Шпаргалка по "Истории России"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 19:23, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "История России".

Файлы: 1 файл

история экзамен.docx

— 263.36 Кб (Скачать)

 

Наука. Началось выделение  самостоятельных научных дисциплин. Вели свою деят-ть ученые (биолог Павлов, математик Лобачевский, создавший неевклидову геометрию, астроном Струве.) Важные открытия в области электротехники, механики, биологии. Создание электромоторов, первый паровой двигатель (братья Черепановы), 1-ая железная дорога.

 

Был осуществлен ряд экспедиций. Крузенштерн и Лисянский (Аляска и Камчатка). Белиинсгаузен и Лазарев (открыли Антарктиду).

 

Гуманитарные науки выделились в особую отрасль. Усилилось стремление познавать Русскую историю. Было опубликовано “Слово о полку Игореве”, 8 томов “История гос-ва Российского” Н.М. Карамзина.29 томов “ История  России с древнейших времен” С.М. Соловьева. Важной задачей в процессе становления национальной культуры была разработка правил русского литературного  и разговорного языка, т.к. многие дворяне  не умели не читать. не писать на русском языке.

 

В литературе этот век называли “золотым веком”. Классицизм уступил  место сентиментализму (“Бедная  Лиза” Карамзина.). Героические события  войны 1812 г. способствовали проявлению романтизма. Во второй четверти 19 века начал утверждаться реализм. В России основоположником стал Пушкин. (Евгений  Онегин)

 

Большое значение имела деят-ть толстых литературных журналов “Современник” и “Отечественные записки”.

 

Театр. В первой половине XIX в. в России театральная жизнь  вступила в новую фазу. Существовали различные виды театров. По-прежнему широко были распространены крепостные театры, принадлежавшие русским аристократическим  фамилиям (Шереметевым, Апраксиным, Юсуповым и др.). Государственных театров  было немного (Александрийский и  Мариинский в Петербурге, Большой  и Малый в Москве). Они находились под мелочной опекой администрации, которая постоянно вмешивалось в репертуар и подбор актеров. Это тормозило театральное творчество. Начали появляться частные театры, которые то разрешались, то запрещались властями.

 

Драматический театр развивался под воздействием тех же тенденций, что и литература. В нем в начале XIX в. господствовали классицизм и сентиментализм. Позднее появились романтические пьесы. Ставились произведения европейских (Ф. Шиллер, В. Шекспир) и отечественных авторов. Крупным событием культурной жизни России стала постановка пьесы Н.В. Гоголя "Ревизор".

 

Балет. Особое место в  культурной жизни России занимало балетное театральное искусство. Оно развивалось  в тесной связи и под влиянием отечественной литературы. Уходили  в прошлое балеты "чистейшего классицизма". Им на смену приходили  сентиментальные мелодрамы и  романтические постановки. В репертуаре появились балеты, сюжет которых  был подсказан отечественной  литературой ("Руслан и Людмила", "Бахчисарайский фонтан", "Кавказский пленник" А.С. Пушкина). Музыка. В первой половине XIX в. открылась новая страница в истории отечественной музыкальной  культуры. Композиторы не стремились к заимствованиям у немецкой, итальянской  и французской школ. Многовековое народное творчество создало основу для развития национальной музыкальной  школы. Сочетание народных мотивов с романтизмом обусловило появление особого жанра - русского романса (А.А. Алябьев, А.Е. Варламов, АЛ. Гурилев).

 

Особое место в истории  русского музыкального искусства занимал  композитор М.И.Глинка. В его творчестве искусно переплетались классические каноны европейской музыкальной культуры с русскими народными мелодиями.

 

Живопись и скульптура. Для русского изобразительного искусства  также были характерны романтизм  и реализм. Однако официально признанным методом был классицизм. Академия художеств стала консервативным и косным учреждением, препятствовавшим любым попыткам свободы творчества. Она требовала строго следовать канонам классицизма, поощряла написание картин на библейские и мифологические сюжеты. Молодых талантливых русских художников не удовлетворяли рамки академизма. Поэтому они чаще, чем прежде, обращались к портретному жанру.

 

Ярким представителем романтизма в живописи был О.А. Кипренский. Реалистическую манеру отражали произведения В.А. Тропинина. Художественные и идейные искания  русской общественной мысли, ожидание перемен отразились в картинах К.П. Брюллова "Последний день Помпеи" и А.А. Иванова "Явление Христа народу",

 

В первой половине XIX в. в  русскую живопись входит бытовой  сюжет. На рубеже XVIII—XIX вв. наметился  подъем русской скульптуры. И.П. Мартос создал первый в Москве памятник - К. Минину и Д. Пожарскому на Красной площади.

 

Архитектура и градостроительство. Русская архитектура 1 половины XIX в. связана с традициями позднего классицизма. Характерная черта - создание крупных  ансамблей. Это особенно проявилось в Петербурге, в котором многие кварталы поражают своим единством  и гармоничностью. По проекту АД. Захарова было воздвигнуто здание Адмиралтейства. От него разошлись лучи петербургских  проспектов. По проекту А.А. Монферрана был создай Исаакиевский собор - самое высокое здание России того времени.

 

Сгоревшая в 1812 г. Москва тоже отстраивалась в традициях классицизма, но с меньшим размахом, чем Петербург. Крупным архитектурным ансамблем  стала Манежная площадь со зданиями университета (перестроенными Д.И. Жилярди), Манежа и Александровского сада (архитектор О.И. Бове).

 

Существенные преобразования затронули лишь центр старой столицы  России. В целом же ее облик изменился  мало, она оставалась деревянной и  архаично застроенной.

 

Вопрос № 24: Общественное движение в России во второй четверти 19 века (консерваторы, либералы, радикалы).

 

После поражения декабристов  центрами развития общественной мысли  стали различные салоны (домашние собрания единомышленников), кружки офицеров и чиновников, ВУЗы, литературные журналы: “Отечественные записки”, “Современник”  и др. Три идейных направления: радикальное, либеральное и консервативное. Консерватизм. В России опирался на теории, доказывающие незыблемость самодержавия и крепостного права. Идея незыблемости самодержавия развивалась в течение 18-19 веков. Для идеологического обоснования  самодержавия министр народного  просвещения граф С.С. Уваров создал теорию официальной народности. Она  основана на трех принципах: самодер-вие, православие, народность. Суть теории в признании самодер-вия как единственно возможной формы правления в России. Крепостное право рассматривалось как благо для народа и государства. Православие понималось как присущая русскому народу глубокая религиозность. Из этих постулатов делался вывод о невозможности и ненужности коренных социальных изменений в России. Эти идеи развивались журналистами Ф.В. Булгариным и Н.И. Гречем, профессорами мое. университета М.П. Погодиным и С.П. Щевыревым. Либерализм. На рубеже 30-40-х годов 19 века среди оппозиционных прав-ву либералов сложилось два течения -славянофильство и западничество. Оба течения желали видеть Россию процветающей. За изменение социально-полит. строя, за конст. монархию, смягчение или отмену крепостного права, наделение крестьян небольшими наделами земли. свободу совести и слова. Идеологами славянофилов были писатели философы и публицисты: Аксаковы, Киреевские. Хомяков, Самарин и др. Они преувеличивали национальную самобытность России. Настаивали на возвращении тех порядков, когда Земские соборы доносили до власти мнение народа, когда между помещиками и крестьянами якобы существовали патриархальные отношения. Основная их идея в том, что единственно верная и нравственная религия. 10 православие. По их мнению, русскому народу присущ особый дух коллективизма. Этим они объясняли особый путь России. Боролись с поклонением Западу. Западники за развитие России в русле европейской цивилизации. Объясняли отличие от Запада исторически сложившейся отсталостью России. Отрицали особую роль крестьянской общины. Выступали ча широкое просвещение народа. Радикалы. Во второй половине 20-х - первой половине 30-х годов организованной формой антиправительственного движения стали малочисленные кружки, появлявшиеся в Москве и провинции, где не так сильно был развит полицейский надзор. Их члены разделяли идеологию декабристов и осуждали расправу с ними. Они распространяли вольнолюбивые стихи, критиковали правительство. Тайные организации 30-х годов 19 века имели в основном просветительский характер. Вокруг Станкевича , Белинского, Герцена и Огарева сложились группы, члены которых и изучали отечественные и иностранные полит, произведения, пропагандировали новейшую западную философию. Во в горой половине 30-х годов спад общест. движения из-за разгрома кружков полицией. В 40-ые годы наметился подъем в связи с деятельностью Белинского, Герцена, Огарева, Буташевича-Петрашевского и др. Кружок Петрашевского. В него входили чиновники, офицеры, учителя, писатели, публицисты ( Достоевский, Салтыков-Щедрин). Петрашевцы осуждали самодер-вие и крепостное право. В республике они видели идеал полит, устройства и намечали программу широких демократических преобразований. Радикальная часть их пришла к выводу о назревшей необходимости восстания, движущей силой которого должны были стать крестьяне. Кружок был раскрыт в 1849 правительством.

 

Вопрос № 25: Крестьянская реформа 1861г.

 

Содержание крестьянской реформы излагалось в документе  под названием: “Положение 19 февраля 1861г. о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости”. Состовлял - московский митрополит Филарет Дроздов -“Филька”. – Помещичьи крестьяне (23,1 млн. чел.) получали личную свободу, а также усадьбу и полевой надел в постоянное пользованние (9 лет). В течение 9 лет крестьяне должны отрабатывать за надел барщину и платить оброк. Размеры надела и объём повинностей крестьян – в уставных грамотах.(Составляли-помещики, а проверяли – мировые посредники (помещики)).Уставные грамоты заключались не с отдельными крестьянами, а с сельским обществом, с “миром”. *Для установления надела должна была учитываться норма надельных участков – высшая и низшая. Помещичьи крестьяне получили 3,3 дес. на душу (крестьяне много потеряли из-за этого, т.к. если имели больше – отрезали, мньше – не прибавляли). Вся земля, которую крестьяне получали в постоянное пользование, юридически оставалась собственностью помещиков до заключения выкупной сделки.

 

Пока сделка не осуществилась  – крестьянин считался “временнообязанным”. 28 дек. 1881 г. – закон об обязательном выкупе; начал действовать с 1 янв. 1983 г. Юридическая ликвидация крепостного права длилась 22 г. (в отдаленных от центра на много дольше).

 

*За пользование землёй  крестьяне выполняли – барщину  и оброк. Размер оброка зависил от места региона от 8 – 12 руб.; что касается барщины (до реформы: муж.- с 18 до 55 лет, жен. С 17 до 50 лет) за каждый высший надел 40 муж. и 30 жен. дней, не больше.

 

*Повинности временно  обязанных почти ни чем не  отличались от крепостных крестьян, точнее, регулировались законом. (58% крестьян не подписали уставные  грамоты, т.к. боялись закрепощения). Реформа дала крестьянам право  выкупить усадьбу и полевой  надел. 544 млн. руб. стоила земля,  а крестьяне платили 867 млн. (323 млн. – разница как компенсация  помещикам). *Государство выступало  в роли посредника: 20% - крестьяне  должны были заплатить помещику  сразу, 80% – государство. (с 1907 г. размеры выкупных платежей отменили.) Дворовые слуги (1,5 млн.) выходили на волю без выкупа через 2 года и не получали ни усадьбы, ни надела. Удельные крестьяне (26 июня 1863 “положение”) выкупали землю на таких же условиях, что и помещичьи, только через 2 года. Государственные крестьяне (24 июня 1866 г.) считались лично свободными и не платили в казну феодальную ренту (оброчную подать). Реформа существенно изменила правовое положение крестьян: крестьяне имели право владеть собственностью, заниматься торговлей и промыслами, заключать сделки, вступать в брак. Личное освобождение 23 млн. помещичьих крестьян, которые и образовали рынок наёмной рабочей силы. Экономический базис стал новым, капиталистическим, а внутри – феодально-крепостнический строй. Пережитки крепостничества тормозили развитие страны. [Для управления крестьянами были созданы особые органы “самоуправления”, сельский староста следил за порядком; несколько сельских обществ образовывали волость , где волостной сход – высший орган.]

 

Вопрос №26: Земская реформа 1864 года. Городская реформа 1870.

 

К крестьянской реформе Россия подошла с крайне отсталым и запущенным местным хозяйством. Медицинская  помощь в деревне практически  отсутствовала. Эпидемии свободно ходили из конца в конец огромного  государства, унося тысячи жизней. Крестьяне  не знали элементарных правил гигиены. Народное образование никак не могло  выйти из зачаточного состояния. Отдельные помещики, содержавшие  для своих крестьян школы, закрыли  их сразу же после отмены крепостного  права. О проселочных дорогах  никто не заботился. Между тем  государственная казна-была истощена, и правительство не могло своими силами поднять местное (земское, как тогда говорили) хозяйство. Поэтому было решено пойти навстречу либеральной общественности, которая ходатайствовала о введении местного самоуправления.

 

1 января 1864 г. был утвержден  закон о земском самоуправлении. Оно учреждалось для руководства  хозяйственными делами:

 

строительством и содержанием  местных дорог, школ, больниц, богаделен, для организации продовольственной  помощи населению в неурожайные  годы, для агрономической помощи и  сбора статистических сведений.

 

Распорядительными органами земства были губернские и уездные  земские собрания, а исполнительными  — уездные и губернские земские  управы. Для выполнения своих задач  земства получили право облагать население особым сбором.

 

Выборы земских органов  проводились раз в три года. В каждом уезде для выборов  гласных (депутатов) уездного земского собрания создавалось три избирательных  съезда. В первом съезде участвовали  землевладельцы, независимо от сословия имевшие не менее 200—800 десятин земли (земельный ценз по разным уездам был неодинаков). Второй съезд включал в себя городских собственников с определенным имущественным цензом. На третий, крестьянский, съезд съезжались выборные от волостных сходов. Каждый из съездов избирал определенное число гласных. Уездные земские собрания избирали гласных губернского земства.

 

Как правило, в земских  собраниях преобладали дворяне. Несмотря на конфликты с либеральными помещиками, самодержавие считало поместное  дворянство своей основной опорой. Поэтому земство не было введено  в Сибири и в Архангельской  губернии, где не было помещиков. Не ввели земство и в Области Войска Донского, в Астраханской и Оренбургской губерниях, где существовало казачье самоуправление.

 

Земства сыграли большую  положительную роль в улучшении  жизни русской деревни, в развитии просвещения. Вскоре после их создания Россия покрылась сетью земских  школ и больниц.

 

С появлением земства стало  меняться соотношение сил в русской  провинции. Прежде все дела в уездах вершили правительственные чиновники  вкупе с помещиками. Теперь же, когда  развернулась сеть школ, больниц и  статистических бюро, появился “третий  элемент”, как стали называть земских  врачей, учителей, агрономов, статистиков. Многие представители сельской интеллигенции  показали высокие образцы служения народу. Им доверяли крестьяне, к ним  с уважением относились многие земские  деятели, к их советам прислушивались управы. Правительственные чиновники  с тревогой следили за ростом влияния  “третьего элемента”.

 

По закону земства были чисто хозяйственными организациями. Но вскоре они стали играть важную политическую роль. В те годы на земскую  службу обычно шли самые просвещенные и гуманные помещики. Они становились  гласными земских собраний, членами  и председателями управ. Они стояли у истоков земского либерального движения. А представители “третьего  элемента” испытывали тяготение  к левым, демократическим течениям общественной мысли.

 

На аналогичных основаниях в 1870 г. была проведена реформа городского самоуправления. Попечительству городских  дум и управ подлежали вопросы  благоустройства, а также заведование  школьным, медицинским и благотворительным  делом. Выборы в городскую думу проводились  по трем избирательным съездам (мелких, средних и крупных налогоплательщиков). Люди, не платившие налогов, не участвовали  в выборах. Городской голова и  управа избирались думой. Городской  голова возглавлял и думу, и управу, координируя их деятельность. Городские  думы проводили большую работу по благоустройству и развитию городов, но в общественном движении были не столь заметны, как земства. Это  объяснялось долго сохранявшейся  политической инертностью купечества и предпринимательского класса.

 

Вопрос №27 Судебная реформа 1864.

 

Судебная реформа. Старый дореформенный суд в России справедливо  почитался не правосудием, а “кривосудием”. В закрытых заседаниях, без участия  сторон или их представителей, на основании  бумажных полицейских “дознаний”, без всякого общественного контроля, выносили николаевские суды свои приговоры, которые зачастую обуславливались  не требованиями закона, а пристрастием, произволом или • взятками. Новые судебные уставы, опубликованные 20-го ноября 1864 года, совершенно преобразили это “темное царство” . Они провозгласили своей целью гарантировать “суд скорый, правый и милостивый, равный для всех”, и действительно всемерно стремились осуществить эту цель. Одновременно с “учреждением судебных установлении” были опубликованы новые уставы уголовного и гражданского судопроизводства, а также “устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями”. Новый суд был прежде всего открытый и гласный, с активам участием сторон; как по гражданским, так и по уголовным делам был введен так называемый состязательный процесс: по гражданским делам перед судьями выступали стороны или их представители, по уголовным выступал, с одной стороны, государственный обвинитель — прокурор или “товарищ прокурора”, с другой — защитник подсудимого, адвокат — из состава вновь образованного автономного “сословия присяжных поверенных” (в которое входили лишь лица с юридическим образованием); если подсудимый был не в состоянии оплатить адвоката, суд ему назначал бесплатного защитника. Вопрос о виновности подсудимого решался коллегией из 12 присяжных заседателей, избиравшихся по жребию “из местных обывателей всех сословий”, записанных в соответственные списки. Судебная власть по новым уставам принадлежала следующим учреждениям: менее важные дела разбирались “мировыми судьями”, которые избирались уездными земскими собраниями; их первой обязанностью было склонять спорящие стороны к примирению и пытаться закончить дело полюбовным соглашением; следующей инстанцией для мирового суда были съезды мировых судей (в каждом уезде), избиравшие из своей среды председателя. Для более важных дел учреждены окружные суды, разделявшиеся на гражданские и уголовные отделения. Они состояли из коронных судей. Для производства предварительных следствий по уголовным делам была учреждена должность судебных следователей. Апелляционной инстанцией для окружных судов были судебные палаты, учрежденные в нескольких больших городах и стоявшие во главе соответственных судебных округов. Высшей судебной инстанцией для всей империи был Правительствующий Сенат; однако он действовал лишь в качестве “верховного кассационного суда”, т. е. он мог отменять приговоры низших судебных инстанций лишь в тех случаях, если эти приговоры были постановлены с нарушением установленных законом правил судопроизводства. Сенаторы назначались “по непосредственному усмотреник Императорского Величества”, а члены окружных судов и судебных палат назначались из кандидатов, представленных этим” учреждениями. Все назначаемые правительством члены судебных мест пользовались независимостью и несменяемостью, они “не могут быть увольняемы без прошения”, как гласил закон Руководителям судебной реформы удалось подобрать хороший персонал для замещения судейских должностей, а участи” в суде красноречивых и популярных адвокатов зачастую привлекало в судебные заседания массу посторонней публики. Новые cуды скоро приобрел большую популярность в либеральных общественных кругах и, наоборот, вызвали большое недовольство консерваторов и реакционеров, которые усматривали многочисленных оправдательных приговорах, выносимых присяжными заседателями, “потрясение основ” общежития и да”л политическую опасность. Правительство также было смущено либерализмом новых судов, и уже при Александре II дела о “государственных преступлениях” были изъяты из ведения суда присяжных и передавались для суждения в “особые присутствия” Сената или судебных палат, а в исключительных случаях — в военные суды.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории России"