Роль XX столетия в мировой истории

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 20:30, реферат

Краткое описание

В соответствии с общепринятой периодизацией XX век в отечественной историографии называют эпохой Новейшей истории. При определении роли и места XX столетия во всемирно-историческом процессе принято выделять наиболее характерные особенности и тенденции цивилизационного развития. Это – переход капитализма на качественно новый уровень – стадию монополистического капитализма; распад колониальной системы; глобализация мировых процессов.

Файлы: 1 файл

Роль XX столетия в мировой истории.doc

— 406.00 Кб (Скачать)

К 1985 г. СССР представлял  многонациональное государство, включавшее 15 союзных, 20 автономных национальных республик, 18 национально-государственных  образований (8 автономных областей, 10 автономных округов). 25 млн. русских проживало не в Российской, а в других республиках.

Новый этап в развитии национальных отношений начался  с середины 80-х гг., когда в прибалтийских, а затем и других республиках сложились "народные фронты", которые под лозунгом поддержки перестройки, а затем выхода из Союза одержали победу на выборах в местные органы власти. В Российской Федерации блок "Демократическая Россия" добился принятия в 1990 г. Верховным Советом РСФСР "Декларации о суверенитете", положившей начало "войне законов". Она во многом усугублялась тем, что руководство партии и страны в лице Горбачева, с одной стороны, стремилось сохранить диктат Центра, а с другой - фактически признало за отделяющимися от Союза республиками уйти с территориями, населенными русскими и исторически принадлежавшими России.

17 марта 1991 г. на  первом в истории Отечества  всенародном референдуме большинство  населения (76,4%) высказалось за  сохранение Союза ССР как обновленной  федерации равноправных суверенных республик. Однако это ясно выраженное желание народа не было реализовано.

В мае – апреле 1991 г. Горбачев вел переговоры с руководителями девяти союзных республик по вопросу  о новом союзном договоре и  создании Союза суверенных государств (ССГ). Подписание нового союзного договора было назначено на 20 августа. В обществе назревал раскол. Многие патриотически настроенные представители общественности расценивали подготовленный к подписанию документ как результат капитуляции центра перед требованиями сепаратистских сил. Противники нового договора опасались, что демонтаж СССР вызовет распад единого народнохозяйственного комплекса и углубление экономического кризиса. Руководители движения «Демократическая Россия» выдвинули идею о проведении выборов в Учредительное собрание, которое бы решило вопрос о формировании органов власти. В этих сложных условиях политического кризиса, так называемого «парада суверенитетов», высшее лицо в государстве – Горбачев сказался больным и ухал в отпуск в Крым, передав свои полномочия вице-президенту СССР Г.И. Янаеву.

Утром 19 августа 1991 г. телевидение  и радио объявили о создании Государственного Комитета по Чрезвычайному положению (ГКЧП), в который вошли вице-президент  Г.И. Янаев, премьер-министр В.С. Павлов, председатель КГБ В.А. Крючков, министр  обороны Д.Т. Язов и другие ответственные работники. ГКЧП объявил своими задачами преодоление экономического и политического кризиса, межнациональной, гражданской конфронтации и анархии, предотвращение распада СССР. В стране вводилось чрезвычайное положение сроком на 6 месяцев, запрещались митинги и забастовки.

Центром августовских событий  стала Москва. Сопротивление мерам  ГКЧП возглавил президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин. Он расценил действия ГКЧП как антиконституционные и  призвал своих сторонников выходить на митинги протеста. Широкие слои населения, многие работники партийного аппарата не оказывали поддержки ни членам ГКЧП, ни его противникам. В условиях фактического бездействия ГКЧП сторонникам Ельцина удалось переломить ситуацию в свою пользу. Введенные по приказу ГКЧП в столицу войска и бронетехника (без боеприпасов), практически предназначались для демонстрации силы. Но их бездействующее присутствие на улицах Москвы лишь возмущало митингующих и решило судьбу членов ГКЧП. 22августа они были арестованы и заключены в тюрьму.

Одним из указов Ельцина  прекращалась деятельность КПСС. 23 августа  был положен конец ее существованию  как правящей государственной структуры. Президент СССР Горбачев по сути стал выполнять декоративную роль, ибо  все расположенные на территории РСФСР общесоюзные органы переходили в ведение российского президента. События 19-22 августа приблизили распад Советского Союза. Большинство республик отказалось от подписания Союзного Договора. В конце августа заявили о создании самостоятельных государств Украина, а затем и другие республики.

В декабре 1991 г. в Беловежской  пуще (БССР) состоялось совещание руководителей  России (Б. Ельцина), Украины (Л. Кравчука) и Белоруссии (С. Шушкевича). 8 декабря  они заявили о прекращении  действия союзного договора 1922 г. и об окончании деятельности государственных структур бывшего Союза. Тогда же была достигнута договоренность о создании СНГ – Содружества Независимых Государств. В декабре того же года СНГ объединило 11 бывших союзных республик (без Грузии и государств Прибалтики). Горбачев ушел в отставку. СССР перестал существовать.

Болезненным для российской общественности стал поиск путей  единения народов в границах бывшей империи или СССР. В результате 15 марта 1996 г. Государственная дума России проголосовала за денонсацию Беловежских соглашений. Одновременно Думой было принято постановление о юридической силе для России итогов референдума 1991 г., в ходе которого большинство населения высказалось в пользу сохранения союзного государства..

«Перестройка», задуманная и осуществленная частью партийно-государственных лидеров с целью демократических перемен во всех сферах жизни общества, закончилась. Ее главным итогом стали распад некогда могучего многонационального государства, завершение советского периода развития в истории Отечества. Внезапность всех этих преобразований лишь усугубила кризисные явления во всех прежних союзных республиках и прежде всего – в многонациональной России.

В отечественной литературе возникли противоречивые суждения о  крахе так называемой «Советской империи». Есть историки, политики, которые считают, что распад уникальной многонациональной страны произошел по естественным причинам. Но многие говорят, что крах СССР произошел по воле политиков, преследующих свои цели, вопреки воле большинства народов, проживающих в те годы в Советском Союзе. Но ясно одно, что в результате «перестройки» страна утратила статус великой державы, возникла ее зависимость от внешних сил. Оценки же в этом роли Горбачева, ГКЧП, Ельцина носят весьма субъективный характер.

 

Октябрьские события  1993 гг. Конституция. Выборы.

25 декабря 1991 г. Верховный Совет РСФСР  принял закон, согласно которому республика стала называться Российской Федерацией. Ориентация на демократизацию и борьба с прежней советской системой сопровождались разрушением единых общесоюзных структур общественного и государственного управления и контроля. Уничтожение изжившей себя административной системы вместе с тем сокрушило основные властные структурные элементы, необходимые в любом государстве.

Политическая атмосфера  в стране в 1992-1993г.г. характеризовалась  нарастанием противостояния общественных сил в борьбе за различные пути становления российской государственности, ее законодательное оформление. Объективно это было обусловлено переходным характером российской государственности. По конституции не было четкого разделения функций между сложившимися (по аналогии с прежним СССР) тремя ветвями власти – законодательной (Съезд народных депутатов России и избираемый им Верховный Совет), исполнительной (Президент и назначаемое им правительство) и судебной, с венчающим ее Конституционным судом.

Сформировавшиеся к  тому времени основные политические движения и партии ("Движение демократических реформ", Коммунистическая партия Российской Федерации, Либерально-демократическая партия России и другие) разрабатывали и пропагандировали свои проекты новой Конституции России. Одни стояли за президентскую республику (ведущая роль у исполнительной власти во главе с президентом, имеющим большие полномочия), другие - за парламентскую республику (ведущая роль у законодательной власти), третьи - за реформированную советскую систему, четвертые - за возврат к представительной монархии. Конфронтация между общественно-политическими силами привела к острой полемике в Верховном Совете.

21 сентября 1993 г. Президент  подписал указ о роспуске Верховного Совета и Съезда народных депутатов, что Конституционный Суд признал незаконным. Опираясь на его определение, Съезд народных депутатов отрешил Б.Н. Ельцина от должности Президента. Однако Ельцин при поддержке "Движения демократических реформ" перешел к президентскому правлению страной, получив при этом одобрение западных правительств. Своим  указом он ввел чрезвычайное положение в Москве. Через силовые структуры исполнительного аппарата началось разрушение всей вертикали Советов вплоть до местных. Запрещалась деятельность большинства оппозиционных политических организаций, их органов печати.

Кровавые события в  Москве 3-4 октября 1993 г. завершили Советский  период в истории Отечества. На всенародный референдум, состоявшийся 12 декабря 1993 г., был вынесен предложенный Президентом проект новой Конституции. По официальным данным его поддержала одна треть избирателей (32.937.630 из 106.182.034, внесенных в списки для голосования). Центризбирком признал, что Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием. Однако некоторые оппозиционные организации стали оспаривать это решение со ссылкой на неотмененный закон "О референдуме РФ" и общепринятые нормы цивилизованных государств, согласно которым конституционные вопросы считаются принятыми, если за них проголосовало более половины граждан, имеющих право голоса.

Конституция определяет Россию как «демократическое федеративное правовое государство с республиканской  формой правления» при доминирующей роли президента в структуре власти. Избираемый всенародным голосованием Президент является главой государства. Он осуществляет все кадровые перемещения, играет роль арбитра, посредника в конфликтах между разными ветвями власти, берет на себя некоторые судебные функции, имеет право роспуска парламента и может отправить в отставку правительство, которое сам же назначает.

Парламентом страны по новой  Конституции является Федеральное  собрание Российской Федерации, состоящее  из двух палат – Совета Федерации (верхняя палата) и Государственной Думы (нижняя палата).

В Совет Федерации  входят по два представителя от каждого  из 89 субъектов Федерации (21 республики, 6 краев, 49 областей, двух городов федерального значения – Москвы и Петербурга, одной автономной области, 10 автономных округов). Верхнюю палату составляют главы администрации и законодательной власти субъектов Федерации.

В Государственную Думу входят избираемые на 4 года 450 депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе.

К ведению высших органов  власти России по Конституции отнесено: принятие законов и контроль за их выполнением, управление федеральной  государственной собственностью, основы ценовой политики и международных  отношений, объявление войны и заключение мира, руководство внешнеэкономическими связями. Отмечена  самостоятельность органов трех ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной. Законодательно закреплены политическая многопартийность, право свободы труда и право частной собственности.

Субъекты Российской Федерации имеют собственные  конституции или уставы, а также  органы власти, обладающие высокой  степенью независимости, что позволяет  учитывать местные  интересы. Но субъекты Федерации не имеют права на выход из состава Российского государства, что соответствует и мировой практике.

12 декабря 1993 г., одновременно  с проведением референдума по  новой Конституции, состоялись  выборы в российский парламент  – Федеральное собрание. Государственная  Дума избиралась по  «смешанной» мажоритарно-пропорциональной системе (половина  депутатов –  по   одномандатным  округам, на индивидуальной основе;  другая половина – по партийным спискам). В парламент вошли представители 8 партий. Наибольшее число мест получили близкий к президенту блок  Е. Гайдара «Выбор России» – 76 мест, либерально-демократическая партия или ЛДПР (лидер В.В. Жириновский) – 63 места,  КПРФ – 45 мест (лидер Г.А. Зюганов).

Вновь избранный парламент  не стал менее оппозиционным, чем  насильственно отстраненный Верховный  Совет. Однако, как первая Государственная  Дума, так и Совет Федераций не могли серьезно влиять на политику в стране, не способны были существенно корректировать курс президента и правительства, так как не обладали по Конституции соответствующими правами.

Центральное место в работе Государственной Думы первого созыва заняли вопросы экономической и национальной политики, социального обеспечения и международных отношений. В течение 1993-1995 гг. депутаты приняли свыше 320 законов. Среди них – Законы о правительстве и конституционной системе,  о новых  формах собственности, о крестьянском и фермерском хозяйстве, об акционерных обществах, о свободных экономических зонах.

На выборы в Государственную  Думу  1995 г. общественные объединения и партии шли со своими требованиями в экономической, политической областях. Представители исполнительных структур власти, хозяйственных и предпринимательских слоев объединились во Всероссийское общественное движение «Наш дом – Россия», которое выступало за усиление радикальной рыночной реформы. Центральное место в платформе КПРФ занимали требования восстановления в России мирным путем советского строя, прекращения процесса приватизации средств производства.

В состав Государственной  Думы второго созыва было избрано (17 декабря 1995 г.) 450 депутатов. 36% общего числа мест в Думе получила КПРФ, 12% - «Наш дом – Россия», 11% - ЛДПР, 10% - блок  Г.А. Явлинского («Яблоко»), 17% - независимые, 14% - другие избирательные объединения. Выборы продемонстрировали явное «полевение» избирателей, рост их оппозиционности. Оппозиционные общественно-политические силы в Государственной Думе  (КПРФ, «аграрии», «Народовластие») имели 221 голос.

Для принятия решения  Думой надо иметь 226. А для конституционного закона необходимо, чтобы за него проголосовало 300 депутатов. При таком соотношении сил принятие решений зависело от колеблющихся депутатов или предопределялось соглашением лидеров фракций.

В условиях нестабильности внутриполитической  жизни, острой фракционной  борьбы в парламенте, начатой правительством в декабре 1994 г. широкомасштабной военной операции на  территории Чеченской республики с целью восстановления там «конституционного порядка» Б.Н. Ельцин второй раз победил на президентских выборах июня-июля 1996 г. (в два тура).  Ему отдали голоса 37,2% россиян. Однако, вскоре после выборов Президент Ельцин на длительные  периоды стал отходить от активной государственной деятельности. Его появления на политической арене сопровождались перетасовкой  высших звеньев власти. Только в 1999 г. главами правительств были В.С. Черномырдин, Е.М. Примаков, С.В. Степашин, В.В. Путин. Оппозиции удалось  внести для обсуждения в Государственной Думе вопроса об отрешении Ельцина от президентских обязанностей, собрать для этого необходимые две трети голосов депутатов.

Информация о работе Роль XX столетия в мировой истории