Романтизм в русской культуре

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 13:37, курсовая работа

Краткое описание

Конец XVIII – начало XIX веков ознаменован наступлением новой эпохи в развитии большинства стран мира. Эпохи, насыщенной многообразными социальными движениями, коллизиями и конфликтами, а также напряженными духовными исканиями, определившими кардинальный перелом в историческом и культурном развитии общества. С этим переломом связано рождение нового мира, многие приметы которого, при всех последующих исторических потрясениях и катастрофах, сохранились и в наши дни.

Оглавление

Введение 3
1. Понятие романтизма и его проявление в искусстве 5
1.1. Романтизм: понятие, сущность, характерные черты 5
1.2. Проявления романтизма 11
2. Русский романтизм 16
2.1. Предпосылки возникновения и особенности русского романтизма 16
2.2. Литература, музыка и изобразительное искусство русского романтизма 18
Заключение 27
Список литературы

Файлы: 1 файл

полностью3.doc

— 141.50 Кб (Скачать)

    Искусство конца XIX – начала XX века, будучи дифференцированным на множество направлений, находится в весьма многообразных отношениях к романтизму. От романтизма некоторые из модернистских направлений унаследовали его черты. Но не все, а лишь некоторые ветви модернизма имеют связь с романтизмом. Уже это одно позволяет рассматривать романтизм как основу всего модернизма в целом.

    Завоевания  романтизма обогатили и расширили  возможности искусства и художественного  познания мира и создали условия  для подъема его на новую ступень.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. РУССКИЙ РОМАНТИЗМ

    2.1. Предпосылки возникновения  и особенности  русского романтизма

    Каждый  новый период в истории культуры органически связан с предшествующими  эпохами, но вместе с тем в нем  появляется и качественно новое.

    В первые десятилетия XIX века на общественное сознание русской культуры продолжали оказывать влияние идеи просветительства, что проявлялось в понимание просвещения как силы, способной излечивать многие социальные язвы и преобразовывать жизнь.

    Но  уже в конце XVIII века определилась более тесная связь художественной культуры России с идейными исканиями других национальных культур, начался процесс формирования своих национальных школ.

    Существенное  влияние на развитие общественно-культурной жизни России первой половины XIX века оказали два исторических события – Отечественная война 1812 года и движение декабристов 1825 года.

    1812 год – важный этап в становлении  самосознания русской нации. Отечественная  война вызвала в стране небывалый  рост патриотизма. Успешное завершение  войны воспринималось как национальная  победа, предотвратившая иноземное  порабощение. Война также способствовала и идейному размежеванию в русском обществе, к росту критики существовавших в России порядков, при которых народ продолжал оставаться в крепостной зависимости.

    Восстание декабристов 14 декабря 1825 года также  оказало огромное воздействие на общественно-культурную жизнь страны. Это была первая попытка свергнуть самодержавие и уничтожить крепостное право, которое считалось главным злом России, и тормозило развитие всей страны.

    Эти события – война 1812 года и восстание  декабристов – способствовали мощному подъему общественной и философской мысли, в которой центральной стала проблема выбора пути развития и будущего России. Были сформированы два важнейших течения духовной жизни России, между которыми шла напряженная борьба. Это западничество и славянофильство. Оба направления отвергали существовавший режим самодержавия и крепостничество, но занимали совершенно противоположные позиции в понимании путей переустройства России [21, C. 408].

    Романтизм оказал влияние и на политическую мысль в России.

    Западничество и славянофильство были течениями раннего русского либерализма [4, С. 196]. К западничеству в основном принадлежали ученые-гуманитарии, литературоведы, писатели, критики, публицисты (Т. Н. Грановский, С. М. Соловьев, Б. Н. Чичерин, К. Д. Кавелин, П. В. Анненков, И. С. Тургенев и др.). В спорах со славянофилами выступали Б. Г. Белинский и А.И. Герцен.

    Западнические идеи развивались в кружках, которые  были организованны Белинским, Герценом. Западники связывали социальные преобразования с усвоением достижений стран Западной Европы. Они были сторонниками конституционной монархии, выступали против революционных методов борьбы, за мирный путь буржуазных преобразований. Высоко ценили реформы Петра I.

    Среди славянофилов также в основном были гуманитарии, писатели, поэты, ученые (А. С. Хомяков, И. С. и К. С. Аксаковы, бр. Киреевские и др.). Оно во многом обязано в своем развитии салонам.

    Славянофилы же отстаивали самобытные начала в  историческом развитии России. Они  видели это в отсутствии классовой  борьбы, в православии и поземельной общине. Это, по их мнению, будет способствовать будущему развитию России.

    В оценке жизненных реалий западникам и славянофилам был присущ романтизм. Одни идеализировали Запад, другие –  Россию. Идеалы западников были устремлены в будущее, славянофилы же звали Россию в идеальное прошлое. Неприятие реальной жизни объединило эти два совершенно противоположных течения, и они вместе поднялись на борьбу по освобождению русских крестьян от крепостничества.

    В России в конце XVIII – XIX веках начали открываться высшие и средние специальные учебные заведения. Это были важные центры научной и общественно-культурной жизни и сыграли большую роль в развитии просвещения, в формировании демократической интеллигенции.

    Большой популярностью пользовалась немецкая классическая философия (Фихте, Шеллинг, Гегель), интерес к которой возрос в связи с происходящими в России событиями, и которая начала изучаться в университетских кружках и была широко известна в кругах интеллектуальной молодежи.

    Возникновение и становление романтизма в России было ознаменовано событиями, которые происходили не только в России, но и связано с событиями в мире. Характер русского романтизма уникален и это обусловлено мощным воспитывающим воздействием исторических событий, становлением национального самосознания и культуры. 
 

    2.2. Литература, музыка  и изобразительное  искусство русского  романтизма

    Художественную  культуру России следует рассматривать, как и западноевропейскую, через  совокупность различных областей искусства  – литературу, музыку, театр, живопись. В первой половине XIX века для нее характерна быстрая смена идейно-художественных направлений, одновременное сосуществование нескольких стилей.

    В культурно-типологическом отношении  такие направления, как классицизм – романтизм – реализм в русской культуре составили основные этапы идейно-эстетического развития XIX века.

    В XIX веке культура России совершила невиданный взлет и расцвет. Она буквально ворвалась в мировую культуру и наследие, громко заявив о себе, и заняла одно из самых почетных мест.

    В XIX столетии русская культура стала классической, создав совершенные образцы и произведения, на которые ориентировались многие последующие поколения людей и художников в своей жизни и творчестве [21, С. 407]. Этот период называют "Золотым веком русской культуры".

    Основным  направлением в художественной культуре России первых десятилетий XIX века был романтизм. Русский романтизм неотделим от западноевропейского, но он имел и свою специфику, обусловленную ходом исторического и духовного развития.

    Яркими  особенностями русского романтизма является сохранение связи с идеями просвещения, интерес к отечественной  истории, а также широкое распространение  разнообразных легальных и тайных обществ, кружков, салонных собраний.

    Романтизм в России распространился в переломную эпоху Отечественной войны 1812 года, которая усилила у писателей-романтиков идеи гражданственности, национального самосознания.

    Сутью романтического искусства было противоборство идеального героя с реальной действительностью. Утверждение сильной, свободной личности, интерес к национальной самобытности, к истории отечества были характерны для русского романтизма.

    В 1820-е гг. романтизм был ведущим  направлением в русском искусстве  и художественной литературе. В 1840-е  гг. он практически сошел на нет и уступил место реализму, который также громко заявил о себе в мировом наследии. Первые же реалистические произведения появились уже в конце 1830-х гг. (А. С. Пушкин "Евгений Онегин" и "Борис Годунов") [6, С. 124].

    Доминирующее  положение в художественной культуре занимала литература. Она сыграла главную стабилизирующую и созидательную роль, так как была единственным видом искусства, который мог наиболее полно выразить потребности своего времени.

    С романтическим творчеством связано  обновление жанров в русской литературе. Романтики отказались от жанровых перегородок, тщательно возводимых классицистами. Они свободно соединяли сказочное с реальным, трагедийное с комедийным, исходя из потребностей содержания. Наряду с этим романтики создавали новые жанровые формы, способствовавшие развитию литературы, например баллады и элегии В. А. Жуковского, К. Н. Батюшкова, думы К. Ф. Рылеева, романсы А. С. Пушкина, исторические повести и романы 20 – 30-х гг. А. А. Бестужева-Марлинского, Н. А. Полевого, И. И. Лажечникова [27, С. 136].

    В русле романтического движения закладывались  основы русского исторического романа (произведения А. А. Бестужева-Марлинского, М. Н. Загоскина, И. Л. Лажечникова) [4, С. 199].

    В русской литературе возникновение  и утверждение романтизма связано с именем поэта В. А. Жуковского, его творческими исканиями и открытиями. Он первым заговорил в русской поэзии на "языке чувств" [27, C. 136]. Он вводит читателя в мир интимных, сокровенных переживаний, обогащая поэзию психологизмом. В многочисленных его стихотворениях и балладах ("Вечер", "Светлана", "Эолова арфа", "Море" и др.) Жуковский воспел дружбу, любовь, красоты природы, печали человеческого бытия [27, C. 137].

    Почетное  место в русской романтической  литературе 30 – 50 гг. принадлежит Ф. И. Тютчеву. Романтические тенденции также прослеживаются в творчестве писателей-реалистов (И. С. Тургенев, Ф. М. Доствоевский, В. М. Гаршин, В. Г. Короленко) [27, C. 137].

    Особой  отклик у русских романтиков, принадлежащих  декабристскому движению, нашла поэзия Байрона, которая отличалась социально-обличительным пафосом, бунтарством, идеями свободы и независимости личностью. Поэзия Байрона пленяла силой созданных образов, яркостью живописных красок, новизной и свободой формы [7, C. 86].

    Споры вокруг романтизма в русской культуре возникли после опубликования  поэмы А. С. Пушкина "Руслан и Людмила" (1820). Она была встречена резкими нападками со стороны защитников классицизма в лице "Вестника Европы". Появление поэмы "Вестник Европы" рассматривал как явное нарушение приличий на общем фоне "благородной" русской культуры, процветающей под эгидой классицизма. Он сравнивал поэму Пушкина с появлением в зале изысканного дворянского собрания обычного крестьянского мужика в ярмаке и лаптях [7, С. 87].

    Своеобразным  манифестом русского романтизма считают поэму А. С. Пушкина "Бахчисарайский фонтан" (1824) с предисловием П. А. Вяземского под заглавием "Разговор между издателем и классиком с Выборгской стороны или с Васильевского острова" [7, C. 87]. В этом предисловии Вяземский суммирует все возражения против романтизма, которые появились в критике до 1823 года, и определяет его основные черты в России.

    Поэты и писатели романтизма много сделали  в области художественного перевода. По существу, они первые познакомили  русского читателя с произведениями современных западноевропейских и античных писателей. Подобно западноевропейским романтикам, русские романтики занимались собиранием и изучением фольклора; использовали многочисленные фольклорные сюжеты в своем творчестве.

    Литература  романтизма стремится постоянно вверх, хочет оторваться от земли, уйти в горние сферы духа. В романтизме все происходит внутри творящего и постоянно меняющегося "я", увидено и показано изнутри личности, через ее душу и чувство, которые и есть главная спрятанная ценность.

    Затронул  романтизм и музыку. В основных своих чертах традиции русской музыки сложились еще в конце XVIII века, а в первой половине XIX века русская музыкальная культура вступила в новую эпоху своего развития. Она также испытала воздействие от событий 1812 года. Композиторы все чаще начали обращаться к героико-патриотическим и национальным сюжетам (напр., опера К. А. Кавоса "Иван Сусанин", 1815) [4, С. 204].

    На  этой волне в первое десятилетие  появляется ряд композиторов, которые  тяготели к романтизму (А. А. Алябьев, А. Е. Варламов, А. Н. Верстовский, П. П. Булахов, А. Л. Гурилев). Ведущим жанром становится романс.

    Видным  представителем романтизма в музыке был А. Н. Верстовский. Наиболее известная  его опера "Аскольдова могила" (1835) была создана на исторической основе [4, C. 199].

Информация о работе Романтизм в русской культуре