Русская Правда как источник права: общая характеристика и значение

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2015 в 10:02, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования обусловлена объективными процессами становления и развития российской правовой науки, законодательства, судебной и иной правоприменительной практики. Российское общество претерпело за последние десятилетия значительные преобразования во всех сферах общественной жизни, что находит, в частности, отражение в системе права, которая приобретает черты, свойственные развитым правовым системам современности. В этом контексте особое значение приобретает изучение исторического опыта, обращение к истокам, уяснение закономерностей правового развития применительно к российской действительности

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
РАЗДЕЛ 1. СТАНОВЛЕНИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОЧНИКОВ ДРЕВНЕРУССКОГО ПРАВА………………………....……..5
1.1. Становление древнерусского права и его источники…………...……….5
1.2. Общая характеристика древнерусского права…………….……………..9
1.3. Обычное и договорное право Древней Руси..…………………………..12
РАЗДЕЛ 2. РУССКАЯ ПРАВДА КАК ПЕРВЫЙ КОДЕКС ДРЕВНЕРУССКОГО ПРАВА……………………………………………….…15
2.1. Русская Правда как источник права: общая характеристика и значение……………………………………………………………………15
2.2. Правовое регулирование гражданско-правовых отношений по Русской Правде……………………………………………………………...……...18
2.3. Уголовное право и процесс по Русской Правде………………...………23
ВЫВОДЫ…….………………………...………..……………………….…...….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Курс.источн.права.doc

— 151.50 Кб (Скачать)

 


 


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3

РАЗДЕЛ 1. СТАНОВЛЕНИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОЧНИКОВ  ДРЕВНЕРУССКОГО  ПРАВА………………………....……..5

    1. Становление древнерусского права и его источники…………...……….5
    2. Общая характеристика древнерусского права…………….……………..9
    3. Обычное и договорное право Древней Руси..…………………………..12

РАЗДЕЛ 2. РУССКАЯ ПРАВДА КАК ПЕРВЫЙ КОДЕКС ДРЕВНЕРУССКОГО  ПРАВА……………………………………………….…15

2.1.  Русская Правда как источник права: общая характеристика и  значение……………………………………………………………………15

    1. Правовое регулирование гражданско-правовых отношений по Русской Правде……………………………………………………………...……...18
    2. Уголовное право и процесс по Русской Правде………………...………23

ВЫВОДЫ…….………………………...………..……………………….…...….30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………......32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В целом источник права - это средство существования и проявления правовых норм как определенных установок в поведении людей, которые характеризуются властностью и поддерживаются государственным принуждением. Источники права неотделимы от понятия юридической нормы. Они являются формой выражения правовых норм. 

В древнерусском государстве были распространены обычное право, договоры Руси с Византией, княжеское законодательство, каноническое (церковное) законодательство, Русская Правда. Среди них доминировали нормы, возникшие на основе обычаев. В летописях и сообщениях зарубежных авторов содержатся данные об обычаях восточных славян еще до образования Киевской Руси. Они регулировали порядок осуществления кровной мести, проведение некоторых процессуальных действий. В процессе становления классового общества обычаи, которые использовались в интересах господствующего класса, постепенно трансформировались в нормы обычного права. Поскольку их санкционировала государство, они становились общеобязательными для выполнения. Государство обеспечивало их соблюдение, но они действовали преимущественно в сфере общинного суда. Нормы обычного права были тесно связаны с нормами морали, и они воспринимались как справедливые, моральные, с ними была вынуждена считаться и господствующая верхушка.

Актуальность темы исследования обусловлена объективными процессами становления и развития российской правовой науки, законодательства, судебной и иной правоприменительной практики. Российское общество претерпело за последние десятилетия значительные преобразования во всех сферах общественной жизни, что находит, в частности, отражение в системе права, которая приобретает черты, свойственные развитым правовым системам современности. В этом контексте особое значение приобретает изучение исторического опыта, обращение к истокам, уяснение закономерностей правового развития применительно к российской действительности. Использование полученного положительного опыта и имеющихся знаний позволит избежать ошибок в будущем и сможет оказаться полезным на сегодняшнем этапе правового развития Российской Федерации.

Актуальность избранной темы обусловлена еще и тем, что древнерусское право, будучи закрепленным в княжеских законодательных актах, стало неотъемлемой частью жизни древнерусского общества, эффективным регулятором общественных отношений, и оказало прямое воздействие на развитие русской государственности в целом.

Цель работы – изучение источников древнерусского права.

Исходя из поставленной цели, можно выделить  следующие задачи:

-  рассмотрение становления древнерусского права и его источников;

-  изучение обычного и договорного права Древней Руси;

-  изучение Русской Правды как источника права;

-  рассмотрение правового регулирования гражданско-правовых отношений по Русской Правде;

- изучение уголовного права и процесса по Русской Правде.

Объектом исследования выступает механизм источников древнерусского права.

Предметом исследования является совокупность теоретических, методических и прикладных проблем, которые возникают в процессе определения источников древнерусского права.

Теоретической и методологической основой исследования являются работы отечественных и зарубежных ученых и специалистов, раскрывающие методологические аспекты источников древнерусского права.

Курсовая работа состоит из введения, трех разделов, выводов и списка используемой литературы.

 

 

РАЗДЕЛ 1. СТАНОВЛЕНИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОЧНИКОВ  ДРЕВНЕРУССКОГО  ПРАВА

 

1.1.   Становление древнерусского права и его источники

 

Как и у других народов, один из главных источников права у славян – обычай. Обычаи, или устойчивые правила поведения, формируются уже на этапе догосударственного развития, в условиях родоплеменных отношений. Когда часть обычаев превращается в норму поведения и общины или их старейшины начинают принуждать к исполнению этих норм своих нерадивых или выбивающихся каким-либо другим образом из общинной жизни сочленов, можно говорить о появлении обычного права. Обычное право выражается в юридических действиях (фактах), в их однообразном повторении (община при любых обстоятельствах защищает каждого общинника круговой порукой). Оно выражается также в юридических сделках или судебных актах (применение кровной мести за убийство родича) и в словесных формулах (в законе, пословицах): «Вор ворует, мир горюет»; «Муж крепок по жене, а жена по мужу» и т.п. [2, с. 136].

Обычное право весьма консервативно, оно часто долго соседствует с правом публичным в условиях, когда уже складывается государство и все институты права. На Руси долго считали, что поступать по старине, значит поступать по праву. «Что старее, то правее», – говорит пословица. В то же время обычное право, не будучи закреплено в законе, способно изменяться вместе с жизнью. К древнейшим нормам обычного права восточных славян относились кровная месть, круговая порука, умыкание невесты, многожёнство, особая словесная форма заключения договора, наследование в кругу семьи и др. Часть их мы обнаруживаем в древнерусском законодательстве уже в качестве норм публичного права, часть их видоизменяется, некоторые утрачиваются. Кровная месть, к примеру, запрещается в XI в. и заменяется денежным штрафом.

Возникновение Древнерусского государства естественно сопровождалось формированием древнерусского права, исторически первым источником которого были правовые обычаи - нормы обычаев доклассового общества, санкционированные возникающим государством. Среди них можно встретить кровную месть, принцип талиона - «равным за равное». Совокупность этих норм летописи и иные древнейшие документы называют «Законом русским» [3, с. 205].

Поэтому второй источник права Киевской Руси - это собственное законотворчество раннефеодального государства в первые десятилетия его существования, обобщавшее судебную практику. Ко второй половине XIX в. в Среднем Поднепровье - Русской земле произошла унификация близких по составу и социальной природе Правд этих племен в Закон Русский, юрисдикция которого распространялась на территорию государственного образования славян с центром в Киеве. Нормы Закона Русского учитывались великими киевскими князьями при заключении договоров с Византией.

Русская летопись донесла тексты 3-х таких договоров: 911, 944 и 971 гг. Договоры регулировали торговые, союзные и военные отношения между двумя государствами, устанавливали разные виды наказаний за преступления (убийство, кражи, увечья), совершённые на чужой земле, разрабатывали процедуру возмещения убытков, выкупа пленных, наследования и др. Эти памятники демонстрируют довольно высокий уровень права не только Византийской империи, но и Руси, выступавших в них как равные партнеры. В текстах договоров 911 (ст. 5) и 944 (ст. 6) годов прямо указывается на существование уже к этому времени закона русского (в первом случае) и устава и закона русского (во втором), на основе которых законодатель разрешает спорные вопросы. Договоры 911, 944 и 971 гг. содержали нормы торгового права, например, правила регистрации отдельных товаров «наволок».

Третий источник древнерусского права – право византийское, его рецепция (усвоение), а через него – частично и права римского. Принятие христианства Русью (988 г.), усвоение христианской культуры, более тесное общение с Византией и другими странами произвели настоящий переворот во всех сферах правовой жизни Древней Руси. Обычное право во многом прямо противоречило учению христианской морали и церковному праву и должно было подвергнуться пересмотру. С христианством на Русь пришла церковь со своими каноническими законами, со своими служителями, начиная с митрополитов-греков и кончая духовными лицами менее высокого ранга, которые составили образованную элиту общества, стремившуюся к усовершенствованию русского права.

На протяжении двух последующих столетий, XI и XII, Русь усваивала чужое право, приспосабливая его к условиям местной жизни. На Русь в то время хлынул поток переводной греческой литературы, как светского, так, главным образом, религиозного содержания: евангелия, псалтыри, жития святых, хроники, апокрифические сочинения и пр., составлявшие круг чтения средневекового русского читателя. В этом потоке немаловажное значение занимали кодексы византийского права, которые стали изучаться и применяться и в законотворчестве, и в судебной практике.

Первыми пришли сборники церковного права: Номоканон (законы и правила) Иоанна Схоластика, Номоканон патриарха Фотия. Переводы их получили на Руси название Кормчих книг (сборники канонических и юридических установлений). Из сводов светских законов Византии на Руси хорошо знали Эклог (отбор) императоров Льва Исавра и Константина Компронима, Книги законные, содержавшие законы земледельческие, уголовные и др.

Под влиянием византийского права уже в XI в. все членовредительные и болезненные наказания уступили место денежным штрафам, произошли серьезные изменения в семейно-брачном праве, появились нормы в праве, защищающие честь и достоинство личности и др.

Переворот, произведенный в древнерусском обществе и праве христианством и византийским правом, сказался, в первую очередь, на положении церкви и церковных людей. Это нашло отражение в церковных уставах, принятых русскими князьями, до нас дошли: Устав князя Владимира, Устав князя Ярослава, уставы новгородских князей Всеволода и Святослава и др. Они содержат положение о церковной десятине, которую со времен Владимира Святого русская церковь получала из казны на содержание; церковные люди освобождались уставами от всяких сборов и частично o т юрисдикции княжеского суда; церковь получила право надзора за правильностью мер и весов, совершения брачного союза и др. Уставы, таким образом, позволяют выяснить отношения государства и церкви, помогают восстановить правовые нормы, не нашедшие отражения в Русской Правде. Это ценный источник изучения права [29, с. 142].

Княжеское законодательство как источник права появляется на Руси в Х в. Уставы Владимира Святославича, Ярослава, внесли изменения в действующее финансовое, семейное и уголовное право.

Устав Владимира определял взаимоотношения княжеской власти с церковью. Он предусматривал установление налога в пользу церкви так называемая десятина. Во времена Владимира церковное землевладение ещё не получило развития, поэтому тогда десятина являлась основным источником дохода духовенства. Церковь по Уставу получала право суда в отношении духовенства и всех людей подвластных церкви. Кроме того, перечислялись дела, которые рассматривались церковным судом в отношении любых лиц. К компетенции церкви относились главным образом дела в области семейно-брачных отношений.

Устав Ярослава посвящался главным образом семейно-брачным отношениям, преступлениям против семьи и нравственности. Встречались наказания за эти деяния как бы двойственные и от; князя и от епископа. Почти все наказания имущественного характера. Только в одном случае предусматривалась смертная казнь - ст. 13 Устава. В этой статье устанавливалась ответственность мужа за двоежёнство. Устанавливалось наказание 40 гривен в пользу епископа, а незаконная жена (как правило, молодая) заключалась в монастырь. Если же муж причинял зло своей законной жене (например, убьет раздосадованный на то, что его разлучали с более молодой), то в этом случае, возможно, было применение смертной казни.

В Устав Ярослава встречаются статьи, которые носят ярко выраженный классовый характер. За изнасилование и оскорбление женщины устанавливался штраф, размер которого зависел от положения потерпевшей. Если потерпевшая была женой или дочерью боярина, то наибольшая сумма. Если малого боярина, то меньше, если простого человека, то ещё меньше.

От церковных уставов князей пошла история церковного законодательства. В качестве источников использовались статьи из правовых сборников других славянских народов. Использовался, например, «Закон Судный людем» из Болгарии. Значение имели и Кормчие книги - византийские сборники церковно-гражданских постановлений, большей частью относящиеся к области семейно-брачного права.

Наиболее же крупным источником древнерусского права является Русская Правда, сохранившая свое значение и в последующие периоды отечественной истории.

 

1.2.   Общая характеристика древнерусского  права

 

Древнерусское право - уникальное явление, обладающее рядом свойств и характеристик. Древнерусское право представляет собой пестрый правовой комплекс, сочетающий нормы обычного права, нормы-традиции, религиозные нормы, нормы писаного права. Определяющая роль норм обычного права в этом перечне подчеркивается их первичностью по отношению к остальным нормам. Таким образом, можно сделать вывод, что древнерусское право как таковое возникло из обычного права восточных славян, которым контролировалась повседневная общественная жизнь. Нарушенные нормы обычного права при определенных условиях восстанавливались. При этом в каждом конкретном случае вырабатывалось как общее суждение о случившемся, так и обычные правила разрешения конкретной спорной ситуации. Так складывался прецедент: найденные прецеденты облегчали нахождение и применение права в будущем.

С течением времени появился ряд условий, не вписывающихся в обычное право. Их накопление привело к потребности их письменной фиксации и соответственно - к их объединению, кодификации. Тем самым появились первые рукотворные памятники права [5, с. 163].

Информация о работе Русская Правда как источник права: общая характеристика и значение