Российская музыка на рубеже ХХ – ХХI века

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2011 в 17:11, реферат

Краткое описание

Русская музыка включает в себя богатое музыкальное наследие российских государств. Это понятие объединяет творчество русских и советских композиторов, русский музыкальный фольклор, русский романс, популярную музыку советского и постсоветского периода, русский рок, творчество бардов.

Оглавление

Введение.
Музыка ХХ вв.
«Эстрадная» популярная музыка
Музыка в период «Перестройки» 90-х.
Проникновение запада в русскую музыкальную культуру
90-х.

Развитие направлений в отечественной музыке.
5.1 Русский Рок.

5.2 Направления в Рок-музыке.

5.2.1 Поп-рок

5.2.2 Бритпоп

5.2.3 Дэт-ме́тал

5.2.4 Рок-н-ро́лл

5.2.5 ГРАНДЖ

6. Развитие Поп-музыки.

6.1 Молодежные музыкальные субкультуры.

7. Развитие электронной музыки.

8. Развитие направления в танцевальной музыки.

9. Шоу-бизнес 90-х.

10. Итоги музыки конца ХХ века.

11. Музыка XXI века.

11.1 Музыкальные проекты XXI века.

12. Новое музыкальное движение в XXI веке. «Эмо»

13. Вывод.

Файлы: 1 файл

История КОНТРОЛЬНАЯ.doc

— 1.27 Мб (Скачать)

5.2.2 Бритпоп — жанр альтернативного рока, в нем доминирует гитарный стиль поп-музыки. В середине 90-х бритпоп приобретает репутацию отдельного направления в рок-музыке. Со временем волна доходит и до стран бывшего СССР.

Группой, которая «привезла» бритпоп в  Россию были Мумий Тролль и их лидер  Илья Лагутенко. Прожив длительное время  в Англии, он решил адаптировать исконно британское направления под русскоговорящего слушателя. 
 

5.2.3 Дэт-ме́тал — одно из самых слушаемых направлений метала.

Вобрал в себя скорость и сложность исполнения, им сделан упор на тяжесть и скорость звучания, а также и на наиболее искаженный, агрессивно звучащий вокал.

Так в  начале 90-х идет интенсивное развитие новых направлений в российской рок-музыке. Бешеной популярности добиваются такие известные команды, как «Ария» (В. Кипелов), «Черный кофе» (Д. Варшавский) и многие другие. 

5.2.4 Рок-н-ро́лл

Жанр популярной музыки, родившийся в 1950-х годах в США и явившийся ранней стадией развития рок-музыки.

Для рок-н-ролла  характерен быстрый темп обильное использование  молодёжного сленга (нередко негритянского), раскованность музыкального исполнения. Традиционными музыкальными инструментами являются электрогитара, бас, ударные и пианино.

В англоязычных странах термин «рок-н-ролл» нередко  применяют при общем обозначении  рок-музыки, под который, таким образом, попадают и гранж. 

5.2.5 Грандж.

Рок 90-х можно охарактеризовать одним направлением и одной алеепой – гранж. Устав от долгого засилья поп-рока, молодежь обратилась к буйному, вызывающему гранжу, который представляет собой слияние таких стилей как панк, хэви метал и поп-рок.

ГРАНДЖ – направление в популярной музыке, оформившееся в конце 1980-х и достигшее своего пика в первой половине 1990-х.

Его отличает вызывающее поведение и скорость игры панк-рока и присутствие несложных мелодий поп-рока.

Характерными  элементами и обобщающими признаками музыки грандж являются: тяжелое и «грязное» звучание, подчеркнутая серьезность и меланхоличное настроение, интроспективная, описывающая внутренний мир человека лирика.

О грандже часто говорят, как о депрессивном направлении, однако, эта музыка несет большой заряд энергии. 
 

Часто рок-музыка противопоставляется поп-музыке или «попсе», хотя чёткой границы между понятиями «рок» и «поп» не существует, и немало музыкальных явлений балансируют на грани между ними. 
 
 

                          

6. Развитие Поп – музыки 

Поп-музыка развивалась в СССР и России со второй половины XX века по западному прообразу. Она популярна в первую очередь среди русскоязычного населения мира.

Падение железного занавеса предоставило русскоязычной  поп-музыке возможность выхода на мировой рынок музыкальной кинопродукции. Однако, дебют русскоязычных исполнителей на мировой арене был и остаётся затруднён несколькими факторами:  

Во-первых, к началу XXI века, мировой рынок  музыкальной продукции, в том  числе и популярной культуры, оказался в значительной мере уже насыщен англоязычной продукцией, агрессивно проникавшей на рынки неанглоязычных стран, в том числе развитых европейских.

Во-вторых, публика на Западе мало знакома с  русским языком, особенно это касается англоязычных стран, где музыку на иностранных языках, а уж тем более на русском языке слушать не принято из принципа. 

В России начало 90-х стало прорывом в танцевальной поп-музыке, это время появления многих талантливых исполнителей, не уступавшим зарубежным музыкантам.

Следует также отметить существование в России отдельной поп-сцены на татарском, и казахском языках. Откуда, в частности, вышла российская поп-звезда Алсу и певец Мурат Насыров. 

Но в западных странах российские поп-музыканты редко достигают большого коммерческого успеха.

Евровидение(8) стало местом дебюта российских исполнителей на зарубежной (в первую очередь, европейской) сцене. Особый прорыв российская музыка сделала после выступления Алсу в 2000 году, занявшей второе место.

Ещё большего успеха за рубежом смогли добиться t.A.T.u., чья песня попала в зарубежные хит-парады, заняла там первое место несколько недель подряд, продала значительное количество компакт-дисков. 

Поп-музыка, или популярная музыка – одно из самых широко распространенных течений в современной музыкальной культуре.

Популярной музыкой называют произведения многих музыкальных жанров, которые доступны широкой публике и распространяются на коммерческой основе. Это отличает популярную музыку от классической, изначально создававшейся для элиты и верхних слоёв общества, и народной музыки, создатели которой не требуют денежного вознаграждения. Часто название популярная музыка заменяется аббревиатурой поп-музыка, хотя поп-музыка алеется более узким понятием.

Это развлекательная  музыка, музыка для хорошего настроения. Многие, особенно представители старшего поколения, критикуют поп-музыку за примитивные, с их точки зрения, мелодии и тексты. Но авторы и исполнители популярных песен и не ставят перед собой просветительских задач.

Назначение поп-музыки – звучать на вечеринке и дне рождения, быть фоном для встреч с друзьями.

У этой музыки есть свои слушатели, в основном это молодежь, которых привлекает легкость и доступность поп-музыки.

Качественные  аранжировки, красиво сделанные  клипы, да и просто симпатичные лица, стильная одежда и отточенные танцевальные движения исполнителей – вот то, что привлекает поклонников этого музыкального направления.

Новинки поп-музыки выпускались на аудиокассетах  до появления CD плееров 2000-х годов. 

6.1 Молодежные музыкальные  субкультуры. 

Из-за большого разнообразия музыкальных направлений  и появление общедоступности и выбора музыки, в 90-х в большом количестве стали возникать молодежные субкультуры.

В зависимости  от музыкальных предпочтений делятся на: Металлисты -   Дэт-ме́тал, Панки – Поп-рок,  Гопники - «попса» и т.д. 
 

Панк с причёской  «ирокез». Вызывающий имидж молодёжных субкультур — одновременно выражение протеста и «униформа», позволяющая узнавать своих.  

Развиваясь  субкультуры начинают вырабатывать единый стиль одежды (Имидж), язык (жаргон, сленг), атрибутику (символику), также общее        мировоззрение для своих членов. Характерный имидж и манера поведения является маркером, отделяющим «своих», представителей субкультуры, от посторонних людей.

Очень часто между представителями  разных музыкальных субкультур возникают  столкновения и стычки, особенно эта проблема касалась начала 90-х. 

7. Развитие электронной  музыки. 

Что касается направления в электронной музыке, то в 80-х у нас она была в зачаточном состоянии, как в прочем и на западе. Но если за рубежом люди много и плодотворно экспериментировали, начиная с 50-х годов, и при этом на государственные средства, то в России музыканты работали почти что в подполье, можно сказать нелегально, и лишь немногие избранные могли позволить себе воспроизводить звуки при помощи синтезаторов. 

Российская  электронная музыка была довольно своеобразной и отличалась во многом от мировой. Это связано с тем, что в  России сложился свой путь, изначально связанный с недостатком информации на тот момент. Это определило самобытность и особенности этой музыки в России.

Электронная музыка — широкий термин (жанр), обозначающий музыку, созданную с использованием электронного оборудования. Любой звук, произведённый при помощи электрического сигнала, может быть назван электронным. Поэтому термин электронная музыка часто применяют к музыке, исполняемой на обычных акустических инструментах, только потому, что в записи или при исполнении использовались электронные усилители.

Во второй половине 80-х годов, в период перестройки, процент электронщиков в России резко возрос, однако только в 90-е годы местным музыкантам удалось привлечь к себе какое-то внимание мирового сообщества.  

Неспешное вторжение на запад, надо отметить, развивалось, причем тон в этом процессе задавали именно музыканты, живущие в России, а не эмигранты. Большая часть произведений этого спектра так или иначе осталась для внутреннего пользования, однако сам жанр способствует поиску чего-то нового и открывает какие-никакие горизонты пред людьми с фантазией. 

8. Развитие направления  в танцевальной  музыки. 

Еще одно направление музыки, в котором двигались многие русские музыканты, связано с танцевальной музыкой или так называемым клубным саундом. Такие стили как техно, хаус, транс, брейк-бит, хардкор, трип-хоп, даб и т.д., получили широкое распространение в крупных индустриальных центрах России.

Где-то в середине 90-х. стали появляться первые Ди –Джеи, они сводили различные стили, в композиции клубной музыки. Естественно, многие кинулись записывать музыку в этих стилях.  

                                  

1993-1994 годы  – примерно в это время много российских музыкантов начали делать и представлять аудитории электронные танцевальные треки одновременно во многих городах, это уже можно считать появлением российской электронной танцевальной музыки как явления, а в 1996 году это явление стало массовым.

Первопроходцами здесь можно считать «Новых композиторов»  из Питера, которые еще в начале 90-х заявили о себе и как  о мастерах танцевальной музыки, так и продуктивных экспериментаторах. 

Музыкальные критики и ди-джеи до сих пор  спорят о том, когда и, главное, как появилась отечественная клубная музыка. Консенсус достигнут лишь в одном – российская танцевальная музыка «пришла» в Россию в 90-е годы. 

В начале 90-х это появление вызвано вполне понятным желанием наших музыкантов привнести что-то своё в клубную музыку, которая тогда только начинала «набирать обороты» в нашей стране.  

Появление нашей электронной танцевальной музыки, прежде всего, связано с такими ди-джеями «первой волны», как ди-джей Грув, ди-джей Космонавт и некоторыми другими. 

9. Шоу-бизнес 90-х. 

Большинству музыкальных продюсеров(9), в силу особой специфики данного бизнеса, так и не удалось привлечь к себе внимание зарубежных лейблов, однако некоторые смогли добиться хороших результатов.

Шоу-бизнес в России начал складываться во второй половине XX века, заменив существовавшее ранее понятие «советская эстрада».

После 90-х годов в российском шоу-бизнесе  сформировались крупные компании, которые были заинтересованы в развитии различных молодежных стилей музыки. Им была нужна молодежь мегаполисов России.                      Существует некий клан, который решает: быть этому исполнителю знаменитым или нет. Таким образом, в мире современной «попсы» практически исключено появление незаурядной личности, способной действительно привлечь внимание молодежи природным талантом к музыке и стихосложению.

В мире шоу-бизнеса в целях удовлетворения потребностей публики, с ее стремлением к новым аранжировкам и переделкам, идет постоянное обновление форм, названий, продажа и перепродажа.

На сегодняшний  день Российская музыка, благодаря продюсерскому шоу-бизнесу, становится популярнее с каждым днем, ее производством занимаются  многие ди-джеи и музыканты. 

Информация о работе Российская музыка на рубеже ХХ – ХХI века