Романтизм в русской культуре

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 13:37, курсовая работа

Краткое описание

Конец XVIII – начало XIX веков ознаменован наступлением новой эпохи в развитии большинства стран мира. Эпохи, насыщенной многообразными социальными движениями, коллизиями и конфликтами, а также напряженными духовными исканиями, определившими кардинальный перелом в историческом и культурном развитии общества. С этим переломом связано рождение нового мира, многие приметы которого, при всех последующих исторических потрясениях и катастрофах, сохранились и в наши дни.

Оглавление

Введение 3
1. Понятие романтизма и его проявление в искусстве 5
1.1. Романтизм: понятие, сущность, характерные черты 5
1.2. Проявления романтизма 11
2. Русский романтизм 16
2.1. Предпосылки возникновения и особенности русского романтизма 16
2.2. Литература, музыка и изобразительное искусство русского романтизма 18
Заключение 27
Список литературы

Файлы: 1 файл

полностью3.doc

— 141.50 Кб (Скачать)

    Отвергая  действительность, романтизм совершал бегство из реального мира в мир фантазий и вымыслов. Одной из установок было стремление сделать этот мир не только мечтой, но и чтобы он приобрел какие-то осязаемые формы.

    Самой популярной и широко распространенной формой такого бегства был уход в  мир природы, которая приобрела в творчестве романтиков идеальное значение.

    Излюбленной эпохой романтиков было средневековье, которое идеализировалось и изображалось в духе иллюзорного осуществления  их стремлений и чаяний. Оно выступало  весьма многокрасочным и разносторонним, полным богатого духовного содержания. Привлекало оно их также своей меланхоличностью, неясностью и живописностью. 

    В. В. Вансалов отмечает: "Впрочем, романтики  идеализировали не только средневековье, но и античность. Это было менее  типично, ибо античный идеал характерен для классицизма и Просвещения, с которыми боролись романтики. Более того, некоторые из них самую сущность романтизма видели в смене античного идеала средневековым. И, тем не менее, у многих романтиков античный идеал унаследован от предыдущих периодов и трансформирован соответственно сущности их направления" [2., с. 135].

    Такое можно наблюдать, например, в одном  из стихотворений Байрона "На тему из Горация", в котором образ  античности выступал для обличения  буржуазного общества и был мерилом ценности жизни; у Гельдерлина в истолковании древнего мира намечена идея борьбы двух начал, предвосхищающих "аполлоническое" и "дионисийское" начала Ницше; у Клейста в драме "Пентезилея" античность является своего рода иносказательной формой выражения современного драматургу "разорванного" сознания, с его борьбой чувства и долга, чувственных и духовных стремлений, самоотречения и эгоизма, свободы и необходимости [2, С. 135-136].

    Но, несмотря на то, что романтики использовали образы и сюжеты античности, она понималась как безвозвратно утраченный идеал, как гармонически цельного понимание человека и мира [2, C. 136].

    Романтизм создал и героя нового типа –  романтического. Этот герой глубоко  недоволен окружающей его жизнью, но не знает, как ее изменить.

    Он  – мечтатель, живущий идеальными стремлениями, но нигде не находящий  их осуществления. Этот тип героя  почти всегда человек необыкновенный, выделяющийся из окружающей среды, исключительный. Часто он обладает выдающимися духовными  силами. Его основными стремлениями является познать, откуда происходят его стремления и все несовершенства жизни.

    Главным творческим методом романтизма стала  ирония – от легкой и снисходительной  до горькой и печальной. Продолжая  линию сентиментализма, романтизм  выступал против просветительского рационализма, отдавая явное предпочтение интуиции, чувствам, страстям, переживаниям. Вместе с тем он объявил себя защитником идеала свободы, связывая ее, прежде всего, с независимостью творческой индивидуальности и личности, ее права на самоутверждение и самовыражение.

    Произведения  романтизма отличаются яркой и оригинальной формой, они часто наполнены меланхолией, чувством "мировой скорби", ностальгией  по прекрасному прошлому.

    Романтики с огромной любовью относились к  народному творчеству, собирали, изучали и обрабатывали его. Это способствовало пробуждению интереса к национальному наследию, традициям, фольклору и культуре своего края и народа. Если раньше обращались к греческим и римским образцам культуры, воспевали и поклонялись ему, то в эпоху романтизма это место занимает фольклорное прошлое северных культур (английская, шотландская, скандинавская, немецкая и др.), которое не менее богато на красочные сюжеты и запоминающихся героев.

    Особенно  манила и влекла к себе романтиков экзотика далеких восточных стран. Они представлялись им неким роскошным миром, где нет тяготеющего над человеком проклятья общества того времени [2, C. 129].

    Часто в своем творчестве романтики  прибегали к таким художественным приемам, как антитеза  и гипербола, и широко использовали их в своих произведениях.

    Проблема  синтеза искусств чрезвычайно специфична для романтической эстетики. Она  не только выдвигалась практически, но и вытекала логически из основных пунктов мировоззрения романтиков, из их главных эстетических принципов. Представители этого направления стремились к реализации этого принципа. Синтез искусств осуществлялся между литературой, музыкой и живописью.

    Романтики боролись против схематизма и абстрактности  классицизма, выдвигали принцип  художественной конкретности и индивидуализации, так как без этого, по их мнению, непостижима правдивость и сила воздействия искусства на читателя, слушателя или зрителя. Вместе с тем они стремились к уничтожению различий между видами и жанрами искусства, пытались соединить их в одном произведении.

    После французской революции 1848 года отчетливо  проявился кризис романтизма. Он постепенно сдавал свои позиции и уступил  место реализму.

    Таким образом, романтизм способствовал  обогащению мировой культуры в целом  и проложил новые пути для ее развития.  
 

    1.2. Проявления романтизма

    Романтизм оказал влияние на различные сферы  духовной и культурной жизни –  литературу, изобразительное искусство, театр, архитектуру, музыку, философию.

    Сначала романтизм проявился в литературе, а затем и в остальных видах искусства. Следует заметить, что в изобразительном искусстве романтизм наиболее ярко проявился в живописи и графике, менее отчетливо – в скульптуре и архитектуре.

    Романтизм – одна из наиболее ярких и значительных эпох в истории музыки. Благодаря особому свойству глубоко раскрывать мир человеческих переживаний, музыка была поставлена романтической эстетикой на первое место среди других искусств. Произведения многих композиторов-романтиков проникнуты драматизмом, пафосом борьбы за освобождение человека. Интерес к народной музыке привел к расцвету народно-бытовой оперы, развитию баллады, песни, танца. В музыке также проявились элементы фантастичности, гротеска, тоска о недосягаемо прекрасном мире, восхищение красотой природы и поклонение ей. Особое внимание романтиков к внутреннему миру человека отразилось в поиске новых средств эмоциональной выразительности. В их произведениях сочетались широкий размах, героический пафос и камерность, интимность. Этот период в историю музыки вошел  как "золотой век романтизма".

    Яркое выражение романтизм нашел в  театре, значительно обогатил его  репертуар; спектакли отличались "вулканизмом" страстей, захватывающей властью эмоциональной стихии, драматическими контрастами чувств, титанизмом создаваемых образов на сцене.

    Особенно  яркое выражение романтизм получил  в балете. Романтический балет  сформировался во Франции на рубеже второй трети XIX века и распространился по всей Европе. Разработанная в это время техника и нововведения в этой области искусства живы до сих пор, и они дали новые выразительные возможности (роль танцовщицы, развитие прыжковой техники и возникновение техники танца на пальцах).

    В литературе романтизма появились новые  жанры, которые также отражали переходный характер эпохи: романтическая поэма, психологическая повесть, исторический роман и др. Произведения романтиков отличаются обостренным вниманием к герою, его внутреннему миру, что способствовало открытию в искусстве глубоких внутренних конфликтов человека, показу сложности и противоречивости его натуры, огромных возможностей личности и человеческого духа [15, С. 19].

    Романтики, проявляя интерес к  фольклору, ввели  его в высокую культуру, создавали  сборники народных песен, сказок. Для  произведений характерны национальный колорит, интерес к историческим и философским темам, причудливость композиции, метафоричность языка, использование иронии [13, С. 271].

    Идеалы  романтизма нашли свое воплощение и  в живописи. У истоков романтической  живописи стоит А. Гро.

    Она отличается от живописи классицизма, что проявляется в обращении к динамичным живописным образам, особым сюжетам (битвы, бури, скачущие лошади), по-иному выстроенной композицией, нечетким рисунком. Человек на полотнах переносится из реального мира в вымышленный; это достигалось с помощью выразительных средств, нехарактерных классицизму – уход в глубину, как бы незаконченная композиция, общий фон картины. В полотнах романтиков цвет становится основным средством моделирования изображаемых фигур и других элементов всей композиции.

    Романтизм был очень значительным этапом в истории художественной культуры. Его влияние простирается на все последующее художественное развитие. Романтизм оказал влияние на реализм и модернистические направления искусства конца XIX – начала XX века.

    Были  также направления, которые отрицали романтизм, но и в  какой-то мере основывались на нем (урбанизм, футуризм, дадаизм, унанимизм, конструктивизм).

    Весьма  важной является связь романтизма и  реализма, но между ними существует ряд различия.

    Реализм, в отличие от романтизма с его невниманием на причины разоблачения зла, сосредотачивается на язвах и пороках общественного строя, которые обуславливают несчастья и беды людей и выступают не как порождение случая или злой воли, а как неизбежный результат общественного строя.

    Реализм почти полностью порывает с иносказательностью, метафоричностью. Изображение современности становится главной задачей реализма.

    Поменялось  и отношение к истории. У романтиков историзм нередко имел "костюмированный" характер, был формой поэтического иносказания. Реалисты относятся к истории как к реальности и изображают ее конкретной.

    Различны  и типы характеров героев. Характеры  героев у романтиков неизменны или  развиваются спонтанно, под влиянием собственных внутренних свойств. Реализм  же показывает динамику развития человеческого характера, которая складывается под влиянием конкретных социальных обстоятельств.

    Различны  позиции авторов и отношения  к героям в произведениях: в романтическом  произведении автор слит со своим  героем, в реалистическом – отделен. Романтик относится к своему герою целиком положительно, а реалист – придерживается критической точки зрения. Для романтика его герой – это воплощение идеала, для реалиста же – это человек в сфере реальных жизненных ситуаций.

    При всех различиях романтизм и реализм все-таки тесно связаны между собой. Они связаны правдой жизни и критикой существовавшего строя, глубиной и масштабностью искусства, гуманизмом, выражением коренных вопросов и процессов общественного развития. Перекликаются они рядом проблем и идейно-образных мотивов творчества. От романтиков к реалистам перешли многие важные темы: враждебность общества к существующему искусству, "лишних людей", красоты народного характера, одухотворенности природы и др. Реалисты использовали в своих произведениях и некоторые романтические художественные приемы (прием гиперболизации) [2, С. 380].

    В свою очередь, реализм лег в основу школ импрессионизма и натурализма, отрицавшими романтизм. Это отрицание  основывается на том, что в основе романтизма лежит культ внутреннего начала, а для этих школ характерно описание внешней видимости явлений.

    Велико  влияние романтических тенденций  на отдельные модернистические направления  искусства конца XIX – начала XX века (символизм, экспрессионизм).

    О связи символизма с романтизмом  А. Блок замечал, что оно "глубже всех связано с романтизмом" [2, С. 384]. Но при этой глубокой связи в символизме получили развитие сравнительно немногие стороны романтизма, и творчество символистов является более узким по сравнению с романтическим. К романтизму в символизме восходит выражение тоски по несбыточным мечтам, далеким и прекрасным идеалам, таинственным и лучезарным отблескам нездешней красоты [2, С. 385].

    В поэзии символизм унаследовал культ  музыкальности стиха, алогизм образов, воспевание "чистого искусства", противостоящего низменной прозе жизни [2, C. 385].

    Более широкая связь с романтизмом  прослеживается в экспрессионизме. В экспрессионизме с наибольшей силой, по сравнению с другими  модернистскими направлениями, выразились критическое начало, гуманизм и трагическая тема, идущие от романтического искусства. Принцип экспрессионизма заключался в том, чтобы ярко и по-новому выразить такие особенности романтического искусства, как культ эмоциональности, повышенный интерес к миру и происходящим в нем событиям.

Информация о работе Романтизм в русской культуре