Шпаргалка по "Истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 14:39, реферат

Краткое описание

Работа содержит ответы на 45 вопросов по "Истории".

Файлы: 1 файл

История.docx

— 266.44 Кб (Скачать)

 

С ростом городов, развитием  ремесленничества связана деятельность такой группы населения, как купцы. Уже в 944 г. русско-византийский договор  позволяет утверждать существование  самостоятельной купеческой профессии. Следует помнить, что каждый купец  в те времена был и воином. И  у воинов, и у купцов был один покровитель - бог скота Велес. Через  Русь пролегали важные торговые пути по Днепру и Волге. Русские купцы  торговали в Византии, в арабских государствах и в Европе.

 

Необходимо выделить и  такую группу населения Древней  Руси, как дружинники («мужи»). Дружинники жили на княжеском дворе, участвовали  в военных походах, в сборе  дани. Княжеская дружина- это составная  часть аппарата управления. Дружина  была неоднородна. Наиболее приближенные дружинники составляли постоянный совет, «думу». Они именовались боярами. С ними  князь советовался по важным государственным делам (принятие православия Владимиром; Игорь, получив от Византии предложение взять дань и отказаться от похода, созвал дружину и начал советоваться и т. д.). Старшие дружинники могли иметь и свою дружину. Впоследствии бояре выступали в роли воевод.

 

Младшие дружинники исполняли  обязанности судебных исполнителей, сборщиков штрафов и т.д. Княжеские  дружинники составляли основу нарождающегося класса феодалов.

 

Дружина была постоянной военной  силой, которая пришла на смену всеобщему  вооружению народа. Но народные ополчения  еще долгое время играли большую  роль в войнах.

 

В источниках прослеживается установление и усиление власти киевских князей над племенными союзами славян. Киевский князь объединял славянские земли как с помощью насилия, так и согласия. Древлян Олег присоединил насильно, Владимир таким же образом присоединил радимичей. Северяне были присоединены под флагом освобождения от хазар и т. д.

 

Ко времени Святослава с князьями племен было покончено. Их свели на степень посадников князя Киевского. Князь Владимир посадил своих сыновей по землям: Вышеслава - в Новгород, Изяслава - в Полоцк, Святополка - в Туров, Ярослава- в Ростов, Глеба- в Муром, Мстислава - в Тмутаракань, Всеволода - во Владимир. Практически все княжества оказались в руках семьи князя Владимира. Все они подчинялись князю Киевскому. А на него возлагались задачи военного руководства, дипломатических сношений, поддержки военно-политического господства над соседями. Н. М. Покровский называет первых русских князей «предводителями шаек работорговцев», которые ничем не управляли и только с XI века начали понемногу заботиться о порядке в городах Однако Л. В. Черепнин утверждает, что на Руси уже в начале X в. существовал правовой кодекс - прототип «Русской правды». Функции князя были определены уже в легенде о призвании варягов.

 

Князь властвовал и управлял не безраздельно. Княжеская власть была ограничена элементами сохранившегося народного самоуправления. Активно  действовало народное собрание - вече - в IX - XI вв. (в Новгороде и Пскове значительно дольше). Народные старейшины принимали участие в княжеской  думе.

 

Время появления феодального  землевладения остается в исторической науке спорным. Проблема зарождения феодального строя в Древней  Руси и его классовой структуры  была поставлена в советской историографии  в дискуссиях конца 1920-х годов  и получила решение в исследованиях  Б. Д. Грекова и С. В. Юшкова. Изучение этой проблемы в последующие годы Б. А. Рыбаковым, Л. В. Черепниным и другими учеными выявило расхождение в понимании влияния «дофеодальных факторов» на развитие общества, его структуры, внешних и внутренних источников формирования зависимого населения.

 

И. Я. Фроянов считает, что в Древнерусском государстве существовало по крайней мере два социально-экономических уклада. Были свободные общинники и значительный слой рабов. Этот же вывод поддерживает А. П. Пьянков. Большинство историков считает, что в Киевской Руси было раннефеодальное государство, сочетающее в себе элементы феодализма и пережитки первобытнообщинного строя. Некоторые авторы отмечают, что сохранились даже элементы матриархата, что именно этим объясняется включение князем Владимиром в пантеон богов богини Мокошь.

 

Известны три линии, по которым шло развитие форм феодальной собственности и обращение сельского  населения в зависимое от господствующего класса. Во-первых, происходило «окняжение» земли и обложение свободных общинников данью, перераставшей в феодальную ренту. Так складывалась государственная собственность, получившая впоследствии наименование «черной». Во-вторых, наблюдалось расслоение соседской общины, из которой выделялись крестьяне - землевладельцы, превращавшиеся затем в феодалов, и безземельные люди, труд которых присваивался землевладельцами. Наконец, в-третьих, собственники феодалы сажали на землю рабов, становившихся зависимыми крестьянами.

 

До середины XI - XII вв. господствующей формой феодальной собственности была государственная, господствующим видом  эксплуатации - взимание дани. К XI в. складывается землевладение княжеское (домениальное), боярское, церковное, основанное на присвоении прибавочного продукта, произведенного трудом зависимого крестьянина и  посаженного на землю холопа. Процесс расслоения древнерусского общества (в том числе и общины) дает заметные результаты уже к началу X в. Так, в договорах Руси с Византией X в. упоминаются «светлые и великие князи», «князи», «великие бояре», «бояре» («боляре»).

 

Наиболее ранней формой эксплуатации крестьян киевскими князьями являлась дань (продуктами сельского хозяйства, промыслов, деньгами), которой они  облагали сельское население.

 

Присоединенные территории начинали рассматриваться верховными правителями как государственная  собственность. Право на сбор дани с  определенных территорий получали дружинники князя. Так, «мужу» Игоря Свенельду  была пожалована для этих целей земля древлян. Первоначально взыскание дани производилось посредством «полюдья», то есть поездок княжеских дружинников в подвластные земли, где они кормились за счет местного населения до тех пор, пока не соберут дани.

 

Термин «полюдье» имел два значения: форма взыскания  дани и кормление дружинников.

 

Дань раскладывалась по погостам и взыскивалась с «дыма» - двора, «рала» - плуга, то есть с отдельных  крестьянских хозяйств. В связи с  этим погосты, как поселения соседских  общин, приобретают новое значение - административно-фискальных округов. С именем княгини Ольги   летопись связывает проведение в 946 - 947 гг. ряда мероприятий, направленных на укрепление княжеской власти в пределах сельских территорий: нормирование повинностей, получавших регулярный характер, устройство погостов как постоянных центров  сбора дани. Система «полюдья»  постепенно сменяется системой «своза» - доставки дани в погост.

 

Смерды и данники стали  подчиняться княжеским судебным органам. Система штрафов в княжескую  казну вытеснила платежи в  пользу потерпевших.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Культура и быт древних славян.

 

Быт

Основой экономики было земледелие, среди возделываемых культур в разных регионах преобладала пшеница либо просо, выращивались также ячмень, рожь, овёс. Вторым главным занятием славян было разведение крупного рогатого скота, свиней, овец, кур и уток.

 

Населённые пункты были преимущественно  не укреплённые, состоящие из 8—20 домов (до 92), в ряде регионов они располагались  гнёздами на расстоянии 300—400 м. Гнёзда находились на удалении в несколько  км друг от друга. Жилища — полуземлянки, площадью 8—20 м², углублённые в землю  на 0,5—1 м, с дощатым или обмазанным глиной полом. Стены — либо срубы, либо столбовые конструкции. Крыши  двускатные с деревянным каркасом, крытым соломой. Неотъемлемой частью дома был очаг на западе славянских земель и печь на востоке. На севере, в области  распространения славянской суковско-дзедзинской культуры, преобладали срубные полностью надземные постройки.

 

 

Культура славян

О культуре славянских племен известно мало. Это объясняется крайне скупыми данными источников. Меняясь  с течением времени, народные сказки, песни, загадки сохранили значительный пласт древних верований. Устное народное творчество отражает разнообразные  представления восточных славян о природе и жизни людей.

 

До наших дней дошло  очень немного образцов искусства  древних славян. В бассейне реки Рось был найден интересный клад из вещей VI-VII вв., среди которых выделяются серебряные фигурки коней с золотыми гривами и копытами и серебряные изображения мужчин в типичной славянской одежде с узорчатой вышивкой на рубахе. Для славянских серебряных изделий из южнорусских областей характерны сложные композиции из человеческих фигур, зверей, птиц и змей. Многие сюжеты в современном народном искусстве имеют очень древнее происхождение и мало изменились с течением времени.

 

В древних могилах находили много глиняных урн, весьма хорошо сделанных, с изображением львов, медведей, орлов  и покрытых лаком; также копья, ножи, мечи, кинжалы, искусно выработанные, с серебряною оправою и насечкою. Еще в XVII веке найдены медные истуканы славянских богов, работы их собственных  художников, которые, впрочем, не имели  понятия о красоте металлических  изображений, отливая голову, стан и  ноги в разные формы и весьма грубо. Памятником каменотесного искусства древних славян остались большие гладко обделанные плиты, на коих выдолблены изображения рук, пят, копыт и проч.

 

Славянские города были ни чем иным, как собранием хижин, окруженных забором или земляным валом. Вплоть до наших дней на высоких берегах рек и озер сохранились остатки древних славянских поселений, которые теперь изучаются археологами. В то беспокойное время, когда войны не только разными племенами, но и между соседними общинами были постоянным явлением, люди часто селились в труднодоступных местах, окруженных высокими склонами, глубокими оврагами или водой. Они возводили вокруг своих поселений земляные валы, копали глубокие рвы и обносили свои жилища деревянным тыном.

 

Остатки таких маленьких  крепостей называются городищами. Жилища строились в виде землянок, внутри были глинобитные или каменные печи. В каждом селении жили обычно родственники, которые нередко вели свое хозяйство  общиной.

 

Земледельческое хозяйство  того времени очень мало походило на современное. Тяжелым трудом добывали люди себе пропитание. Чтобы подготовить землю для посева, нужно было сначала вырубить участок в лесу.

 

Зимний месяц, в течение  которого рубили лес, назывался сечень (от слова "сечь" - рубить). Далее следовали месяцы сухий и березол, во время которого лес сушили и сжигали.

 

Сеяли прямо в золу, слегка разрыхленную деревянной сохой, или  ралом. Такое земледелие называется огневым или подсечным. Чаще сеяли  просо, но были известны и другие злаки: пшеница, ячмень и рожь. Из овощей была распространена репа. Месяц жатвы  назывался серпень, а месяц молотьбы - вресень (от слова "врещи" - молотить). То что названия месяцев у древних славян связаны с земледельческими работами, свидетельствует о первостепенном значении земледелия в их хозяйстве. Но они также разводили домашний скот, били зверя и ловили рыбу, занимались бортничеством - сбором меда диких пчел. Каждая семья или группа родственников изготовляла для себя все необходимое. В маленьких глиняных печах - домницах - или ямах из местных руд выплавляли железо. Кузнец выковывал из него ножи, топоры, сошники, наконечники стрел и копий, мечи. Женщины лепили глиняную посуду, ткали полотна и шили одежду. В большом ходу была деревянная посуда и утварь, а также изделия из бересты и луба. Покупали лишь то, что нельзя было добыть или сделать на месте. Самым распространенным товаром издавна была соль - ведь месторождения её встречались далеко не везде. Торговали также медью и драгоценными металлами, из которых изготовляли украшения. За все это расплачивались ходкими и ценными товарами, которые играли роль денег: пушниной, медом, воском, зерном, скотом.

 

Около древних славянских городищ нередко можно встретить  круглые или удлиненные земляные насыпи - курганы. При раскопках в  них находят остатки сожженных  человеческих костей и обгоревшую в  огне утварь. Древние славяне сжигали  покойников на погребальном костре и останки хоронили в курганах.

 

Сначала в Древней Руси было несколько отдельных племенных  княжений, на месте которых в IX в. возникла могучая русская держава  с центром в Киеве. Началась эпоха феодализма, или эпоха средневековья.

 

В истории славянских племен многое ещё предстоит выяснить. Наши археологи исследуют остатки  древних городищ и селений, а  историки продолжают изучать древние  летописи и другие документы. Благодаря  этому история наших предков - древних славян - пополняется все  новыми ценными сведениями.

 

 

Религия древних славян

Древние славяне были язычниками, обожествлявшими силы природы. Главным  богом был, по-видимому, Род, бог неба и земли. Важную роль играли также  божества, связанные с теми силами природы, которые особенно важны  для земледелия: Ярило — бог  солнца (у некоторых славянских племен он назывался Ярило, Хорс) и Перун —бог грома и молнии. Перун был также богом войны и оружия, а потому его культ впоследствии был особенно значителен в дружинной среде. Кумир его стоял в Киеве на холме, вне двора Владимирова, а в Новгороде над рекою Волховом был деревянный, с серебряною головою и с золотыми усами. Известны также «скотий бог» Волос, или Белее, Дажбог, Самаргл, Сварог (бог огня) Мокоша (богиня земли и плодородия) и др. Языческий культ отправлялся в специально устроенных капищах, где помещался идол. Князья выступали в роли первосвященников, но были и особые жрецы — волхвы и кудесники. Язычество сохранялось до 988 года, до вторжения христианской веры

Информация о работе Шпаргалка по "Истории"