Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 13:37, курсовая работа
Конец XVIII – начало XIX веков ознаменован наступлением новой эпохи в развитии большинства стран мира. Эпохи, насыщенной многообразными социальными движениями, коллизиями и конфликтами, а также напряженными духовными исканиями, определившими кардинальный перелом в историческом и культурном развитии общества. С этим переломом связано рождение нового мира, многие приметы которого, при всех последующих исторических потрясениях и катастрофах, сохранились и в наши дни.
Введение 3
1. Понятие романтизма и его проявление в искусстве 5
1.1. Романтизм: понятие, сущность, характерные черты 5
1.2. Проявления романтизма 11
2. Русский романтизм 16
2.1. Предпосылки возникновения и особенности русского романтизма 16
2.2. Литература, музыка и изобразительное искусство русского романтизма 18
Заключение 27
Список литературы
Искусство конца XIX – начала XX века, будучи дифференцированным на множество направлений, находится в весьма многообразных отношениях к романтизму. От романтизма некоторые из модернистских направлений унаследовали его черты. Но не все, а лишь некоторые ветви модернизма имеют связь с романтизмом. Уже это одно позволяет рассматривать романтизм как основу всего модернизма в целом.
Завоевания
романтизма обогатили и расширили
возможности искусства и
2. РУССКИЙ РОМАНТИЗМ
2.1. Предпосылки возникновения и особенности русского романтизма
Каждый новый период в истории культуры органически связан с предшествующими эпохами, но вместе с тем в нем появляется и качественно новое.
В первые десятилетия XIX века на общественное сознание русской культуры продолжали оказывать влияние идеи просветительства, что проявлялось в понимание просвещения как силы, способной излечивать многие социальные язвы и преобразовывать жизнь.
Но уже в конце XVIII века определилась более тесная связь художественной культуры России с идейными исканиями других национальных культур, начался процесс формирования своих национальных школ.
Существенное влияние на развитие общественно-культурной жизни России первой половины XIX века оказали два исторических события – Отечественная война 1812 года и движение декабристов 1825 года.
1812
год – важный этап в
Восстание декабристов 14 декабря 1825 года также оказало огромное воздействие на общественно-культурную жизнь страны. Это была первая попытка свергнуть самодержавие и уничтожить крепостное право, которое считалось главным злом России, и тормозило развитие всей страны.
Эти события – война 1812 года и восстание декабристов – способствовали мощному подъему общественной и философской мысли, в которой центральной стала проблема выбора пути развития и будущего России. Были сформированы два важнейших течения духовной жизни России, между которыми шла напряженная борьба. Это западничество и славянофильство. Оба направления отвергали существовавший режим самодержавия и крепостничество, но занимали совершенно противоположные позиции в понимании путей переустройства России [21, C. 408].
Романтизм оказал влияние и на политическую мысль в России.
Западничество и славянофильство были течениями раннего русского либерализма [4, С. 196]. К западничеству в основном принадлежали ученые-гуманитарии, литературоведы, писатели, критики, публицисты (Т. Н. Грановский, С. М. Соловьев, Б. Н. Чичерин, К. Д. Кавелин, П. В. Анненков, И. С. Тургенев и др.). В спорах со славянофилами выступали Б. Г. Белинский и А.И. Герцен.
Западнические идеи развивались в кружках, которые были организованны Белинским, Герценом. Западники связывали социальные преобразования с усвоением достижений стран Западной Европы. Они были сторонниками конституционной монархии, выступали против революционных методов борьбы, за мирный путь буржуазных преобразований. Высоко ценили реформы Петра I.
Среди славянофилов также в основном были гуманитарии, писатели, поэты, ученые (А. С. Хомяков, И. С. и К. С. Аксаковы, бр. Киреевские и др.). Оно во многом обязано в своем развитии салонам.
Славянофилы же отстаивали самобытные начала в историческом развитии России. Они видели это в отсутствии классовой борьбы, в православии и поземельной общине. Это, по их мнению, будет способствовать будущему развитию России.
В оценке жизненных реалий западникам и славянофилам был присущ романтизм. Одни идеализировали Запад, другие – Россию. Идеалы западников были устремлены в будущее, славянофилы же звали Россию в идеальное прошлое. Неприятие реальной жизни объединило эти два совершенно противоположных течения, и они вместе поднялись на борьбу по освобождению русских крестьян от крепостничества.
В России в конце XVIII – XIX веках начали открываться высшие и средние специальные учебные заведения. Это были важные центры научной и общественно-культурной жизни и сыграли большую роль в развитии просвещения, в формировании демократической интеллигенции.
Большой популярностью пользовалась немецкая классическая философия (Фихте, Шеллинг, Гегель), интерес к которой возрос в связи с происходящими в России событиями, и которая начала изучаться в университетских кружках и была широко известна в кругах интеллектуальной молодежи.
Возникновение
и становление романтизма в России было
ознаменовано событиями, которые происходили
не только в России, но и связано с событиями
в мире. Характер русского романтизма
уникален и это обусловлено мощным воспитывающим
воздействием исторических событий, становлением
национального самосознания и культуры.
2.2. Литература, музыка и изобразительное искусство русского романтизма
Художественную культуру России следует рассматривать, как и западноевропейскую, через совокупность различных областей искусства – литературу, музыку, театр, живопись. В первой половине XIX века для нее характерна быстрая смена идейно-художественных направлений, одновременное сосуществование нескольких стилей.
В культурно-типологическом отношении такие направления, как классицизм – романтизм – реализм в русской культуре составили основные этапы идейно-эстетического развития XIX века.
В XIX веке культура России совершила невиданный взлет и расцвет. Она буквально ворвалась в мировую культуру и наследие, громко заявив о себе, и заняла одно из самых почетных мест.
В XIX столетии русская культура стала классической, создав совершенные образцы и произведения, на которые ориентировались многие последующие поколения людей и художников в своей жизни и творчестве [21, С. 407]. Этот период называют "Золотым веком русской культуры".
Основным направлением в художественной культуре России первых десятилетий XIX века был романтизм. Русский романтизм неотделим от западноевропейского, но он имел и свою специфику, обусловленную ходом исторического и духовного развития.
Яркими
особенностями русского романтизма
является сохранение связи с идеями
просвещения, интерес к отечественной
истории, а также широкое
Романтизм в России распространился в переломную эпоху Отечественной войны 1812 года, которая усилила у писателей-романтиков идеи гражданственности, национального самосознания.
Сутью романтического искусства было противоборство идеального героя с реальной действительностью. Утверждение сильной, свободной личности, интерес к национальной самобытности, к истории отечества были характерны для русского романтизма.
В 1820-е гг. романтизм был ведущим направлением в русском искусстве и художественной литературе. В 1840-е гг. он практически сошел на нет и уступил место реализму, который также громко заявил о себе в мировом наследии. Первые же реалистические произведения появились уже в конце 1830-х гг. (А. С. Пушкин "Евгений Онегин" и "Борис Годунов") [6, С. 124].
Доминирующее положение в художественной культуре занимала литература. Она сыграла главную стабилизирующую и созидательную роль, так как была единственным видом искусства, который мог наиболее полно выразить потребности своего времени.
С
романтическим творчеством
В русле романтического движения закладывались основы русского исторического романа (произведения А. А. Бестужева-Марлинского, М. Н. Загоскина, И. Л. Лажечникова) [4, С. 199].
В русской литературе возникновение и утверждение романтизма связано с именем поэта В. А. Жуковского, его творческими исканиями и открытиями. Он первым заговорил в русской поэзии на "языке чувств" [27, C. 136]. Он вводит читателя в мир интимных, сокровенных переживаний, обогащая поэзию психологизмом. В многочисленных его стихотворениях и балладах ("Вечер", "Светлана", "Эолова арфа", "Море" и др.) Жуковский воспел дружбу, любовь, красоты природы, печали человеческого бытия [27, C. 137].
Почетное место в русской романтической литературе 30 – 50 гг. принадлежит Ф. И. Тютчеву. Романтические тенденции также прослеживаются в творчестве писателей-реалистов (И. С. Тургенев, Ф. М. Доствоевский, В. М. Гаршин, В. Г. Короленко) [27, C. 137].
Особой отклик у русских романтиков, принадлежащих декабристскому движению, нашла поэзия Байрона, которая отличалась социально-обличительным пафосом, бунтарством, идеями свободы и независимости личностью. Поэзия Байрона пленяла силой созданных образов, яркостью живописных красок, новизной и свободой формы [7, C. 86].
Споры вокруг романтизма в русской культуре возникли после опубликования поэмы А. С. Пушкина "Руслан и Людмила" (1820). Она была встречена резкими нападками со стороны защитников классицизма в лице "Вестника Европы". Появление поэмы "Вестник Европы" рассматривал как явное нарушение приличий на общем фоне "благородной" русской культуры, процветающей под эгидой классицизма. Он сравнивал поэму Пушкина с появлением в зале изысканного дворянского собрания обычного крестьянского мужика в ярмаке и лаптях [7, С. 87].
Своеобразным манифестом русского романтизма считают поэму А. С. Пушкина "Бахчисарайский фонтан" (1824) с предисловием П. А. Вяземского под заглавием "Разговор между издателем и классиком с Выборгской стороны или с Васильевского острова" [7, C. 87]. В этом предисловии Вяземский суммирует все возражения против романтизма, которые появились в критике до 1823 года, и определяет его основные черты в России.
Поэты
и писатели романтизма много сделали
в области художественного
Литература романтизма стремится постоянно вверх, хочет оторваться от земли, уйти в горние сферы духа. В романтизме все происходит внутри творящего и постоянно меняющегося "я", увидено и показано изнутри личности, через ее душу и чувство, которые и есть главная спрятанная ценность.
Затронул романтизм и музыку. В основных своих чертах традиции русской музыки сложились еще в конце XVIII века, а в первой половине XIX века русская музыкальная культура вступила в новую эпоху своего развития. Она также испытала воздействие от событий 1812 года. Композиторы все чаще начали обращаться к героико-патриотическим и национальным сюжетам (напр., опера К. А. Кавоса "Иван Сусанин", 1815) [4, С. 204].
На этой волне в первое десятилетие появляется ряд композиторов, которые тяготели к романтизму (А. А. Алябьев, А. Е. Варламов, А. Н. Верстовский, П. П. Булахов, А. Л. Гурилев). Ведущим жанром становится романс.
Видным представителем романтизма в музыке был А. Н. Верстовский. Наиболее известная его опера "Аскольдова могила" (1835) была создана на исторической основе [4, C. 199].