Шпаргалка по "Истории России"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 19:23, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "История России".

Файлы: 1 файл

история экзамен.docx

— 263.36 Кб (Скачать)

 

Вопрос №28. ВОЕННАЯ РЕФОРМА  и реформа в области просвещения.

 

Рост революционного движения, развитие капиталистических отношений  и поражение России в Крымской войне обусловили необходимость  перестройки вооруженных сил  страны. На первом этапе реформы  был сокращен срок службы рекрутов (с 25 до 15 лет) и несколько улучшена подготовка офицерских кадров. Однако рекрутская повинность как способ комплектования армии сохранялась вплоть до 1874 г. Только угроза быстрого усиления западноевропейских армий, формировавшихся на основе всеобщей воинской повинности, заставила правительство  ввести аналогичный порядок в  русской армии.

 

1 января 1874 г. был утвержден  “Устав о воинской повинности”,  вводившийся для всего мужского  населения “без различия состояний”. Лица, достигшие 21 года, призывались  на службу по жребию. Не попавшие в постоянные войска (не вытянувшие жребий) зачислялись в ополчение. Общий срок службы в сухопутных войсках устанавливался в 15 лет (из них действительная служба составляла 6 лет и служба в запасе — 9 лет). Сроки службы во флоте соответственно составляли 7 и 3 года. Для лиц с высшим образованием срок действительной службы сокращался до полугода, со средним — до полутора лет.

 

Для получения офицерского  звания требовалось специальное  военное образование. Командный  состав по-прежнему сохранял черты  корпоративности и сословности, еще длительное время в нем  преобладали дворянские элементы.

 

Государство и право в  период перехода к буржуазной монархии.Армия состояла из кадровых, резервных и запасных (тыловых войск). Офицерский корпус готовился в юнкерских училищах, военных гимназиях и военных академиях (командных, юридических, медицинских).

 

Сохранялась особая военная  юстиция, в ведение которой в 1878 г. было передано большое число дел  о государственных преступлениях (сопротивление властям, нападение  на полицию и войска). Еще ранее, в 1863 г., в связи с польским восстанием генерал-губернаторам было дано право  объявлять губернии на военном положении, в связи с чем многие дела переходили в ведение военных судов.

 

Реформа в области просвещения.

 

Реформы управления логически  потребовали изменения системы  образования. В 1864 г. были изданы “ Устав  гимназий” и “Положение о народных училищах”, регламентирующие начальное  и среднее образование. Наряду с  государственными возникли земские, церковно-приходские, воскресные и частные школы. Гимназии были разделены на классические и реальные, в них принимались все дети, способные внести плату за обучение. В 1863г. новый Устав вернул автономию университетам, ликвидированную в 1835г. В 1865 г. были введены “Временные правила” о печати. Они отменяли предварительную цензуру для ряда печатных изданий. Новые правила не распространялись на провинциальную печать и массовую литературу для народа.

 

Однако вскоре были изданы указы, сводившие на нет основные положения реформ.Правительство стремилось полностью подчинить среднюю школу контролю государства и церкви в лице Синода. В 1887 г. был введен циркуляр о "кухаркиных детях", не допускавший прием в гимназии детей лакеев, прачек, мелких лавочников и т.д.

 

В 1884 г. новый университетский  Устав ликвидировал автономию вузов. Одновременно был усилен полицейский  надзор за студентами и увеличена  плата за обучение. Из университетов  были уволены многие прогрессивные  профессора. Было свернуто женское  высшее образование.

 

"Временные правила  о печати" 1882 г. покончили с  либеральной политикой 60-х годов  в области цензуры. Право закрывать  любое издание получило не  только министерство внутренних  дел, но и обер-прокурор Синода. Правительство оказывало поддержку  "правым" изданиям, среди которых  выделялись "Московские ведомости"  М.Н. Каткова. Цензура при Александре  Ш была еще более жесткой, чем при Николае I.

 

Вопрос №29 Причины подъема  общественного движения.

 

Главная - сохранение старой социально-политической системы и, в первую очередь, самодержавного строя  с его полицейским аппаратом, привилегированным положением дворянства, отсутствием демократических свобод. Не менее значимая причина -нерешенность аграрно-крестьянского вопроса, который оставался центральным в общественной жизни страны. К прежним социальным противоречиям (между крестьянами и помещиками) добавились новые, вызываемые развитием капитализма, - между рабочими и предпринимателями, либеральной буржуазией и консервативным дворянством, между самодержавием и народами, входившими в состав Российской империи. Половинчатость реформ 60-70-х годов и колебания правительственного курса (то меры в сторону либерализации, то усиление репрессий) также активизировали общественное движение. Отличительной чертой общественной жизни России второй половины XIX в. была политическая инертность широких народных масс. Крестьянские волнения, вспыхнувшие после 1861 г., быстро сошли на нет, рабочее движение находилось в зачаточном состоянии. Народ сохранял царистские иллюзии. Политическую инертность проявляла и буржуазия. Это давало почву для торжества воинствующего консерватизма и обусловливало крайне узкую социальную основу для деятельности революционеров. В пореформенный период окончательно оформились три направления в общественном движении -консерваторы, либералы и радикалы. У них были разные политические цели, организационные формы и методы борьбы, духовные и морально-этические позиции. Консерваторы. Социальную основу этого направления составляло реакционное дворянство, духовенство, мещанство, купечество и значительная часть крестьянства. Консерватизм второй половины XIX в. остался в идеологических рамках теории "официальной народности". Самодержавие по-прежнему объявлялось важнейшим устоем государства, обеспечивающим величие и славу России. Православие провозглашалось основой духовной жизни народа и активно насаждалось. Народность означала единение царя с народом, что подразумевало отсутствие почвы для социальных конфликтов. В этом консерваторы видели своеобразие исторического ПУТИ россии.. Во внутриполитической области консерваторы боролись за незыблемость самодержавия, свертывание реформ и проведение контрреформ. В социально-экономической сфере они ратовали за укрепление позиций дворянства, сохранение помещичьего землевладения. Во внешней политике ими развивались идеи панславизма - единение славянских народов вокруг России. В духовной сфере представители консервативной интеллигенции отстаивали принципы патриархального образа жизни, религиозности, безусловного подчинения власти. Основной мишенью для их критики стала теория и практика нигилистов, отрицавших традиционных моральные принципы. (Ф.М. Достоевский в романе "Бесы" обнажил безнравственность их деятельности.) Идеологами консерваторов были К.П. Победоносцев, Д.А. Толстой, М.Н. Катков. Распространению их идей способствовали чиновничье-бюрократический аппарат, церковь и реакционная печать. М.Н. Катков в газете "Московские ведомости" доступно для народа формулировал основные идеи консерватизма и формировал в этом духе общественное мнение. Либералы. Социальную основу либерального направления составляли обуржуазившиеся помещики, часть буржуазии и интеллигенции (ученые, писатели, журналисты, врачи и др.). Они отстаивали идею об общем с Западной Европой пути исторического развития России. Либералы настаивали на введении конституционных начал, демократических свобод и продолжении реформ. Они выступали за создание общероссийского выборного органа (Земского собора), расширение прав и функций местных органов самоуправления (земств). Политическим идеалом для них была конституционная монархия. Во внутриполитической области либералы ратовали за сохранение сильной исполнительной власти, полагая ее необходимым фактором стабильности России. В социально-экономической сфере они приветствовали развитие капитализма и свободы предпринимательства, предлагали ликвидировать сословные привилегии, понизить выкупные платежи, провести мероприятия, способствующие становлению в России правового государства и гражданского общества. Признание неприкосновенности личности, ее права на свободное духовное развитие было основой их морально-этических взглядов. Либералы стояли за эволюционный путь развития, считая реформы главным методом социально-политической модернизации России. Они были готовы к сотрудничеству с самодержавием. Поэтому их деятельность в основном состояла в подаче на имя царя "адресов" - ходатайств с предложением программы преобразований. Наиболее "левые" либералы иногда использовали конспиративные совещания своих сторонников. Идеологами либералов являлись ученые, публицисты, земские деятели (К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин, В.А. Гольцев, Д.И. Шаховской, Ф.И. Родичев, П.А. Долгоруков). Их организационной опорой были земства, журналы ("Русская мысль", "Вестник Европы") и научные общества. Либералы не создали устойчивой и организационно оформленной оппозиции правительству. Особенности российского либерализма: его дворянский характер из-за политической слабости буржуазии и близость к консерватизму. Либералов и консерваторов объединяла боязнь народного "бунта" и действий радикалов. Радикалы. Представители этого направления развернули активную антиправительственную 'деятельность. В отличие от консерваторов и либералов они стремились к насильственным методам преобразования России и коренному переустройству общества (революционный путь). Во второй половине XIX в. радикалы не имели широкой социальной основы, хотя объективно они выражали интересы крестьян и рабочих. В их движении участвовали выходцы из разных слоев общества, посвятившие себя служению народу. Радикализм во многом провоцировался реакционной политикой правительства и условиями российской действительности (полицейский произвол, отсутствие свободы слова, собраний и организаций). Поэтому в самой России могли существовать только тайные организации. Теоретики радикалов, как правило, были вынуждены эмигрировать и действовать за границей. Это способствовало укреплению связей русского и западно - европейского революционных движений. В радикальном направлении второй половины XIX в. господствующее положение занимало течение, идейным основанием которого была теория особого, некапиталистического развития России и "общинного социализма". | В истории движения радикалов второй половины XIX в. выделяются три этапа: 60-е годы — складывание революционно-демократической идеологии и создание тайных разночинских кружков; 70-е годы -оформление народнической доктрины и деятельность организаций революционных народников; 80-90-е годы - активизация либеральных народников и начало распространения марксизма, на основе которого были созданы первые социал-демократические группы. Революционные народники. Основные идеи революционных народников: капитализм в России насаждается "сверху" и на русской почве не имеет социальных корней; будущее страны - в общинном социализме; крестьяне готовы к восприятию социалистических идей; преобразования должны осуществляться революционным методом. М.А. Бакуниным, ПЛ. Лавровым и П.Н. Ткачевым были разработаны теоретические основы трех течений революционного народничества - бунтарского (анархического), пропагандистского и заговорщического. М.А. Бакунин считал, что русский крестьянин по своей природе бунтарь и готов к революции. Поэтому задача интеллигенции - идти в народ и разжигать всероссийский бунт. Рассматривая государство как инструмент несправедливости и угнетения, он призывал к его уничтожению и созданию федерации самоуправляемых свободных общин. ПЛ. Лавров не считал народ готовым к революции. Поэтому основное внимание он придавал пропаганде с целью подготовки крестьянства. "Разбудить" крестьян должны были "критически мыслящие личности" -передовая часть интеллигенции. П.Н. Ткачев, так же как и ПЛ. Лавров, не считал крестьянина готовым к революции. В то же время он называл русский народ "коммунистом по инстинкту", которого не надо учить социализму. По его мнению, узкая группа заговорщиков (профессиональные революционеры), захватив государственную власть, быстро вовлечет народ в социалистическое переустройство. В 1874 г., опираясь на идеи М.А. Бакунина, более 1000 молодых революционеров организовали массовое "хождение в народ", надеясь поднять крестьян на восстание. Результаты были ничтожны. Народники столкнулись с царистскими иллюзиями и собственнической психологией крестьян. Движение было разгромлено, агитаторы арестованы.

 

Вопрос №30: Социально-экономическое  развитие России в конце 19 века. Экономические  реформы С.Ю. Витте. Политическое.

 

Экономическое и социальное развитие России определялось условиями  и ходом реализации крестьянской реформы. С 1861 г. капитализм начал утверждаться как господствующая общественно-экономическая  система. Наряду с общими закономерностями в России имелись существенные особенности  развития капитализма.Для экономики России была характерна многоукладность: крупное капиталистическое производство соседствовала с патриархальным крестьянским хозяйством, полуфеодальным помещичьим, мелкотоварным в городе и деревне. Бурный рост промышленности контрастировал с рутинным состоянием сельского хозяйства. Затянулся процесс первоначального накопления капитала, что привело к широкому проникновению в экономику России иностранных инвестиций. Российское общество (особенно сельское население) было слабо подготовлено к капиталистическим отношениям. И несмотря на быстрый темп развития капитализма во второй половине 19 века, модернизация в России затянулась на довольно длительный период и имела догоняющий характер по отношению к передовым капиталистическим странам того времени. Переходный характер исторического развития России и многоукладность экономики обуславливали своеобразие социальной культуры и разнообразие социальных антагонизмов. Сохранилось сословное деление общества. Каждое сословие обладало четко зафиксированными привилегиями и ограничениями. Развитие капитализма постепенно меняло социальную структуру и облик сословий, формировало две новые социальные группы – классы капиталистического общества (буржуазия и пролетариат).С.Ю. Витте родился 17 июня 1849 г. в семье крупного правительственного чиновника.Его план преобразований заключался в следующем:

 

Индустриализация – особый упор на железные дороги. В 1883 г. Витте  опубликовал большую работу “Принципы  железнодорожных тарифов по перевозке  груза”, принесшую ему известность среди специалистов. Основная ее идея заключалась в том, что железнодорожные тарифы должны устанавливаться не произвольно, а базироваться на экономическом законе спроса и предложения.

 

Проведение денежной реформы: за основу был принят золотой рубль,, следствием этой реформы явилось то, что российские деньги высоко котировались на мировом финансовом рынке.

 

Необходимость привлечения  иностранного капитала.

 

Развитие торговой внешней  политики.

 

Модернизация сельского  хозяйства: переселенческая политика в Приамурье, Сибири, Казахстане.

 

Водочная государственная  монополия.

 

С.Ю. Витте прославил себя не только как экономист, но и как  внешний политик: Он ввел Портсмутский мирный договор и добился огромных уступок от Японии, хотя войну проиграла Россия.

 

Несмотря на все достижения, Николай II не любил С.Ю. Витте и  заставил его подать в отставку, а в разгар первой мировой войны  он умер от менингита.

 

Внутренняя политика. После  революции в России возникла новая  система политической организации  государства, получившая название "третьеиюньская монархия". Внутреннюю политику правительства  в этот период обусловливали объективные  послереволюционные условия. С одной  стороны, она была нацелена на подавление антиправительственного движения. С  другой стороны, нельзя было не считаться  с уроками революции, которые  свидетельствовали о необходимости  проведения реформ дня расширения социальной опоры верховной власти. В связи с этим во внутренней политике правительства прослеживалось две линии: наступление реакции во всех областях общественной жизни и лавирование между разными социальными силами. Первая линия реализовывалась административными и идеологическими мероприятиями. Полицейско-чиновничьему аппарату помогали печать и церковь. Вторая линия осуществлялась путем принятия и реализации новых законов. Проведение контрреволюционной линии опиралось на "Положение об усиленной и чрезвычайной охране". Местные власти получили право обыскивать помещения любых учреждений и организаций, арестовывать их членов. Тюрьмы были переполнены. Смертные приговоры и казни стали повседневным явлением. Бьши разгромлены многие организации крестьян, студентов, демократической интеллигенции, закрыта часть профсоюзов, запрещено издание ряда демократических газет и журналов. Наиболее ярко идейное наступление отразилось в сборнике статей о русской интеллигенции "Вехи" (1909 г.). В нем авторы отстаивали ненужность, вредность революционных действий, благодарили "власть, которая одна своими штыками охраняет нас (либералов. - Авт.) от ярости народной". Церковь призывала к христианскому смирению и сотрудничеству с правительством. Представители черносотенных организаций дли еще дальше, требуя смерти для всех революционеров, прекращения деятельности Думы. Ш Государственная дума. Возможность лавирования и заигрывания правительства с разными политическими силами обеспечивал избирательный закон 3 июня 1907 г. Он изменил порядок думских выборов. Рабочие потеряли половину выборщиков, а крестьяне больше половины. Правительство убедилось в том, что нельзя рассчитывать на монархическую привязанность крестьянства, которую перевешивает ненависть к помещикам. Избирательного права были лишены 8 млн. жителей Урала, Сибири и Средней Азии. Число депутатов от национальных районов (Кавказ, Польша) сократилось втрое. Выборы в III Думу были не всеобщими, сословными и неравными, многоступенчатыми и не прямыми. Они проходили в обстановке террора, полицейских преследований. Ш Государственная дума работала 5 лет с ноября 1907 по июнь 1912 г. В нее вошло: 32% "правых" депутатов; 33% октябристов составили центр; 12% кадетов, 3% трудовиков, 4,2% социал-демократов и 6% от национальных партий заняли "левый" фланг. Ни одна из фракций не получила большинства. Результаты голосования зависели от того, куда качнется "центр". Если к "правым", то образовывалось "право-октябристское" большинство, поддерживавшее правительство. Если к "левым", то создавалось "кадетско-октябристское" большинство, готовое к реформам либерально-демократического характера. Так сложился механизм парламентского октябристского маятника. В послереволюционных условиях перед правительством по-новому встали три прежних вопроса: рабочий, национальный и аграрный. Пять лет Дума обсуждала 4 законопроекта о продолжительности рабочего дня, о страховании и пенсиях для рабочих. Принятый в 1912 г. закон о государственном страховании от несчастных случаев и по болезни распространялся только на 15% рабочих и создавал видимость заботы правительства о них. Национальная политика проводилась под лозунгом "Россия для русских", т.е. усилились русификаторские мероприятия. Они не находили поддержки у окрепшей национальной буржуазии. Шовинистические черносотенные организации разжигали национальную рознь и антисемитизм. Обострение социально-политической обстановки. С 1910 г. в России наметилось нарастание нового социально-политического кризиса. "Правые" в Думе и черносотенцы были недовольны "излишним рефор-маторством" правительства. Помещики, не умевшие вести рентабельное хозяйство, требовали от правительства новых льгот и ссуд. Буржуазия настаивала на пересмотре налоговой системы, так как видела в казенных заводах, не плативших налогов, своих конкурентов. Интеллигенция была шокирована "разгромом" Московского университета, когда из него вынуждены были уйти лучшие профессора. Крестьяне требовали передела земли, ликвидации помещичьего землевладения. Рабочие, воспользовавшись новым промышленным подъемом, вновь усилили стачечную борьбу (Ленские события 1912 г.). Росло национально-освободительное движение на окраинах. Все это свидетельствовало о постепенном разложении третьеиюньской системы. В конце 1912 г. прошли выборы в IV Государственную думу. Ее партийный состав почти не изменился и в ней сохранилось два большинства (право-октябристское и октябристско-кадетское). Однако общественное движение значительно оживилось. Оформилась новая либеральная Прогрессивная партия. Ее возглавили представители крупной буржуазии - А.И. Коновалов, П.П. Рябушинский, С.Н. Третьяков и др. Они в своей программе выступали за конституционно-монархический строй, расширение прав Думы и ответственность министров перед ней. Прогрессисты занимали промежуточное положение межцу октябристами и кадетами, пытались добиться консолидации либералов. Вступление России в первую мировую войну в 1914 г. вызвало большой патриотический подъем. На некоторое время утихли оппозиционные выступления, почти все партии (кроме большевиков) поддержали правительство. Однако поражения на фронте, ухудшение материального положения трудящихся, стачки рабочих, неспособность правительства стабилизировать обстановку в стране — все это вызвало новое оживление оппозиционного движения. В 1915 г. часть депутатов Государственной Думы и Государственного совета образовали Прогрессивный блок. В него вопши октябристы, прогрессисты, кадеты, представители националистических партий. Они потребовали создать правительство, обладающее доверием общества и ответственного перед Думой. Ситуация усугублялась тем, что постепенно падал авторитет верховной власти из-за безраздельного влияния на царя и его жену Г.Е. Распутина. Известный как "сибирский пророк" и "святой старец", он проник в дома высшей петербургской аристократии, прославился финансовыми махинациями, связями с подозрительными личностями, распутством и пьянством. Г.Е. Распутин вмешивался в государственные дела, смещал и назначал министров. "Распутинщина" была следствием и проявлением слабости, неспособности царя найти правильный курс во внутренней и внешней политике. Монархисты сокрушались, считая, что этот авантюрист компрометирует дом Романовых. Думские деятели из либеральных фракций страшились его угроз распустить Думу. Демократическая общественность смеялась над нелепым союзом царя и полуграмотного мужика. Стремление смыть позор с династии и предотвратить очередной разгон Думы обусловило объединение монархистов и либералов. Однако убийство Г.Е. Распутина (в декабре 1916 г.) заговорщиками из высшей знати не спасло положения. Царь все больше терял доверие народа. В высших эшелонах власти и среди думских депутатов стала созревать идея дворцового переворота с заменой царя и создания правительства, ответственного перед Думой. Начались совещания представителей разных политических партий, но они оказались бесплодными. Революция перечеркнула их планы, и ничто уже не могло спасти монархию.

 

Вопрос №31: Культура России 2 половина 19 в. Просвещение и печать

 

Значительно повысился уровень  грамотности народа. В первые годы после крестьянской реформы бурно  росло число церковных школ для  народа. В некот. районах крестьяне в складчину заводили свои школы. Значительно шагнуло вперед среднее образование. Число гимназий и училищ значительно увеличилось. Возникли и женские ВУЗы. Распространению просвещения способствовали публичные библ-ки, музеи, всевозможные курсы и кружки. В пореформенную эпоху был создан ряд крупнейших музеев- Исторический музей и Третьяковская картинная галерея. В 1890 г. Россия стала третьей в мире (Герм., Фр.) страной по количеству названий выпускаемой лит-ры. Главным рупором общественного мнения была периодическая печать. “Современник” (Чернышевский, Добролюбов), “Русское слово” (Писарев), “Русская мысль”, “Русское богатство”. Лидером либеральной публицистики был “Русский вестник” Каткова, затем “Вестник Европы” Стасюлевича. К 1891 г. В России сущ-вало 227 журналов и 296 газет.

 

Наука. Величайшим научным  открытием стал периодический закон  хим. элементов, сформулированный Менделеевым. Бутлеров провел глубокие исследования в сфере орган. Химии. Втор. Половина 19 в. Ознаменовалась рядом технических  открытий: Яблочков и Ладыгин сконструировали электрические лампы, Попов -радиоприемник. Входят в быт телеграф и телефон. Во вт. Половине 19 в на значит. высоту поднялась росс. историч. наука. Историк Соловьев создал фундаментальную “Историю России с древнейших времен”. Ученик Соловьева Ключевский больше внимания уделил народной жизни, быту, соц.-экономической истории.

 

Лит-ра и искусство.

 

Лит-ра пореформенной эпохи опиралась на традиции “золотого века” русс. Лит-ры-эпохи Пушкина, Лермонтова, Гоголя. Вершиной ррусс. Лит. Стали произведения Достоевского “Униженные и оскорбленные”, “Преступление и наказание”, и Л. Н. Толстого “Война и мир”, “Анна Каренина”. “Воскресение”. Роман Тургенева “Отцы и дети” отразил раскол между различными поколениями русского общ-ва и выход на общественную сцену нового героя -интеллигента -разночинца. В 1870 г. В русск. Живописи появились люди, не хотевшие создавать, как было принято, картины на религиозные и мифолог-ие сюжеты. Они организовали “Товарищество передвижных выставок”. Они намеревались знакомить со своей живописью самые широкие слои русс. Общества. Передв.: Крамской, Перов, Репин (“Бурлаки на Волге”, “Не ждали”).большую роль играли богатые предпрениматели -меценаты, например, Третьяков. Демократич. Дух отразился и на музыке и театре. Композиторы Мусоргский, Бородин, Римский -Корсаков, Балакирев(они- могучая кучка) создавали оперы, использ. Сюжеты из русск. Истории и народные песни. В Москве и Петербурге открылись консерватории. Наиболее крупным русс. Драматургом был Островский. В архитектуре шел поиск национального стиля, использовались элементы русского зодчества 17в. В этом стиле было выстроено здание Исторического музея в Москве, Верхние торговые ряды- ныне ГУМ, Городская дума Москвы. Пореформенная эпоха стала временем высоких культурных достижений, подготовила почву для духовного расцвета рубежа 19-20 вв. “серебряного века” русской культуры.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории России"