Романтизм в русской культуре

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 13:37, курсовая работа

Краткое описание

Конец XVIII – начало XIX веков ознаменован наступлением новой эпохи в развитии большинства стран мира. Эпохи, насыщенной многообразными социальными движениями, коллизиями и конфликтами, а также напряженными духовными исканиями, определившими кардинальный перелом в историческом и культурном развитии общества. С этим переломом связано рождение нового мира, многие приметы которого, при всех последующих исторических потрясениях и катастрофах, сохранились и в наши дни.

Оглавление

Введение 3
1. Понятие романтизма и его проявление в искусстве 5
1.1. Романтизм: понятие, сущность, характерные черты 5
1.2. Проявления романтизма 11
2. Русский романтизм 16
2.1. Предпосылки возникновения и особенности русского романтизма 16
2.2. Литература, музыка и изобразительное искусство русского романтизма 18
Заключение 27
Список литературы

Файлы: 1 файл

полностью3.doc

— 141.50 Кб (Скачать)

    В развитии музыкального искусства первой половины XIX века первостепенное значение принадлежит творчеству М. И. Глинки, с именем которого связано создание национальной школы в русской музыке.

    В первой половине XIX века активно собиралось и исследовалось русское народное творчество. Изучение русской старины, летописанием, фольклором много занимались славянофилы, которые, по мнению одного современного исследователя, "создали питательную среду для изучения "отечественного художественного наследия" [4, C. 202].

    С первых лет XIX века в художественных вкусах российского общества происходили очевидные изменения, которые выразились в отказе от художественных канонов классицизма. В русской живописи той эпохи этот процесс проявился в растущем интересе к человеческой личности, жизни простых людей. Новое понимание человека, его внутреннего мира получило наибольшее выражение в романтическом портрете.

    Как и в литературе, в живописи мир  романтических чувств соединился с  реальными образами, вызвав к жизни новые имена художников и творческие открытия.

    Развитие  романтизма, а затем и реализма в изобразительном искусстве  означало серьезные изменения в  академической живописи. Художественные установки академизма вступали в  противоречие с требованиями жизни и общественными задачами искусства.

    В первой половине XIX века живопись была представлена всеми жанрами, в которых художники добились разных успехов. Процесс борьбы за новые завоевания искусства были не простыми, по-своему отражаясь в портретном и пейзажном жанрах, в натюрморте и исторической живописи.

    Расширялись темы и жизненное содержание произведений, обогащался изобразительный язык русской  школы живописи. Все очевиднее становилась потребность в новых выразительных средствах в живописи.

    Реалистическое  направление в первой трети XIX века тесно переплеталось с романтическими исканиями и традициями сентиментализма.

    Новое содержание в историческую живопись внес общественный подъем начала XIX века. Темы из античности начали встречаться все реже и постепенно уступили место более актуальной современности русской истории. Художники создали ряд произведений, проникнутых идеями самоотверженного служения родине и прославляющих подвиги предков (О. А. Кипренский "Дмитрий Донской на Куликовом поле", 1805).

    Одним из завоеваний художников этого жанра  было то, что они непосредственно  обращались к событиям своего времени (И. В. Луначаров "Благословление на ополчение", 1812). Художников также привлекали героические события петровской эпохи (В. К. Шебуев "Петр I в сражении при Полтаве", 1815).

    Несмотря  на то, что русские люди еще вполне напоминают древних римлян и их образы идеализированы, все же картины пронизаны искренним патриотическим чувством, гордостью за свой народ.

    Исторические  живописцы стремились к простоте и ясности содержания, к строгой композиции, основанной на отвлеченных рационалистических принципах, к условности колорита и пластики.  Вместе с торжеством идеальных форм в исторических картинах усиливается холодность и нормативность.

    Первая  половина XIX века отмечена блестящими достижениями русских портретистов, которые развивали прогрессивные черты традиций XVIII века. В живописном портрете углубились черты естественности и жанровости, парадность уступила место интимности и задушевности. Явственнее стала демократизация портретного искусства.

    Яркими  представителями этого жанра  в романтическом искусстве были О. А. Кипренский и В. А. Тропинин.

    Полотна Кипренского принадлежат к крупнейшим явлениям в русском искусстве  первой половины XIX века. Полные то лирической прелести, то мужественного достоинства, портреты воплотили положительный идеал этой эпохи, восстания декабристов. Кипренский развил возможности портретного жанра в русском искусстве; воплощая высокие моральные качества, он передавал богатство сложных эмоций, движение чувств, настроений, органично связывал фигуру человека со средой.

    Тропинин  своим творчеством внес много  нового в русскую живопись первой половины XIX века. Его картины отличаются простотой, искренностью, реалистичностью изображения; изображает глубоко привлекательных русских людей, крестьян в привычных для них обстановках.

    Для пейзажной живописи характерно пристальное  внимание к реальному миру и представления  о связи человека с природой, с  его переживаниями. Она отличается ярко выраженным эмоциональным характером. Художники освобождались от условного классицистического построения пространства на картине.  

    Для пейзажной живописи важны достижения С. Ф. Щедрина и И. К. Айвазовского.

    Крупный шаг в развитии русского пейзажа  был сделан С. Ф. Щедриным. Он подошел к природе и городскому пейзажу как поэтически прекрасному образу, проникнутому живым чувством и настроением. Большую часть жизни прожив в Италии, он, преодолевая традиционное преклонение перед античным миром, показал не только классические руины итальянских городов, но и дал современный облик в целом. Для его живописи характерна свободная и тонкая передача особенностей пейзажа Италии.

    И. К. Айвазовский – художник-маринист, первый в истории русской пейзажной  живописи воплотил красоту моря, его мощь и стихию. Его живопись отличается драматизмом, стремительностью движения, смелостью в решении колористических задач.

    Крупными  живописцами второй четверти XIX века широкого творческого диапазона были К. П. Брюллов и А. А. Иванов. Они были связаны с традициями академической школы, но остро и глубоко чувствовали социальные и художественные проблемы того времени, освобождались от классицистических художественных взглядов. Они восприняли романтические искания своего времени, обогатив их правдивыми жизненными наблюдениями; но их творчеству не чужды и черты реализма. Темой творчества Брюллова и еще больше Иванова стали история и народ.

    Романтизм Брюллова, в котором сохранялся поэтически ясный взгляд на мир, со временем все  сильнее осложнялся внутренним драматизмом, связанным со смутным предчувствием грядущих потрясений в России. В своем творчестве соединяет черты академизма, классицизма и романтизма, четко видна апелляция к античности.

    Большим философским содержанием проникнуто творчество Иванова, при этом главнейшая забота художника – не прославление героической личности, а изображение народа в целом. Руководствуясь высокими общественными и моральными идеалами, он шел к подлинному реализму.

    Брюллов и Иванов пролагали пути новым  идейным концепциям монументальной картины (Брюллов "Последний день Помпеи", Иванов "Явление Христа народу").

    Популярным  стал и бытовой жанр. Художники  стремились к изображению в поэтическом  и правдивом искусстве самых  будничных, прозаичных мотивов повседневной жизни, внося новую, живую струю. Представитель бытового жанра – А. Г. Венецианов.

    Начинал он как портретист и график, но потом  отказался от портрета в пользу бытового жанра. Он поэтически передавал сцены  из деревенской жизни и крестьянского  труда. В основу своего творческого метода он положил изучение действительности – ничего не  изображать иначе и работать без примеси манер других художников [3, С. 93]. Вместо идеализированных представителей народа, в русской живописи появились образы, основанные на внимательном и любовном изучении русского крестьянства.

    Бытовые сцены Венецианова отличаются простотой  сюжета. Главным для него были не какие-либо случаи или события в  жизни людей, а сам человек. Художник стремился воплотить национальный идеал русской красоты, видя его в первую очередь в одухотворении и внутренней нравственной значительности образа. Особенно важно то, что представления о моральной чистоте и духовном здоровье человека для Венецианова неотделимы от образа народа, русского крестьянина.

    Все выше сказанное позволяет сделать вывод, что культура России в первой половине XIX века, сделав значительный скачок в своем развитии, вошла в мировое наследие и обогатилась. Появились новые жанры в литературе и изобразительном искусстве; в музыке была создана национальная школа. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Романтизм – это культурная эпоха, которая обозначила такой уровень умственной жизни и творчества, что потомки и сейчас оглядывают эти достижения с изумлением и восхищением. Романтизм оставил не только высокую литературу, нестареющие культурные ценности, но и классический образец духовной общности цельных творческих личностей, воспитал замечательных писателей, художников, композиторов, чьи самобытные личности и сегодня привлекают внимание и не менее интересны, нежели их творчество.

    Романтизм сделал много открытий, без которых  немыслимо современное искусство  и его дальнейшее развитие.

    Культура  первой половины XIX века значительно обогатила сокровищницу культурного мирового наследия, а открытиями русского романтизма современная культура живет до сих пор. Это проявлялось в появлении новых сюжетов, нового типа героя, форм и средств выразительности и изображения, формировании национальных литератур и школ в живописи, музыке, литературе.

    В ходе проделанной работы были решены следующие задачи: раскрыты основные черты романтизма; охарактеризовано влияние романтизма на последующие художественные направления, и его проявления в культуре; выявлены предпосылки возникновения романтизма в России и его распространение; рассмотрен романтизм в культуре России (литература, музыка, изобразительное искусство). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь/ Под общ. ред. А.И. Кантора. – М.: Эллис Лак, 1997. – 736 с.
  2. Вансалов В. В. Эстетика романтизма. – М.: Искусство, 1966. – 404 с.
  3. История русского искусства: Учебник (Ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина ордена Ленина Акад. художеств СССР); Под ред. И. А. Бартенева, Р. И. Власовой. – М.: Изобраз. искусство, 1987. – 400 с.
  4. История русской культуры XI – XX вв.: Пособие для вузов/ В. С. Шульгин, Л. В. Кошман, Е. К.  Сысоева, М. Р. Зезина; Под ред. Л. В. Кошман. – М.: Дрофа, 2004. – 480 с.
  5. История русской литературы XIX века: 1800 – 1830 гг.: Учеб. для студ. высш.учеб. заведений: В 2 ч./ Под ред. В. Н. Аношкиной, Л. Д. Громовой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Ч. 1. – 288 с.
  6. История русской литературы. XI – XIX вв. Учебное пособие для вузов. Под ред. проф. В. И. Коровина, проф. Н. И. Якушина. – М., "Русское слово", 2001. – 568 с.
  7. История русской литературы XIX века (первая половина). Под ред. проф. С. М. Петрова. – М., Просвещение, 1973. – 426 с.
  8. Качановский В. В. История культуры Западной Европы: Учеб. пособие. – Мн.: ИП "Экоперспектива", 1998. – 190 с.
  9. Качановский В. В. История культуры России: Учеб. пособие. – Мн.: ИП "Экоперспектива", 1997. – 222 с.
  10. Костина А. В. Культурология: учеб. пособие/ А. В. Костина. – М.: КНОРУС, 2006. – 320 с.
  11. Культура и культурология: Словарь/ Сост. и ред. А. И. Кравченко. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 928 с.
  12. Культурология. История мировой культуры: Учеб. пособие для вузов/ А. Н. Маркова, Л. А. Никитич, Н. С. Кривцова и др.; Под ред. проф. А. Н. Марковой. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1995. – 224 с.
  13. Культурология: теория и история культуры: Учеб. пособие/ И. Е. Ширшова, К. И. Баландин, В. В. Качановский и др.; Под общ. ред. И. Е. Ширшова. – Мн.: БГЭУ, 2004. – 543 с.
  14. Культурология: Учеб. пособие/ З. А. Неверова, Т. А. Юрис, Е. Л. Нарижская и др./ Под науч. ред. А. С. Неверова. – Мн.: Высш. шк., 2004. – 367 с.
  15. Лапидус Н. И., Малюкович С. Д. Литература XIX века: Учебное пособие для вузов/ Под ред. Я. Н. Засурского. – Мн.: Университетское, 1992. – 271 с.
  16. Лыч Л., Навіцкі У. Гісторыя культуры Беларусі: 2-е выд., дап. – Мн.: ВП "Экаперспектыва", 1997. – 486 с.
  17. Новая история стран Европы и Америки: Первый период: Учеб для студентов вузов, обучающихся по спец. "История"/ Г. А. Арш, В. С. Бондарчук, Л. И. Гольман и др.; Под ред. А. В. Адо. – М.: Высш. шк., 1986. – 623 с.
  18. Новейший философский словарь. – Мн.: Книжный дом, 2003. – 1280 с.
  19. Парашкоỹ С. А. Гісторыя культуры Беларусі/ С. А. Парашкоỹ. – Мн.: Бел. навука, 2004. – 444 с.
  20. Путеводитель по искусству/ Под ред. Яна Чилверса/ Пер. с англ. – М.: ОАО Изд-во "Радуга", 2004. – 688 с.
  21. Раздольская В. И. Европейское искусство XIX века. Классицизм, романтизм. – СПб.: Азбука-классика, 2005. – 368 с.
  22. Романтизм/ Автор-сост. О. Федотова. – М.: ОЛМА – ПРЕСС, 2001. – 303 с.
  23. Садохин А. П. Мировая художественная культура: учебник для студентов вузов/ А. П. Садохин. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2006. – 495 с.
  24. Сахаров В. И. Романтизм в России: эпоха, школы, стили. Очерки. – М.: ИМЛИ РАН, 2004. – 256 с.
  25. Учебный курс по культурологии. Ростов-н/Д.; Издательство "Феникс", 1997. – 576 с.
  26. Художественно-педагогический словарь/ Сост. Н. К. Шабанов, О. П. Шабанова, М. С. Тарасова, Т. Д. Пронина. – М.: Академический проект: Трикста, 2005. – 480 с.
  27. Щеблыкин И. П. История русской литературы (XI – XIX вв.): Учебник для нефилол. фак-тов вузов. – М.: Высш. шк., 1985. – 511 с.

Информация о работе Романтизм в русской культуре