Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 18:21, реферат
IСо смертью вождя, Иосифа Виссарионовича Сталина, в истории Советского Союза закончилась эпоха штурмового продвижения к экономическим и социальным вершинам. В российской истории это было окончание периода (начатого в 1904 году, войной с Японией) сплошной мобилизации национальных сил. Это прежде всего означает собирание всех сил народа для решения сверхнужных и сверхсложных задач, требующих перенапряжения. Мобилизационная стратегия обеспечивала многие прорывы, но подобные усилия со временем теряли свою эффективность, приводя к надрыву сил народа.
I. Введение……………………………………………………………..
3
II. О личности..........................................................................................
4
III. Ветер перемен……………………………………………………….
6
IV. Реформы и контрреформы
1) Аграрная политика и сельское хозяйство……………………….
9
2) Промышленность………………………………………………….
15
3) Денежная реформа………………………………………………...
17
4) Законодательство………………………………………………….
19
5) Научно-технический прогресс……………………………………
21
6) Международная политика………………………………………...
23
7) Образование………………………………………………………..
26
8) Социальная политика……………………………………………..
28
9) «Оттепель» в культуре и искусстве………………………………
30
V. Заключение…………………………………………………………..
31
VI. Используемая литература…………………………
Из перечня наказаний исключались «объявление врагом народа» и временное удаление за предел СССР. В соответствии с УК РСФСР 1690г. количество статей об ответственности за политические преступления снизилось, в том числе «расстрельных». Максимальный срок лишения свободы сократился с 25 до 15 лет с последующей 5-летней ссылкой. Отменялась смертная казнь для лиц до 16 лет, вводились исключительные меры принудительного воспитательного воздействия в отношении подростков до 14 лет, устанавливался особый список правонарушений 14-16-летних, за которые они могли подвергнуться уголовному наказанию - заключению в специальные колонии. Трудовые коллективы и общественные организации получили право ходатайствовать об условном осуждении и передаче правонарушителя на перевоспитание. Если раньше судимости могли погашаться только по незначительным преступлениям, то с 1958г. допускалась реабилитация по всем их видам. Правила рассмотрения производственных конфликтов 1928г. заменялись положением о трудовых спорах 1957г. Прекратились судебные преследования рабочих и служащих за самовольный уход с работы или прогулы, после XX съезда были отменены обязательные поставки сельхозпродуктов с дворов колхозников и трудящихся совхозов.[30]
Законодательная реформа переплеталась с преобразованием в социальной сфере. Государство сначала значительно сократило подписку на займы, а потом и вовсе отказалось от них, подняло зарплату низкооплачиваемых работников, повысило размер необлагаемого налогом минимума зарплаты, значительно увеличило пенсии по инвалидности и старости. Рабочий день вновь сократился до 6-7 часов, подросткам устанавливался 6-часовой рабочий день. В предпраздничные и праздничные дни продолжительность рабочей смены сокращалась. Рабочая неделя уменьшалась на 2 часа. Было отменено уголовное преследование за аборты. С 1958г. казна перестала брать с одиноких женщин за бездетность. Президиум Верховного Совета СССР отменил взимание налога на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, имевших детей. В мае 1960г. принимается закон об отмене с 1 октября 1962г. всех налогов с зарплаты рабочих, служащих, однако накануне его введения в действие, в связи с дополнительными расходами бюджета по обеспечению населения продовольствием, товарами широкого спроса и укреплению обороноспособности, сроки освобождения от налогов были перенесены впредь «до особого распоряжения». С конца 50-х годов началась продажа товаров длительного пользования в кредит. В июле-ноябре 1964г. был принят комплекс мер по пенсионному обеспечению колхозников. Другое решение законодателей повышало зарплату работников, занятых непосредственным обслуживанием населения. Одновременно предусматривалось завершить повсеместное введение минимальной заработной платы до уровня, близкого к прожиточному минимуму.
Научно-технический прогресс.
Значительными были успехи нашей страны и в области науки. Ещё в 1954 году в г. Обнинске Калужской области начала работать первая в мире промышленная электростанция на атомной энергии. Важным начинанием, связанным с именем Хрущёва, стало создание Сибирского отделения Академии наук СССР и строительство крупнейшего научного центра недалеко от Новосибирска – Академгородка.[31]
Но символом научно-технического прогресса СССР стал штурм космоса. Триумфом советской науки и техники явилось создание под руководством С.П. Королева, М.В. Келдыша первого в мире искусственного спутника Земли и выведение его 4 октября 1957 г. на околоземную орбиту.[32] Началась космическая эра. Затем космические ракеты понесли в космос животных, облетели Луну. Первые временные неудачи аналогичных экспериментов в США усилили впечатление превосходства советской науки.
И вот в апреле 1961г. в космос шагнул человек, первый человек планеты, советский человек-Юрий Гагарин. Советский Союз отныне владел не только ядерным оружием, но и межконтинентальными ракетами, способными доставить его в заданную точку мира. Началось освоение человеком околоземного пространства с помощью искусственных спутников. С этого момента США утратили неуязвимость из-за океана. Если раньше в мире существовала одна сверхдержава, то теперь появилась вторая, более слабая, но имеющая достаточный вес для определения всей мировой политики. На американцев, недооценивших возможности своего «противника», это произвело шоковое впечатление. Покорение космоса потребовало колоссальных средств. За ценой не стояли. В этом был не только научный, но и военный интерес. Верили, что недалеко время, когда советские космонавты как радушные хозяева будут встречать в далёком космосе посланцев других стран, в том числе и США. Казалось, Советский Союз надолго и прочно стал лидером научно-технического прогресса человечества.
Покорение космоса потребовало колоссальных затрат, но эффект был масштабным и продолжительным. Росла уверенность в том, что СССР надолго и прочно стал лидером научно-технического прогресса человечества.[33]
Развитие получили в середине 50-х – начале 60-х годов средства массовой информации. Радиовещание охватило всю страну. В 1958г. в стране действовало уже 53 телецентра, а число телевизоров достигло 3 млн., тогда как еще в 1953г. телецентров в стране было лишь три, а число телевизоров едва превышало 200 тыс. Расширилась металлургическая база СССР, существенно возросла мощность электростанций. Был построен ряд крупнейших предприятий в химической, нефтеперерабатывающей и других отраслях промышленности. Наиболее быстро развивалось машиностроение. Увеличилась протяженность железных дорог, росла их пропускная способность, с 1957 г. было прекращено производство паровозов, осуществлялся перевод железнодорожного транспорта на электрическую и тепловую тягу. Впечатляющими для советских людей, для всего мира стали введение в эксплуатацию первого атомного ледокола «Ленин». В воздух поднялся первый советский реактивный пассажирский самолет ТУ-104. Рывок осуществила химическая промышленность, получившая более 500 новых заводов и крупных производств. Рост объемов производства опережал плановый. Ускоренными темпами увеличивалось производство электроэнергии, продукции машиностроения и металлообработки, химической промышленности, добыча нефти и газа.
Международная политика.
Прогрессивные изменения в первой половине правления Хрущева происходили и во внешней политике. Из всех же проблем внешней политики Хрущев продолжал уделять наибольшее внимание отношениям с Югославией. В мае 1953г. были восстановлены дипломатические отношения с Югославией, а в 1955г. Хрущев и Булганин во время визита в Белград принесли югославскому руководству официальные извинения и договорились о полной нормализации партийных и межгосударственных отношений. В 1955г. по договоренности между СССР и США были выведены советские и американские войска из Австрии, которая благодаря этому избежала раскола по германскому образцу на два государства и стала нейтральной.
19 октября 1956 года в Кремле была подписана советско‑японская декларация, в которой говорилось: «Союз Советских Социалистических Республик, идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства, соглашается на передачу Японии островов Хабомаи и острова Сикотан с тем, однако, что фактическая передача этих островов будет произведена после заключения Мирного Договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией».[34] Укреплялись отношения с социалистическими странами. Во главе представительной делегации Хрущёв совершил длительные поездки в Венгрию, Болгарию и ГДР.[35]
Большое влияние оказала на международные отношения "холодная война". Рост влияния Советского Союза в Восточной Европе и образование там правительств во главе с коммунистами, победа китайской революции, нарастание антиколониального освободительного движения в Юго-Восточной Азии привели к новой расстановке сил на мировой арене, к постепенной конфронтации между вчерашними союзниками. В качестве союзников СССР часто выступали Индия и Индонезия. Эти два государства активно сопротивлялись гегемонии США. Советский Союз установил с ними достаточно прочные экономические связи, способствовал модернизации их вооруженных сил.[36]
Новое руководство нашей страны продемонстрировало стремление к динамизму внешней политики. Советское правительство постоянно предлагало расширять торговые отношения и это приветствовали страны Западной Европы, которые начали нести убытки от длительного эмбарго объявленного США. Новые отношения с внешним миром не могли ограничиваться только экономикой и техникой, устанавливались контакты и начался обмен делегациями с парламентами других стран. Быстро росло число журналистов аккредитованных в Москве. Наша печать начала писать не только о том, что плохого произошло в других странах, но и о том полезном, что можно там найти.
В отношениях с США продолжалась «гонка вооружения». Америка окружила Советский Союз сетью военных баз с ракетно-ядерным оружием, боевыми самолетами и военно-морскими средствами, способными осуществить ракетно-ядерное нападение на нашу страну и наших союзников. Военные базы, оснащенные средствами нападения, размещены на территориях Англии, ФРГ, Норвегии, Испании, Италии, Турции, Пакистана, Южной Кореи, Филиппин и других стран. Боевые корабли, авианосцы постоянно находятся недалеко от наших берегов в Атлантическом, Тихом и Индийском океанах, Средиземном море.[37]
Пиком противоречий между Востоком и Западом явился "Карибский кризис" (1962 г), вызванный размещением Советским Союзом ядерных ракет на Кубе. Отношения между СССР и США продолжали ухудшаться главным образом из-за ситуации в Карибском бассейне. Соединённые Штаты не ограничились разрывом дипломатических и торговых отношений с Кубой, а продолжали в глубокой тайне готовить интервенцию.[38] Идея размещения ракет на Кубе принадлежала самому Н.С.Хрущеву. При этом преследовалась цель спасти «социалистическую» Кубу от нападения США. У СССР была и другая, более важная цель: попытаться уменьшить преимущество США в ракетно-ядерном вооружении. Хотя Н.С.Хрущев неоднократно заявлял на весь мир, что мы делаем «ракеты, как сосиски», реальное положение было иное. По данным министерства обороны США в тот период превосходили СССР по количеств у стратегических ядерных боеголовок в 17 раз. Кризис, поставивший мир на грань ядерной катастрофы был улажен с помощью переговоров и достигнутых на них компромиссов. кризис явился тяжелым испытанием, что он принес боль, в какой-то мере ухудшил отношения с кубинским руководством, был связан с затратами больших средств, однако действия советского руководства, усилия Н.С Хрущева принесли и положительные результаты. Главным из них является то, что социалистическая Куба была сохранена, предотвращена военная интервенция против нее.[39]
Ещё одной проблемой переговоров и разногласий с Западом, и особенно США - было разоружение. В ядерной гонке Советский Союз, к удивлению США, достиг значительных успехов. Однако это было трудное соревнование, которое накладывало на нашу экономику непосильное бремя и не позволяло повысить жизненный уровень советских людей, и он оставался по-прежнему низким.
СССР выдвинуло много предложений о разоружении. Так Н.С. Хрущёв в сентябре 1959г. выступил на ассамблее ООН с программой «всеобщего и полного разоружения» всех стран. С виду она была эффективна, но с точки зрения её реализации – не реальна. Советскому Союзу не доверяли не США, не их союзники. Поэтому в марте 1958г. СССР по собственной инициативе приостановил в одностороннем порядке испытания ядерного оружия. Также с 1958г. СССР уменьшил численность своей армии, которая за годы «холодной войны» выросла до 5,8 млн. человек. Численность армии была доведена до 3,6 млн. человек. Через два года Хрущёв добился разрешения сократить Вооружённые силы до 2,5 млн. человек, однако в 1961 году вынужден был приостановить его в связи с обострением обстановки вследствие строительства Берлинской стены. Главную ставку в строительстве Советской Армии Хрущёв делал на развитие Ракетных войск стратегического назначения, пренебрегая развитием других родов войск, чем нанёс значительный урон Вооружённым силам СССР.
После "холодной войны" начался медленный процесс улучшения отношений между Востоком и Западом. Ядерное противостояние показало, что ни СССР, ни США не готовы в реальности перейти от информационной войны и противостояния в третьих странах к реальному вооруженному конфликту. Сокрушительная мощь атомного оружия оказалась сдерживающим фактором, заставлявшим великие державы и их лидеров более упорно искать пути к политическому компромиссу.[40]
Оттепель в международных отношениях была реальной и позволила людям многих стран по-иному взглянуть друг на друга.
Образование.
Не слишком удачной оказалась и реформа системы народного образования в СССР. Ещё в июле 1958 года Н. С. Хрущёв направил членам ЦК Записку «Об укреплении связи школы с жизнью», которая зачитывалась на собраниях руководителей народного образования и вскоре появилась в газетах. «Записка» Хрущёва содержала справедливую критику положения дел в школах.[41]
Сложившаяся в 30-е годы образовательная система нуждалась в обновлении. Новые потребности производства и необходимость внедрения современных технологий превращали решение задачи подготовки высококвалифицированных кадров для промышленности в приоритетную.[42]
Советская школа недостаточно гибко реагировала на быстрый прогресс науки и техники, изменения в производстве. По точному определению известного педагога В.А.Сухомлинского, средняя школа «вместо того чтобы быть единой и разнообразной, стала единой и однообразной». За весь послевоенный период система управления школой практически не менялась. Выпускники средней школы неохотно шли работать на производство, считая такой труд непрестижным. Большинство из них не было готово к работе на заводах и в колхозах. Парадокс заключался в том, что именно в эти годы народное хозяйство испытывало нужду в рабочих руках, так как в трудоспособный возраст вступило малочисленное поколение родившихся в годы войны.
Первые попытки политехнизации школы в 1954 и 1955гг. не увенчались успехом. В 1958г. был принят Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР.[43]
Согласно закону, осуществление всеобщего среднего образования (одиннадцатилетнего) оставалось важнейшей задачей, но средняя школа приобрела « политехнический профиль». С самого начала осуществления реформы натолкнулось на многочисленные трудности. Материально-техническая база школы оказалась не подготовленной к реализации задач производственного обучения. В абсолютном большинстве школ выбор профессий был невелик и чаще всего носил случайный характер. Предложения Хрущёва содержали и верные мысли, и много существенных ошибок, главная из которых состояла в недооценке привычных и территориально близких для населения дневных общеобразовательных средних школ, а также в подмене политехнического обучения и посильного производительного труда школьников принудительным профессиональным образованием с крайне ограниченными возможностями выбора профессии.[44]