Шпаргалка по "Истории России"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 19:23, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "История России".

Файлы: 1 файл

история экзамен.docx

— 263.36 Кб (Скачать)

 

Вопрос №14: Просвещенный абсолютизм в России.

 

Абсолютизм - это форма  правления, при которой верховная  власть в государстве полностью  и безраздельно принадлежит монарху. Абсолютный монарх правит, опираясь на чиновничье-бюрократический аппарат, постоянную армию и полицию, ему  подчиняется и церковь как  идеологическая сила. У историков  бытуют разные мнения по поводу просвещенного  абсолютизма Одни говорят, что это политика, преследовавшая цель сохранения старых порядков. Другие, что он способствовал буржуазному развитию. Третьи, что это один из этапов эволюции абсолютной монархии. 1В в. - время господства просветительской идеологии. Французские просветители сформулировали основные положения просветительской концепции. По их мнению обеспечить совершенное общественное устройство могла теория разделения законодательной, судебной и исполнительной властей, их независимость друг от друга. Сочинение “духе законов” Монтескье было настольной книгой Екатерины 2-ой (Великая 1762-1796 гг царств.). Его идеалом была конституционная монархия с четким разделением законодательной, исполнительной и судебной властей. В своей политике Екатерина 2-ая пыталась реализовать эти положения, она должна была выработать политику, отвечавшую условиям Нового времени. Эта политика и называлась “просвещенным абсолютизмом”. Екатерина 2-ая не могла пойти против дворянства, против крепостного права. Она стремилась построить законную самодержавную монархию, а не вводить конституционный демократический строй, как этого хотели просветители. Понимание монархами равенства и свободы не шло дальше закрепления прав и привилегий каждого сословия в рамках самодержавной монархии. С 1763 Екатерина 2 начала постоянную переписку с Вольтером и его единомышленниками, обсуждая с ними государственные дела. Екатерина 2 придавала огромную роль законодательству, за годы своего царствования издавала по 12 законов в месяц. Одной из ее первых реформ было разделение Сената на б департаментов с определенными полномочиями и компетенцией. Эта реформа улучшила управление страной из центра, но Сенат лишился законодательной функции, которая все более переходила к императрице. Самым крупным мероприятием Екатерины 2 был созыв Комиссии для сочинения проекта нового Уложения (нового свода законов Российской империи). В качестве руководящего документа Комиссии 1767 г. она приготовила “Наказ” -теоретическое обоснование политики просвещенного абсолютизма. Почти Уд текста “Наказа” составляли цитаты из сочинений просветителей, таким образом он представлял собой цельное произведение, в котором доказывалась необходимость сильной самодержавной власти в России и сословного устройства русского общества. Верховная власть, по мнению Екатерины 2, может быть только самодержавной. Целью самодержавия она объявила благо всех подданных. Девизом Уложенной комиссии были слова: “Блаженство каждого и всех”. Равенство людей понималось как право каждого сословия обладать дарованными ему правами: для дворян свои установления, для крепостных - свои. Работа Комиссии продолжалась более года, потом она была распущена. Политика просвещенного абсолютизма в России была направлена на использование положений просветительской идеологии для укрепления крепостнического строя в условиях его начавшегося разложения. Она не могла существовать долго. После Великой французской революции настал конец периода просвещенного абсолютизма.

 

Вопрос №15. Реформы второй половины 18 века.

 

Были приняты меры по укреплению дворянства в центре и на местах. Впервые в российском законодательстве появился документ, определивший деятельность местных органов государственного управления и суда. В 1775 г. было принято  “Учреждение для управления губерний Всероссийской империи”. Страна делилась на губернии, в каждой из которых  должно проживать 300-400 тыс. душ мужского пола. К концу екатерининского  царствования в России насчитывалось 50 губерний. Во главе губерний стояли губернаторы, подчинявшиеся непосредственно  императрице. Столицы и несколько  других губерний подчинялись генерал-губернаторам. При губернаторе создавалось  губернское правление, ему был подчинен губернский прокурор. Финансами в  губернии занималась Казенная палата во главе с вице-губернатором. Губернский землемер занимался землеустройством. Школами, больницами, богадельнями ведал  Приказ общественного призрения. Впервые  были созданы государственные учреждения с социальными функциями. Губернии делились на уезды по 20-30 тыс. душ  мужского пола в каждом. Так как  городов – центров уездов –  было явно недостаточно, были переименованы  в города многие крупные сельские поселения, став административными  центрами. Главным органом власти уезда стал Нижний земский суд  во главе с капитаном-исправником, избираемым местным дворянством. В  уезды по образцу губерний были назначены  уездный казначей и уездный землемер. Используя теорию разделения властей, и совершенствуя систему управления, Екатерина II отделила судебные органы от исполнительных. Все сословия, кроме крепостных должны принимать участие в местном управлении. Каждое сословие получало свой суд. Помещика судил Верхний земский суд в губерниях и уездный суд в уездах. Государственных крестьян судила Верхняя расправа в губернии и Нижняя расправа в уезде, горожан – городовой магистрат в уезде и губернский магистрат в губернии. Все эти суды были выборными, кроме судов нижней расправы, которые назначал губернатор. Высшим судебным органом в стране становился Сенат, а в губерниях – палаты уголовного гражданского суда, члены которых назначались государством. Новым для России был Совестный суд, призванный прекращать распри и мирить ссорящихся. Он был бессословным. Разделение властей не было полным, так как губернатор мог вмешиваться в дела суда. В отдельную административную единицу был выделен город. Во главе его стоял городничий, наделенный всеми правами и полномочиями. Город разделялся на части, находившиеся под надзором частного пристава, а части в свою очередь – на кварталы, которые контролировал квартальный надзиратель. После губернской реформы перестали функционировать все коллегии, кроме Иностранной коллегии, Военной и Адмиралтейской. Функции коллегий перешли к губернским органам. Сложившаяся система управления территорией страны в новых условиях решала задачу укрепления власти дворянства на местах, ее целью было предотвращение новых народных выступлений.

 

Реформа образования. Екатерина  П придавала огромное значешк образование в жизни страны. В 60-70-е годы ХУШ в. она вместе с пре зндентом Академии художеств и директором Сухопутного шляхетской корпуса И.И. Бецким сделала попытку создать систему закрытых со сдовных учебных заведений. В основе их устройства лежала мысль ( приоритете воспитания над образованием. Считая, что "корень всем] злу и добру - воспитание", Екатерина П и И.И. Бецкой решили создат "новую породу людей". По плану И.И. Бецкого в Москве и Петербург” были открыты Воспитательные дома. Смольный институт благородньо девиц с отделением доя девочек-мещанок. Коммерческое училище 1 Москве, преобразованы Кадетские корпуса.

 

Взгляды И.И. Бецкого имели  прогрессивный для своего времени  характер, предусматривая гуманное воспитание детей, развитие в них природных  дарований, запрет телесных наказаний, организацию женского образования. Однако "тепличные" условия, изолированность  от реальной жизни, от влияния семьи  и общества, конечно, делали поныла И.И Бецкого сформировать "нового человека" утопическими.

 

Генеральная линия развития русского просвещения шла не через  утопические затеи И.И Бецкого, а по пути создания системы общеобразовательной  школы. Начало ей было положено школьной реформе] 1782-1786 гг. Большую роль в проведении этой реформы сыграл сербский педагог Ф.И. Янкович де Мириево. В уездных городах учреждались двухлетние малые народные училища, в губернских - четырехлетние главные народные училища. Во вновь созданных школах вводились единые сроки начала и окончания занятий, классная урочная система разрабатывались методики преподавания дисциплин и учебная литера тура, единые учебные планы.

 

Новые училища вместе с  закрытыми шляхетскими корпусами, благородными пансионами и гимназией  при Московском университете составляли структуру среднего образования  в России. По подсчетам специалистов, в России к концу века было 550 учебных заведений с общи) числом 60-70 тыс. учеников, не считая домашнего образования. Образование, как и все другие сферы жизни страны, в основе своей имел сословный характер.

 

Социальная политика российского  абсолютизма на протяжении всей его  истории была ориентирована на дворянство. Россия XVIII в. по праву получила название дворянской империи. Екатерина II, продолжая  политику Петра I, стремится обеспечить дворянству особые привилегии, опереться  на него как на главную социальную силу, осуществляющую управление страной.

 

В 1785 г. Екатерина II даровала “Жалованную грамоту дворянству”. В ней было завершено оформление дворянского сословия, обеспечено его  право на создание военной корпорации. Жалованная грамота состояла из вводного манифеста и четырех разделов (92 статьи). Дворянское звание признавалось как неотъемлемое, потомственное  и наследственное, распространялось на всех членов семьи дворянина. Личные права дворян включали право на дворянское достоинство, освобождение от телесных наказаний, от обязательной государственной  службы. Имущественные права дворянства устанавливали исключительные его  преимущества на покупку деревень, земли, владение крепостными крестьянами. Дворянина мог судить только равный ему сословный суд.

 

Сословное самоуправление дворянства обеспечивалось созданием системы  собраний губернских и уездных представителей дворянства. Это были выборные органы, наделенные определенными политическими  правами, они избирали также заседателей  в сословные суды и полицейских  должностных лиц земской полиции. После реорганизации государственного аппарата в России второй половины XVIII в. число чиновников возросло с 12,5 до 16,5 тыс., причем в среднем звене  управления дворян насчитывалось до 50%, в сферах высшего уровня управления — до 87%.

 

Обратной стороной привилегий дворянского сословия являлось усиление крепостничества. Екатерина II понимала необходимость если не отмены, то хотя бы смягчения крепостного права, но в силу логики исторического развития страны вынуждена была идти на дальнейшее его ужесточение. В 1765 г. Сенат разрешил помещикам отдавать провинившихся  крестьян в каторжные работы. Причем помещик мог сам определить срок отбывания провинившегося на каторге. В 1767 г. Екатерина II подтвердила давнее положение, запрещавшее подавать челобитные непосредственно государю, означавшее фактически полный запрет жаловаться на помещиков. Крепостные крестьяне полностью подлежали суду помещиков, а по уголовным делам — государственному суду. Их имущественные права были ограничены необходимостью получать разрешение помещика на распоряжение и наследование движимого имущества. В 1785 г. была сделана безуспешная попытка разработать проект “Сельского положения”, касавшегося положения государственных и свободных крестьян.

 

Ответом крестьян на жесточайшие  формы эксплуатации были многочисленные восстания. Лишь за первое десятилетие  екатерининского царствования в  центральных губерниях России их произошло 50. Крестьянская война 1773—1774 гг. под предводительством Еме-льяна Пугачева охватила районы Поволжья и Урала, повстанческие отряды насчитывали до 20 тыс. воинов.

 

Екатерина 2, будучи незаурядным  политиком, понимала необходимость  продолжать политику Петра I по формированию в России третьего сословия (купцов, промышленников, ремесленников) как  важнейшего условия для экономического развития страны и как социальную опору абсолютизма в качестве противовеса неограниченным притязаниям  дворянства. Но даже скромные попытки  представителей городского населения  в Уложенной комиссии сформулировать свои нужды в наказах вызывали бурю возмущения со стороны аристократии. В ответ на предложения Д. Дидро  о путях развития свободного городского населения России Екатерина II заметила: “Если б я доверилась ему, мне  пришлось бы все перевернуть в  моей империи”. Этого она не хотела да и не могла сделать.

 

В 1785 г. была опубликована “Жалованная  грамота городам”, состоявшая из манифеста, 16 разделов и 178 статей. Грамота закрепляла единый сословный статус всего населения  городов, независимо от профессиональных занятий и рода деятельности —  мещанства. Личные права мещан включали: право на охрану чести и достоинства, личности и жизни, право на перемещение  и выезд за границу. К имущественным  правам относились: право собственности  на принадлежащее имущество, право  владения промышленными предприятиями, промыслами, право на ведение торговли. Все население городов делилось на 6 категорий: настоящие городские  обыватели, записанные в гильдии  купцы, ремесленники, иностранные и  иногородние купцы, именитые граждане, прочее городское население. “Жалованная  грамота городам” определяла структуру  местных органов власти. Это был  прогрессивный, но очень робкий шаг в сторону третьего сословия, тем более что не все задуманное было претворено в жизнь.

 

Вопрос № 16 Внешняя политика России в второй половине 18 века.

 

Задачи внешней политики. Важнейшей задачей внешней политики, стоявшей перед Россией во второй половине XVIII в., была борьба за выход  к южным морям - Черному и Азовскому. С третьей четверти XVIII в. во внешнеполитической деятельности России значительное место  занял вопрос об освобождении от иноземного господства земель Украины и Белоруссии и объединении в одном государстве  всех восточных славян. Начавшаяся в 1789 г. Великая Французская революция  во многом определила направленность внешнеполитических акций русского самодержавия в конце 18 в., включая  борьбу с революционной Францией. На юго-восточных границах России положение  было относительно стабильным.

 

Русско-турецкая война 1768-1774 гг. К активным действиям на юге  русское правительство подталкивали и интересы безопасности страны, и  потребности дворянства, стремившегося  получить богатейшие южны земли, и развивающиеся промышленность и торговля, диктовавшие необходимость выхода к черноморскому побережью.

 

Турция, подстрекаемая Францией и Англией, осенью 1768 г. объявила войну  России. Военные действия начались в 1769 г. и велись на территории Молдавии и Валахии, а также на Азовском побережье, где после взятия Азова  и Таганрога Россия приступила к  строительству флота В 1770 г. русская армия под командованием талантливого полководца П.А. Румянцева одержала блестящие победы при речках Ларга и Кагул (притоках реки Прут) и вышла к Дунаю.

 

В 1771 г. русские войска под  командованием князя В.М. Долгорукова  овладели Крымом, что означало конец  войны. Однако Турция, опираясь на поддержку  Франции и Австрии и используя  внутренние трудности России, где  шла Крестьянская война, сорвала  переговоры. Тогда в 1774 г. русская  армия перешла Дунай. Войска под  командованием А.В. Суворова разбили  армию великого визиря у деревни  Козлуджа, открыв основным силам во главе с П.А. Румянцевым путь на Стамбул. Турция была вынуждена просить мира.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории России"