Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 20:30, реферат
В соответствии с общепринятой периодизацией XX век в отечественной историографии называют эпохой Новейшей истории. При определении роли и места XX столетия во всемирно-историческом процессе принято выделять наиболее характерные особенности и тенденции цивилизационного развития. Это – переход капитализма на качественно новый уровень – стадию монополистического капитализма; распад колониальной системы; глобализация мировых процессов.
В ходе иностранной интервенции
и гражданской войны на рубежах
страны стали образовываться республики,
заявившие о своем
В 1918-1920 гг. сложился военно-политический союз советских республик: России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии, по которому договаривающиеся страны сосредотачивали в руках единой коллегии военное командование, совнархозы, железнодорожное управление, финансы. По двухстороннему договору Россия и Украина вступали между собой в «военный и хозяйственный союз».
На следующем этапе
национально-государственного строительства
(1920-1924) независимые советские
Однако в Коммунистической
партии, представители которой пришли
к руководству во всех Советских
республиках, сложились две позиции
по вопросу о принципах
Верх взяла интернациональная ленинская идея «федерализации». В итоге 30 декабря 1922 г. I Всесоюзный съезд Советов принял Декларацию и Договор об образовании СССР, по которой на федеративной основе с правом выхода из Союза объединились РСФСР, Закавказская Федерация, Украинская, Белорусская Советские республики. В 1924 г. была принята первая Конституция СССР, определившая компетентность союзных и республиканских органов управления.
Составной частью проходивших в послеоктябрьские годы преобразований явились перемены в сфере культуры, получившие название «культурная революция». Её основной задачей в первые годы Советской власти являлась ликвидация неграмотности среди населения. Накануне Октября 1917 г. примерно три четверти взрослых людей России не умели ни читать, ни писать. Особенно много неграмотных было в сельской местности и национальных районах. В 1919 г. был принят декрет «О ликвидации неграмотности среди населения России». Закон обязывал всех граждан в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющих читать и писать, обучаться грамоте на родном или русском языках. Народный комиссариат (наркомат) просвещения, отделы народного образования при местных Советах, общество «Долой неграмотность», объединявшее 1,2 млн. человек городских шефских организаций, создали в городах и селах страны пункты по ликвидации безграмотности (ликбезы). По Всесоюзной переписи 1926 г. число лиц, умеющих читать и писать, достигло 51,1% (в 1898 г. – 24%). В 1925 г. был принят закон, предусматривающий введение в стране всеобщего начального образования.
Реорганизовалась вся система народного образования. Ликвидировались гимназии, реальные училища, церковно-приходские и земские школы. На их месте создавалась единая для всей страны трудовая школа из двух ступеней (со сроком обучения 5 лет и четыре года). Плата за обучение отменялась.
Преобразования коснулись и высшей школы. С целью повышения общеобразовательной подготовки для поступающих в вузы создавались рабочие факультеты (рабфаки). Зачисление студентов проводилось без экзаменов. Это должно было способствовать созданию новой, рабоче-крестьянской интеллигенции. Уделялось внимание восстановлению и развитию научного потенциала страны. Были открыты научно-исследовательские институты (НИИ): физико-химический, физико-технический, центральный аэрогидродинамический институт им. Н.Е. Жуковского (ЦАГИ).
Художественная жизнь развивалась сложно, в борьбе различных взглядов и систем. Осенью 1917 г. возникла культурно-просветительная и литературно-художественная организация Пролеткульт. Её руководители ставили задачу создания пролетарской культуры, противопоставляя её всей художественной культуре. В 1918 г. был принят декрет о монументальной пропаганде, который предусматривал уничтожение сооруженных до 1917 г. памятников «в честь царей и их слуг» и возведение памятников революционерам, деятелям русской и мировой культуры.
Представители интеллигенции,
весьма неоднородной по социальному
положению и общественно-
В годы НЭПа, в условиях
либерализации общественной сферы,
возникло много научных, творческих,
культурно-просветительных
Внешняя политика Советского государства в 20-е – 30-е годы.
Международные отношения
20-х – 30-х годов
Объективные обстоятельства
требовали сохранять
Противоречивой была
и политика Запада в отношении
Советского государства. С одной
стороны, правительства
В начале 20-х годов отношения Советской России с Западом претерпели значительные изменения. В 1921-1922 гг. были заключены торговые соглашения с Англией, Австрией, Норвегией. Подписанием договоров с Ираном, Афганистаном, Турцией укрепились отношения с южными соседями. Были налажены политические и экономические контакты с Польшей, Литвой, Латвией, Эстонией и Финляндией образовавшимися в результате распада Российской империи.
В 1922 г. по предложению Советского правительства для урегулирования межгосударственных спорных вопросов была проведена Генуэзская конференция. В ней участвовали представители 29 стран. Из-за взаимных материальных претензий и неготовности к политическому компромиссу переговоры зашли в тупик. Но советская сторона умело использовала наметившийся раскол среди западных держав. В Рапалло (предместье Генуи) был подписан советско-германский договор, который привел к установлению дипломатических отношений между двумя странами, взаимовыгодному торговому сотрудничеству.
В 1924-1925 гг. началось официальное международное признание СССР. С Англией, Италией, Францией и многими другими странами были установлены дипломатические отношения. Полоса признания Советского государства была вызвана успехами НЭПа, широким общественным движением на Западе в поддержку СССР, экономическими интересами капиталистических стран. Однако правительства ведущих держав усмотрели угрозу в расширении влияния СССР в мировой политике. В 1927 г. Великобритания разорвала дипломатические и торговые отношения с Советским Союзом. Правительства США, Франции, Бельгии и Канады ввели эмбарго на поставку советских товаров в свои страны.
Мировой экономический кризис конца 20-х – начала 30-х годов вызвал серьезные внутриполитические изменения во всех капиталистических странах. В Англии и Франции он привел к власти силы, стремившиеся к осуществлению некоторых социально-экономических преобразований. В Германии, Италии кризис способствовал формированию фашистских режимов. Усилилась угроза новых военных конфликтов, особенно после победы нацизма на парламентских выборах в Германии и прихода к власти А. Гитлера в 1933 г.
В этих условиях СССР в своей внешней политике признал возможным сотрудничество с буржуазно-демократическими западными странами для сдерживания агрессивных устремлений Германии и Японии и повел борьбу за создание системы коллективной безопасности в Европе и на Дальнем Востоке.
В 1933 г. США признали Советский Союз и между двумя крупнейшими державами мира были установлены дипломатические отношения. В 1934 г. СССР был принят в Лигу Наций и стал использовать трибуну этой международной организации в целях сплочения всех прогрессивных сил в борьбе за коллективную безопасность, в целях разоблачения политики «умиротворения» потенциального агрессора, которую проводили западные державы. В 1935 г. были подписаны советско-французский и советско-чехословацкий договоры о взаимопомощи на случай любой агрессии против них в Европе.
В 1936 г. Германия и Япония подписали так называемый Антикоминтерновский пакт – соглашение против Советского Союза. Япония приступила к крупномасштабной военной операции против Китая. В 1938 Германия осуществила аншлюс (присоединение) Австрии и стала угрожать агрессией Чехословакии. СССР предложил этой стране военную помощь, опираясь на договор 1935 г. Но чехословацкое правительство от нее отказалось и выполнило требование Германии передать ей Судетскую область.
Кульминацией политики «умиротворения», уступок фашистской Германии со стороны западных держав стало Мюнхенское соглашение (сентябрь 1938 г.) между Германией, Италией, Англией и Францией. Оно юридически оформило расчленение Чехословакии и дало возможность оккупировать всю ее территорию Германией. Со стороны правительств Англии и Франции «Мюнхенский сговор» преследовал цель направить гитлеровскую агрессию на восток, против СССР. Советский Союз резко осудил западные страны за предательство по отношению к Чехословакии.
На востоке отношения тоже были напряженными. Япония, захватив значительную часть Китая, приблизилась к границам СССР. Летом 1938 г. произошел вооруженный конфликт на советской территории у озера Хасан. Японская группировка была отброшена. С весны 1939 г. начались бои частей Красной Армии с японскими войсками в Монголии, в районе реки Халхин-Гол.
В начале 1939 г. Советский Союз предпринял еще одну попытку сблизиться с Англией и Францией и создать систему коллективной безопасности. Однако западные государства, не веря в возможность СССР противостоять фашистской агрессии, затягивали переговоры, устанавливали тайные контакты с Германией.
В этих условиях советское
руководство приняло
Курс на строительство социализма
в одной стране и его последствия.
Социально-экономические
При всех успехах НЭПа нельзя не учитывать, что даже относительно свободные рыночные отношения обернулись своей негативной стороной. Шло классовое расслоение в обществе. С одной стороны, укреплялись позиции заводских рабочих, с другой - утверждался социальный слой "нэпманов", использующих наемный труд. Многие горожане солидаризировались в неприятии НЭПа с сельской беднотой, работавшей у кулаков (зажиточных крестьян, применявших наемный труд). Если до революции основными поставщиками товарного зерна были помещики, то теперь - только крестьянские хозяйства. С ростом населения ускорился процесс их дробления и как следствие - снизилась товарность, проваливались хлебозаготовки. Государству пришлось вводить с 1928г. карточную систему на продукты питания в городах.