Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 18:21, реферат
IСо смертью вождя, Иосифа Виссарионовича Сталина, в истории Советского Союза закончилась эпоха штурмового продвижения к экономическим и социальным вершинам. В российской истории это было окончание периода (начатого в 1904 году, войной с Японией) сплошной мобилизации национальных сил. Это прежде всего означает собирание всех сил народа для решения сверхнужных и сверхсложных задач, требующих перенапряжения. Мобилизационная стратегия обеспечивала многие прорывы, но подобные усилия со временем теряли свою эффективность, приводя к надрыву сил народа.
I. Введение……………………………………………………………..
3
II. О личности..........................................................................................
4
III. Ветер перемен……………………………………………………….
6
IV. Реформы и контрреформы
1) Аграрная политика и сельское хозяйство……………………….
9
2) Промышленность………………………………………………….
15
3) Денежная реформа………………………………………………...
17
4) Законодательство………………………………………………….
19
5) Научно-технический прогресс……………………………………
21
6) Международная политика………………………………………...
23
7) Образование………………………………………………………..
26
8) Социальная политика……………………………………………..
28
9) «Оттепель» в культуре и искусстве………………………………
30
V. Заключение…………………………………………………………..
31
VI. Используемая литература…………………………
Пригодные целинные земли находились на территории Казахстана, Южной Сибири, в Поволжье, на Урале, на Северном Кавказе. Среди них наиболее перспективным выглядели Казахстан, Урал и Сибирь. После неурожая 1953 года ситуация в стране стала настолько серьёзной, что надо было принимать чрезвычайные меры. Для повышения урожайности существующих земельных угодий требовались удобрения, ирригация, обновление и увеличение технической базы, то есть того, что не может быть создано в один день. Было решено осваивать целинные земли в Заволжье, Сибири и Казахстане. Были неимоверные трудности в освоении новых земель, приходилось жить в палатках, в условиях бездорожья, смены жестоких холодов и изнуряющей жары. Круглосуточная работа в период посевной и уборочной сменялись, в период относительно короткого отдыха, строительными работами. И всё же, в 1954 г. уже были первые результаты.
За период с 1954 по 1960 гг. в стране было распахано 41,8 млн. га целинных и залежных земель, в том числе 25,5 млн. в Казахстане, 11,1 млн. - в Сибири и на Дальнем Востоке, 2,9 млн. - на Урале, 2,3 млн. га в Поволжье. В закрома государства в урожайные годы стало ежегодно поступать из целинных районов (зоны "рискованного земледелия") от половины до 60% заготавливаемого хлеба, а в среднем - более 40%.[16] Все это способствовало производству мяса, молока. Всё это позволило несколько улучшить продовольственное снабжение населения. Но все эти результаты были временными. Очень высокое естественное плодородие почвы стало быстро падать, ввиду нарушения научных принципов использования этого вида земель, лихорадочной поспешности их освоения. Результатом стала эрозия почвы: после ряда пылевых бурь в 1960 и 1965 гг. в Казахстане было потеряно около 4 млн. га, и еще 12 млн. га было повреждено — все вместе это составило почти половину целинных земель.[17]
Таким образом, освоение целинных земель дало, лишь, временное послабление в недостатке зерновых и в общем упадке сельского хозяйства. Ведь на освоение новых земель были направлены огромные государственные ресурсы, которые забирались у традиционных зерновых районов, оказавшихся из-за этого в тяжелом состоянии. И всё же начальный этап освоения целины останется в истории как подлинная эпопея труда, как реальный всплеск энтузиазма, как яркая черта времени, когда страна шла к историческому повороту, совершённому XX съездом партии.
Немалые изменения пришлись и на долю деревенских жителей, колхозников. Несмотря на все обещания, деревня по-прежнему продолжала нуждаться в технике. У колхозов ее не было, так как вся техника находилась в ведении машинно-тракторных станций (МТС). МТС предоставляли колхозам технику «напрокат» по мере надобности (за соответствующую плату). В марте 1958 г. правительство решило укрепить материально-техническую базу колхозов, реорганизовав машинно-тракторные станции в ремонтно-тракторные станции (РТС). Колхозам предложили выкупить парк МТС в течение одного года — практически немедленно. Покупка и ремонт техники легли дополнительным финансовым бременем на колхозы. Долги колхозов банкам за выкупленную сельскохозяйственную технику перевалили в 1961 г. за 2 млрд. рублей.[18]Механики и ремонтники таких станций, по закону, должны были перейти в колхозы, что означало для многих из них понижение жизненного уровня, и они находили себе работу в районных центрах и городах. Отношение к технике ухудшилось, так как колхозы не имели, как правило, парков и укрытий для её хранения в зимнее время. Сказывались и традиционные недостатки в ценах на сельскохозяйственную продукцию, которые были чрезвычайно низки и не окупали затрат. Господствовала непреклонная уверенность в абсолютном совершенстве колхозно-совхозной системы, находившейся под пристальной опекой партийно-государственных органов.
22 мая 1957 года на собрании представителей колхозников Хрущёв бросил ставший знаменитым лозунг: «Догнать и перегнать Америку!» Речь, в данном случае, шла о соревновании с США в двух конкретных областях: в производстве мяса и молочных продуктов. Эти соревнования нанесли весьма ощутимый удар по личным хозяйствам колхозников. Некоторые местные руководители стремившиеся выполнить обязательства по сдаче мяса государству любой ценой, принуждали колхозников сдавать личный скот в счет госпоставок.
Нельзя сказать, что Хрущев не видел проблем сельского хозяйства. Он изыскивал все новые и новые рецепты по выводу этой отрасли из кризиса. Одно время он изымал из севооборота травы и засевал все пшеницей, а с 1959 г. (под впечатлением поездки в США) начал «кукурузную эпопею» с насаждением повсеместно «царицы полей». В самый пик кампании, в 1962 г., кукурузой было засеяно 37 млн. га. Поскольку для этой культуры подходили не все климатические условия, то вызреть она сумела лишь на 7 млн. га. Хрущев отсюда сделал вывод о вредительстве председателей колхозов и местных партийных работников, которые «сами засохли и кукурузу сушат». В поиске новых радикальных средств выхода из кризиса Хрущев решил, что главными звеньями подъема сельского хозяйства должны стать расширение посевов бобов, «химизация всего народного хозяйства», поливное земледелие, более крупные коллективные хозяйства.[19]
Сельское хозяйство оказалось на грани кризиса. Увеличение денежных доходов населения в городах стал опережать рост аграрного производства. И вновь выход был, казалось, найден, но не в путях экономических, а в новых бесконечных реорганизационных перестановках. В 1961г. было реорганизовано Министерство сельского хозяйства СССР, превращённое в консультативный орган. Хрущёв сам объезжал десятки областей, давая личные указания, как вести сельское хозяйство, но все усилия были тщетны.
С 1959г. возобновились гонения на личные подсобные хозяйства. Было запрещено иметь скот горожанам, что выручало снабжение жителей маленьких городов. Затем гонению подверглись хозяйства и сельских жителей. Пленум ЦК КПСС поручил государственным органам в 2—3 года скупить скот, принадлежащий рабочим совхозов. Колхозам было рекомендовано провести аналогичную работу. Запрет на содержание скота в личной собственности распространялся и на жителей городов и рабочих поселков.[20] За четыре года поголовье скота в личном подворье сократилось в два раза. Это был настоящий разгром только начавшего оправляться от сталинщины крестьянства. Снова зазвучали лозунги, что главное – общественное, а не личное хозяйство, что главным врагом являются «спекулянты и тунеядцы», торгующие на рынках. Колхозники были изгнаны с рынков, а настоящие спекулянты начали вздувать цены.
В 1962г. правительство приняло решение стимулировать животноводство повышением в полтора раза цен на мясо. В следующем году возникли перебои не только с мясом, молоком и маслом, но и с хлебом. Зерновое производство все больше и больше отставало от потребностей населения и животноводства. Критическим стал 1963 г., когда впервые за все послевоенные годы, включая и 1946-1947 гг., пришлось прибегнуть к массовым закупкам зерна за рубежом. Правда, здесь сказались крайне неблагоприятные для урожая погодные условия. "Суровая зима, а затем жестокая засуха, - говорил Хрущев в декабре 1963 г. на пленуме ЦК, — нанесли ущерб важнейшим сельскохозяйственным районам страны… Озимые на миллионах гектаров погибли". Валовой сбор зерна в стране снизился до 107,5 млн. тонн против 140,2 млн. в 1962 году (почти на 30%), урожайность - до 8,3 центнеров, против 10,9. Рухнули все расчеты на значительное увеличение заготовок зерна.[21]
Главный итог был неутешителен: кризис сельского хозяйства углубился, обострилась продовольственная проблема в стране.
Общую оценку реформ первого постсталинского реформатора дали участники мартовского 1965 г. пленума ЦК, как докладчик (Л.И.Брежнев), так и все выступавшие. Фактически была признана необратимость хрущевских аграрных реформ, весьма высокую оценку получил курс сентябрьского пленума ЦК, которым решили следовать с некоторыми дополнениями. "Новаций" как таковых было немного - основных две: введение плана заготовок сельскохозяйственных продуктов на ряд лет с надбавками за сверхплановую сдачу пшеницы и ржи на 50% и повышение капитальных вложений в аграрный сектор.
Промышленность.
С приходом к власти Н.С. Хрущева широкие масштабы приобрело капитальное строительство. В числе возведенных гигантов: Соколовско-Сарбайский и Лисаковский горно-обогатительные комбинаты в Казахстане, Череповецкий металлургический и Омский нефтеперерабатывающий заводы, Новосибирский завод тяжелого машиностроения. Вслед за достижениями науки развивались новые промышленные отрасли: радиоэлектроника, ракетостроение. В целом во второй половине 1950-х гг. промышленность страны поднялась на качественно новую ступень. В ней насчитывалось около 300 отраслей и видов производства.[22]
Особенно быстро развивались промышленность стройматериалов, машиностроение, металлообработка, химия, нефтехимия, электроэнергетика. Объем их производства вырос в 4-5 раз. Предприятия группы "Б" (прежде всего легкая, пищевая, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная промышленности) развивались значительно медленнее. Однако и их рост был двукратным. В целом среднегодовые темпы промышленного производства в СССР превышали 10 процентов. Столь высоких темпов можно было достичь, только активно используя жесткие методы административной экономики. Руководители СССР были уверены, что темпы промышленного роста страны будут не только высокими, но и возрастающими. Выводы западных экономистов, о неизбежном "затухании" темпов по мере возрастания экономического потенциала СССР – отвергались, как попытки судить о социализме по аналогии с капитализмом. Тезис об ускоряющемся развитии народного хозяйства в СССР (прежде всего промышленности) прочно вошел в политическую пропаганду и общественные науки.
Так же были введены новшества в системе управления. Были упразднены министерства и созданы территориальные совнархозы. Многие вопросы управления из центра были переданы в республики. Эта реформа сначала положительно сказалась на развитии промышленности страны, способствовала демократизации управления, повышению социальной активности людей. Ускорились темпы роста производства и производительности труда.[23]
Несмотря на подведение машинной базы под народное хозяйство, ее научно - технический уровень начинал отставать от потребностей времени. Эти проблемы обсуждались на пленуме ЦК в 1955г., на котором был определен курс на механизацию и автоматизацию производства. Через несколько лет было названо и главное звено, ухватившись за которое, надеялись вытянуть всю цепь научно-технической революции - химия. Форсированное развитие химической промышленности обосновывалось усилением ее роли в создании материально - технической базы коммунизма.
Поскольку в 1956 г. был наконец отменен закон 1940 г., прикреплявший рабочих к производству, развитие социальной сферы предприятий становилось важным стимулом привлечения в промышленность квалифицированных кадров.[24]
В 1957 году начинают предприниматься попытки реформ управления народным хозяйством. Существовавшие отраслевые министерства, по мнению Хрущева, были не в состоянии обеспечить быстрый рост промышленного производства. Вместо них учреждались территориальные управления - советы народного хозяйства. Однако в характерном для административно-командной системы духе эта реформа преподносилась ее авторами как чудодейственный одномоментный акт, способный коренным образом изменить экономическую ситуацию в стране: разрушить ведомственную монополию, приблизить управление к местам, поднять их инициативу, сбалансировать экономическое развитие республик, регионов, укрепить внутри их хозяйственные связи, в итоге - ускорить экономическое развитие. Имевшиеся сомнения относительно реформы не высказывались, поскольку она исходила от самого Хрущева. Сократились бессмысленные встречные перевозки грузов, закрывались сотни дублировавших друг друга мелких производственных предприятий разных министерств. Высвободившиеся площади были использованы для производства новой продукции. Ускорился процесс технической реконструкции многих предприятий: за 1956-1960 гг. было введено в строй в три раза больше новых типов машин, агрегатов, приборов, чем в предыдущую пятилетку. Произошло существенное сокращение административно - управленческого персонала на производстве.
XXI съезд - еще одна попытка радикального ускорения. Ставились вновь нереальные задачи полной механизации строительной индустрии. Именно этот съезд знаменовал собой точку отсчета неточного, преувеличенно- оптимистического прогноза развития СССР на ближайшее десятилетие. Он торжественно провозгласил, что страна вступила в "период развернутого строительства коммунистического общества". Хотя на самом деле, во всех отраслях производства, кроме производства электроэнергии и металлообработки, эффективность производственных накоплений снизилась в 2 – 3 раза, что наблюдалось впервые за годы Советской власти.[25]
Денежная реформа.
«Теперь бывает так: лежит копеечка на тротуаре, иной человек проходит и не нагнется, чтобы поднять её. А когда будут новые деньги, копейка не будут валяться, её обязательно поднимут, ведь это коробка спичек», - сказал Н.С. Хрущев на сессии Верховного Совета СССР в 1960 году.[26]
Рост инфляции привел в 1961 г. к денежной реформе. Была проведена деноминация, т. е. обмен старых банкнот образца 1947 года на новые, при соотношении 10:1 и пропорциональном изменении цен и заработной платы. Были выпущены новые, остававшиеся в обращении до конца советской эпохи монеты. Однако цены в результате деноминации и «округления» несколько повысились.[27]
На самом деле, как известно, денежной реформой 1961 г. наломали дров. При её проведении почему-то забыли азбуку экономической науки: деньги - это общественное обращение, а денежные знаки – долговые обязательства Госбанка, которым можно верить и работать за них, а можно и не верить, требуя более «твердую валюту».
В чем была ошибка 1961г.? Государство могло заменить 10 старых рублей одним новым только при выплатах государственным рабочим и служащим, при установлении цен в государственной и кооперативной торговле. А в остальном оно было не властно. Крестьянин, получивший доходы от колхоза и продажи на колхозном рынке, мог и не согласиться с новым курсом рубля. Повышение цен и уменьшение продажи продуктов питания надо было как-то компенсировать. Так к уравниловке в оплате труда, созданной при пересмотре её условий в 1956-1959 гг., добавилась «выводиловка» в оплате труда городских рабочих.
В складывающейся в начале 60-х годов ситуации, при падавшей покупательной способности денег, экономика постепенно вползала в эпоху дефицита; деньги переставали играть экономическую роль, на их место становилось внеэкономическое распределение материальных ресурсов и «блатное» распределение товаров.
Все эти процессы влияли на падение темпов экономического роста и снижение эффективности общественного производства. И поэтому в высшей степени способствовала росту цен и оплаты труда, возникшая после и, видимо, в значительной мере в результате денежной реформы 1961 г.[28]
Законодательство.
Крупным успехом внутренней политики 50-х годов явилось доведенное до конца преобразование советской юстиции. Этапной для общества стала декабрьская сессия Верховного Совета СССР в 1958г., утвердившая Основы уголовного законодательства СССР и союзных республик. «Основы» закрепили ослабления централизации в законотворчестве и заложили фундамент разработки уголовных кодексов в каждой из союзных республик, так как прежде многие субъекты Союза ССР следовали статьями УК РСФСР. Были приняты законы об отмене лишения избирательных прав по суду, об уголовной ответственности за воинские преступления и другие законодательные акты.[29]