Шпаргалка по "Истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 14:39, реферат

Краткое описание

Работа содержит ответы на 45 вопросов по "Истории".

Файлы: 1 файл

История.docx

— 266.44 Кб (Скачать)

 

У славян существовал годовой  цикл земледельческих праздников в  честь солнца и смены времен года. Языческие обряды должны были обеспечить высокий урожай, здоровье людей и  скота.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Крещение Руси и его последствия

 

Крещение Руси - введение в Древней Руси в конце 10 в. христианства как государственной религии. Разложение первобытнообщинного строя и возникновение классового государства подготовили условия для смены языческой религии христианством.

Уже в середине 9 в., ввиду тесных связей Руси с Византией, христианство в его греко-православной форме получило распространение среди господствующего класса Руси. В 10 в. христианами были многие приближённые князя Игоря, а его жена Ольга около 955 приняла христианство. Однако государственной религией оно стало лишь в связи с принятием христианства и массовым крещением славян, проведённым в 988—989 князем Владимиром Святославичем. С этого времени христианство активно распространялось феодальным государством и формирующейся церковной организацией. В силу того, что церковь являлась составной частью структуры феодального общества, она помогала становлению феодального способа производства, освящая господство и подчинение, проповедуя незыблемость и справедливость классового эксплуататорского общества.

Введение христианства как  единой государственной идеологии  способствовало сплачиванию территории и укреплению Древнерусского государства. Была создана централизованная организация  священнослужителей. Единство религии  с религиями древних стран  Европы делало Древнерусское государство  частью мирового христианского общества, сблизило Русь с Византией. Русская  церковь стала частью Константинопольской  патриархии, и Византия долгое время  стремилась поставить Русь в зависимость  от себя.

Принятие христианства привело  также к изменениям в культуре древнерусского общества и её обогащению. На Руси распространяются достигшие высокого развития в Византии живопись и архитектура, а также письменность и письменная литература. Но в то же время преследовалось языческое, народное в своей основе искусство: декоративное, музыкальное, хореографическое. Введение христианства, сопровождавшее внедрение феодальных порядков, встречало сопротивление народных масс, в 11 в. антифеодальные выступления нередко приобретали форму движений против новой религии в защиту язычества. До 13 в. распространённость христианской религии ограничивалась в основном городами, после монголо-татарского нашествия христианство широко проникло и в деревню, хотя там отдельные пережитки язычества сохранялись вплоть до 19 в.

 

 

Последствия крещения

 

Цивилизационное значение

Цивилизационное значение крещения Руси трудно переоценить. Известный филолог В. Н. Топоров, оценивая значение принятия христианства для Русской цивилизации, пишет: Эти два события [принятие христианства Русью и Литвой], сыгравшие исключительную роль в истории этих стран и предопределившие на многие столетия их место в истории, должны расцениваться и как события вселенского характера… Принятие христианства на Руси не только приобщило к уже христианскому миру наиболее обширную и самую отдалённую часть единого пространства — Восточную Европу, но и тем самым в исторически ближайшем будущем открыло новый огромный мир, который должен был христианизироваться с помощью русских христиан, «тружеников одиннадцатого часа»… И каковы бы ни были последующие судьбы христианства в Восточной Европе, его наследие стало неотменимой составной частью духовной культуры и здесь, — может быть, особенно здесь. 

 

Политические последствия

Крещение Руси произошло  до окончательного раскола Западной и Восточной церквей, но в период, когда он уже вполне вызрел и получил  своё выражение как в вероучении, так и во взаимоотношении церковной и светской властей.

 

В византийском церковно-государственном  правосознании Император (Басилевс) мыслился как Хранитель и Верховный  Защитник православия (эпистимонарх), а следовательно, и единый самодержец (автократор) всех православных народов. Правители прочих христианских народов (государств) получали от него титулы архонтов, князей, стольников. Таким образом, приняв крещение от Ромеев (византийцев), Владимир включил Русь в орбиту византийской государственности.

 

Так, Киевскому великому князю  в XII веке в Константинополе усвоялся скромный придворный титул стольника. Киевская же митрополия в Константинопольских  диптихах занимала место в ряду последних: в древнейшем из них — 61-е, а в  более позднем, составленном при  Андронике II Палеологе (1306—1328) — 77-е.

 

Митрополит Платон (Левшин) в начале XIX века видел особое значение в принятии христианства из Константинополя (а не Рима): «Великое благодарение обязана  Россия воссылать Пастыреначальнику Христу, что не объял её мраком запада, то есть, что не подверглась она игу западныя Римския церкви, где уже в сие время, по многим суевериям и присвоениям Пап себе неограниченной власти, и по духу во всём мирскому, а не Евангельскому, всё почти было превращенно. Свободил нас Господь от сих сетей; хотя запад Антихристовым усилием всемерно тщался нас себе покорить, как впоследствии сие будет более видимо.»

 

 

Культурные последствия

Принятие христианства содействовало  развитию зодчества и живописи в  средневековых её формах, проникновению  византийской культуры как наследницы античной традиции. Особенно важным было распространение кириллической  письменности и книжной традиции: именно после крещения Руси возникли первые памятники древнерусской  письменной культуры.

 

Принятие христианства как  государственной религии влекло с неизбежностью ликвидацию языческих  культов, пользовавшихся до того великокняжеским  патронатом.

 

Духовенство осуждало языческие  обряды и празднества (некоторые  из них сохранялись долгое время  вследствие того, что некоторыми исследователями  квалифицируется как религиозный  синкретизм или двоеверие). Разрушались  культовые сооружения — идолы, капища.

 

Интересно при этом, что, судя по источникам, языческая духовная элита подвергалась репрессиям лишь в том случае, если выступала инициатором  волнений, восстаний или сепаратизма. По мнению некоторых исследователей, опирающихся на «Повесть временных  лет», «восстание волхвов» во Владимиро-Суздальской  Руси в 1024 (а также в 1071 году) сопровождалось действиями и убийствами, имевшими ритуальный характер. Ярослав Мудрый «жестоко расправился с волхвами, наведя порядок в даннических  областях»; в 1070-х годах в Новгороде  волхв был убит дружиной князя  Глеба («это был религиозный и  бытовой конфликт, переплетавшийся  с борьбой против власти Киева»). (См. Суздальское восстание 1024 года)

 

Предполагают, что начало года по принятии христианства в Киеве  начали считать от 1 марта, а не с  новолуния после дня весеннего  равноденствия, как раньше.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Русь в период феодальной раздробленности.

 

1. Причины перехода к феодальной  раздробленности 

Феодальная раздробленность  на Руси явилась закономерным итогом экономического и политического  развития раннефеодального общества.

 

Складывание в Древнерусском  государстве крупного землевладения  — вотчин — в условиях господства натурального хозяйства неизбежно  делало их вполне самостоятельными производственными  комплексами, экономические связи  которых ограничивались ближайшей  округой. Существовавшие торговые и  ремесленные потребности могли  удовлетворяться в быстро развивающихся  местных хозяйственных и политических центрах — городах. Подъем производительных сил на местах вызывал рост числа  городов и городского населения, в том числе и в тех городах, которые раньше не играли существенной экономической роли.

 

Раннефеодальному обществу времен Киевской Руси были присущи  неизбежные социальные противоречия между  верхами и низами. Формирующийся  класс феодальных землевладельцев  стремился к установлению различных  форм экономической и юридической  зависимости земледельческого населения. Но в XI-XIII вв. имевшиеся классовые  антагонизмы носили в основном локальный  характер, для разрешения вполне хватало  сил местных властей, и они  не требовали общегосударственного вмешательства. Данные условия делали крупных землевладельцев — бояр-вотчинников  почти полностью экономически и  социально независимыми от центральной  власти. Местное боярство не видело необходимости делиться своими доходами с великим киевским князем и активно  поддерживало в борьбе за экономическую  и политическую самостоятельность  властителей отдельных княжеств.

 

Внешне распад Киевской Руси выглядел как раздел территории Киевской Руси между различными членами разросшейся  княжеской семьи. По сложившейся  традиции местные престолы занимали, как правило, только потомки дома Рюрика.

 

Процесс наступления феодальной раздробленности был объективно неизбежен. Он дал возможность более  прочному утверждению на Руси развивающейся  системы феодальных отношений. С  этой точки зрения можно говорить об исторической прогрессивности этого  этапа русской истории, в рамках которого шло дальнейшее развитие экономики  и культуры. Распад былой единой державы имел и ряд отрицательных  последствий, главным из которых  было усиление уязвимости русских земель от внешней опасности, особенно, в  условиях возможного появления сильного противника.

 

Признаки политического  раздробления Киевской Руси появились, как указывалось выше, вскоре после  смерти Ярослава Мудрого в 1054 г. Борьба между потомками Ярослава, пользовавшимися  поддержкой местного боярства, привела  к возникновению системы обособившихся  княжеских владений, признанной Любечским съездом князей в 1097 г. (наследование по правилу "каждый да держит отчину свою").

 

На некоторое время  при князьях Владимире Мономахе и его сыне Мстиславе Великом  снова возвысился Киев как общерусский  центр. Эти князья сумели дать отпор  усилившейся опасности нашествия  кочевников-половцев. После смерти Мстислава вместо единой державы  возникло около полутора десятков самостоятельных  земель: Галицкая, Полоцкая, Черниговская, Ростово-Суздальская, Новгородская, Смоленская и др. Процесс экономического обособления  и политического дробления повторялся и внутри этих земель, почти каждая из них в свою очередь превращалась в систему мелких и полунезависимых  феодальных княжеств. Феодальная раздробленность  Руси существовала до конца XV в., когда большая часть территории былой Киевской державы вошла в состав Московского государства.

 

 

2. Крупнейшие земли Руси в  эпоху феодальной раздробленности 

Крупнейшими землями эпохи  феодальной раздробленности, игравшими  ведущую роль в судьбах Руси, являлись Владимиро-Суздальское (Ростово-Суздальское) и Галицко-Волынское княжества  Новгородская феодальная республика.

 

Владимиро-Суздальская земля 

Владимиро-Суздальская земля  занимала междуречье Оки и Волги. Древнейшими жителями этого лесистого  края были славяне и финно-угорские племена, часть которых впоследствии была ассимилирована славянами. Благоприятное  воздействие на экономический рост этой Залесской земли оказывал усилившийся с XI в. колонизационный приток славянского населения, особенно, с юга Руси под влиянием половецкой угрозы. Важнейшим занятием населения этой части Руси было земледелие, которое велось на благодатных выходах чернозема среди лесов (так называемые ополья). Заметную роль в жизни края играли ремесла и связанная с Волжским путем торговля. Древнейшими городами княжества были Ростов, Суздаль и Муром, с середины XII в. столицей княжества стал Владимир-на-Клязьме.

 

Начало установления самостоятельности  Ростово-Суздальской земли произошло  в правление одного из младших  сыновей Владимира Мономаха —  Юрия Владимировича Долгорукого, сделавшего своей столицей Суздаль. Проводя  активную политику в интересах своего княжества, князь стремился опираться  на местное боярство, городские и  церковные круги. При Юрии Долгоруком был основан ряд новых городов, в том числе впервые под 1147 г. в летописи упоминается Москва.

 

Владея Ростово-Суздальской  землей, Юрий Долгорукий постоянно  пытался захватить в свои руки киевский престол. В конце жизни  ему удалось овладеть Киевом, но поддержкой местного населения он не пользовался.

 

Старший сын Юрия Долгорукого  Андрей Юрьевич Боголюбский (1157-1174) родился и вырос на севере и главной своей опорой считал свои родные земли. Получив от Юрия Долгорукого управление в г. Вышгороде (близ Киева), еще при жизни отца Андрей Боголюбский покинул его и со своим окружением ушел в Ростов. По преданию, вместе с ним в Ростово-Суздальскую землю попала написанная неизвестным византийским мастером XII в. икона Богоматери, впоследствии ставшая одной из самых почитаемых икон России ("Богоматерь Владимирская").

 

Утвердившись после смерти отца на престоле, Андрей Боголюбский перенес свою столицу из Ростова во Владимир-на-Клязьме. На укрепление и украшение своей столицы он не жалел средств. Стремясь держать под своим контролем Киев, Андрей Боголюбский предпочитал находиться во Владимире, откуда проводил энергичную политику по укреплению сильной княжеской власти. Жестокий и властолюбивый политик, Андрей Боголюбский опирался на "младшую дружину" (служилых людей), городское население, особенно, новой столицы Владимира, и отчасти на церковные круги. Крутые и часто самовластные действия князя вызывали недовольство в кругу крупных землевладельцев-бояр. В результате сговора знати и представителей ближайшего окружения князя возник заговор, и в 1174 г. Андрей Юрьевич был убит в своей резиденции Боголюбове (близ Владимира).

 

После смерти Андрея Боголюбского в результате междоусобицы на престоле оказался его младший брат — Всеволод Юрьевич, окончательно закрепивший за Владимиром-на-Клязьме статус главной княжеской столицы. Правление Всеволода Большое Гнездо (1176-1212) было периодом наивысшего политического могущества Владимиро-Суздальского княжества. Под контролем Всеволода Юрьевича находился Новгород Великий, в постоянной зависимости от владимирского князя оказалась Муромо-Рязанская земля. Всеволод Большое Гнездо заметно влиял на положение дел в южных русских землях и в конце XII — начале XIII вв. был самым сильным русским князем. Однако после смерти Всеволода Большое Гнездо между его многочисленными сыновьями вспыхнула борьба за власть, бывшая выражением развития процесса феодальной раздробленности уже внутри самого Владимиро-Суздальского княжества.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории"