Русская культура середины XIII – XV в.

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 23:03, контрольная работа

Краткое описание

Завоевание Руси монголо-татарами существенно замедлило темпы культурно-исторического процесса, но не прервало его, не нарушило преемственность в развитии русской культуры так называемого домонгольского периода и периода ее восстановления и нового расцвета. Русская культура сохранила национальный характер. Большую роль в передаче традиций и культурно-исторического опыта сыграли земли, не подвергшиеся разгрому, такие как Новгород и Псков. Насильственное вмешательство чужеродной культуры не уничтожило национальную самобытность и самостоятельность русской культуры.

Оглавление

Введение
1. Особенности русской культуры в данный период.
2. Литература и устное народное творчество.
3. Архитектура.
4. Живопись.
5. Выводы.

Файлы: 1 файл

Отечественная история 1.doc

— 89.50 Кб (Скачать)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Ухтинский  государственный технический университет»

 

филиал Ухтинского государственного технического университета в г. Усинске

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная   работа

 

 

по  дисциплине __Отечественная история_______________

 

тема:  Русская культура середины XIII – XV в

 

студента  ______1_______     курса     специальности   ______НГД-11__________

 

шифр  __№ 112370____

 

Ф.И.О. _____Телицын Игорь Витальевич____ 

Телефон: 89129519554

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

 

 

 

 

 

г.Усинск

2011 г.

 

 

 

 

Тема 10. Русская  культура середины XIII – XV в.

 

План:

 

Введение

      1.  Особенности  русской культуры в данный  период.

      2.  Литература  и устное народное творчество.

      3.  Архитектура.

      4.   Живопись.

      5.   Выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

    В историко-культурном процессе XIII—XV веков выделяются два периода. Первый (с 1240 года до середины XIV века) характеризуется заметным упадком во всех областях культуры в связи с монголо-татарским завоеванием и одновременной экспансией со стороны немецких, шведских, датских, венгерских, литовских и польских феодалов. Второй период (XIV - XV веков) отмечен подъемом национального самосознания, возрождением русской культуры. Иноземные вторжения особенно пагубными оказались для южных и западных земель. Поэтому центр общественно-политической и культурной жизни постепенно сместился на северо-восток, где в силу ряда причин с середины XIV века установилась гегемония Москвы. Именно Московскому княжеству было суждено, преодолевая феодальную раздробленность Руси, возглавить борьбу против Золотой Орды и к концу XV века завершить оба процесса созданием единого и независимого государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.  Особенности русской культуры  в данный период.

    Монголо-татарское нашествие и золотоордынское иго оказали отрицательное воздействие на темпы и ход культурного развития древнерусской народности. Гибель многих тысяч людей и пленение лучших ремесленников привели не только к падению мастерства, но и к полному исчезновению некоторых сложных видов ремесленной техники. Были утрачены навыки изготовления шиферных пряслиц, сердоликовых бус, стеклянных браслетов, амфор-корчаг, полихромной (многоцветной) керамики, эмали, мозаики. Массовые разрушения почти на полвека задержали развитие каменного строительства. Разрушение основных культурных центров привело к сокращению исторически сложившихся связей между землями Северо-Восточной Руси. В ходе завоевания было уничтожено множество архитектурных и литературных памятников, произведений изобразительного и прикладного искусства. Общее ухудшение социально-экономического положения русских земель существенно замедлило темпы культурного развития.

    Более высокий уровень русской культуры способствовал сохранению ее самостоятельности и самобытности. Она не только выстояла под давлением чужеродной тюркской культуры, но и вобрала в себя, ее достижения. Успехи хозяйственного строительства, начало процесса объединения русских земель и первая крупная победа над монголо-татарскими захватчиками способствовали началу возрождения русской культуры. Куликовская битва 1380 года и более поздние победы над татаро-монголами способствовали подъему национального самосознания и сыграли важную роль в восстановлении прерванных монголо-татарскими завоеваниями связей с Византией и южнославянскими странами. Всенародная борьба с иноземными завоевателями обусловила доминирующую роль патриотической тематики в культурной традиции Руси этого периода. Возвышение Москвы и собирание вокруг нее русских земель способствовали восстановлению разрушенных связей между русскими землями. К концу XV века, когда Москва превратилась в важнейший экономический, военно-политический и духовный центр, активизировался процесс складывания русской народности и усиливаются тенденции формирования единой общенациональной культуры. После завоевания в 1453 году турками Константинополя Русь стала оплотом мирового православия. В конце ХV века в Изложении пасхалии митрополита Зосимы было впервые сформулировано представление об истории как смене мировых царств и о Москве как новом центре мирового христианства, новом граде Константина. Это способствовало росту международного авторитета Руси и дало новый импульс культурному развитию.

 

 

2.  Литература и устное народное  творчество.

    Борьба с иноземными завоевателями вызвала новый подъем устного народного творчества. Созданные народом легенды, былины, сказания звали русских людей к борьбе за свержение ненавистного ига. Одна из самых известных легенд этого периода «Сказание о невидимом граде Китеже, городе, ушедшем на дно озера, но не сдавшемся врагу».

    Летописание не утратило в этот период своего значения, несмотря на разрушение, почти всех его центров, за исключением Новгорода, где оно не прерывалось. Уже в конце XIII начало XIV веков возникли новые летописные центры (Тверь, Москва), начался новый подъем летописного жанра. В это период летописание имело свои особенности. Обострение политической борьбы обусловило существенные отличия в политических концепциях местных летописных сводов. Но при всем различии политических тенденций и стиля изложения во всех летописях XIV-XV веков отчетливо проявляется их общерусский характер. Патриотизм и идея единства русских земель являются характерной чертой всего русского летописания. Возвышение Москвы предопределило и особую роль московского летописания. После Куликовской битвы его содержание определяется идеей единства русских земель под главенством Москвы. Это проявилось как Троицкая летописи (начало XV века) – общерусском летописном своде московского происхождения, так и в собственно Московском летописном своде конца XV века, призванный обосновать историческую роль Москвы.

    Наиболее распространенным литературным жанром этого периода были исторические повести. В них рассказывалось о деятельности реальных исторических лиц, конкретных исторических фактах и событиях. Нередко повести становились частью летописного текста. Борьбе с иноземными завоевателями до Куликовской битвы посвящены повесть «О битве на Калке», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «повести об Александре Невском», «Повесть о Щелкане», рассказывающая о восстании в Твери в 1327 году. Победе 1380 года посвящен целый цикл исторических повестей: «О побоище на Дону», «Сказание о Мамаевом побоище», «Задонщина». Многие из названных исторических повестей нередко относят к произведениям устного народного творчества, что обусловлено их народнопоэтической основой и общностью тематики.

    Расцвет житийной литературы того времени также в значительной степени связан с процессом объединения русских земель и с необходимостью обосновать богоизбранность Москвы. Талантливые писатели Пахомий Логофет и Епифаний Премудрый составили жизнеописания крупнейших церковных деятелей Руси: митрополита Петра, перенесшего центр митрополии в Москву; Сергия Радонежского, поддержавшего великого московского князя в борьбе за престол и в борьбе с монголо-татарами.

Житийная литература в этот период представлена житиями не только подвижников церкви, но и государственных деятелей, что сближает ее с историко-героическими произведениями.

    Дальнейшее развитие получила литература путешествий – хождения. В последней четверти XV веке появилась новая разновидность этого жанра – светские хождения, наиболее яркий ее образец – записки тверского купца Афанасия Никитина, описывающие его путешествие в Индию («Хождение за три моря»). Это был первый европейский письменный труд о хозяйстве, обычаях и религии Индии.

    Интерес к всемирной истории, стремление определить свое место среди народов мира вызвали появление хронографов – своеобразной всемирной истории того времени. В середине XV века Пахомием Логофетом был составлен первый русский хронограф, в котором история Руси представлена в связи с историей всех славянских народов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.  Архитектура.

    Развитие градостроительства на Руси было приостановлено монголо-татарским завоеванием. Разрушенные в ходе сражений города долгое время невозможно было восстановить вследствие тяжелого экономического положения и отсутствия опытных мастеров. Но древние традиции в области зодчества не прервались. Новый подъем русской архитектуры начинается в конце XIV начале XV веков.

    Первым городом Северо-Восточной Руси, возобновившим каменное строительство была Тверь, где уже в 1285-1290 годах был возведен храм Спаса-Преображения. Тверские мастера опирались на архитектурные традиции, установившиеся во владимиро-суздальском зодчестве. Разгром города после восстания 1327 года надолго ослабил его и приостановил развитие каменного строительства.

    Новгород и Псков меньше других русских земель пострадали от монголо-татарского нашествия и ранее других восстановили каменное строительство в широком масштабе. Опираясь на архитектурные традиции домонгольского периода, новгородские и псковские мастера возводили на средства крупных бояр и купцов десятки небольших храмов. Старые традиции сочетались с новыми творческими исканиями. Переход к новому стилю, отличающемуся обилием декоративных украшений, отразился в наиболее известных храмовых постройках этого периода: церкви Федора Стратилата и церкви Спаса на Ильине (конец XIV века) в Новгороде. В Пскове новый стиль не получил большого распространения. Вся архитектура города носила облик крепости. Большинство псковских храмов, ранним из которых была церковь Василия на Горке (начало XV века), выдержаны в суровом и лаконичном стиле, почти лишены украшений. Одновременно с культовым в Новгороде и Пскове велось и крупное гражданское строительство. В 1302 году в Новгороде был заложен каменный Кремль, который впоследствии неоднократно перестраивался. Для торжественных приемов и заседаний Совета господ новгородские мастера совместно с немецкими мастерами построили Грановитую палату (1433 год). В XV веке каменный Кремль был построен в Пскове.

    Начало каменного строительства в Москве относится ко второй четверти XIV века. Московская архитектурная школа складывалась на основе традиций владимиро-суздальского зодчества, но впоследствии проявилось влияние и других архитектурных школ: псковской, черниговской, новгородской. Как и в предыдущий период, основным направлением в архитектуре было культовое строительство. Древнейшими сохранившимися памятниками московского зодчества являются: Успенский собор в Звенигороде (около 1400 года), Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря близ Звенигорода (1405 год), Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры (1422 год), Спасский собор Андроникова монастыря (1410-1427 года). Крупнейшей работой этого времени стало строительство Московского Кремля, история которого начинается еще в XII веке, когда на Боровицком холме были построены деревянные кремлевские стены, разрушенные монголо-татарами в 1237 году. При Иване Калите территория Кремля была расширена, построены новые дубовые кремлевские стены, создан первоначальный архитектурный ансамбль Соборной площади с каменными соборами, не сохранившимися до наших дней. Первые белокаменные стены Московского Кремля были возведены в 1367 году. Во второй половине XV веке, когда Москва стала центром единого Русского государства, началась перестройка Кремля с участием итальянских мастеров, занимавших тогда ведущее место в Европе. Создание ансамбля Московского Кремля, в основном сохранившегося до наших дней, завершилось в конце XV начале XVI веков и стало символом могущества и величия столицы Российского централизованного государства.

    Объединение русских земель вокруг Москвы способствовало взаимопроникновению и взаимообогащению архитектурных традиций русских земель. Начался процесс слияния местных архитектурно-художественных школ в единую общерусскую архитектурную школу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.   Живопись.

    Развитие русской живописи в этот период также характеризуется двумя основными тенденциями: развитие местных школ на основе традиций, сложившихся в домонгольский период; - начало процесса слияния местных художественных школ в единую общерусскую живописную школу.

    Как и в предшествующий период, определяющее влияние на развитие живописи оказывала церковь.

    Основным направлением в развитии живописи по-прежнему была иконопись, что в значительной степени объясняется широким распространением на Руси деревянных храмов, не приспособленных для стенной росписи. Новгородская иконописная школа характеризуется лаконичными композициями (на иконах, как правило, изображался один святой), четкостью рисунка, чистотой красок, высокой техникой. Псковская иконопись отличалась от новгородской смелостью композиции, типами лиц, более тяжелыми фигурами. Ведущее положение с XIV века занимает Московская школа, сложившаяся на основе Ростово-Суздальской и вобравшая в себя лучшие достижения всех русских школ.

    Наряду с иконами широкое распространение получила и фреска. Начиная с XIV века усложняется ее сюжет, появляется пространственный характер, вводится пейзаж, усиливается психологизм изображения.

    Большое значение в живописи приобретает личность художника. Авторский стиль наиболее талантливых живописцев преодолевает влияние местных традиций. Творчество таких художников-иконописцев как Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий выходит за рамки отдельных живописных школ. Огромный вклад в развитие русской живописи внес гениальный художник Феофан Грек (около 1340 после 1405 годов), приехавший из Византии. Его произведения (фрески, иконы) отличаются монументальностью, выразительностью образов, смелой и свободной живописной манерой. В творчестве Феофана Грека выделяются два периода: бунтарский новгородский и более спокойный московский. В Новгороде сохранились фрагменты его росписи церкви Спаса на Ильине. В Москве Феофан Грек расписал церковь Рождества Богородицы, Архангельский собор в Кремле и вместе с Андреем Рублевым и старцем Прохором – Благовещенский собор в Кремле (сохранилась часть иконостаса Благовещенского собора работы Феофана Грека). Наивысший расцвет Московской школы связывают с именем современника Феофана Грека, великого русского художника Андрея Рублева, канонизированного Русской Православной Церковью. Произведения Андрея Рублева отличают глубокая человечность и возвышенная одухотворенность образов в сочетании с мягкостью и лиризмом. Самое известное его произведение, ставшее одной из вершин мирового искусства – икона Троица, написанная для иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры (хранится в Третьяковской галерее). Кисти Рублева принадлежат также дошедшие до нас фресковая роспись Успенского собора во Владимире, иконы Звенигородского чина, Троицкого собора в Загорске, Благовещенского собора Московского Кремля и погибшие в XVIII веке фрески Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря в Москве.

Информация о работе Русская культура середины XIII – XV в.