Русская Правда как первый свод законов Древней Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 07:31, контрольная работа

Краткое описание

Становление российского феодального права в Древней Руси было длительным процессом. Его истоки восходят к племенным правдам восточных славян. Они представляли собой, обычноправовые системы, предназначенные для юридического регулирования всей совокупности социально-экономических и правовых отношений в каждом племени или племенном союзе. В процессе политической консолидации южной ветви восточнославянских племён, полян и северян, а 8 – первой половине 9вв. в Среднем Поднепровье – Русской земле произошла унификация близких по составу и социальной природе Правд этих племён – в Закон русский, юрисдикция которого распространялась на территорию южного государственного образования восточных славян с центром в Киеве.

Оглавление

Введение.
Процесс формирования «Русской Правды» как свода законов Древней Руси.
Редакции «Русской Правды».
Содержание «Русской Правды»:
1). субъекты права по Русской Правде;
2). Особенности «Русской Правды» как источника права ;
3). Обязательство по Русской Правде;
4). Уголовное права по Русской Правде;
5). Наказание по Русской Правде;
6). Судебный процесс по Русской Правде.
5. Заключение.
6. Список используемой литературы.
3. Заключение.
4. Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

история гос-ва и права Отечества.doc

— 80.00 Кб (Скачать)

       Федеральное агентство по образованию

       Федеральное государственное образовательное  учреждение высшего профессионального образования

             «Сибирская академия государственной службы» 

       Институт  переподготовки специалистов

       Кафедра Теории и истории государства  и права

       Дисциплина  История государства и права Российского государства. 
 

       Письменное  контрольное задание 

       для студентов заочного обучения

       Тема: «Русская  Правда как первый свод законов Древней Руси» 

          Студент: Ядыкина Наталья Николаевна

          Группа: 10205

          Дата: 07 мая 2011 года

          Преподаватель: Кутерина Роксана Валерьевна 

       Новосибирск

       2011 год

       ПЛАН:

  1. Введение.
    1. Процесс формирования  «Русской Правды» как свода законов Древней Руси.
  1. Редакции «Русской Правды».
  2. Содержание «Русской Правды»:

    1). субъекты права по Русской  Правде;

    2). Особенности «Русской Правды» как источника права ;

    3). Обязательство по Русской Правде;

    4). Уголовное права по Русской  Правде;

    5). Наказание по Русской Правде;

    6). Судебный процесс по Русской  Правде.

    5. Заключение.

    6. Список используемой литературы.

3. Заключение.

4. Список используемой литературы. 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Введение.

       Становление российского феодального  права  в Древней Руси было длительным процессом. Его истоки восходят к племенным  правдам восточных славян. Они  представляли собой, обычноправовые системы, предназначенные для юридического регулирования всей совокупности социально-экономических и правовых отношений в каждом племени или племенном союзе. В процессе политической консолидации южной ветви восточнославянских племён, полян и северян, а 8 – первой половине 9вв. в Среднем Поднепровье – Русской земле произошла унификация близких по составу и социальной природе Правд этих племён – в Закон русский, юрисдикция которого распространялась на территорию южного государственного образования восточных славян с центром в Киеве. Данной системой права руководствовались в судебной практике великие киевские князья и контролируемые ими княжеские и местные общинные суды. Закон русский полагался основным по сравнению с Правдами других племенных союзов, с которыми он первоначально сосуществовал, не вытесняя их. Его нормы учитывались великими киевскими князьями Олегом и Игорем при заключении государственных договоров (уже в русско-византийских договорах 911 и 944гг.). Закон русский представлял качественно новый этап развития устного права в условиях существования государства. Он развивался в 9-10 вв. отражая происходившие социально-экономические перемены, в частности появляющиеся раннефеодальные отношения собственности и растущую социально-экономическую дифференциацию.

       Во второй половине 10- начале 11вв. в результате усложнения системы Древнерусского государства, включившей княжеское законодательство, Закон русский развился в устную Правду Русскую – основной закон великих князей, который наполнялся уже новым содержанием как право раннеклассового государства. Поэтому метафизичным представляется противопоставление сторонниками родовой теории государственного права «родовому обычаю» без учёта развития племенных Правд в условиях формирующегося и развивающегося государства в начальный период становления, а также более позднего использования этого закона как источника первоначального писанного права раннефеодального государства.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Редакции  «Русской Правды».

       До  наших дней дошло более ста  списков Русской Правды, которые можно представить в трёх основных редакциях: Краткая, Пространная и Сокращённая (обозначаемые в литературе как КП, ПП, СП). Древнейшей редакцией (подготовлена не позднее 1054г.) является Краткая Правда, состоящая из Правды Ярослава (ст. 1-18), Правды Ярославичей (ст. 19-41), Покона вирного (ст. 42), урока мостников (ст. 43).

       Пространная редакция, возникшая не ранее 1113г  и связанная с именем Владимира  Мономаха, разделялась на Суд Ярослава (ст. 1-52) и Устав Владимира Мономаха (ст. 53-121).

       Сокращённая редакция появилась в середине 15в. Из переработанной Пространной редакции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       
  1. Процесс формирования  «Русской Правды» как свода законов Древней Руси.

       В процессе интеграции восточнославянских племён в составе Древнерусского государства в результате социально- экономических и политических процессов, уничтожения автономии племенных союзов после подавления восстаний, подобных древлянскому, устная Правда Русская в качестве основного государственного закона постепенно распространилась на всю территорию страны. Одним из таких случаев распространения её норм на Новгород в 1015 – 1016гг. стало издание Древнейшей Правды. Ввиду острой необходимости урегулировать отношения новгородцев и варягов после завоевания великокняжеской власти Ярославом  Мудрым был составлен судебник – Правда со специальной выборкой норм устной Правды Русской, отредактированных и дополненных  особыми постановлениями с соответствии с целями её опубликования. Этот первый по времени писанный судебник, условно названный в исследовательской литературе Древнейшая Правда, или правда Ярослава, носил название «Правда Русская». В условиях издания судебника для Новгорода этот заголовок приобретал дополнительное значение как указание нормативного акта, изданного великим киевским князем, и свидетельство южнорусского происхождения его норм.1

       Первый  писанный судебник содержал лишь небольшое  число статей, что объясняется  особым назначением его издания: зафиксировать необходимые для  определённой судебной практики нормы  устного права, произведя незначительную редакционную переработку. Вне судебника остались защита собственности, судебно-следственная процедура, определение штрафов за посягательство на жизнь различных категорий зависимого населения и т.д.

       Развитие  господского хозяйства, прежде всего княжеского, предполагало особую защиту его законом. Эта задача была частично решена изданием домениального устава в великое княжение Ярослава Мудрого после 1036г. Его статьи состоят из норм, направленных на защиту людей и собственности княжеского господского хозяйства, а также общих правовых норм, заимствованных из устной Правды Русской и восходящих к Закону Русскому. Вторая группа норм в домениальном уставе изменила свою функцию, поскольку она была предназначена для защиты домена. Цели издания и тематическое единство норм домениального устава свидетельствуют о том, что он представлял собой самостоятельный юридический памятник, подобно Покону вирному и уроку  мостников.2

       Различные задачи, стоявшие перед Древнейшей Правдой и уставом, предопределяли и их содержание. В княжение Ярослава были изданы также самостоятельные законоположения: Покон вирный, кторый появился в результате борьбы свободного сельского населения против произвола вирников, Урок мостников, выражавший функции государства по административному управлению. Вероятно, ещё при жизни Ярослава эти законы были сведены воедино и под названием «Суд Ярославль Владимировичь» составили целый свод законов.

       Вскоре  после смерти отца три старших  Ярославича и их приближённые мужи приняли решение об отмене кровной мести и обязательном выкупе за убийство, что явилось завершением длительной предшествующей тенденции к ограничению кровной мести. Его принятие отразило значительное  общественное развитие страны. В определённой мере – принятие христианства ка официальной религии, хотя рецидивы кровной мести продолжали встречаться позднее и они учитывались в юридической практике.

       Ярославичи  врозь издавали отдельные законы, прежде всего в годы своего пребывания на великокняжеском престоле (в Пространной  Правде прослеживается законодательство киевского князя Святополка Изяславича о регулировании долговых отношений купцов). Эти нормативные акты существовали в виде особых записей и при составлении пространной Правды были включены без указания имен, издавших их князей.3

       Только  Устав Владимира мономаха об отмене третьего реза, опубликованный в 1113 году в особых условиях как следствие восстания в Киеве и вокняжения там Владимира, включён в свод с преамбулой, в которой указаны лица, издавшие данный закон.

       Последний период в становлении Пространной Правды приходится на великое киевское княжение Владимира Мономаха (1113-1125гг.) и его сына Мстислава Великого (1125 – 1132гг.). В это время социально-экономическое развитие страны достигла высокого уровня. Государство стояло на пороге нового этапа в развитии – периоде раздробленности. Замечательного расцвета достигла древнерусская культура. Система писанного права также значительно развилась к тому времени. На Руси уже существовали и редактировались церковные уставы Владимира  и Ярослава, определившие объём церковной юрисдикции. Складывался корпус южнославянских и переводных византийских правовых памятников. Кодификация светского права, русского по происхождению являлась важной задачей не только потребностей феодального государства, но и внутренних закономерностей развития писанного права.

       Кодификаторы  положили в основу создаваемого свода  свод законов Ярослава Мудрого –  «Суд Ярославль Владимирочь», самостоятельные  княжеские уставы и отдельные  законоположения, а также необходимые  для охвата правовых отношений нормы устной Правды Русской, которая ещё продолжала использоваться в качестве основного источника светского права, поскольку предшествующее законодательство не представляло собой целостной системы. Феодальное государство шло а широкое использование результатов предшествующего многовекового нормотворчества, истоки которого восходили к периоду родоплеменных отношений, к начальному этапу становления классовых отношений. За соблюдением правовых норм следили уже не  племенные старейшины и народное собрание, а князь – глава государства и иерархически подчиненные ему землевладельцы и служилые люди.4 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Содержание  «Правды Русской»:

    А) Субъекты права по «Русской правде».

    В Русской Правде содержится ряд норм, определяющих правовое положение отдельных групп населения. По её тексту достаточно трудно разграничить правовой статус правящего слоя и остального населения. Имеется только два юридических критерия, особо выделяющих эти группы в составе общества. – нормы повышенной (двойной) уголовной ответственности за убийство представителя привилегированного слоя (ст. 1ПП) и нормы об особо порядке наследования недвижимости (земли) для представителей этого слоя (ст. 91 ПП).5 Эти юридические привилегии распространялись на субъектов, поименованных в Русской Правде как князья, бояре. Княжьи мужи, огнищане. В это перечне не все лица могут быть названы феодалами, можно говорить лишь об их привилегиях, связанных с особым социальным статусом, приближённостью к княжескому двору и имущественным положением.

    Основная  масса населения разделялась  на свободных и зависимых людей, также существовали промежуточные  и переходные категории. Юридически и экономически независимыми группами были посадские люди и смерды-общинники (они уплачивали налоги и выполняли  повинности только в пользу государства).

    Городское (посадское) население делилось на ряд  социальных групп – боярство, духовенство, купечество, «низы» (ремесленники, мелкие торговцы, рабочие и прочие).

    Кроме свободных смердов существовали и другие категории, о которых в Русская Правда упоминает как о зависимых людях.

Информация о работе Русская Правда как первый свод законов Древней Руси