Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 16:13, курсовая работа
Цель данной работы изучить, как в памятнике древнерусского права раскрывается государственное управление в Древней Руси.
Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:
- раскрыть происхождение Русской Правды, как древнейшего памятника русского права, выявить особенности ее создания, а также исследовать ее основные редакции;
- проанализировать правовое регулирование общественных отношений по Русской Правде на анализе норм гражданского права, уголовного права, семейного права;
Введение………………………………………………………………………...3
1. Русская Правда – древнейший памятник русского права………….…......5
1.1. Особенности создания Русской Правды…………………………………5
1.2. Основные редакции Русской Правды…………………………………….8
2. Правовое регулирование общественных отношений по Русской Правде.15
2.1. Гражданское право……………………………………………………….15
2.2. Уголовное право………………………………………………………….17
2.3. Семейное право…………………………………………………………..21
3. Процессуальные нормы в Русской Правде……………………………….26
3.1. Система доказательств…………………………………………………...26
3.2. Особенности судопроизводства…………………………………………27
Заключение……………………………………………………………………29
Список используемых источников………………………………………….
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАФЕДРА истории государства и права
Судебный процесс по Русской правде
КУРСОВАЯ РАБОТА
Студент 2 курса (21 группы)
очного отделения
Научный руководитель:
_______ 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Русская Правда – древнейший памятник русского права………….…......5
1.1. Особенности создания Русской Правды…………………………………5
1.2. Основные редакции Русской Правды…………………………………….8
2. Правовое регулирование общественных отношений по Русской Правде.15
2.1. Гражданское право……………………………………………………….15
2.2. Уголовное право………………………………………………………….17
2.3. Семейное право…………………………………………………………..2
3. Процессуальные нормы в Русской Правде……………………………….26
3.1. Система доказательств……………………………………………
3.2. Особенности судопроизводства……………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемых источников…………………………………………..32
Введение
Актуальность обусловлена тем, что на протяжении нескольких веков Русская Правда служила основным руководством при судебных разбирательствах. В том или ином виде она вошла в состав или послужила одним из источников позднейших судных грамот: Псковской судной грамоты, Двинской уставной грамоты, Судебника Казимира 1468 г., Судебников 1497 и 1550 гг., даже некоторых статей Соборного Уложения 1649 г.
В нашей исторической литературе господствует убеждение, что частная юридическая жизнь древнейшей Руси наиболее полно и верно отразилась в древнейшем памятнике русского права - в Русской Правде.
В своей курсовой работе я хочу обратиться к истокам, к корням писаного права древней Руси - к русской Правде, рассмотреть содержание этого уникального памятника древнерусского права, проанализировать изложенные в нем правовые нормы, так как именно на основе законов строится управление государством.
Эта тема особенно злободневна сейчас, когда в международных политических и юридических кругах идет спор, является ли Россия правовым государством. Мы можем углубиться в зарождение системы управления государством с помощью норм закона.
Объектом работы является законодательство древнерусского государства и его влияние на общественные отношения рассматриваемого периода.
Предметом исследования – суд и судебный процесс по Русской правде.
Цель данной работы изучить, как в памятнике древнерусского права раскрывается государственное управление в Древней Руси.
Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:
- раскрыть происхождение Русской Правды, как древнейшего памятника русского права, выявить особенности ее создания, а также исследовать ее основные редакции;
- проанализировать правовое регулирование общественных отношений по Русской Правде на анализе норм гражданского права, уголовного права, семейного права;
- изучить процессуальные нормы в Русской Правде, а именно систему доказательств и особенности судопроизводства
О разработанности темы можно судить по работам таких ученых как Владимирский-Буданова М.Ф., Грекова Б.Д., Исаева И.А., Ключевского В.О., Рогова В.А., Свердлова М.Б., Тихомирова М.Н. и других.
Методы исследования: всеобщие; общенаучные, такие как анализ, синтез, дедукция, индукция, системный и функциональный подход; также использованы частноправовые методы, в том числе формально-юридический и сравнительно-правовой методы.
Структура работы представляет собой введение, три главы, заключение и список используемых источников.
1. Русская Правда - древнейший памятник русского права
1.1. Особенности создания Русской Правды
Становление древнерусского феодального права связано с возникновением Русской Правды.
Изучение древнейших документов истории Древней Руси свидетельствует о самостоятельности исторического процесса возникновения и развития государства и права у восточных славян.
Бесспорно, что, как и любой другой правовой акт, Русская Правда не могла возникнуть на пустом месте, не имея под собой основы в виде источников права. Мне остаётся перечислить и проанализировать эти источники, оценить их вклад в создание Русской Правды.
К числу древнейших источников права относятся также церковные уставы князей Владимира Святославича и Ярослава Владимировича (X-XI вв.), содержащие нормы о брачно-семейных отношениях, преступлениях против церкви, нравственности и семьи. В уставах определялась юрисдикция церковных органов и судов.
Говоря о большом значении Русской Правды для понимания становления феодальных отношений на Руси и о предшествующих ей законах и обычаях восточных славян, академик Б. Греков замечает: «Можно с уверенностью сказать, что кровная месть, например, была хорошо известна в то время и вошла, хотя и в урезанном виде, в Русскую Правду, где жила до законодательной отмены в XI веке». [2, с. 76]
Одним из источников Русской Правды является законодательная деятельность князей. Так, после подавления Древлянского восстания 945 г. княгиня Ольга установила характер нормы дани - «уроки», создала на земле древлян новые административно- финансовые единицы (погосты, места). С целью установления регулярных поборов с населения ввела различные «виры», «продажи», «пошлины», что закреплено в статьях «Русской Правды».
Источниками Русской Правды явились и нормы обычного права и княжеская судебная практика. К числу норм обычного права относятся прежде всего положения о кровной мести и круговой поруке. Законодатель по-разному относится к этим обычаям: кровную месть он стремится ограничить (сужая круг мстителей) или вовсе отменить, заменив денежным штрафом (вирой). Круговая порука, напротив, сохраняется им как политическая мера, связывающая всех членов общины ответственностью за своего члена, совершившего преступление («дикая вира» налагалась на всю общину).
Ещё одним из источников Русской Правды был Закон Русский (нормы уголовного, наследственного, семейного, процессуального права). До сих пор не прекращаются споры о его сущности. В истории русского права нет единого мнения об этом документе. Известно, что он частично отражён в договорах Руси с греками в 911 и 944 годах, и в Русской Правде. Например, в договоре 911 года записано: «Аще ли ударить мечем или бьеть кацем либо сосудом, за то ударение или бьенье да вдасть литр 5 сребра по закону Рускому». [11, с. 98]
Древнейшей редакцией (подготовлена не позднее 1054 года) является Краткая Правда, состоящая из Правды Ярослава, Правды Ярославичей, Покона Вирного, Урока Мостников.
Первоначальный текст Русской Правды до нас не дошел. Однако известно, что сыновья Ярослава во второй половине XI в. существенно дополнили и изменили его, создав так называемую Правду Ярославичей. Объединенные потом переписчиками Правда Ярослава и Правда Ярославичей составили основу так называемой Краткой редакции Русской Правды. Владимир Мономах произвел еще более крупную переработку этого закона. В результате сложилась Пространная редакция. В последующие века создавались новые редакции Русской Правды, которых насчитывалось в общей сложности до шести. Все редакции дошли до нас в составе летописей и различных рукописных юридических сборников. Таких списков Русской Правды в настоящее время найдено свыше ста. Им обычно присваиваются названия, связанные с наименованием летописи, местом находки, лицом, нашедшим тот или иной список (Академический, Троицкий, Карамзинский и др.). [12, с. 93]
Русская Правда отличается самобытным русским характером; она свидетельствует о тех юридических верованиях, которыми жило русское общество того времени. И хотя она содержит статьи, заимствованные из римско-византийского права, но они переработаны на русский лад. В Судном законе и уставе Владимира видно влияние византийского права; здесь же все чужеземное откинуто и все заимствованное переделано по-русски.
Под именем Русской Правды подразумевается сборник законодательных памятников, который называется Правдой Русской Ярослава Владимировича. Но Ярослав издал лишь первые семнадцать статей. Позднее этот свод правил постоянно пополнялся: есть прибавления сыновей Ярослава, Мономаха и др. Некоторые прибавления относятся к концу XII — началу XIII в.
Открытие Русской Правды принадлежит В. Н. Татищеву, который отыскал ее в одной новгородской летописи XV в. и представил в Императорскую Академию в 1738 г. [7, с. 102] Впервые издана Русская Правда была в 1767 г. А.-Л. Шлецером. В 1799 г. в Москве был опубликован дополненный вариант Русской Правды.
Начало Русской Правды относится ко времени Ярослава Владимировича, т.к. все списки имеют заглавие: «Суд Ярослава Владимировича» или «Устав великого князя Ярослава Владимировича о суде».
Постепенное развитие русского общества имело своим неизбежным следствием сознание несоответствия Правды Ярослава с новыми потребностями общества. Это сознание несоответствия вызвало через 17 лет после смерти Ярослава пополнение Правды его сыновьями. С этой целью они собирались в Киеве в 1072 г. с избранными мужами: Коснячком Перенегом, Никифором Чудином и Микулой, где составили новую Правду для всей Руси. [4, с. 70] Новая Правда ограничивалась одними уголовными постановлениями.
Правду сыновей Ярослава можно разделить на три отдела. Первый, состоявший из 11 статей, заключал в себе узаконения о преступлениях против лица; второй, состоявший из 13 статей, заключал в себе узаконения по делам о нарушении прав собственности; третий — из 2 статей — говорил о суде и судебных пошлинах.
В XII столетии развитие общественной жизни на Руси породило новые вопросы, требовавшие законодательного решения. Вместе с развитием государства и общества развивались и законы, которые использовались для управления данным государством.
1.2. Основные редакции Русской Правды
Русская Правда сохранилась в большом количестве (свыше 110) списков XIII - XVIII вв. Все тексты Правды находятся в составе каких - либо сборников или летописей. По своим особенностям списки Правды могут быть разделены на три основных памятника: 1) Краткую, 2) Пространную и 3) Сокращенную Правду.
Списки первой, или краткой, редакции немногочисленны, известно только два древних списка, относящихся к половине XV в. Краткая Русская Правда находится в составе Новгородской первой летописи младшего извода, где она помещена под 1016 г. Оба списка Краткой Правды (Академический и Археографический) (Списки Русской Правды названы или по их владельцам или по месту их нахождения: Академический принадлежит библиотеке Академии наук, Археографический - получил название от Археографической комиссии для издания древних документов.) по своему тексту чрезвычайно близки друг к другу и, по-видимому, произошли от общего источника или протографа. Сохранилось и несколько списков Краткой Правды, переписанных в XVIII в. которые, впрочем, восходят к тексту, приготовленному к печати В. Н. Татищевым в 1738 г., и дают мало дополнительных сведений о древнем тексте Правды. [5, с. 18] В списках Краткой Правды текст написан сплошь без разделения на статьи. Однако вторая часть Правды выделена начальной буквой П, написанной красной киноварью.
Списки Пространной Правды сохранились в наибольшем количестве (свыше100). Пространные списки в четыре или пять раз по тексту длиннее кратких и заключают большое количество новых статей. Кроме того, текст Пространной Правды разбит в них киноварными заголовками и заглавными буквами. Впрочем, заголовки не покрывают содержания всех статей, следующих за ними.
По своему тексту списки Пространной Правды могут быть разделены на три вида.
Первый, наиболее многочисленный вид входит в состав юридических сборников, известных под названием Кормчих и Мерил Праведных. Кормчая, или Номоканон, представляет собой собрание церковных правил и гражданских законов. Самое слово «кормчая» значит руководящая или направляющая. Слово «Номоканон» происходит от греческого «номос» (закон) и «канон» (правило). Кормчая была важнейшим юридическим пособием в древней Руси и сохранилась во множестве списков разного состава. В текст славянской Кормчей Русская Правда была внесена не позднее третьей четверти XIII века.
K второму виду Пространной Правды принадлежат списки, входящие в состав особых юридических сборников. Наиболее древний список этой группы, Пушкинский (принадлежал А. И. Мусину-Пушкину), написан на 60 листах (или 120 страницах) пергамена. Весь сборник носит заголовок «Суд Ярослава князя. Устав о всяцих пошлинах и о уроцех». В состав сборника входят статьи: 1) Увещание к судьям; 2) Русская Правда; 3) Закон судный людем; 4) Избрание из законов Моисеевых; 5) Договор Смоленска с Ригою в 1229 году; 6) Устав Ярослава о мостех. [3, с. 38]
В начале XV в., по - видимому, уже в Московской Руси, появился новый, третий вид Пространной Правды. Он представлен несколькими списками XV - XVI вв.; один из них принадлежал князю Оболенскому, другой - Карамзину. Этот вид списков Пространной Правды можно назвать Карамзинским, так как он впервые был открыт Н. М. Карамзиным. В его основу положен текст какого - то списка Пушкинско - Археографической ветви, дополненный по спискам Троицко - Синодальной. В результате получился сводный текст. Отличительной чертой Карамзинского вида являются дополнительные статьи о резах (процентах) и Устав о мостех, вставленные в текст Правды. Большинство исследователей предпочтительно пользовались Карамзинским видом, вследствие его полноты и кажущейся исправности. В действительности он имеет интерес только для истории текста Пространной Правды в XIV - XV вв. и мало дает для восстановления ее протографа.