Шпаргалка по "Истории России"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 19:23, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "История России".

Файлы: 1 файл

история экзамен.docx

— 263.36 Кб (Скачать)

 

(Законодательный орган  – Дума

 

Исполнительный орган  – Министерство

 

Судебный орган – реформированный  Сенат

 

Выборы – четырехступенные:

 

Государственная дума

 

Губернская дума

 

Окружная дума

 

Волостная дума)

 

Такой либеральный проект не понравился консервативно настроенным  дворянам, которая опасалась гибели самодержавно-крепостнической системы и ущемления своих привилегий. Борьба между либералами и консерваторами закончилась победой последних. В 1812 г. М.М. Сперанский был обвинен в шпионажах в пользу Франции и сослан в Сибирь.

 

Единственным результатом  было создание в 1810 г. Государственного совета, который в таком виде существовал  до 1906 г. Он состоял из министров  и других высших сановников, назначаемых  императором. Ему были приданы совещательные  функции при разработке важнейших  законов.

 

Вопрос №20. Внешняя политика России в начале 19 в. Отечественная война 1812г.

 

В самом начале 19 в Россия придерживалась нейтралитета в европейских  делах. Однако агрессия Наполеона заставила Александра 1-ого выступить против него. 1805 г - коалиция против Франции: Россия, Австрия и Англия. 1806 - 2-ая коалиция: Россия, Пруссия, Англия и Швеция. Оба союза быстро терпели поражение от Франции. 1807 - Тильзитский мир России и Франции и договор об экономич. Блокаде Англии. Это не выгодно нам. 1806-1812 русско-турецкая война за усиление позиций России на Черноморском побережье. Май 1812 - Бухарестский мир, договор в пользу России. Этот договор расстрол надежды Наполеона на помощь турецкой армии. 1808-1809 - в рез-те русско-шведской войны была завоевана Финляндия и предоставлена ей автономия в составе России, Предлогом для начала войны с Францией стали нарушения России блокады Англии (контрабанда), 12 июля фр. войска переправились через Нем(Щ и вторглись в Россию. 26 авг. - Бородино, фр. войска при наступлении понесли большие потери, а русская армия отступая сохранила свой потенциал. Это моральная и политическая победа русских. 25 дек. 1812 г - Манифест царя о завершении Отечественной войны. Война нанесла существенный ущерб экономике России, оказало влияние на дальнейшее внутреннее развитие России. В сент. 1814-июие 1815 - Венский конгресс европейских государств по территориальным проблемам. Карту Европы “перекроили”, Франция должна была выплатить огромную контрибуцию. Сент. 1815 - Священный союз России, Австрии и Пруссии. Скрывались политические цели: признание законности сохранения монархической власти, борьба с революционными движениями в Европе. 1818 - присоединение к союзу Франции. Англия, не вошедшая в союз, на самом деле поддерживала его консервативную международную политику.

 

Вопрос №21 Конституционные  проекты.(первой половины 19 века)

 

Основными обсуждавшимися проектами стали "Конституция" Н.М. Муравьева и "Русская правда" П.И. Пестеля. "Конституция" отражала взгляды умеренной части декабристов, "Русская правда" - радикальной. В центре внимания стоял вопрос о будущем государственном устройстве России. Н.М. Муравьев выступал за конституционную монархию — политическую систему, в которой исполнительная власть принадлежала императору (наследственная власть царя сохранялась для преемственности), а законодательная власть - парламенту ("Народное вече"). Избирательное право граждан ограничивалось довольно высоким имущественным цензом. Таким образом, из политической жизни страны исключалась значительная часть малоимущего населения. П.И: Пестель безоговорочно высказался за республиканский государственный строй. В его проекте законодательной властью обладал однопалатный парламент, а исполнительной — "Державная дума" в составе пяти человек. Ежегодно один из членов "Державной думы" становился президентом республики. П.И. Пестель провозгласил принцип всеобщего избирательного права. В соответствии с идеями П.И. Пестеля в России должна была быть учреждена парламентская республика с президентской формой правления. Это был один из наиболее прогрессивных политических проектов государственного устройства того времени. В решении важнейшего доя России аграрно-крестьянского вопроса П.И. Пестель и Н.М. Муравьев единодушно признали необходимость полной отмены крепостного права, личного освобождения крестьян. Эта идея красной нитью проходила через все программные документы декабристов. Однако вопрос о наделении крестьян землей решался ими по-разному. Н.М. Муравьев, считая помещичью собственность на землю неприкосновенной, предлагал передать во владение крестьянам приусадебный участок и по 2 десятины пахотной земли на двор. Этого было явно недостаточно для ведения рентабельного крестьянского хозяйства. По мнению П.И. Пестеля, часть помещичьей земли конфисковывалась и передавалась в общественный фонд для наделения тружеников наделом, достаточным для их "пропитания". Так впервые в России был выдвинут принцип распределения земли по трудовой норме. Следовательно, и в решении земельного вопроса П.И. Пестель выступал с более радикальных позиций, чем Н.М. Муравьев. Оба проекта касались и других сторон социально-политической системы России. Они предусматривали введение широких демократических гражданских свобод, отмену сословных привилегий, значительное облегчение военной службы солдат. Н.М. Муравьев предлагал федеративное устройство будущего российского государства, П.И. Пестель настаивал на сохранении неделимой России, в которой все народы должны были слиться в единый. Летом 1825 г. южане договорились о совместных действиях с руководителями Польского патриотического общества. Тогда же к ним примкнуло "Общество соединенных славян", образовав особую Славянскую управу. Все они развернули активную агитацию в войсках с целью подготовки восстания летом 1826 г. Однако важные внутриполитические события заставили их ускорить свое выступление.

 

“ Государственная Уставная грамота Российской Империи ”  Н.Н. Новосильцева. Война с наполеоном 1812-1814г. разбивает царствование Александра 1 на 2 достаточно самостоятельных периода. В исторической литературе часто встречаются суждения, что второй период характерен отходом Александра от либеральных воззрений и планов своей молодости , большей ориентацией на консервативные дворянские круги. Данное утверждение не совсем точное. Свидетельство тому- конституционный проект, разработанный по поручению Александра в 1818-1819г. Н.Н. Новосильцевым- другом и сподвижником царя- и получивший название “Государственная Уставная грамота Российской империи”. Для понимания причин появления данного документа , а также сути его основных положений большое значение имеет то обстоятельство, что он был тесно связан с польской конституцией 1815г. Сопоставление и анализ этих 2-х документов свидетельствует о совпадении их наиболее важных положений. Это совпадение объясняется, во- первых , тем, что у документов был, по-видимому, один и тот же автор- Н.Н.Новосильцев, который в 1818-1819г. не только руководил работой по созданию “Г. У.г. Р. И” , но и возглавлял российскую администрацию в Польше как раз в период учреждения там конституционных органов(1818-1819). Во-вторых , многое прояснялось в речи Александра! на торжественном открытии польского сейма 15 марта 1818 г., в которой он заявил о своем намерении в дальнейшем распространить конституционный опыт Польши на всю империю. Все это говорит о том , что у Ал.1 и в 1818-1819г. существовали серьезные намерения по конституционному переустройству российской империи, и “Г.У.г.Р.И.” рассматривалась как законодательная база для этого переустройства. Правда, в дальнейшем эти, как впрочем и другие либеральные проекты эпохи царствования Ал.1 реализованы не были. Основные положения Уставной грамоты. Российское государство со всеми владениями , присоединенными к нему, разделяется на наместничества. Каждое наместничество делится на определенное число губерний. Губернии делятся на уезды. Уезды разделяются на округа: округа состоят из городов 3-й степени и волостей, сел и деревень. Города 1-й степени - губернские, 2-й степени- уездные, а 3-й -все прочие . Корона российского императорского престола переходит по наследству. Державная власть неразделима: она сосредоточена в лице монарха. Государственный Совет , под председательством государя, состоит из министров, которых избирает государь. Исполнение законов возложено на министерства:. Частные думы или сеймы наместнических областей состоят изгосударя и двух палат: высшей (образуется из одного департамента сената) , земской посольской палаты (составляется из двух третей избранного в области наместничества числа послов и депутатов утвер-

 

жденных государем).Суды действуют по законам , не зависимо ни от какой власти.

 

Вопрос №22: Россия во второй четверти 19 века. Правление Николая I.

 

Внутренняя политика: 14 дек. 1825г. вступает на престол Николай I, младший брат Александра.. его деятельность начинается с процесса над декабристами. Шли длительные судебные дела, в результате приговорены к смертной казни 5 участников, 127 человек высланы в отдаленные регионы либо сосланы на каторги. Царствование Николая - прямое продолжение последнего десятилетия царствования Ал-ра I. Николай поставил себе цель: ничего не менять, поддерживать существующий порядок, без участия общества с помощью практического законодательства. Консервативный и бюрократический образ действий. Бюрократия: Николай усложнил механизм централизованного управления - создание огромного числа новых департаментов, канцелярий и т. д. Рост бюрократического аппарата ( с 15тыс. до 85 к концу царствования). Создание собственной канцелярии Его Величества. Для руководства и рассмотрения важнейших гос. вопросов. I отд. - отчеты министров, контроль за исполнением приказов; II отд. - Кодификация законов под руководством М. Сперанского; III отд. - система полицейского сыска (Бенкендорф), цензурный орган; IV отд. - управление благотворительными и воспитательными заведениями ( императрица Мария); V отд. - для управления государственными крестьянами; VI отд. - для стабилизации обстановки на Кавказе. Кодификация законов - создать свод действующих законов, занималось 2ое отд. канцелярии во главе со Сперанским. 1830г. выходит “полное собрание законов Российской империи” из всех уставов, законов, указов, начиная с Уложения 1649г (в 45 томах). За эту работу Сперанский удостоился ордена Андрея Первозванного. Полное собрание положил в основу “Свода законов”, которое вышло в 15 томах в 1833г. Крестьянский вопрос: Николай подписывает манифест (чтобы прекратить слухи, появившиеся после восстания 1825г.), из которого ясно, что не будет никаких изменений в устройстве крепостных крестьян. Однако эта мысль очень заботила царя. Создано около 10 тайных комитетов для рассмотрения вопроса об освобождении крестьян. результат деятельности - создание особого управления для гос. крестьян - министерство государственных имуществ во главе с Киселевым ( лучший администратор того времени). В короткое время Киселев создал отличное управление гос. крестьянами и поднял их благосостояние. Они перестали быть обузой для государства. Киселев создал устройство сельских и городских обществ, которое ляжет в основу положения от 19фев. Для вышедших на волю крестьян. При поддержке Киселева вышел ряд законов об устройстве крепостных крестьян:

 

1827г. - закон, ограничивающий  дворянские права “душевладения”, суть такова: если имение было должником государства (таковых тогда было 2/3 всех имений); 1841г. - при поддержке Киселева закон, запрещающий продавать крестьян в розницу; 1843г. - запрет на куплю-продажу крестьян без земли; 1847г. - дал право крестьянам имений-должников выкупаться на волю с землей.. 1848г. - закон дал право крестьянам приобретать недвижимость. Итоги: законы не получили практического развития, кроме некоторых исключений. Благодаря бюрократическому аппарату законы просто исчезли из следующих изданий “Свода законов”.

 

Денежная реформа. 1839 - 43гг. Канкрин проводит реформу. Главная идея - ограничить гос. расходы; уменьшить кредиты и заемы; протекционизм. Ввел серебренный рубль (1 новый равнялся 17 старым ).

 

Официальная идеология, просвещение. Важное направление николаевского  правления - контроль над умами подданных. Этой задачей занялся министр  просвещения С. С. Уваров. Основоположник и автор новой государственной  идеологии . - “Теория официальной народности”. Православие, самодержавие, народность - три черты - главные ориентиры духовного развития России и отличия развития России от Западного мира. 1828г. - реформа низших и средних учебных заведений - разделение учебных заведений по сословному признаку: начальные и приходские училища - для крестьян;

 

уездные училища - для городских  жителей; гимназии - для дворян. 1835г. новый университетский устав - ограничение  автономии университетов. 1826, 1828г. - цензурный устав - строгий контроль за литературой. Внешняя политика. Главное военное событие эпохи правления Николая - это Крымская война. С Турцией. Годы войны: 1853-56. Великий позор для России . Показала неорганизованность, разоренную, голодную страну. Война показала реальную ситуацию, в которой находилась Россия: отсталость России в экономическом отношении; пережитки политического устройства страны - крепостное право, тормозящее развитие хозяйства России; отсталость от Запада в вооружении и военной технике и т. д. Поражение в Крымской войне сильно повлияло на Николая. Он не смог пережить такого удара: война показала всю несостоятельность своей политики. В путешествии по России он умирает.

 

Вопрос № 23. Русская культура 1-ой половины 19 века.

 

Проникновение элементов  капиталистических отношений в  экономику усилило потребность  в грамотных и образованных людях. Города стали основными культурными  центрами. Культура развивалась на фоне возрастающего национального  самосознания русского народа. Существенное влияние оказала Отечественная  Война 1812г. Однако консервативные тенденции  в политике императоров Александра 1 и Николая 1 сдерживали развитие культуры.

 

Просвещение и образование. В России оформилась замкнутая сословная  система просвещения и образования. Школьное обучение не было предусмотрено  для крепостных. Для гос-ных крестьян были предусмотрены приходские училища(1 год). Образцовым заведение стал Царско-сельский лицей.(Пушкин, Пущин, Дельвиг)

 

Широко была распространена система домашнего образования. Отсутствовало женское образование, только несколько закрытых институтов. В политике правительства доминировали консервативные тенденции в отношении  начального и среднего образования. Однако открывались новые университеты ( В Петербурге, Харькове, Казани). Однако у университетов не было автономии и была высокая плата. Университеты стали основными центрами, пропагандировавшими современные научные достижения и формировавшими национальное самосознание. Складывался слой русской интеллигенции.(поэт Кольцов, публицист Полевой.)

Информация о работе Шпаргалка по "Истории России"