Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 20:30, реферат
В соответствии с общепринятой периодизацией XX век в отечественной историографии называют эпохой Новейшей истории. При определении роли и места XX столетия во всемирно-историческом процессе принято выделять наиболее характерные особенности и тенденции цивилизационного развития. Это – переход капитализма на качественно новый уровень – стадию монополистического капитализма; распад колониальной системы; глобализация мировых процессов.
Сокращалось количество плановых показателей, вводимых государством. Вместо отчета по количеству произведенной продукции главным показателем работы предприятий стал объем реализованной продукции, реально обеспечивающий прибыль. Для экономического стимулирования производства создавались поощрительные фонды за счет отчислений от прибыли: развития производства и совершенствования техники, материального поощрения рабочих и служащих (квартальные премиальные, тринадцатый оклад), социально-культурных мероприятий и жилищного строительства. Для овладения экономическими методами хозяйствования, формирования у рабочих и служащих экономического мышления в стране была создана стройная система экономического обучения.
Восьмая пятилетка (1966-1970 гг.) была временем наиболее стабильного развития послевоенной экономики. Переход промышленности на систему хозрасчета, повышение самостоятельности трудовых коллективов открывали перспективы интенсификации экономики, приоритетного производства товаров народного потребления. Рост промышленной продукции составил 50%.
Развернулось массовое строительство жилья. К началу 80-х гг. почти 80% семей имели отдельные квартиры.
За период между Всесоюзными переписями населения 1959-1979 гг. численность горожан превышала 62%.
Индустриальное развитие 70 гг. характеризовалось углублением тенденций формирования в стране единого народнохозяйственного комплекса. Осуществлялись программы создания территориально-промышленных комплексов.
Преобразования коснулись и аграрного сектора страны. В 1965 г. были введены твердые планы закупок сельхозпродукции на несколько лет вперед. Повышались заготовительные цены на зерновые культуры. Увеличивались надбавки к действующим закупочным ценам на скот. Колхозы переводились на прямое банковское кредитование. Вводилась гарантированная оплата труда колхозников. Были сняты ограничения с их личных хозяйств. С конца 60-х годов и особенно в 70-е годы с целью интенсификации сельскохозяйственного производства стали создаваться объединенные хозяйства – агропромышленные объединения, комбинаты, агрофирмы. В их состав включались колхозы и совхозы, предприятия по переработке сельхозсырья, организации транспорта и торговли. Шел процесс агропромышленной интеграции , специализации и кооперирования производства.
Однако на рубеже 70-х – начале 80-х гг. начали появляться серьезные диспропорции в структуре промышленности и в аграрном секторе. Приоритетное развитие получили отрасли тяжелой промышленности, прежде всего – оборонная. Производство военной техники на машиностроительных предприятиях достигало 60% всей выпускаемой ими продукции.
Срыв сбалансированного, комплексного развития советской экономики связан прежде всего с навязанной США новой гонкой вооружений в условиях «холодной войны». Средств на технический прогресс в условиях НТР, перехода к наукоемким производствам стало хватать только для военно-промышленного комплекса. Большие средства шли на помощь странам социалистического содружества для поддержания необходимого баланса сил в «биполярном» мире.
Поступательные эволюционные сдвиги в экономическом и социальном развитии сочетались с умеренно-консервативным курсом в политике и идеологии. Теоретической основой деятельности брежневского руководства была разработанная в конце 60-х гг. концепция «развитого социализма» как обязательного этапа на пути продвижения к коммунизму. Вместо прямолинейного хрущевского скачка в коммунизм эта концепция была призвана способствовать политике «совершенствования» социализма.
Концепция «развитого социализма» была положена в основу новой Конституции СССР, которая была принята в октябре 1977 г. Закреплялась утвержденная прежними конституциями (1918, 1924, 1936 гг.) политическая основа государства – Советы. Ядром политической системы, руководящей и направляющей силой общества, называлась Коммунистическая партия. Подтверждалась основа экономической системы – социалистическая собственность на средства производства в двух ее формах.: государственной и кооперативно-колхозной. Сохранялись основные положения Конституции 1936 г. о национально-государственном устройстве.
Гарантируемые предыдущей Конституцией экономическими, политическими и правовыми средствами права советских граждан на труд, отдых, бесплатное медицинское обеспечение и бесплатное образование были расширены правами на выбор профессии и получение бесплатного жилья.
Проект Основного закона был опубликован в центральной и местной печати, широко обсуждался несколько месяцев во всех трудовых коллективах страны, сотни тысяч замечаний и предложений были обобщены и учтены в окончательной редакции Конституции. Хотя для руководства страны процесс разработки и принятия Конституции «развитого социализма» необходим был также как идеологический пропагандистский акт, провозглашавший торжество и незыблемость общества «зрелого» социализма, как доказательство преимуществ советской демократии перед буржуазной.
В начале 70-х гг. руководством
страны было заявлено о складывании
в Советском Союзе новой, социально-однородной
исторической общности – советского
народа. Однако в общественно-политической
жизни происходили сложные
Вместе с тем с середины 70-х гг. ухудшалась нравственная атмосфера в советском обществе. Шел процесс разложения верхов партийного и государственного аппарата. В нем распространялось настроение самодовольства, показухи, стремление посредством очковтирательства о построении развитого социализма приукрасить действительное положение дел, карьеризм и беспринципность. Многие партийные руководители в республиках и областях превратились в своего рода пожизненных феодальных князьков.
С таким «наследием» решил покончить Ю.В. Андропов, ставший во главе партии и государства (ноябрь 1982 – февраль 1984 гг.). Используя свой опыт руководства органами безопасности, он нанес ощутимый удар по коррумпированным элементам в высшем эшелоне власти, очистил его от наиболее одиозных фигур. Была признана пагубность появившейся «теневой экономики», сращивания с ней коррумпированных элементов власти. Получил признание и поддержку народа андроповский курс на наведение дисциплины и порядка на производстве, в аппарате управления, оказавшийся важнейшим резервом повышения производительности труда, не требующий капитальных затрат. В массовом сознании зародилась надежда на перемены к лучшему. Вера в скорые преобразования в обществе укреплялась и в течение года нахождения у власти К.У. Черненко. В руководстве страной зрела смена поколений.
С середины 80-х гг. началась модернизация советской системы, которая привела за пять лет к смене модели общественного развития.
Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка.
В середине 80-х гг. по инициативе
партийно-государственных руков
Весной 1985 г. к власти в стране пришла группа сравнительно молодых радикально настроенных политических деятелей, выступавших с инициативой «обновления социализма». Избранный генеральным секретарем ЦК КПСС М.С. Горбачев провозгласил необходимость ускорения социально-экономического развития страны на основе более активного внедрения достижений науки и техники, децентрализации управления народным хозяйством, расширения прав предприятий. Намечалась стратегическая цель – выйти к 2000 году на передовые в мире социально-экономические позиции (предоставить каждой семье квартиру или дом, решить Продовольственную программу страны, обеспечить граждан высококачественными товарами). Популистские лозунги подкреплялись формальным признанием государственной, кооперативной, индивидуальной форм хозяйствования. Но некомпетентное руководство экономикой, усугубленное «антиалкогольной кампанией», дало обратные результаты: сокращение сельскохозяйственного и впервые в мирное время – промышленного производства.
В 1988 г., с провозглашением гласности, демократизма, «плюрализма мнений» выдвигалась задача реформирования политической системы общества. Суть ее – в передаче власти от КПСС – Советам. Решениями Всесоюзной партийной конференции учреждался новый орган законодательной власти – Съезд народных депутатов СССР. Из числа его участников избирался Верховный Совет, который превращался в постоянно действующий парламент. Аналогичные государственные структуры создавались в союзных республиках. В целях усиления исполнительной власти была введена новая высшая государственная должность – Президент СССР. Им был избран на Съезде народных депутатов СССР в марте 1990 г. М.С. Горбачев. Появились президенты и в большинстве союзных и автономных республик.
В соответствии с принятым Верховным Советом СССР законом об изменении системы выборов в Советы, весной 1989 г. состоялось избрание народных депутатов на альтернативной основе. В состав депутатского корпуса вошли многие сторонники продолжения радикальных преобразований, в их числе Б.Н. Ельцин, Г.Х. Попов, А.А. Собчак.
На волне демократизации общественной жизни в стране бурно шел процесс создания политических партий и движений. Видное место стали занимать организации, придерживающиеся, как они заявляли, демократической ориентации - Демократическая партия России, Народная партия России, Республиканская партия Российской Федерации.
Начали действовать партии социал-демократического направления, а в союзных и автономных республиках – партии и движения «национально-патриотической» ориентации.
Модным стал лозунг «Вся власть Советам», под которым выступал ряд партий («Движение демократических реформ», «народные фронты»), переходивших все отчетливее на антисоциалистические позиции.
Кризис в руководстве
КПСС - несущей конструкции советской
системы привел к тому, что партия
(после соответствующих
Глубокий экономический кризис в стране в 1990 г. обострил противоборство вокруг путей социально-экономического реформирования. Правительственная программа обновления «социализированной» экономики, нацеленная на перестройку планового хозяйства для насыщения рынка товарами, не получила поддержки Верховного Совета СССР. Практически реализовываться стала «программа 500 дней», выдвинутая движением «Демократическая Россия», предусматривающая переход к утвердившейся в странах Запада экономической системы, базирующейся на рынках труда, товаров, капиталов. По сути противопоставлялись варианты обновляемой директивно-плановой экономики, опирающейся традиционно на собственные ресурсы, и экономики, включающей страну в орбиту мирового хозяйства, основанного на конкурентной взаимосвязи частных товаропроизводителей.
В 1990 г. Верховный Совет СССР принял постановление «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике». Однако на практике, под давлением теневой экономики и сросшегося с ней аппарата государственной бюрократии, представителей директорского корпуса промышленности народное хозяйство страны стало сходить на путь так называемого «дикого капитализма». Резко сократилось производство промышленной и сельскохозяйственной продукции. Обострение проблем труда и быта вызвало различные формы социального протеста. Волна забастовок охватила шахты Кузбасса, Донбасса. Многообразие форм собственности ускорило процесс социального расслоения общества. Появились социальные группы, владеющие средствами производства: члены кооперативов и лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью. Принятие закона «Об общих началах предпринимательства в СССР» привело к реорганизации банковской системы, созданию коммерческих банков, формированию социального слоя граждан, владеющих значительными финансовыми средствами.
Весьма противоречивой оказалась и международная политика государства. По инициативе Горбачева было провозглашено новое политическое мышление, исходившее из постулата о многообразном, но взаимосвязанном и целостном мире. Отсюда провозглашалась невозможность решения международных проблем силовыми методами. Универсальным способом решения международных вопросов объявлялся баланс интересов (а не баланс сил), возникающий на основе приоритета общечеловеческих интересов над классовыми. На этой основе менялась внешнеполитическая доктрина СССР. В 1988 г. Советские войска были выведены из Афганистана, нормализованы отношения с Китаем, продвинулся договорной процесс с США по сокращению ядерных вооружений. Это были позитивные, взвешенные перемены во внешней политике.
Но далее СССР в одностороннем порядке объявил мораторий на испытания ядерного оружия, на 500 тыс. человек уменьшил вооруженные силы, поспешно вывел войска и технику с территории ГДР, где они были расположены в соответствии с международными договорами.
Заявление Горбачева об отказе во вмешательство в дела союзников фактически было отказом от взаимоотношений в рамках социалистического содружества. Весной 1991 г. прекратили свою деятельность Совет Экономической Взаимопомощи и Организация Варшавского договора. Перемены, подобные проходившим в СССР, стали развиваться в Восточно-Европейских странах.
События августа 1991 г. Распад СССР. Беловежское соглашение.
Процесс «перестройки» в СССР сопровождался обострением межнациональных проблем. Причин тому много. Но надо признать, что единение народов бывшей Российской империи за годы Советской власти, по мере экономического развития страны, укрепилось. По Конституциям 1936, 1977 гг. СССР определялся как федеративное государство. Но при образовании новых республик (Казахстана, Эстонии) в их состав переходила часть территории РСФСР, чем игнорировались этнические особенности компактно проживающего русского населения. Традиция волюнтаристских решений Центра в национальном вопросе выразилась и в хрущевском ''подарке" Украине в 1954 г. российской Крымской области. Последствия таких "волеизъявлении" особенно сказываются сейчас.