Романтизм в русской культуре

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 13:37, курсовая работа

Краткое описание

Конец XVIII – начало XIX веков ознаменован наступлением новой эпохи в развитии большинства стран мира. Эпохи, насыщенной многообразными социальными движениями, коллизиями и конфликтами, а также напряженными духовными исканиями, определившими кардинальный перелом в историческом и культурном развитии общества. С этим переломом связано рождение нового мира, многие приметы которого, при всех последующих исторических потрясениях и катастрофах, сохранились и в наши дни.

Оглавление

Введение 3
1. Понятие романтизма и его проявление в искусстве 5
1.1. Романтизм: понятие, сущность, характерные черты 5
1.2. Проявления романтизма 11
2. Русский романтизм 16
2.1. Предпосылки возникновения и особенности русского романтизма 16
2.2. Литература, музыка и изобразительное искусство русского романтизма 18
Заключение 27
Список литературы

Файлы: 1 файл

полностью3.doc

— 141.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение                                                                                                                   3

1. Понятие романтизма и его проявление в искусстве                                       5                                                                                    

   1.1. Романтизм:  понятие, сущность, характерные черты                                 5

   1.2. Проявления романтизма                                                                             11                                                                                                                                                  

2. Русский романтизм                                                                                            16                    

   2.1. Предпосылки  возникновения и особенности  русского романтизма      16

   2.2. Литература, музыка и изобразительное искусство русского романтизма                                                                                                             18 

Заключение                                                                                                             27

Список литературы                                                                                                28   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ

    Конец XVIII – начало XIX веков ознаменован наступлением новой эпохи в развитии большинства стран мира. Эпохи, насыщенной многообразными социальными движениями, коллизиями и конфликтами, а также напряженными духовными исканиями, определившими кардинальный перелом в историческом и культурном развитии общества. С этим переломом связано рождение нового мира, многие приметы которого, при всех последующих исторических потрясениях и катастрофах, сохранились и в наши дни.

    XIX век сыграл значительную роль в обогащении сокровищницы мирового культурного наследия.

    Художественная  культура XIX века по сравнению с предшествующими эпохами характеризуется не доминированием одного стиля или направления, а дифференциацией на множество различных направлений, взаимопроникновением черт.

    Одним из последних цельных направлений, которое оказало большое влияние на дальнейшее развитие культуры, стал романтизм. Эта работа посвящена изучению романтизма, сущности этого понятия, его характерных черт и проявлений в русской культуре.

    Актуальность  темы состоит в том, что романтизм  – это одно из крупнейших явлений  в мировой культуре, и оно широко и всесторонне изучается. Неясный  характер русского романтизма, который  проник во все сферы жизни общества и культуры, и споры, которые ведутся вокруг этого направления, определяют актуальность и важность выбранной темы.

    Романтическая эпоха в России полна жизни, страстей, исканий, стремлений к универсальному синтезу искусств. Во всех важных областях романтиками были созданы непреходящие ценности.

    Объектом  настоящего исследования выступает романтизм в русской культуре.

    Предметом исследования является романтизм и  его основные проявления в русской  культуре (литература, музыка, изобразительное искусство).

    Главная цель работы – исследование романтизма в русской культуре и с чьими именами связано его возникновение и распространение в музыке, литературе, изобразительном искусстве.

    Были  поставлены следующие задачи:

    • понимание термина "романтизм", его характерных черт;
    • влияние романтизма на последующие художественные направления, и его проявления в культуре;
    • предпосылки возникновения романтизма в России и его распространение;
    • романтизм в культуре России (литература, музыка, изобразительное искусство).

    При написании работы были использованы статьи из журналов, философских и  искусствоведческих словарей, монография В. В. Вансалова, посвященная исследованию эстетики романтизма, учебники по истории  мировой и русской культуры, а  также по истории русской литературы первой половины XIX века.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. ПОНЯТИЕ РОМАНТИЗМА И ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ В ИСКУССТВЕ

    1.1.Романтизм:  понятие, сущность, характерные черты

    Время возникновения и развития романтизма было ознаменовано бурными событиями  общественной жизни. Французская буржуазная революция (1789 – 1794 гг.) и последовавшие за ней наполеоновские войны и национально-освободительные движения в ряде стран потрясли Европу. Всюду рушились старые порядки, ломались многовековые устоявшиеся традиции, пересматривались прежние ценности.

    Уже в период своего возникновения термин "романтизм" употреблялся в различных  значения, его часто называли расплывчатым и неясным. В. В. Вансалов, занимавшийся изучением романтизма, пишет: "Французский  романтик Мюссе в статье "Письма Дюпюи и Котоне" ‹…› останавливается на следующих толкованиях романтизма: 1) романтизм как отсутствие трех единств в драме и вообще система принципов, противоположная классицизму (отрицательное определение); 2) романтизм как слияние трагического и комического, высокого и низкого и т.д., вообще – смешение жанров и эстетических категорий ("синтетическое определение"); 3) романтизм как литература романских народов, отличная от античной (историческое определение); 4) романтизм как подражание немецкой литературе (определение по аналогии); 5) романтизм как господство интимного жанра (жанровое определение). ‹…› Все перечисленные определения романтизма действительно имели место в романтической эстетике, отражая разные черты и стороны романтического искусства" [2, C. 36-37].

    До  сих пор для "романтизма" нет  однозначного термина. "Его называют то направлением, то течением, а порой  и стилем – последнее представляется в корне неверным. Правильнее всего  было бы рассматривать романтизм  как широкое культурно-художественное движение, объединившее с конца XVIII века и на протяжении нескольких десятилетий XIX столетия самые различные сферы духовной жизни – литературу, изобразительное искусство и архитектуру, музыку, философию и даже науку [18, С. 18-19].

    Термин "романтизм" происходит от слова "роман". До XVIII века эпитет "романтический" указывал на некоторые стилевые особенности литературных произведений, написанных на романских языках, а не латыни как ранее. Это были романсы, романы и поэмы о рыцарях. В конце XVIII века романтическое уже понимается шире: как авантюрное, фантастическое, духовно-возвышенное, удивительное, призрачное [20, С. 302].

    Термин  начали употреблять уже в английской литературе XVIII века, но в широкое употребление он вошел благодаря братьям Шлегелям на рубеже XVIII – XIX веков и впервые как цельное художественное, философское и эстетическое направление появился в издававшемся ими с 1798 года журнале "Атенеум" [2, С. 37].

    Попытаемся  дать определение этому понятию. Романтизм (англ. romanticism, фр. romantisme, нем. Romantik) – это широкое идейное и художественное направление в европейской и американской культуре, хронологическими рамками которого считают 90-е гг. XVIII – первая половина XIX века. Зародилось оно в Германии, а оттуда широко и быстро распространилось и "в каждой отдельно взятой стране ему присущ особый национальный колорит" [19, С. 201]. Наиболее полно и ярко проявился романтизм в искусстве Франции. Своего расцвета романтизм достиг в 20 – 30-е годы XIX века, а к середине столетия он практически исчерпал себя. Но он еще продолжал существовать в западноевропейской культуре, например, в литературе просуществовал до конца 60-х годов (Гюго), а в музыке – до середины 80-х годов (Вагнер, Лист).

    Относительно  национального колорита. Для романтизма в Германии характерен мистический характер; немецких романтиков привлекает  необычное, сверхъестественное, они ищут вдохновения не в созерцании изменчивости реального, а в отмеченном печатью таинственности средневековом искусстве. В  Англии и Германии романтизм долгое время был тесно связан с классицизмом и окончательно отмежевался от него во Франции только в начале XIX века. Французский романтизм сразу громко заявил о себе повышенной экспрессией, напряжением, динамичными сюжетами, резкими контрастами, поисками нового, способного отражать яркие явления действительности и бурные эмоции, владеющие творцом [19, С. 201]. Романтизм в России возник как антипод классицизму и сосуществовал одновременно с ним [19, С. 208].

    Что касается американского романтизма, то он основывался на культурном наследии европейских стран и его расцвет приходился на тот период, когда в европейской культуре на авансцену выходит реализм.

    Фактически  оно существовало на протяжении всего  XIX века, но расцвет его падает только на первую половину XIX века, когда развивалось законченное и цельное романтическое направление, состоящее из разных школ. Отдельные явления романтического искусства встречаются как ранее, так и позднее указанных выше временных рамок. Почти во всех странах было и предромантическое искусство, в котором наметились основные его черты.

    Романтизм широко проявился в разных направлениях и различных национальных вариантах, имел большое количество последователей. В литературе его главными представителями  были Гофман, Новалис (Германия); Байрон, Скотт (Англия); Гюго (Франция); Мицкевич, Борщевский, Чечет (Польша); Жуковский, Пушкин, Лермонтов (Россия). В музыке – Шуберт (Австрия); Вагнер (Германия); Шопен (Польша); Берлиоз (Франция); Лист (Венгрия); Верстовский, Глинка (Россия); Абрамович (Беларусь). В живописи – Ванькович, Матейко (Беларусь); Констебл, Тернер, Блейк (Англия); Брюллов, Васнецов, Тропинин, Иванов (Россия).

    Первыми теоретиками и практиками романтизма были братья А. В. и Ф. Шлегели, Новалис, Ф. В. Шеллинг, Ф. Шлейермахер, И. Фихте, творческое объединение которых, существовавшее в 1798 – 1801 годах, получило название "иенских романтиков" [11, C. 248]. Их кружок создал эстетическую концепцию новой культуры и помог ее дальнейшему распространению. Романтизм складывался и испытал также влияние творчества и эстетических программ представителей и других различных литературных и художественных школ, кружков, групп (прерафаэлиты, пуристы, назарейцы, иенская, гейдельбергская, озерная школы и др.).

    Создателем  романтической философской теории является Ф. В. Шеллинг, которая построена на объективном идеализме. Главным методом познания является интеллектуальная интуиция, которая присуща философскому и художественному гению. Искусство – это высшая форма постижения мира, единство сознательного и бессознательного, в котором воедино сливаются все виды деятельности (теоретическая и практическая, духовная и чувственная).

    При возникновении романтизм мыслился как новая форма искусства, наиболее соответствующая потребностям времени  и отразил переходное, неустойчивое состояние той эпохи, назревание глубоких перемен в жизни, предчувствие чего-то нового.

    Романтизм во многом возник как движение, выступающее  против основных принципов искусства  классицизма и идей просветительства. Принятым нормам академического искусства романтизм противопоставил искреннее внимание к душевному миру, внутреннему состоянию человека. Но привлекает их во всем этом человек исключительный и в исключительных, необычных обстоятельствах.

    Романтики вели решительную борьбу за обновление искусства, выступая против всяких канонов, ограничивающих творческую свободу художника, его фантазию.

    Одной из характерных черт романтического искусства был резкий разрыв идеала с действительностью и противопоставление их друг другу. Это противоречие легло  в основу создания двоемирия. Это особый мир, который соответствует романтическим представлениям и идеалам, представляемый более прекрасным и гармоничным, чем действительность, а потому – и более реальным.

Информация о работе Романтизм в русской культуре