городов, значительное оживление городской жизни. На карте Казахстана появился ряд новых городов – Карачук, Карнак, Каялык, Еки-Огуз, Ашнас и др. Только в Илийской долине кроме 10 городов предшествующего периода, возникло еще 56 городов. Десятки городских поселений образовались в Чуйской и Таласской долинах, а также на Сырдарье. С развитием феодальных отношений средневековые города меняли свою планировочную структуру. Вместо древних городов-крепостей появились укрепленные цитадели, окруженные кольцом оборонительных стен. Цитадели Средней Азии назывались шахристаном, где находились культовые здания, базары, жилые дома знати. При дальнейшем росте экономического значения городов в низ стали возникать предместья – рабады, заселенные беднотой. Крупнейшим из казахстанских городов был Отрар. По сравнению с VI – IX вв. площадь его увеличилась в несколько раз, вместе с рабадами он занимал около 200 гектаров. Стены окружали не только шахристан, но и рабад. В одном дневном переходе от Отрара находился округ Шавгар. Это территория современного Туркестана. В XI веке Шавгар пришел в упадок, и столица округа была перенесена в город Ясы, где в конце XII века был построен мавзолей Ходжа Ахмета Ясауи. С тех пор город стал религиозным центром. В числе крупных городов юга Казахстана были Испиджаб, Сыгнак. Развалины Испиджаба находятся сейчас недалеко от Шимкента. В X – XII вв Испиджаб был известен как центр транзитной торговли. Сыгнак являлся центром кыпчакского объединения, на его месте сейчас находится городище Сунак-ата. Крупнейшим центром политической, экономической и культурной жизни Семиречья был Тараз. В округе Тараз, вдоль рек Талас, Аса и других тянулись цепи городов и поселений – Кулан (Луговое), Мерке, Аспара, Баласагун и др. кулан был крупным центром VII века. В Чуйчкой долине наиболее известным городом была Аспара. В долине реки Или находились города Каялык, Тальхиз, Еки-Огуз и др.  
Таким образом, как письменные, так и археологические материалы, а также памятники архитектуры свидетельсвуют о развитии городской культуры.

 

 

40) Административно-территориальные реформы 1867-1868 гг., их сущность и значение.

Реформа 1867-1868 годов в Казахстане   11   июля 1867 года царь Александр II    утвердил Положение об управлении Семиреческой и Сырдарьинской областями. 21 октября 1868 года          царь Александр II утвердил Временное   положение   об   управлении   в   Уральской, ГургайскоЙ, Акмолинской и Семипалатинской областями. Вся территория Казахстана делилась на три генерал- губернаторства: Туркестанское, Оренбургское, Западносибирское. Каждое генерал-губернаторство состояло из областей. Территория бывшего Букеевского ханства в 1872 году была включена в состав Астраханской губернии, а Мангистау позже вошло в Закаспийскую область. Во главе генерал-губернаторства стоял генерал-губернатор, ему принадлежала военная и гражданская власть. При военных губернаторах создавались областные правления, состоящие из трёх отделов: хозяйственного, судебного, распорядительного.  По реформе потомки Чингис-хана - султаны - обеспечивались пожизненной пенсией и освобождались от налогов. Низшим звеном колониальной судебной системы в Казахстане были суды биев и казиев. Самым тяжёлым последствием реформы было объявление казахских земель   государственной   собственностью   Российской империи.

 

 

65). Распад СССР: причины и последствия. Образование СНГ.

Причины распада СССР:

1. провал путча;

2. неудавшаяся перестройка, экономический и политический кризис;

3. безразличие народа;

4. недоверие Горбачеву. Авторитет Ельцина;

5. суверенизация всех республик СССР. Каждая республика проводила свою политику;

6. неподдержка западных держав.

Последствия:

1. Смена общественного стоя

2. Ослабление обороны новых государств

3. Нарушены экономические связи

4. Ухудшение уровня жизни населения всех стран

5. Начало межнациональных конфликотов

 

Содружества Независимых Государств (СНГ).

21 декабря 1991 года в Алма-Ате главы одиннадцати суверенных государств (кроме прибалтийских государств и Грузии) подписали Протокол к этому Соглашению, в котором подчеркнули, что Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызской Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина на равноправных началах образуют Содружество Независимых Государств. Участники встречи единодушно приняли Алма-Атинскую Декларацию, подтвердившую приверженность бывших союзных республик к сотрудничеству в различных областях внешней и внутренней политики, провозгласившую гарантии выполнения международных обязательств бывшего Союза ССР. Позднее, в декабре 1993 года, к Содружеству присоединилась Грузия.

 

 

16 БИЛЕТ

 

16) Культура древних тюрков (религиозные верования и культы, письменность) Древние тюрки домусульманского периода поклонялись силам природы. 
"Основой религии древних тюрков было поклонение Небу (Тенгри) и Земле (Земле-Воде, Йер-Суб). В этой паре божественных сил основным было Небо. Именно по воле Неба правили каганы, которые именовались "небоподобными и на Небе рожденными"... По воле Неба тюрки одерживали победы или терпели поражения... Следующим по значению было женское божество Умай — покровительница домашнего очага и детей». Образ Умай тесно связан также с культом огня, т. к. древние тюрки верили в чудодейственную очищающую силу огня и именовали ее "от ана" —. "мать огонь". Так, византийский посол Земарх «лишь после очищения был допущен к тюрскому хану". Окружающий мир, земля, вода, горы, как считали древнетюркские племена (огузы, кимаки, карлуки), населены духами, задабривая которых, им приносили жертвы. 
Древние тюрки видели мироздание в четырехугольном измерении — "торт булун", т. е. "четыре стороны света", называемые "ильгеру" (восток), "курийа" (запад или назад), "берийе" (середина дня — юг), "йырайа" (середина ночи - север). Многочисленность своего народа и обширность своих владений Бильге-каган в эпосе "Кюль-тегин" описывает так: А в эпосе "Огузнаме" могучий богатырь тюркоязычных народов полководец Огуз-каган нарек своих детей именами: Аи (месяц, луна), Кун (солнце, светило), Жулдыз (звезда, планета), Кок (голубое, небо), Тау (гора), Тениз (море), что также свидетельствует о поклонении силам природы. 
Во время военных походов во главе многотысячного войска Огуз-батыра, указывая путь, шел Кокжал-бори -матерый волк. Древние тюрки почитали и преклонялись волку, он считался священным тотемным животным. Ему приносили жертвы, изображение Волка украшало племенные, государственные флаги и знамена. 
Мироздание по зороастрийской религии состоит из двух противоположных начал: силы добра и силы зла, царства света и царства тьмы. Между этими двумя началами идет вечная непримиримая борьба. 
В домусульманских верованиях заметное место занимали традиции шаманизма, реликты которого обнаруживались до недавних времен у современных тюркоя-зычных народов. Также был развит культ предков, поклонение аруахам (духам). Наряду с собственными религиозными верованиями среди тюркоязычных племен, населявших территорию Казахстана и Средней Азии, были широко распространены и другие мировые религии: христианство, манихейство, буддизм. Последнее было особенно популярно среди аристократов и тюркской знати эпохи каганата. 
В результате экспансии арабов с конца IX века началась насильственная исламизация тюркоязычного населения Казахстана и Средней Азии. Ислам стал проникать во все сферы общественно-политической и культурной жизни: язык, литературу, письменность, политику и государственное управление. Но процесс исламизации был неравномерен на обширной территории Казахстана: влияние его было интенсивно лишь на юге, в других же регионах ислам укреплял свои позиции, как известно, медленнее. Таким образом, на протяжении столетий в результате взаимодействия двух религий - домусульманского верования и ислама - происходил их синтез, взаимообогащение и взаимовлияние, отразившиеся на культурных, литературных традициях как казахов, так и других родственных тюркоязычных народов.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории"