Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 19:23, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "История России".
Вопрос №1: Восточные славяне. образование у них гос-ва.
В 4-8 веках формировалась новая этническая и политическая карта Европы, явившаяся результатом миграции многих племен, "Великого переселения народов". Споры о прородимне славян и момента выделения их из общей массы из индоевроиейских народов продолжаются до сих пор. возможно, переселению слаян способствовали сдвиги в развитии орудий труда, разложение родоплеменного строя и выделение знати. Расселение славян происходило по трем основным населениям: на юг- на балканский полуо-в; на запад; на восток и север по Восточноевропейской равнине. Соответственно произошло и разделение славян на три ветви - южную, западную и восточную. В ходе рааселения у славян произошло разложение родоплеменного строя. В 6 - 8 веках в рез-те дробления и смешивания племен складывались новые славянские общности, котрые носили уже не кровнородственный характер, а скорее территоиально - политический. Славянские общности имели двухступенчатую структуру: несколько относительно небольших образовний составляли, как правило, более прочные. Создание этих территориально - политических общностей явилось важной предпосылкой формирования гос-ва. Расселение ускорило и выделение знати. Ее появлению способствовало повсеместное распространение пашенного земледелия. Основы господсвующего строя составляла военно-служебная знать - дружина. Дружинный слой существовал у славян уже в 6 -7 веках. Основой хоз-ва славян, в том числе и восточных, было пашенное земледелие. Подчиненную роль в хоз-ве играли охота, скотоводство, рыболовство, бортничество. Хоз-ой ячейкой общества была семья. Объединяла хоз-ва отдельных семей соседская община -вервь, члены которой совместно владели сенокосами и лесными угодьями. Гос-во восточных славян, получившее политико-географическое название "Русь", возникло в 9-10 веках. В начале, в 9 веке, сформироваоись два протогос-ые объединения. Одним из них был союз полян с ценром в Киеве. Другим- объединение славян, части кривечей и финоязычных племен на севере, около оз. Ильмень. В сер. 9 века в него был приглашен на княжение выходец из Скандинавии Рюрик. Приемник Рюрика Олег, основавшись в Киеве на житье, сделал его столицей своего княжества. Первой целью Олега было объединение в своих руках главнейших городов. Под своей властью он собрал все главнейшие племена русских, славян, кроме окраинных и все важнейшие города. Олег старался укрепить страну крепостями, строили города по границе, стене. Таким образом, среднее поднепровье стало ядром гос-ой территории Руси. Следующим князем стал Игорь, по-видимому, не имевший таланта ни правителя, ни воина. При сборе дани с древлян Игорь был убит. Правление княжеством взяла на себя его вдова Ольга. Главным ее делом было принятие христианства. Сын Ольги Святослав уделял много времени внутренним делам гос-ва и прославился своими военными походами. После его гибели, в борьбе за власть победу одержал сын Владимир. Именно в период его праления заершилось офрмление древнерусской государственности. Вопрос о начале гос-ва Русь породил длинную дискуссию между так называемыми норманистами и их противниками. Номанисты утверждают, что гос-во на Руси было создано скандинавами -норманами (варягами). Так же является поблема происхождения названия "Русь". Остатки языка руси очень скудны. Но на них главным образом держится норманская школа. Она указывает, что имена князей руси -норманские, а в основе слова "Русь" лежит древнескандинавский глагол "грести", означавший вначале воинов -гребцов, а затем княжеских дружинников. Так же некоторые представители норманской школы видят возможность говорить о готском происхождении Руси, а само слово Русь происходит от названия готского племени "рос".
В принципе, вопрос о происхождении славян, об образовании их гос-ва, о времени их образования и происхождение названия "Русь" до сих пор остаются спорными вопросами.
Вопрос №2.Особенности соц-полит. строя Древнерусского государства.
Древнерусское государство
можно охарактеризовать как раннефеодальную
монархию. Во главе государства стоял
великий князь киевский. Его братья,
сыновья и дружинники осуществляли
управление страной, суд, сбор дани и
пошлин. Доходы князей и их приближенных
тогда еще во многом определялись
данью с подчиненных племен, возможностью
ее вывоза в другие страны для продажи.
Перед молодым государством стояли
крупные внешнеполитические задачи,
связанные с защитой его
Социально-экономический строй Киевской Руси. Земля была в те времена главным богатством, основным средством производства. Распространенной формой организации производства стала феодальная вотчина, или отчина, т.е. отцовское владение, передававшееся от отца к сыну по наследству. Владельцем вотчины был князь или боярин. В Киевской Руси наряду с княжескими и боярскими вотчинами было значительное число крестьян-общинников, еще не подвластных частным феодалам. Такие независимые от бояр крестьянские общины платили дань в пользу государства великому князю.Все свободное население Киевской Руси носило название "люди". Отсюда термин, означающий сбор дани, - "полюдье". Основная масса сельского населения, зависимого от князя, называлась "смердами". Они могли жить как в крестьянских общинах, которые несли повинности в пользу государства, так и в вотчинах. Те смерды, которые жили в вотчинах, находились в более тяжелой форме зависимости и теряли личную свободу. Одним из путей закабаления свободного населения было закупничество. Разорившиеся или обедневшие крестьяне брали у феодалов в долг "купу" - часть урожая, скота, деньги. Отсюда название этой категорий населения - закупы. Закуп должен был работать на своего кредитора и подчиняться ему, пока не вернет долг. Кроме смердов и закупов в княжеской и боярской вотчине были рабы, называемые холопами или челядью, которые пополнялись и из числа пленников, и из числа разорившихся соплеменников. Рабовладельческий уклад, как и пережитки первобытного строя, имели довольно широкое распространение в Киевской Руси. Однако господствующей системой производственных отношений был феодализм. Процесс экономической жизни Киевской Руси слабо отражен в исторических источниках. Очевидны отличия феодального строя Руси от "классических" западноевропейских образцов. Они заключаются в огромной роли государственного сектора в экономике страны – наличии значительного числа свободных крестьянских общин, находившихся в феодальной зависимости от великокняжеской власти.Как уже отмечалось выше, в экономике Древней Руси феодальный уклад существовал наряду с рабством и первобытно-патриархальными отношениями. Ряд историков называет государство Русь страной с многоукладной, переходной экономикой. Такие историки подчеркивают раннеклассовый, близкий к варварским государствам Европы характер Киевской державы."Русская Правда". Традиция связывает составление "Русской Правды" с именем Ярослава Мудрого. Это сложный юридический памятник, опиравшийся на нормы обычного права и на прежнее законодательство. Для того времени важнейшим признаком силы документа были узаконенный прецедент и ссыпка на древность. Хотя "Русская Правда" приписывается Ярославу Мудрому, многие ее статьи и разделы были приняты позже, уже после его смерти. Ярославу принадлежат только первые 17 статей "Русской Правды" ("Древнейшая Правда" или "Правда Ярослава"),"Правда Ярослава" ограничивала кровную месть кругом ближайших родственников. Это говорит о том, что нормы первобытного строя существовали при Ярославе Мудром уже как пережитки. Законы Ярослава разбирали споры между свободными людьми, прежде всего в среде княжеской дружины. Новгородские мужи стали пользоваться такими же правами, как и киевские. Народные восстания в 60-70-х гг. XI в. Массовые народные выступления прокатились по Киевской Руси в 1068-1072 гг. Наиболее мощным было восстание в Киеве в 1068 г. Правда Ярославичей. Восстания конца 60-х - начала 70-х годов XI в. потребовали от князей и бояр энергичных действий. "Русская Правда" была дополнена рядом статей, получивших название "Правды Ярославичей" (в отличие от первой части кодекса - "Правды Ярослава"). Смысл дополнений - защитить имущество феодала и его вотчину. Из "Правды Ярославичей" мы узнаем об устройстве вотчины. Центром ее был княжеский или боярский двор. На нем располагались хоромы князя или боярина, дома его приближенных, конюшни, скотный двор. Во главе управления вотчиной стоял княжеский дворецкий - огнищанин (от слова "огнище" - дом). Кроме него существовал княжеский подъездной, назначаемый для сбора налогов. Богатство вотчины составляла земля, поэтому княжеская межа охранялась чрезвычайно высоким штрафом. На этой земле работали зависимые смерды и рабы (холопы, челядь). Руководили работами ратайные (полевые) старосты, которым подчинялись рабы, и сельские старосты, следившие за выполнением работ смердами. В вотчине имелись также ремесленники и ремесленницы. "Правда Ярославичей" отменила кровную месть и усилила разницу в плате за убийство различных категорий населения, отразив заботу государства о защите собственности, жизни и имущества феодалов.
Вопрос №3: Принятие христианства на Руси, его историческое значение.
При Владимире произошло одно из величайших событий в русской истории - Русь приняла христианство.=Среди киевских дружинников христиане были уже в середине 10 в. Византийские источники сообщают, что крещение русов происходило уже в 60-70 гг. 9 века. Ольга была христианкой, но её сын не только остался язычником, по некоторым источникам, был ярым противником христианства.=До принятия христианства, т.к. славяне были земледельцами, они обожествляли землю, солнце, реки. В языческой вере было 6 основных богов. Богам молились и приносили жертву(даже человеческие).=Придя к власти, Владимир хотел укрепить языческую веру, но ему это не удалось. Заставить по- новому верить в старых богов было очень трудно, а в прежнем виде язычество уже не устраивало княжескую власть. Этим, наверное, и объясняется отказ Владимира от язычества и принятие христианства.=“Повесть временных лет” рассказывает, что в 986 году в Киев приехали представители третьих религий: христианство (Византия), иудаизм (Хазария), ислам (Волжская Булгария). Каждый из них предлагал свою религию. Ислам не подходил Владимиру, т.к. его не устраивало воздержание от вина, иудаизм – т.к. евреи, исповедавшие его, лишились своего государства и были рассеяны по всей земле. А проповедь представителей византийской империи произвела на Владимира впечатление. Однако, чтобы во всем убедиться, он посылает своих послов посмотреть, как поклоняться богу в разных странах. И вернувшись, посланники назвали самую лучшую греческую веру.=С решением Владимира принять христианскую веру могла также быть связана его женитьба на византийской принцессе Анне.=Крещение Руси происходило очень медленно, т.к. было большое сопротивление со стороны населения, заставить язычников покориться помогало лишь насилие и запугивание.=Большинство жителей Киевской Руси крестилось на протяжении всего правления Владимира, но язычников все ещё оставалось немало. Особенно долго сопротивлялись Северо-восток, Ростово-Суздальская и Мурманская земли. Они приняли христианство в середине 11 в.=Чтобы как-то облегчить славянам принятие христианства, церковь освятила некоторые языческие праздники (такие как, масленица, Иван Купала…). Также сохранились веры в русалок, леших, домовых.=Принятие христианства на Руси имело большое значение.=Христианство заставляло употреблять в пищу много овощей, следовательно, совершенствовалось огородничество. Христианство повлияло на развитие ремёсел, также перенимались приёмы кладки стен, возведение куполов, мозайка и т.д. =Каменное зодчество, фрески, иконопись появились на Руси также, благодаря христианству. Было построено много храмов (В Киеве было около 400 храмов, и не один из них не копировал другой).=Русь получила две азбуки: глаголица и кирилица, что способствовало распространению грамотности. Стали появляться первые рукописные книги. Очень заметно сменялись нравы на Руси, так как церковь категорически запрещала человеческие жертвоприношения, убийство рабов…=Также христианство способствовало укреплению княжеской власти. Князь теперь воспринимался, как посланник бога. =И, наконец, принятие христианства коренным образом изменило международное положение Руси. Она органично вписалась в европейскую культуру и дипломатические отношения с другими странами.
Вопрос №4:Русские зем. в период феод. раздроб. Основные полит центры.
Время с начала ХП до конца XV в. по традиции называют удельным периодом. И действительно, на основе Киевской Руси сложилось примерно 15 княжеств и земель к середине ХП в., около 50 княжеств к началу ХШ в., примерно 250 - в XIV столетии.
Причины раздробленности. Подъем
экономики Киевской державы шел
на фоне продолжавшегося расширения
ее территории за счет дальнейшего
освоения Восточно-Европейской равнины.
Выделение отдельных княжеств, процесс
их кристаллизации в рамках Киевского
государства подготавливался
Территория Ростово-
Среди факторов, способствовавших
подъему экономики и отделению
Ростово-Суздальской земли от Киевской
державы, следует назвать наличие
выгодных торговых путей, проходивших
по территории княжества. Важнейшим
из них был Волжский торговый путь,
связывавший северо-восточную