Русская Правда как источник права: общая характеристика и значение

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2015 в 10:02, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования обусловлена объективными процессами становления и развития российской правовой науки, законодательства, судебной и иной правоприменительной практики. Российское общество претерпело за последние десятилетия значительные преобразования во всех сферах общественной жизни, что находит, в частности, отражение в системе права, которая приобретает черты, свойственные развитым правовым системам современности. В этом контексте особое значение приобретает изучение исторического опыта, обращение к истокам, уяснение закономерностей правового развития применительно к российской действительности

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
РАЗДЕЛ 1. СТАНОВЛЕНИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОЧНИКОВ ДРЕВНЕРУССКОГО ПРАВА………………………....……..5
1.1. Становление древнерусского права и его источники…………...……….5
1.2. Общая характеристика древнерусского права…………….……………..9
1.3. Обычное и договорное право Древней Руси..…………………………..12
РАЗДЕЛ 2. РУССКАЯ ПРАВДА КАК ПЕРВЫЙ КОДЕКС ДРЕВНЕРУССКОГО ПРАВА……………………………………………….…15
2.1. Русская Правда как источник права: общая характеристика и значение……………………………………………………………………15
2.2. Правовое регулирование гражданско-правовых отношений по Русской Правде……………………………………………………………...……...18
2.3. Уголовное право и процесс по Русской Правде………………...………23
ВЫВОДЫ…….………………………...………..……………………….…...….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Курс.источн.права.doc

— 151.50 Кб (Скачать)

 

2.2. Правовое регулирование гражданско-правовых  отношений по Русской Правде

 

Русская Правда и другие источники не имеют единого общего термина для обозначения права собственности. Очевидно, что содержание этого права отличалось в зависимости от того, кто был субъектом и что фигурировало в качестве объекта права собственности. В Русской Правде в подавляющем большинстве случаев речь идет о праве собственности людей на движимое имущество, движимые вещи, носившие общее название «имения» (того, что можно взять, «имати»). В качестве объекта «имения» фигурируют одежда, оружие, кони, другой скот, орудия труда, торговые товары и пр. Право частной собственности на них было полным и неограниченным. Собственник мог ими владеть (фактически обладать ими), пользоваться (извлекать доходы) и распоряжаться (определять юридическую судьбу вещей) до их уничтожения, вступать в договоры, связанные с вещами, требовать защиты своих прав на вещи и др. То есть можно говорить, что собственность на Руси – весьма древний институт, считавшийся во времена Русской Правды объектом полного господства собственника.

Можно предполагать, что субъектами права собственности в указанное время были все свободные люди (без холопов, ибо последние относились к разряду имущества). Собственник имел право на возврат своего имущества из чужого незаконного владения на основе строго установленной в Русской Правде процедуры. За причиненный имуществу ущерб назначался штраф. Возвращение вещей требовало свидетельских показаний и т.д. Причем можно утверждать, что охрана частной собственности усиливается от Краткой Правды к Пространной: если в первой величина штрафа зависела только от вида и количества украденного скота, то в последней она определяется и местом совершения преступления [11, с. 147].

Гораздо сложнее обстоит дело с собственностью недвижимой и, в первую очередь, с земельной собственностью. В Русской Правде ей посвящено всего несколько статей (ст. 70–72 Пространной Правды, ст. 34 Краткой Правды), в которых устанавливается штраф в 12 гривен за нарушение земельной или бортной (пчельника) межи. О том, кому принадлежит земля (князю, феодалу или крестьянину), закон молчит. Большой размер штрафа вызвал предположение ряда исследователей о феодальном владении, скорее всего, княжеском. Русская Правда в первой своей редакции не знает недвижимости как предмета сделок между живыми или на случай смерти, из-за земли ещё не возникало споров. Землю занимали для скотоводства или земледелия, пользовались ею, пока она не истощалась, и переходили на другом участок. Первый же, по восстановление производительных сил, становился достоянием другого лица. Существует также предположение, что поскольку каждое отдельное лицо было членом общины (или рода), именно община выступала в качестве юридического лица, в том числе и в праве владения землей. И лишь со временем, в результате войн, выделения богатых общинников, дружинников и торговцев, появления капиталов, личное начало одолевает общинное и появляется индивидуальная собственность на землю.

В XII в. земельная собственность существовала в виде княжеского домена (ряд сел принадлежали княгине Ольге уже в X в.), боярских и монастырских вотчин, общинной и семейно-индивидуальной собственности. Очевидно, уже тогда существовали и внутрифеодальные договоры о земле и нормы, регулировавшие землевладельческие отношения. Но о том, как они выглядели, можно судить только по более поздним источникам.

Самым древним способом приобретения права собственности на землю была заимка – завладение свободной землей, без строгого определения границ владения. Главным же основанием существования права собственности на землю стали давность владения и труд. Позднее к заимке прибавляются другие способы: прямой захват общинной земли, княжеские раздачи земель дружинникам, тиунам и церкви, и, наконец, купля.

Русская Правда содержит и нормы обязательственного права. Обязательство представляет собой правоотношение, возникающее между лицами либо вследствие обоюдной воли (из договора), либо вследствие правонарушения (деликта). В любом случае, лицо, нарушившее интересы другого лица, обязывается совершить определенные действия в пользу потерпевшего. Но в Русской Правде ещё не существовало отличия гражданско-правового обязательства от уголовно-правового. Четкие границы между ними определились позднее в процессе формирования отраслей гражданского и уголовного права. В древнерусском законодательстве обязательства из деликтов влекут ответственность в виде штрафов и возмещения убытков. Например, укрывающий холопа должен вернуть его и заплатить штраф (ст. 11 Краткой Правды).

Что касается договорных обязательств по Русской Правде, отметим, что они, скорее всего, были оформлены в некую систему в процессе становления частной собственности, хотя непосредственно юридического термина «договор» еще не существовало. Очевидно, что под договором понимали соглашение двух или нескольких лиц, в результате которого у сторон возникают юридические права и обязанности [20, с. 138].

Субъекты договорного права должны были отвечать следующим требованиям: возраста, правоспособности (умалишенный или раб не имели ее) и свободы (или доброй воли). Договоры, заключенные по принуждению, не имели силы. Изначально договоры заключались в устной форме с «употреблением в ходе их заключения символических обрядов (магарыч, рукобитье) и с обязательным присутствием свидетелей (послухов). Система договоров была простой и предусматривала следующие их виды: мены, купли-продажи, займа, поклажи, личного найма. 

Договор мены являлся самым древним видом договора. Объектом договора меня могло быть движимое имущество, в том числе и холопы. Договор мены (как и купли-продажи) мог быть расторгнут, если обнаруживалось, что продавец ввел в заблуждение покупателя насчет качества вещи, или признан несостоявшимся, если обнаруживалось, что продавец не имел права собственности на проданную вещь.

Договор займа по Русской Правде оформлял право заимодавца на личность должника, вплоть до продажи неисправного должника в рабство. Предметом займа могли быть деньги (куны), мед, жито, семена, скот и др. вещи. Русская Правда знает несколько видов займа. Простой заем предполагал возврат долга с процентами, которые были значительны и делились на годовые, третные и месячные. Размер годовых равнялся двадцати, третные и месячные были ещё выше. Нарушение договора, неисполнение обязательств, вело к потере свободы. Так же своеобразной формой займа было закупничество или так называемый самозакладный заем и заем с отработкой процентов в хозяйстве кредитора.

Договор поклажи представлял собой передачу вещей на хранение. Русская Правда предполагала, что в случае утайки какой-то их части и обвинения в этом хранителя он очищался от него принятием присяги (клятвы).

Договор личного найма имел следствием за собой возникновения права нанимателя на личность наемного лица, что, в конечном счете, могло привести к холопству. Он представлял собой разновидность самозакладного займа, в котором имел место задаток, некая сумма найма, уплачиваемая в двойном размере в случае, если нанятый захочет оставить своего хозяина до срока.

Наследственные правоотношения в целом были урегулированы в целях сохранения имущества внутри семьи. Наследство в Русской Правде носит название статка, то есть того, что оставляет после себя уходящий в другой мир. Русская Правда, перечисляя вещи, переходящие к наследникам, знает лишь дом, двор, товар, рабов, скот, ничего не говоря о землях, очевидно, в силу того, что право собственности на землю находилось в стадии становления и не достигло того уровня, при котором закон определяет процедуру передачи собственности по наследству. Наследование осуществлялось по двум основаниям: по завещанию и по закону.

Наследование по завещанию (ряду) по своей сути не отличалось от наследования по закону, ибо допускало к наследованию только тех лиц, которые бы и без него вступили в обладание имуществом. Таким образом, завещание имело целью не изменение обычного (законного) порядка наследования, а лишь простое распределение имущества между законными наследниками. Правом наследования обладали исключительно члены семьи. Лицам, не принадлежащим к семье, завещать имущество было нельзя. Как правило, имущество делилось поровну между всеми сыновьями без преимуществ старшинства. Более того, младший сын пользовался той привилегией, что в его долю всегда входил дом с двором.

В наследовании по закону участвовали дети умершего, вдова и церковь. Жена могла пользоваться имуществом или его частью только до смерти, после чего оно переходило к детям. После матери наследовали те дети, у которых она проживала. Дочери же при сыновьях исключались. Из наследников исключались также незаконнорожденные дети. Таким образом, можно сделать вывод, что наследование по древнерусскому праву ограничивалось тесным кругом семьи. Этот принцип постепенно меняется, и можно говорить о том, что именно в расширении круга родственников, призываемых к наследованию, состоит сущность исторического развития русского наследственного права [17, с. 13].

Таким образом, древнерусское право знало довольно развитую систему норм, регулирующих гражданско-правовые отношения имущественного характера. В Русской Правде упоминаются договоры купли-продажи (людей, вещей, коней, самопродажи), займа (денег, вещей), кредитования (под проценты или без), личного найма (в услужение, для выполнения определенной работы), хранения, поручения (выполнять определенные действия), подряда и пр. Форма заключения договоров была устной, они заключались при свидетелях, на торгу или в присутствии мытника. В области гражданско-правовых отношений Русская Правда довольно точно определяет и различает различные институты из области вещного и обязательственного права.

 

2.3.   Уголовное право и процесс по Русской Правде

 

Рассматривая вопрос о правовом регулировании уголовных и уголовно-процессуальных отношений по Русской Правде, отметим, что, с точки зрения некоторых ученых, большинство норм по существу относятся к уголовному праву, поэтому Русская Правда позволяет составить достаточное представление о системе основных преступлений и наказаний в древнерусском государстве.

Термину «преступление» соответствует термин «обида», т. е. причинение кому-либо материального, физического или морального вреда (например, моление у воды, ввод в церковь животных и пр.).

Субъектами уголовного права, по Русской правде, могли быть только свободные люди - феодалы, городские люди, земельно-зависимые крестьяне. За правонарушение, совершенное холопом, ответственность нес его господин, который или выкупал холопа (уплачивал штраф за его деяние), или выдавал его потерпевшему. В силу того, что холоп не являлся субъектом права, за свои действия он отвечать не мог. Холопы, не являясь первоначально преступниками в юридическом значении этого слова, подлежали иной ответственности за свои преступления или проступки, нежели другие члены феодального общества. Так, по Русской Правде, раба, ударившего свободного мужа, в эпоху Ярослава можно было убить.

В то время как Русская Правда назначала за кражу, произведенную свободным человеком, продажу (штраф) в пользу князя и урок (вознаграждение) в пользу потерпевшего, князь не применял к холопам, обвиненным в этих преступлениях, подобного наказания; уплачивался только урок пострадавшему, но не виновным холопом, а его господином.

Примечательно, что Русская Правда знала и наказывала действие, начатое, но не достигшее цели (покушение) «если кто вынет меч, но не ударит им, то гривна куну». Анализ статьи Краткой Правды показывает, что при ее составлении или при возникновении отдельных ее частей (Правда Ярослава или Правда Ярославичей) различались деяния по участию в них злой воли преступника. Удар батогом, жердью, чашей или рогом, мечом в ножнах, рукоятью меча, удар обнаженным мечом предполагает умышленность действия (Краткая Правда, ст. 4 - 6).

Сфера прав объектов преступления по Русской Правде - это права физических лиц. Физическое лицо как объект преступления определялся следующими чертами. Человек, не обладающий достоинством лица, т. е. холоп, не мог быть объектом преступления. Убиение холопа являлось не убийством, а истреблением чужой вещи. Лица, имеющие полную правоспособность, не все в одинаковой степени пользовались уголовной защитой своих прав. В этом отношении они различались: 1) по общественному положению: Русская Правда ограждала двойной вирой жизнь княжьих мужей; 2) по полу: жизнь женщины оценивалась вдвое меньше жизни мужчины.

Обычно субъектом преступления являлось одно лицо. Свободный человек за кражу платил штраф в пользу князя и урок в пользу пострадавших. Если преступление совершалось группой лиц, все виновные отвечали одинаково, независимо от степени участия каждого из них в совершении преступления [2, с. 138].

В рамках классификации преступлений в Русской Правде на основании их объектов можно выделить следующие виды преступлений: 1) преступления против личности и 2) против имущества. Исследователь Тарановский Ф.В среди преступлений против личности выделяет: предумышленные и непредумышленные убийства; увечья, различаемые по степени тяжести; преступления против свободы (продажа полусвободного человека).

К преступлениям против имущества относились, в первую очередь, это татьба (кража), тяжесть которой определялась ценностью украденного. Кроме того, можно выделить истребление чужих вещей и незаконное пользование чужими вещами. Известно, что, Русская Правда предусматривала наказание за кражу рабочего скота, сена и т. д. В Русской Правде, наряду с таким посягательством, как кража (тайное похищение чужого недвижимого имущества), существовали частные указания и на повреждение или уничтожение имущества. Краткая Правда предусматривала случай, когда кто-либо «изломит копье, либо щит, либо порт» (ст. 18): ее первая часть регулировала случаи, когда испортивший вещь желал оставить ее у себя, а собственнику вещи возвращалась ее цена; во второй части статьи оговаривается случай, когда сломанную вещь хотят вернуть собственнику помимо его воли, причем стоимость вещи должна быть возвращена.

Русская Правда употребляет разные термины, имеющие смысл «наказания»: казнь, месть, продажа и др. Наказание возникает сперва в форме частного возмещения пострадавшему или членам его семьи. Со временем начинает карать и государство. Наказания, налагаемые на преступников представителями власти, сначала имели характер частных кар, т. е. выражались в выкупе.

Месть (которая упоминается в Русской Правде Ярослава) совмещала в себе частный и общественный элементы наказания - она не только признавалась, но и предписывалась законом. Месть обиженного или членов его семьи полагалась за такие преступления, как убийство, увечье или посягательство на здоровье и честь. Со временем месть была заменена денежным штрафом. Денежные штрафы включали: виру (в пользу князя), головничество (родственникам потерпевшего), продажу (князю) и урок (потерпевшему).

Информация о работе Русская Правда как источник права: общая характеристика и значение