Российская музыка на рубеже ХХ – ХХI века

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2011 в 17:11, реферат

Краткое описание

Русская музыка включает в себя богатое музыкальное наследие российских государств. Это понятие объединяет творчество русских и советских композиторов, русский музыкальный фольклор, русский романс, популярную музыку советского и постсоветского периода, русский рок, творчество бардов.

Оглавление

Введение.
Музыка ХХ вв.
«Эстрадная» популярная музыка
Музыка в период «Перестройки» 90-х.
Проникновение запада в русскую музыкальную культуру
90-х.

Развитие направлений в отечественной музыке.
5.1 Русский Рок.

5.2 Направления в Рок-музыке.

5.2.1 Поп-рок

5.2.2 Бритпоп

5.2.3 Дэт-ме́тал

5.2.4 Рок-н-ро́лл

5.2.5 ГРАНДЖ

6. Развитие Поп-музыки.

6.1 Молодежные музыкальные субкультуры.

7. Развитие электронной музыки.

8. Развитие направления в танцевальной музыки.

9. Шоу-бизнес 90-х.

10. Итоги музыки конца ХХ века.

11. Музыка XXI века.

11.1 Музыкальные проекты XXI века.

12. Новое музыкальное движение в XXI веке. «Эмо»

13. Вывод.

Файлы: 1 файл

История КОНТРОЛЬНАЯ.doc

— 1.27 Мб (Скачать)
 

ПЛАН : 

    

      Реферат на тему:

                  «Российская музыка на рубеже ХХ – ХХI века» (1992-2009г) 

  1. Введение.
  2. Музыка ХХ вв.
      1. «Эстрадная» популярная музыка
  1. Музыка в период «Перестройки» 90-х.
  2. Проникновение запада в русскую музыкальную культуру

    90-х.

  1. Развитие направлений в отечественной музыке.

       5.1  Русский Рок.

           5.2  Направления в Рок-музыке.

       5.2.1 Поп-рок

                 5.2.2  Бритпоп 

                 5.2.3 Дэт-ме́тал

            5.2.4 Рок-н-ро́лл

      5.2.5 ГРАНДЖ

          6. Развитие Поп-музыки.

        6.1 Молодежные музыкальные субкультуры.

          7.  Развитие электронной музыки.

          8.  Развитие направления в танцевальной  музыки.

          9.  Шоу-бизнес 90-х.

         10. Итоги музыки конца ХХ века.

         11. Музыка XXI века.

                11.1     Музыкальные проекты XXI века.

         12. Новое музыкальное движение в XXI веке. «Эмо»

         13. Вывод. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

«Российская музыка на рубеже XX – XXI века»  

(1992-2009г) 

1.Введение.

Русская музыка включает в себя богатое музыкальное наследие российских государств. Это понятие объединяет творчество русских и советских композиторов, русский музыкальный фольклор, русский романс, популярную музыку советского и постсоветского периода, русский рок, творчество бардов.

К середине 50-х  годов возникают технические предпосылки к созданию музыкальных носителей – грампластинок, и началу радиовещания не только в АМ и УКВ, но и в FM –диапазоне. В 1958 году стереогрампластинки получили путевку в жизнь, они стали первейшим и любимейшим народом носителем №1 высококачественного стереозвукового сигнала. В мире грамзаписи абсолютным монополистом была фирма «Мелодия».                                                                                                  Стало появляться стереовещание в FM-диапазоне с  использованием пилот-сигнала(1), а затем и первые бытовые стереомагнитофоны. На смену монозвука пришел стереозвук, который быстро получил признание у публики и окончательно вытеснил моносистемы.                                                                             

Во второй половине ХХ века появился новый носитель информации на магнитной ленте(2)Компа́кт-кассе́та. По причине своей относительной дешевизны долгое время (с начала 70-х по 90-е годы) компакт-кассета была самым популярным записываемым аудионосителем, однако начиная с 1990-х годов, была вытеснена компакт – дисками(3).

К началу 90-х стереомагнитофоны стали заменять многофункциональные музыкальные  центры, которые воспроизводили музыку : радио, кассет, дисков.   Основной особенностью музыкальных центров являлось качество звука и выбор звучания музыкального стиля.

                                  

Так в ХХ веке музыка становится общедоступной. Благодаря появлению звукозаписи, музыка звучит практически в каждом доме, а стало быть, появилась потребность в музыке для широкого круга, поэтому именно в XX веке стали появляться новые течения в музыке, призванные привлечь все больше и больше слушателей. Такого количества жанров и стилей не существовало до ХХ века.

2. Музыка ХХ вв.

В первой половине XX века были популярны такие исполнители, как Александр Вертинский и Леонид Утёсов. 

 Леонид Утесов 

Во второй половине ХХ века в стране была создана отлаженная система концертно-гастрольной деятельности.

Основу  системы составляли: «Госконцерт», который занимался гастролями зарубежных артистов в нашей стране и наших — за рубежом.

«Союзконцерт», занимался концертной деятельностью внутри страны. 

В начале 80-х русскоязычная музыка советского периода переживает подъём.

Владимир  Матецкий начинает своё сотрудничество с Софией Ротару и песни на русском  языке, как «Лаванда», приобретают международную известность.

В этот период творит Раймонд Паулс, талантливый  латышский композитор. Многие музыкальные композиции, такие как «Миллион алых роз», созданные в этот период, станут затем почти классическими образцами.

Юрий  Чернавский пишет песни к фильмам  для многих композиторов, среди начинающих дебютирует Владимир Пресняков. 

2.2 «Эстрадная» популярная музыка 

В 1980-х годах в СССР была распространена «эстрадная» популярная музыка. На телеэкранах шли многочисленные эстрадные концерты, в которых участвовали знаменитые исполнители :  София Ротару, Муслим Магомаев, Лев Лещенко, Иосиф Кобзон, Алла Пугачева и др.

В это  время, когда исполнитель был ограничен в движениях, ему не разрешалось танцевать и выходить на эстраду в открытых костюмах.

Свобода появилась лишь в самом конце 80-х, тогда же стали появляться группы для подтанцовки у эстрадных  исполнителей. 

3. Музыка в период «Перестройки» 90-х. 

«Перестройка» конца 1980-х вносит изменения в  эстрадную музыку.

Появляются имена Игоря Талькова, Олега Газманова, группы «Любэ»,

«Кар-мен».

В начале 90-х, когда страна переживала особенно острый экономический и политический кризис, Россия и Москва в частности  продолжали оставаться важными производителями  русскоязычной музыкальной продукции.

Многие  известные хиты популярной музыки были написаны именно в этот период (Игорь  Николаев, Наташа Королёва и др.)

В начале 1990-х скандального успеха добивается коллектив «Мальчишник», из которого вышел известный ныне «Дельфин». Богдан Титомир, покинув «Кар-мен», также становится одной из заметных фигур российский поп-музыки начала 1990-х гг. Успех имеет и группа «На-На» под руководством Барри Алибасова, в прошлом участника группы «Интеграл».

Главным событием российской эстрады 90х годов становиться Бракосочетание двух звёзд Аллы Пугачёвой и Филиппа Киркорова. 

В это время было много известных русскоязычных композиторов-песенников. Среди них Алексей Рыбников, Александра Пахмутова,

Давид Тухманов.

Также стала развиваться и своя рок-сцена, в которой преобладали исполнители  — Кино, Наутилус Помпилиус, ДДТ, Алиса, Агата Кристи, Пикник.

Правда, в советские времена рок был  практически полностью запрещен, поэтому кассеты с ним распространялись нелегально, чаще всего между друзьями и знакомыми.

Но этот кризис в какой-то степени был компенсирован возрождением и последующим развитием ряда жанров альтернативного рока — в первую очередь гаражного рока. Название стиля появилось из-за мест, в которых репетировали эти группы, не имевшие звукозаписывающих студий: гаражи, подвалы, бары и тп. 

Эта неприятная эра закончилась в 90-х, когда стало появляться все большее количество различных групп.

В этот период полностью снимаются все  запреты на рок-музыку в стране, и многие группы дают свои сольные концерты в больших залах. 

Во второй половине 1990-х начинается деятельность таких популярных коллективов, как  «Иванушки International», «Руки вверх», «Дискотека Авария».

Их популярность росла, но они чаще всего оставались простыми людьми, пытающиеся открыть  дорогу популярной музыке.

 

4. Проникновение запада в русскую музыкальную культуру 90-х. 

Российские  исполнители далеко не всегда достигали  больших высот.

К сожалению, в нашу культуру глубоко проникла европейская культура, которая в 90-х годах сразу наполнила наши радиостанции и телеэкраны огромным количеством зарубежных исполнителей и групп.

В 1990 году начала вещать первая в России коммерческая радиостанция(4)- «Евро́па Плюс»

Она заняла лидирующую позицию среди радиосетей России. «Евро́па Плюс»  начинает вещать не только российских исполнителей, но и многих зарубежных.

На телеэкранах появляются музыкальные каналы по которым в первые в России показывают видеоклипы(5) музыкальных групп.

В 1993 году MTV появилось в России с выхода программы «Горячая десятка MTV», выходившей на 1-м канале Останкино в течение года, а в 1995 появляется  русская версия МУЗ-ТВ.

Музыкальное телевидение стало главной движущей силой современной популярной музыки. Видеоклипы настойчиво рекламируют певца или группу. Настоящим детищем музыкального телевидения стала певица Мадонна (Madonna). Весьма обязан MTV и Майкл Джексон (Michael Jackson), и очень многие популярные певцы и группы. 

Благодаря новым средствам массовой информации стала возникать большая конкуренция между российскими и зарубежными исполнителями, причем зарубежные исполнители пользовались большей популярностью, из-за большого интереса российских слушателей к западной культуре.

В результате, возникла мода на подражание зарубежным исполнителям, для сдерживания конкуренции многие российские группы стали снимать музыкальные клипы и петь на английском языке. 

Конец 90-х и начало 2000-х ознаменовались значительным усилением мировой, в первую очередь американской музыки, в сферы традиционного господства российской музыкой.

Российские популярные исполнители вовсю знакомятся с мировым музыкальным опытом, многое из него заимствуют, особенно в плане аранжировок.

Но зачастую не задумываются, что Аранжировка(6) может зайти так далеко, что и совсем заменяет исходную музыку другой, даже не созвучной оригиналу.

Иногда  заимствования, не только американские, но даже чаще турецкие, греческие, восточные, латиноамериканские ритмы и напевы, принимают крайние формы в виде многочисленных ремейков(7) Филиппа Киркорова, которые стали поводом шуток и анекдотов в народе. 

5. Развитие направлений  в отечественной  музыке. 

Тем не менее, есть направления в отечественной музыке, которые до сих пор спокойно сдерживают конкуренцию западу, например русский рок и некоторые направления в поп-музыки. В русском языке существует собирательно – ругательное название поп-музыки — «попса». 

5.1 Русский рок

Русский рок – это неповторимое, безумно сложное и необычное явление. Придя во второй половине ХХ века с Запада, он не стал копированием западных стилей, он только получил толчок к собственному развитию и стал самобытным направлением конкретно российской музыки.

Рок-группа представляет собой единый организм, который создает свои песни, свой стиль. У композитора, специализирующегося в культуре рока, произведение может существовать только в виде идеи, которая передается исполнителям, и лишь тогда, в процессе коллективного творчества, обретает завершенность. То есть в рок-музыке налицо приоритет исполнителя, а не композитора.

Рок-музыка имеет большое количество направлений: от лёгких жанров, таких как танцевальный рок-н-ролл, поп-рок, бритпоп до брутальных и агрессивных жанров — дэт-метала и хардкора. Содержание песен варьирует от лёгкого и непринуждённого до мрачного, глубокого и философского. 

5.2 Направления в  Рок-музыке. 

Рассмотрим  некоторые направление в Рок- музыке:

5.2.1 Поп-рок, его песни характеризуются простой структурой, запоминающимися мелодиями, повторением музыкальных фраз (от попа), использованием в качестве основных инструментов электрогитар и ударных и агрессивным настроением (от рока). Тяжесть может быть разной, от практически инструментального попа до быстрого рока разбавленного поп мелодиями. 

Информация о работе Российская музыка на рубеже ХХ – ХХI века