Русская Правда как источник права: общая характеристика и значение

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2015 в 10:02, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования обусловлена объективными процессами становления и развития российской правовой науки, законодательства, судебной и иной правоприменительной практики. Российское общество претерпело за последние десятилетия значительные преобразования во всех сферах общественной жизни, что находит, в частности, отражение в системе права, которая приобретает черты, свойственные развитым правовым системам современности. В этом контексте особое значение приобретает изучение исторического опыта, обращение к истокам, уяснение закономерностей правового развития применительно к российской действительности

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
РАЗДЕЛ 1. СТАНОВЛЕНИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОЧНИКОВ ДРЕВНЕРУССКОГО ПРАВА………………………....……..5
1.1. Становление древнерусского права и его источники…………...……….5
1.2. Общая характеристика древнерусского права…………….……………..9
1.3. Обычное и договорное право Древней Руси..…………………………..12
РАЗДЕЛ 2. РУССКАЯ ПРАВДА КАК ПЕРВЫЙ КОДЕКС ДРЕВНЕРУССКОГО ПРАВА……………………………………………….…15
2.1. Русская Правда как источник права: общая характеристика и значение……………………………………………………………………15
2.2. Правовое регулирование гражданско-правовых отношений по Русской Правде……………………………………………………………...……...18
2.3. Уголовное право и процесс по Русской Правде………………...………23
ВЫВОДЫ…….………………………...………..……………………….…...….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Курс.источн.права.doc

— 151.50 Кб (Скачать)

Древнерусское право являлось правом - привилегией, то есть регламентировало социальную дифференциацию в обществе. Закон не только не скрывал этого неравенства, но и подчеркивал его. Ярким примером этому являются дифференцированные штрафы в Русской правде — первом кодексе древнерусского права.

Анализ источников древнерусского права свидетельствует, с одной стороны, о казуальности древнерусского права в целом. Это означает, что большинство норм древнерусского права носили конкретный, индивидуально-определенный характер и были применимы лишь к конкретной жизненной ситуации. Древнерусское право не дает абстрактных понятий и определений. Лишь общий анализ ряда статей Русской правды позволяет, к примеру, сделать вывод о том, что понималось под преступлением в Древнерусском государстве и каким образом налагалось наказание за его совершение.

Древнерусское право включало в себя обширную систему норм, регулирующих имущественные отношения, в частности, отношения собственности. Так, была предусмотрена правовая защита как недвижимого, так и движимого имущества; обязательства возникали из причинения вреда и из договоров. Характерно обращение взыскания не только на имущество, но и на саму личность должника, а в некоторых случаях даже на его жену и на детей. Закреплялась определенная система договоров. Наиболее полно был регламентирован договор займа; устанавливаются также договоры купли-продажи, хранения (поклажи), личного найма, частично упоминаются договоры перевозки, комиссии, подряда. Существовали нормы, регламентирующие порядок заключения договоров, а также ответственность за их нарушения. Закон допускал имущественные споры между супругами. Жена сохраняла право собственности на свое приданое и могла передавать его по наследству. Дети находились в полной зависимости от родителей, особенно от отца [27, с. 108].

Древнерусское наследственное право характеризовалось классовой дифференциацией. При этом супруги не наследовали имущество друг друга, но жена оставалась управлять общим хозяйством, пока оно не будет разделено между детьми.

Детализированная проработанность норм уголовного и уголовно-процессуального права в княжеском законодательстве (на примере Русской Правды) позволяет сделать выводы об особенностях уголовного права и процесса в Древнерусском государстве, исследовать ряд понятий и определений (преступление, наказания, доказательства, вина, участники процесса и др.). Была разработана система преступлений и наказаний. Наиболее распространенным видом наказания по Русской Правде была вира (штраф).

Таким образом, можно сделать вывод, что древнерусское право зарождалось параллельно становлению древнерусской государственности, включало в себя нормы обычного права, нормы-традиции, нормы морали, религиозные нормы, нормы писаного права. Древнерусское право по своему характеру было казуальным и сословным. Анализ источников древнерусского права свидетельствует о высокой степени проработанности (для X — XII вв.) регулирования имущественных отношений.

 

 

 

 

1.3.  Обычное и договорное право Древней Руси

 

Правовые системы, в основу которых были положены определенным образом систематизированные обычаи, получили название систем обычного права. Древнейшими памятниками обычного права являются своды обычаев Русская Правда в Древнерусском государстве и т.д. Обычное право существует, и будет существовать столько, сколько просуществует право, оказывая влияние на правовое развитие, восполняя пробелы в зонах правового общения, а также там, где законопредписания нежизнеспособны. Речь идет, в частности, об обычаях упорядоченных (компилированных) и неупорядоченных (некомпилируемых), местных (на уровне отдельных общин и сообществ) и региональных, общих (на уровне нации, народа) и локальных.

Обычное право — это система норм (правил поведения, основывающихся на обычае), регулирующая общественные отношения в данном государстве, в определенной местности либо в данной этнической или социальной группе [6, с. 129].

Таким образом, обычное право — это совокупность норм неписаного права, обязательных для исполнения наряду с законом и находящихся под такой же правовой защитой со стороны государства, как и нормы писаного права. Исторически обычное право складывалось в процессе долгого и однообразного соблюдения определенных норм и правил, которые олицетворяли собой преобладающие в обществе правовые воззрения.

У восточных славян обычное право зародилось на ранних этапах развития общества и было неписанным. Его хранителями являлись старейшины социальных групп, наиболее уважаемые люди. По мере развития общества обычное право трансформировалось в право законное. Исходя из того, что его санкционировало государство, нормы обычного права становились общеобязательными для выполнения. Государство следило за их соблюдением, но они действовали преимущественно в сфере общинного суда.

Таким образом, на Руси доминирующую позицию занимали нормы, основанные на обычаях. В летописях содержатся данные об обычаях восточных славян, существовавших еще до зарождения государственности. По сути, они регулировали порядок совершения кровной мести, проведения некоторых процессуальных действий (присяга, ордалии, оценка показаний свидетелей и проч.).

Нормы обычного права были тесно связаны с нормами морали, и они воспринимались как справедливые, нравственные, с ними вынуждена считаться и господствующая верхушка. Право у славян обозначалось термином «правда». Устная форма обычного права не давала возможность точно закрепить то или иное положение.

Правовая природа обычая «выводится» при этом из его собственной природы и обусловливается не характером его связей с государством («одобряет» или «не одобряет», санкционирует), а наличием у него определенных признаков и черт, соблюдением в процессе его образования и функционирования строго определенных требований и условий.

Обычное право - это форма естественного права, возникшего в силу объективной необходимости. Нарушение норм обычного права отождествляется с причинением обиды (не случайно в Русской Правде Ярослава Мудрого преступление послужило наименование «обида»).

Таким образом, обычное право как источник Древнерусского права представляет собой санкционированные государством нормы первобытных обычаев восточных славян, отражающие интересы общности и охраняемые силой государственного принуждения.

Важными источниками древнерусского права являлись русско-византийские договоры (860, 907, 911, 944 гг.). Несмотря на то, что тексты договоров (860 и 907 гг.) не дошли до наших дней, о них упоминается в более поздних договорах. Исследователи считают, что в них отражены нормы древнерусского права. Эти памятники демонстрируют довольно высокий уровень права не только Византийской Империи, но и Руси, выступавших в них как равные партнеры. В текстах договоров 911 (ст. 5) и 944 (ст. 6) годов прямо указывается на существование уже к этому времени Закона русского (в первом случае) и Устава и Закона русского (во втором), на основе которых законодатель разрешает спорные вопросы.

Состав данных договоров свидетельствует нам о том, что они регулировали торговые отношения, определявшие права, которыми пользовались русские купцы в Византии. Они регулировали торговые, союзные и военные отношения между двумя государствами, а также устанавливали разные виды наказаний за преступления (убийство, кражи, увечья), совершённые на чужой земле, разрабатывали процедуру возмещения убытков, выкупа пленных, наследования и др. Например, договор (911 г.) содержит статьи, регулирующие порядок наследования имущества лиц, которые были на службе в Византии, исключительно русскими потомками.

Международные договоры содержат немало других норм, которые устанавливают ответственность за кражу, телесные повреждения, разбой, ограбление [23, с. 152].

Заслуживает внимания тот факт, что отдельные нормы, содержащиеся в русско-византийских договорах, не утратили актуальности и ныне. Так, например, интересно положение договора 911 г., устанавливающее обязанности «руссов и византийцев, связанные с сохранностью имущества разбитого о берег чужеземного корабля, пока не появится законный обладатель».

Таким образом, договоры Руси с Византией явились важными источниками древнерусского права и содержали ряд норм гражданского, уголовного, международного и процессуального права.

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 2. РУССКАЯ ПРАВДА КАК ПЕРВЫЙ КОДЕКС ДРЕВНЕРУССКОГО  ПРАВА

 

2.1.   Русская Правда как источник права: общая характеристика и значение

 

Важнейший источник древнерусского права – Русская Правда, представляющая собой первый свод законов Руси, вобрала в себя и обычное право, и право византийских источников, и законотворческую деятельность русских князей XI–XII вв.

Русская Правда дошла до современных исследователей в более чем ста списках XIV–XVI вв., которые сильно отличались друг от друга по составу, объёму, структуре. О происхождении этого законодательного памятника в литературе не выработано единого мнения, как, собственно, и о толковании его содержания. В отечественной и зарубежной историографии высказывались различные взгляды на происхождение и сущность Русской Правды. До сих пор в историко-правовой литературе вызывает споры и остается нерешенным вопрос о происхождении этого важнейшего памятника права древней Руси. Особый интерес представляет оценка данного исторического памятника как результата иностранного влияния. Большинство исследователей вопроса о характере и становлении Русской Правды не отрицают влияния в той или иной степени иностранного элемента, но в литературе встречается и абсолютизация генезиса Русской Правды как результата рецепции скандинавского или немецкого права.

Русская Правда представляет собой сборник законодательных памятников, выступающих под названием Правды Русской Ярослава Владимировича. Но Ярослав издал лишь первые семнадцать статей, затем этот памятник постоянно дополнялся вплоть до XIII в.

Русская Правда дошла до нас во множестве рукописей (около пятидесяти), однако, в них различают три редакции: краткую (список академический), пространную (списки синодальный, троицкий, карамзинский и др.) и сокращенную из пространной (список князя Оболенского). В первой изложены уставы Ярослава и его сыновей; во второй - Русская Правда, сложившаяся в XII и XIII вв. из уставов упомянутых князей и последующих дополнений. Третья редакция не имеет определяющего значения. Таким образом (различая в Краткой редакции два сборника и отбрасывая последнюю редакцию как совершенно несамостоятельную), в составе Русской Правды различают три сборника: Правду Ярослава, Правду Ярославичей и Правду пространную [9, с. 10].

Правда Ярослава включает в себя первые 18 статей Краткой Правды и целиком посвящена уголовному праву. Вероятнее всего, она возникла во время борьбы за киевский престол между Ярославом и его братом Святополком (1015–1019 гг.). Пытаясь заручиться поддержкой новгородцев, конфликтовавших с его наёмной варяжской дружиной, Ярослав «дав им Правду, и устав списав, тако рекши им: по се грамоте ходите» (Новгородская I летопись).

Правда Ярослава имеет систематический, а не хронологический состав (об убийстве - ст. 1; о ранах, увечьях и личных оскорблениях - ст. 2-9; нарушение прав имущественных - ст. 10-15 и добавочные ст. 16 и 17). Но не все уставы Ярослава вошли в нее.

Правда Ярославичей есть сборник разновременных уставов, данных этими князьями. Состав этой Правды хронологический: законы, измененные и исправленные, сохраняются наряду с позднейшими их исправлениями. Сборник не охватывает всех уставов Ярославичей (в нем нет отмены мести), но зато заключает в себе уставы, изданные раньше Ярославичей. Правда Ярославичей есть сборник дополнительный к Правде Ярослава: в нем нет важнейших постановлений - об убийстве и пр.

Правда Пространная имеет две половины: первую, законченную, вероятно, при Мономахе, вторую дополнительную. Первая половина есть систематический свод Правды Ярослава и его сыновей и последующих узаконений; вторая - позднейшие приписки (XII - XIII вв.), вносимые в сборник целыми уставами: таковы устав о закупничестве, о наследстве (103-117) и о холопстве (119-132). Сюда же включен и устав о мостовых (134), приписываемый Ярославу. Ученые Тобин и Ланге высказали мнения о том, что вторая половина есть цельный устав Мономаха. Однако, с точки зрения М.Ф. Владимирского-Буданова, это не совсем так, потому что здесь есть постановления и сыновей Ярослава.

Характер Пространной правды более научный: в ней сводятся разновременные постановления в одно, однородные постановления обобщаются; уничтожается казуистическая форма законов. Состав Пространной Правды окончательно сложился не позже половины XIII в., так как она внесена в Кормчую книгу, написанную около 1284 г. повелением князя Новгородского Димитрия и стяжанием архиепископа Новгородского Клемента.

Создание Пространной Правды исследователи относят к XII в., ко времени княжения Владимира Мономаха и его сына Мстислава Великого. Но и она не представляет собой созданного в одно и то же время единого свода законов. Её составляющие – Суд Ярослава Владимировича (ст. 1–52), обобщивший законодательную практику князя Ярослава Мудрого, и Устав Владимира Всеволодовича Мономаха (ст. 53–121), целиком состоящий из постановлений этого князя Пространная Правда кроме статей уголовного права содержит в себе еще целый ряд статей по регулированию гражданских правоотношений, достаточно подробно урегулированы вопросы наследственного права и др.

Сокращенная редакция считается сжатым вариантом Пространной Правды, возникшим позднее, в XIII–XIV вв., в условиях феодальной раздробленности. Но её происхождение ещё более туманно, чем происхождение двух предыдущих редакций. При столь однозначном выводе трудно объяснить, почему в ней присутствуют статьи, которых нет в Пространной Правде, и пропущены статьи, заимствованные в Пространную Правду из Краткой [12, с. 208].

Таким образом, Русской Правдой называется ряд сборников, составленных из княжеских уставов, обычного права и частично – византийских источников. Различают несколько редакций этого исторического памятника права: Краткую Русскую Правду, Пространную Русскую Правду и Сокращенную Русскую Правду. Русская Правда по существу является первым относительно полно кодифицированным актом древнерусского права, соответствующим своей эпохе и содержащим правовые регуляторы общественных отношений того времени. Кроме того, значение Русской Правды как источника древнерусского права определяется и тем, что она явилась основой для создания других, более поздних правовых источников русского права.

Информация о работе Русская Правда как источник права: общая характеристика и значение