Шпаргалка по "Истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 14:39, реферат

Краткое описание

Работа содержит ответы на 45 вопросов по "Истории".

Файлы: 1 файл

История.docx

— 266.44 Кб (Скачать)

 

Одной из важнейших характеристик  русской народной индивидуальности, по мнению Бердяева, является ее глубокая поляризованность и противоречивость. «Противоречивость и сложность русской души, отмечает он, может быть связана с тем, что в России сталкиваются и приходят во взаимодействие два потока мировой истории: Восток и Запад. Русский народ есть не чисто европейский и не чисто азиатский народ. Россия есть целая часть света, огромный Востоко-Запад, она соединяет два мира. И всегда в русской душе боролось два начала, восточное и западное» (Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX и начала XX века. В сб. «О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья». — М., 1990. — С. 44).

 

Н.А. Бердяев считает, что  существует соответствие между необъятностью, безграничностью русской земли  и русской души. В душе русского народа есть такая же необъятность, безграничность, устремленность в бесконечность, как и в русской равнине. Русский  народ, утверждает Бердяев, не был народом  культуры, основанной на упорядоченных  рациональных началах. Он был народом  откровений и вдохновений. Два противоположных  начала легли в основание русской  души: языческая дионистическая стихия и аскетически-монашеское православие. Эта двойственость пронизывает все основные характеристики русского народа: деспотизм, гипертрофию государства и анархизм, вольность, жестокость, склонность к насилию и доброта, человечность, мягкость, обрядоверие и искание правды, индивидуализм, обостренное сознание личности и безличный коллективизм, национализм, самопохвальство и универсализм, всечеловечность, эсхатологически-мессионерскую религиозность и внешнее благочестие, искание Бога и воинствующее безбожие, смирение и наглость, рабство и бунт. Эти противоречивые черты русского национального характера и предопределили, по мнению Бердяева, всю сложность и катаклизмы российской истории.

 

Следует отметить, что каждая из концепций, определяющих место России в мировой цивилизации, базируется на определенных исторических фактах. Вместе с тем, в этих концепциях ясно просвечивает односторонняя идеологическая направленность. Нам не хотелось бы занимать такую же одностороннюю  идеологизированную позицию. Попытаемся дать объективный анализ хода исторического развития истории в контексте развития мировой цивилизации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Образование Древнерусского государства.

 

К IХ в. у восточных славян сложился комплекс социально- экономических и политических предпосылок для образования государства.

 

  • Социально-экономические - родовая община перестала быть экономической необходимостью и  распалась, уступив место территориальной, "соседской" общине. Произошло  отделение ремесла от других видов  хозяйственной деятельности, рост городов  и внешней торговли. Шёл процесс  формирования социальных групп, выделились знать и дружина.

 

  • Политические - появились большие племенные  союзы, которые стали заключать  между собой временные политические союзы. С конца VI в. известен союз племён во главе с Кием; арабские и византийские источники сообщают, что в VI- VII вв. существовала "Держава волынян"; новгородские летописи сообщают о том, что в IХ в. вокруг Новгорода существовало славянское объединение во главе с Гостомыслом. Арабские источники утверждают, что накануне образования государства существовали союзы больших племён славян: Куяба - вокруг Киева, Славия - вокруг Новгорода, Артания - вокруг Рязани или Чернигова.

 

  • Внешнеполитические - важнейшим для образования и  укрепления государств у всех народов  было наличие внешней опасности. Проблема отражения внешней опасности у восточных славян стояла очень остро с самого появления славян на Восточно-европейской равнине. С VI в. славяне вели борьбу с многочисленными кочевыми племенами тюрок (скифы, сарматы, гунны, авары, хазары, печенеги, половцы и др.).

 

  Итак, к IХ в. восточные славяне своим внутренним развитием были готовы к образованию государства. Но завершающий факт образование государства восточных славян связан с их северными соседями - жителями Скандинавии (современные Дания, Норвегия, Швеция). В Западной Европе жителей Скандинавии называли норманами, викингами, а на Руси - варягами. В Европе викинги занимались разбоем и торговлей. Вся Европа трепетала перед их набегами. На Руси условий для морского разбоя не было, поэтому варяги в основном торговали и нанимались к славянам в военные дружины. Славяне и варяги находились примерно на одной ступени общественного развития - у варягов также происходило разложение родоплеменного строя и складывание предпосылок для образования государства.

 

  Как свидетельствует  летописец Нестор в "Повести  временных лет", к IХ в. новгородцы и некоторые северные племена славян попали в зависимость к варягам и платили им дань, а южные племена славян платили дань хазарам. В 859 г. новгородцы прогнали варягов и перестали платить дань. После этого у славян началась междоусобица: они не могли придти к соглашению о том, кому же править ими. Тогда в 862 г. новгородские старейшины обратились к варягам с просьбой: прислать им на княжение кого-либо из варяжских предводителей. "Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет. Да поидите княжить и володеть нами". На призыв новгородцев откликнулся варяжский конунг (предводитель) Рюрик. Так в 862 г. власть над Новгородом и его окрестностями перешла к варяжскому предводителю Рюрику. Случилось так, что потомки Рюрика смогли укрепиться у восточных славян в качестве предводителей.

 

  Роль варяжского предводителя  Рюрика в русской истории заключается в том, что он стал основоположником первой правящей династии на Руси. Всех его потомков стали звать Рюриковичами.

 

   После смерти у  Рюрика остался малолетний сын Игорь. Поэтому править в Новгороде стал другой варяг -Олег. Вскоре Олег решил установить свой контроль над всем течением Днепра. Южным участком торгового пути "из варяг в греки" владели киевляне.

 

   В 882 г. Олег пошёл  походом на Киев. Там в это  время правили дружинники Рюрика Аскольд и Дир. Олег обманом выманил их за городские ворота и убил. После этого он смог закрепиться в Киеве. Два самых крупных восточнославянских города были объединены под властью одного князя. Далее Олег установил границы своих владений, обложил всё население данью, на подвластной ему территории стал следить за порядком и обеспечивать защиту этих территорий от вражеских нападений.

 

   Позже летописцы  начнут отсчёт времени "от  лета Олегова", т.е. от того времени, когда Олег стал править в Киеве.

   Происхождение слова  "русь". Со временем земли вокруг Киева, население Киева станут называть словом "русь". В исторической науке существует несколько версий по поводу происхождения этого названия. В настоящее время возобладала точка зрения, что так называлось варяжское племя, из которого происходил Рюрик. Позже это название закрепится за государством и за всеми восточными славянами.

 

   Значение образования  Древнерусского государства. Государство  Русь, Киевская Русь (научное название  Древнерусское государство, Древняя  Русь) по своему географическому  положению сразу заняло важное  место в системе европейских  и азиатских государств. В это  время в Западной Европе также  происходил процесс образования  государств, хотя равные Руси  по значению государства уже  сложились. Русь развивалась как  часть общемировой цивилизации.

 

  Но на дальнейший  ход исторического процесса повлиял  ряд следующих факторов:

- суровый климат;

- равнина, открытая со  всех сторон;

- сотни народов и народностей,  находящихся на разной стадии  развития;

- отсутствие выхода к  морю, необходимость которого становилась  государственной потребностью;

- отсутствие культурного  наследия.

 

 

 Норманская теория.

Летописный рассказ о  призвании на Русь в качестве правителей варягов послужил основой для  возникновения норманской теории образования Древнерусского государства. Её создателями стали немецкие учёные Г. - Ф. Миллер, Г.- З. Байер, в ХVIII в. приглашённые работать в Россию императрицей Елизаветой Петровной. Немецкие учёные утверждали, что создание государственности на Руси - результат действия варягов. Горячим противником норманской теории был великий русский учёный М.В. Ломоносов.

 

   В наши дни норманская теория зачастую трактуется следующим образом: всё, что - либо значительное в России создано иностранцами и под руководством иностранцев. Русские к самостоятельному государственному творчеству не способны.

 

   У норманской теории есть как сторонники, так и противники. Противники норманской теории утверждают: не следует забывать, что призвание варягов - это легенда. Вопрос о том, кем были первые русские князья, откуда пришли и как, - до сих пор остаётся нерешённым. Версии об иноземном происхождении той или иной династии типичны для древности и средневековья. Следует вспомнить рассказы о призвании бриттами англосаксов и создании Английского государства и т.д. Русские летописи, на основании которых мы складываем представление о первых веках русской истории, были написаны в более позднее время, им было свойственно окружить возникновение русской государственности ореолом таинственности. Чужак, пришлый человек - всегда обладает особой харизмой. Археологическое раскопки подтверждают, что варяги действительно проживали среди славян, что свидетельствует об их широких взаимных связях. Варяги стремились на Русь, в скандинавских сагах Русь представлена как страна несметных богатств. Но количество варягов на Руси было не велико. Славяне и варяги находились на одной ступени общественного развития. Заметного влияния на хозяйство, общественные отношения, культуру восточных славян варяги не оказали. Варяги положили начало первой правящей династии на Руси, первые варяжские князья (Рюрик, Олег, Игорь, Ольга) носили скандинавские имена, но уже сын Игоря и Ольги и их внук носили славянские имена - Святослав, Владимир. Через несколько поколений после призвания Рюрика от варягов остались только легенды о происхождении наиболее знатных славянских родов. Славяне своим внутренним развитием были готовы к образованию государства. У восточных славян сложился целый комплекс предпосылок для образования государства. Государственные институты возникают в результате долгого внутреннего развития общества. Следовательно, если призвание Рюрика - исторический факт, то он говорит о возникновении княжеской династии, а не о происхождения русской государственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Социально-политический строй Древней Руси.

 

«Русская правда» называет основным населением страны свободных  общинников - людинов или людей (отсюда: сбор дани с крестьян - общинников - полюдье).

 

«Русская правда», рассматривая людинов, указывает, что они объединились в сельскую общину-вервь. Вервь обладала определенной территорией, в ней выделялись отдельные экономически самостоятельные семьи.

 

Вторая большая группа населения - смерды. Это, возможно, не свободные  или полусвободные княжеские  данники. Смерд не имел права оставлять  свое имущество непрямым наследникам. Оно передавалось князю. С развитием  феодальных отношений эта категория  населения увеличивалась за счет свободных общинников.

 

Третья группа населения - рабы. Они известны под разным названием: челядь, холопы. Челядь-это раннее название, холопы - более позднее. «Русская правда»  показывает рабов полностью бесправными. Раб не имел права быть свидетелем на суде. За его убийство хозяин не нес ответственности. Наказанию за побег подвергался не только раб, но и все, кто ему помогал.

 

Рабство было 2-х видов - полное и неполное. Источники полного  рабства: плен, продажа себя в рабство, женитьба на рабыне или выход замуж  за раба; поступление на службу к  князю тиуном, ключником, ратайным старостой и незаключение договора и т.д.

 

Однако полное рабство  было неоднородным. Основная масса  рабов выполняла черную работу. Их головы оценивались в 5 гривен. Рабы -надсмотрщики, управляющие, ключники были на другой ступеньке социальной лестницы. Голова княжеского тиуна оценивалась в 80 гривен, он мог уже выступать свидетелем на суде.

 

Неполные рабы-закупы появились  в ХП веке Закуп- это разорившийся общинник, пошедший в долговую кабалу за определенную ссуду (купу). Он работал  слугой или в поле. Закуп был  лишен личной свободы, но у него сохранялось свое хозяйство и он мог выкупиться, вернув долг.

 

Большинство историков считает, что рабство на Руси не получило широкого распространения. Другого  мнения  придерживаются А. П. Пьянков, М.Н. Покровский. «Захватывать рабов и торговать ими было промыслом первых властителей русской земли. Отсюда непрерывные войны между этими князьями, войны, целью которых было «ополониться челядью», т. е. захватить много рабов. Отсюда их сношения с Константинополем, где был главный тогда ближайший к России невольничий рынок» (М. Н. Покровский).

 

Небольшой группой зависимого населения Руси были рядовичи. Их жизнь  тоже была защищена пятигривенным штрафом. Возможно, это были не пошедшие в холопство тиуны, ключники, старосты, мужья рабынь и т. д. Судя по «Русской правде», они были мелкими административными агентами.

 

Другая небольшая группа - изгои, люди, лишившиеся своего социального  статуса: холопы, отпущенные на волю, общинники, изгнанные из верви и т. д. Видимо, изгои пополняли ряды городских  ремесленников или княжескую  дружину, особенно во время войны.

 

Довольно большой группой  населения Руси были ремесленники. Города по мере роста общественного  разделения труда становились центрами развития ремесла. К ХП веку в них  насчитывалось свыше 60 ремесленных  специальностей; русские ремесленники иногда производили более 150 видов  железных изделий. На внешний рынок  шли не только лен, пушнина, мед, воск, но и льняные ткани, оружие, изделия  из серебра, пряслица и другие товары.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории"