Шпаргалка по "Истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 14:39, реферат

Краткое описание

Работа содержит ответы на 45 вопросов по "Истории".

Файлы: 1 файл

История.docx

— 266.44 Кб (Скачать)
  • Отказ большинства от мимесиса. Во время катаклизмов большинство может потерять веру в идеалы меньшинства и, не имея сдерживающих традиций, оказывается в “подвешенном” состоянии, что неизбежно ведет к хаосу.
  • Ошибка меньшинства, выраженная в пассивности после ряда собственных побед. Общество с таким меньшинством существует до первого катаклизма, выводящего систему из “спящего” равновесия.
  • Изоляция правящего меньшинства от общества и, как следствие, вырождение.
  • Идолопоклонство - “интеллектуальное и морально ущербное и слепое обожествление части вместо целого, твари вместо Творца и времени вместо Вечности”14. В эту категорию попадает очень широкий спектр надломов. В частности, сюда попадает современная техногенная западная цивилизация, спартанская цивилизация, положившая себя на алтарь бога Войны.

 

 Как видно, спектр  опасностей, подстерегающих цивилизацию  на пути ее развития, весьма  широк. Однако наступление надлома  и гибели не является неизбежным. Всегда есть шанс выхода из тупиковой ситуации.

 Стадия распада, по  Тойнби, является серией неудачных  ответов на один и тот же  вызов, который привел к надлому  цивилизации. В социальном плане  на стадии распада происходит  расщепление общества на три  составляющие:

  • Правящее меньшинство, больше не являющееся творческой силой общества, но усиленно цепляющееся за власть. С целью удержания власти оно создает универсальное государство.
  • Внутренний пролетариат, не доверяющий более правящему меньшинству. Его ответной реакцией является создание вселенской церкви.
  • Внешний пролетариат. Он проявляет себя в варварских набегах на ослабевшую цивилизацию.

 

 В духовной сфере  распад общества приводит к  расколу в душе. Раскол в душах  людей проявляется в самых  разнообразных формах. Он затрагивает  поведение, чувства, жизнь в  целом. В период распада общества  каждый вызов встречает в душах  людей прямо противоположный  отклик - от абсолютной пассивности  до крайних форм активности... По мере нарастания социального  распада альтернативные решения  становятся все более косными,  полярными и более значимыми  по своим последствиям.

 

 Разложение общества  сопровождается полным распадом  правящей верхушки и появлением  нового творческого меньшинства,  вышедшего из пролетариата. Именно  это меньшинство способно образовать  новую цивилизацию. Единственный  положительный выход - “преображение”, то есть создание пролетариатом  новой религии, опирающейся на  принципиально иную систему ценностей,  нежели разлагающаяся цивилизация.  Созданная пролетариатом вселенская  церковь является той “куколкой”, из которой и возникнет в  будущем новая цивилизация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Непрогрессивный тип развития человеческого общества.

 

Цивилизация - это сообщество людей, имеющих сходную ментальность, общие основополагающие ценности и идеалы, а также устойчивые черты в социально-политической организации, экономике, культуре.

 

Тип цивилизации — методологическое понятие, используемое для наиболее крупного членения культурно-исторического развития человечества, позволяющего обозначить специфические особенности, характерные для многих обществ. В основу типологизации положены четыре основных критерия:

1) общие фундаментальные  черты духовной жизни; 

2) общность и взаимозависимость  историке-политической судьбы и экономического развития;

3) взаимопереплетение культур;

4) наличие общих интересов  и общих задач с точки зрения  перспектив развития.

 

На основе этих критериев  вычленяются четыре основных типа цивилизации:

1) природные сообщества (непрогрессивные  формы существования);

2) восточный тип цивилизации  (Циклический тип)

3) западный тип цивилизации  (Прогрессивный тип)

4) современный тип цивилизации.

 

Непрогрессивный тип (Природные сообщества)

К непрогрессивному типу развития относятся народы, живущие в соответствии с природой (аборигены Австралии, некоторые племена Африки, индейцы  Америки, малочисленные народы Сибири и севера Европы). Цель и смысл  существования эти народы видят  в сохранении обычаев, приемов туда, традиций, не нарушающих единство с  природой.

В настоящее время делаются попытки сохранить общины непрогрессивного типа (резервации индейцев в США  и др.).

 

Это тип непрогрессивной  формы существования, к которому относится исторические сообщества, живущие в рамках природного годового цикла, в единстве и гармонии с  природой. Народы, относящиеся к  данному типу цивилизации, существуют вне исторического времени. В  общественном сознании этих народов  отсутствует понятие прошлого и  будущего. Для них существует лишь время текущее и время мифическое, в котором живут боги и души умерших предков. Эти народы адаптировались к окружающей среде до такой степени, которая необходима для поддержания  и воспроизводства жизни. Цель и  смысл своего существования они  видят в сохранении хрупкого равновесия между человеком и природой, в  сохранении сложившихся обычаев, традиций, приемов труда, не нарушающих их единства с природой.

 

Вся жизнь сообщества подчинена  природному циклу. Оно ведет кочевой  или полукочевой образ жизни. Духовная культура, верования связаны с обожествлением сил природы, Воды, Земли, Огня, Солнца и т. д. Функции связи между обожествленными силами природы и сообществами выполняют предводители общин - родов, племен, а также жрецы (шаманы, колдуны). Средством интеллектуального и эмоционального освоения мира выступает мифология. Восприятие мифа осуществляется через образ - целостную наглядную структуру.

 

Для этих сообществ характерен крайний традиционализм. Изменения  происходят по замкнутому кругу, нет  восходящего развития. Неизменность однажды установленных порядков поддерживается системой запретов - табу. Самое страшно табу - запрет на всякие изменения. В социальной организации  господствует коллективизм: община, род, клан, племя. Властные отношения осуществляются на основе авторитета. Власть опирается  либо на традицию (выборные предводители), либо на генеалогическое родство (наследование)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. «Восточная» цивилизация.

 

Циклический тип развития возник в глубокой древности в странах Востока (Индии, Китае и др.), общество и человек в нем существует в рамках исторического времени, которое делится на прошлое, настоящее и будущее. Для этих народов «золотой век» в прошлом, он поэтизируется и служит образцом для подражания.

 

Циклический (восточный) тип цивилизации до сих пор широко распространен в Азии, Африке, Америке. Уровень жизни народа при таком типе развития крайне низок. Поэтому в ХХ веке появились проекты ускорения и развития общества и улучшения жизни человека.

 

1. Своеобразное представление  о времени. Существенная часть  мировоззрения - вера в бесконечную  цепь смертей и возрождений.  Будущее человечеству надо было  заслужить праведной жизнью. Подобная  теория породила представление  о вечном движении всего живого  в замкнутом цикле (все когда-то  уже было и когда-нибудь повторится  вновь). Отсюда берет начало знаменитый  фатализм Востока. 

2. Развитие Востока идет  не рывками, а предстает как  сплошная линия. Новое здесь  не разрушает устои цивилизации,  а вписывается в старое и  растворяется в нем. Устойчивость - важное свойство восточных цивилизаций. 

3. Многоконфессиональность. Религии Востока - это прежде всего пути самосовершенствования, а через них и совершенствования окружающего мира.

4. Важная особенность восточного  общества - связь с природой. Человек  Востока не теряет связи со  средой обитания. Мир воспринимается  им как единое целое, а человек  в этом мире не господин, а  лишь составная часть. 

5. На Востоке отсутствует  ценимое западной цивилизацией  понятие свободы. Восточный человек  не свободен, а обязан.

Он обязан соблюдать традиции, ритуалы, систему подчинения, причем долгом связаны все - от государя до подданных. Социальные роли строго распределены, общество имеет вертикальную структуру: правитель, бюрократия, общины.

6. Государство берет на  себя распоряжение собственностью. Частная собственность как самовоспроизводящийся  капитал не развита. Сильны  интересы общественных групп,  общины. Интересы личности подчинены  коллективу. Возможна крупная государственная  собственность. 

7. Горизонтальные связи  (культурные, идеологические, общественные) не развиты. Существует верховенство  закона над правом.

8. Основная форма правления  - деспотия.

 

Исторически первый тип цивилизации, сформировавшийся к 3-му тысячелетию  до н. э. на Древнем Востоке: в Древней Индии, Китае, Вавилоне, Древнем Египте. Характерными чертами восточной цивилизации являются:

 

1. Традиционализм — ориентация  на воспроизводство сложившихся  форм образа жизни и социальных  структур.

2. Низкая подвижность и  слабое разнообразие всех форм  человеческой жизнедеятельности. 

3. В мировоззренческом  плане представление о полной  несвободе человека, предопределение  всех действий и поступков,  независящими от него силами  природы, социума, богов и т.  д. 

4. Нравственно волевая  установка не на познание и  преобразование мира, а созерцательность, безмятежность, мистическое единение  с природой, сосредоточенность на  внутренней духовной жизни. 

5. Личностное начало не  развито. Общественная жизнь построена  на принципах коллективизма. 

6. Политическая организация  жизни в восточных цивилизациях  происходит в форме деспотий, в которых осуществляется абсолютное  преобладание государства над  обществом. 

7. Экономической основой  жизни в восточных цивилизациях  является корпоративная и государственная  форма собственности, а основным  методом управления выступает  принуждение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Прогрессивный тип развития. Идея Запада.

 

Прогрессивный тип развития цивилизации (западная цивилизация) основные черты:

· Классовая структура  общества с развитыми формами  профсоюзов, партий, программ, идеологий;

· Частная собственность, рынок, как способ регулирования  функционирования, высокий престиж предпринимательства;

· Независимые от власти горизонтальные связи между индивидуумами и  ячейками общества: экономические социальные, культурные, духовные;

· Правовое демократическое  государство, регулирующее социально  классовые отношения для разрешения социальных конфликтов, обеспечения  гражданского мира и реализаций идей прогресса.

 

С позиции этногенеза и  цивилизационного подхода Россия не относится ни к одному из трех типов цивилизаций в чистом виде. Россия- особая цивилизация исторически сложившийся конгломерат народов, относящихся к разным типам развития, объединенный мощным централизованным государством, в основе которого великорусское, православное ядро.

 

Россия расположена между  двумя мощными центрами цивилизационного влияния- Востоком и Западом, и включает в себя народы развивающиеся и по восточному, и по западному варианту.

 

Данный тип начал возникать на берегах Средиземного моря и наивысшего развития достиг в Древней Греции и Древнем Риме, обществах, которые принято именовать античным миром в период с IX-VIII вв. до н.э. до IV-V вв. н.э. Поэтому западный тип цивилизации с полным основанием можно именовать как средиземноморский или античный тип цивилизации. Ученые обычно подразделяют ее на три основных составляющих: Европа, Северная Америка и Латинская Америка.

 

Прогрессивный (западный) тип  развития цивилизации.

1. Линейное представление  о времени. Прошлое - оно прошло, его нельзя изменить, но можно  извлечь уроки. Настоящее - человек  его активной действующее лицо. Будущее - человек может на него влиять.

2. Доминирующий идеал - движение вперед. Оно идет рывками  и сопровождается разрушением  старой системы ценностей. 

3. Моноконфессиональность - одна религия.

4. Человек - центральное  звено общества, господин мира. Утрачены  связи с природой, человек влияет  на окружающий мир в своих  интересах. 

5. Свобода личности - одно  из основных понятий западного  общества. Интересы личности на  первом плане. 

6. Развитая частная собственность. 

7. Высокий престиж предпринимательства.  Рынок как способ функционирования  экономики, ее регулятор. Высокий  престиж труда, его нравственность.

8. Наличие горизонтальных связей (культурных, социальных, общественных), независимых от власти, т.е. гражданское общество. Верховенство права над законом.

9. Форма правления - демократия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Единая мировая цивилизация: миф и реальность.

 

 

После окончания «холодной  войны» и распада Советского Союза  закончилось политическое разделение мира на три блока; коммунистический (социалистический), противостоящий ему  западный (антикоммунистический) и  неприсоединившихся (нейтральных) стран. Подобное политическое разделение мира во многом определяло социально-экономическое  деление на страны с социалистической экономикой (так называемые коммунистические страны), с развитой рыночной экономикой (так называемые капиталистические  страны) и развивающиеся страны с рыночной экономикой (так называемые страны третьего мира). Сейчас оно превратилось в разделение на страны развитые, развивающиеся и с переходной экономикой. Однако часть развивающихся стран (из подгруппы новых индустриальных стран) переходит в группу развитых стран, а государства с переходной экономикой со временем перейдут частично в группу развитых, частично — в группу развивающихся стран.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории"