Реформы Александра II

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 00:19, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе будут рассмотрены основные сферы военного дела, полицейская реформа, которые были реформированы Александром II

Оглавление

1. Введение .......................................................................... 3

2.Реформы Александра II…………………………………7

2.1Предпосылки реформ в России.......................... …….7

2.2Полицейская реформа...................................................11

2.3.Военные реформы … .................................................15

3. Заключение .....................................................................22

Список используемой литературы ....................................23

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 156.00 Кб (Скачать)

     

Судебная  реформа.  Одним  из  наиболее  важных  преобразований  этого

времени была реформа  суда. Дореформенный суд был  сословным  (т.  е.  каждое сословие  имело  свой  отдельный  суд)  и  негласным   (судебные   заседания происходили при закрытых дверях, подсудимые не имели  защитников).  Суд  был полностью зависим от администрации.

      Вопиющие  злоупотребления  в   суде,  которые   приводили   к   падению

авторитета верховной  власти, рост недовольства  судом  со  стороны  общества заставили правительство пойти на реформу суда.

      Судебная  реформа  1864г.  провозглашала   независимость   суда   от

администрации: судья назначался правительством, но  мог  быть  отстранен  от должности только  по  суду.  Предварительное  следствие  проводили  судебные следователи, не  подчиненные  полиции.  Вводился  суд  всесословный,  т.  е. единый для всего населения. Суд становился гласным: на  судебных  заседаниях могли   присутствовать   представители   прессы    и    публика.    Вводился состязательный процесс: обвинение поддерживал  прокурор,  защиту  адвокат (присяжный поверенный).

      Реформа суда была наиболее  последовательной  реформой.  Независимость суда от административной власти, гласность судопроизводства,  право  защиты, введение присяжных заседателей — все это должно было повысить  законность  в суде, усилить влияние общественности на судебный процесс.

      Однако крепостнические пережитки  остались и в суде: сохранился  особый суд  для  крестьян,  который разбирал  дела  о мелких  правонарушениях   и гражданских исках между крестьянами. К тому же  для  них  были  сохранены  и телесные наказания по суду, отмененные для других сословий.

      Военные реформы.  Поражение   в  Крымской  войне  показало,  что  армия нуждается в коренной  реорганизации.  Обострение  классовых  противоречий  в стране,  сложность   международной   обстановки,   рост   армии   в   других государствах,  наконец,  новые  условия  ведения  войны  и   новая   техника заставили царское правительство пойти на коренную реформу  комплектования армии. В западноевропейских странах—во Франции, Германии —  уже  давно  была введена всеобщая воинская повинность,  которая  позволяла  обучить  военному делу все мужское население страны. Отмена крепостного права создала условия для создания более многочисленной, массовой  армии.  До  отмены  крепостного права армия создавалась на основании рекрутских наборов, которые  охватывали лишь незначительную часть мужского населения. После  долгой  службы  солдаты выходили в  отставку,  как  правило,  с  подорванным  здоровьем.  Обученного военному делу запаса фактически не было4. 
 
 

 В 60-х годах  по инициативе военного министра  Д. А.  Милютина  началось проведение военных реформ. Наиболее крупное значение имела реформа 1874г., согласно которой была введена всеобщая  воинская  повинность:  все  мужчины, достигшие 21 года, годные к военной службе, должны  были  отбывать  воинскую повинность. В пехоте срок службы  был  установлен  в  6  лет  с  последующим зачислением в запас на 9 лет5. Во флоте служба продолжалась 7 лет и 3 года  в запасе. Это  давало  возможность  значительно  увеличивать  армию  во  время войны. Для лиц, имевших  образование,  были  установлены  сокращенные  сроки службы. Улучшились обучение войск  и  подготовка  офицерских  кадров.  Армия начала  оснащаться  современными  видами  вооружения,   создавался   паровой военный флот.  Наряду  с  переменами  многое  в  армии  оставалось  прежним: командный состав остался дворянским, сохранились муштра  и рукоприкладство офицеров, бесправие солдат.                          

Вывод: Александр II был одним из самых прогрессивных царей России, его называли Царь-Освободитель, Александр-Освободитель. Его предшественники прекрасно понимали, что крепостное право – это зажженная пороховая бочка на которой сидели российские императоры, Александр II тоже это понимал. Но он не просто это понимал, он действовал, проводил реформы. Александр II отменил крепостное право, и большая часть населения России того времени получила долгожданную свободу, повёл земскую, военные и судебную реформы. Для проведения столь сложных реформ требовалось не мало сил, которые нашёл в себе Александр II. И именно по этой причине реформы Александра II привлекли моё внимание больше всего. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                          2.2Полицейская реформа

       Падение крепостного права, революционная ситуация в стране вынудили правительство постепенно реформировать полицейский аппарат. Поскольку до отмены крепостного права крестьяне находились под властью помещиков, то необходимости в большом  полицейском аппарате в уездах не было. Поэтому сильный полицейский аппарат был только в городах, в уездах имелись лишь капитан-исправник, несколько заседателей нижнего земского суда и 2-3 становых пристава в каждом уезде и десяток стражников. После крестьянской реформы положение изменилось, крестьяне освободились от вотчинной власти помещиков, отсюда для правительства возникла потребность в значительном увеличении численности местной полиции. С целью усиления полиции были проведены следующие реформации:

    1. В  1862г. уездная и городская полиция уездных городов объединена и в каждом уезде создано единое полицейское управление во главе с исправником, который стал назначаться правительством вместо существовавших ранее выборов его дворянским собранием.

    2. Расширен низовой аппарат полиции: в 1878г. учреждены должности участковых урядников и полицейский резерв в уездах - отряды сельской стражи. В каждом уезде было до 30-40 урядников. Кроме того, нужно учитывать, что полиции обязаны были оказывать помощь в сельской местности представители крестьянского самоуправления (волостные старшины, сельские старосты, десятские и т. д.), в городах - дворники.

   3. Изменились принципы комплектования полиции. Если до военной реформы, когда нижние чины в армии служили 25 лет, она комплектовалась солдатами и унтер-офицерами старших возрастов, годными для службы в полевых войсках, то после военной реформы 1874г. был введен принцип вольного найма по контракту, значительно увеличено жалованье, введены пенсии и иные льготы служащим полиции.

  4. Полиция была освобождена от несвойственных ей функций: хозяйственные дела (после земской и городской реформ) перешли к органам местного самоуправления; предварительное следствие (после судебной реформы) передано судебным следователям.

  5. В крупных городах вместо прежних управ благочиния созданы полицейские управления во главе с полицмейстерами, а в столицах (Петербурге и Москве) - обер-полицмейстерами (или градоначальниками). Города делились на части (районы) во главе с частными приставами, а те в свою очередь на участки и околотки с участковыми и околоточными надзирателями.6 

      Вся губернская полиция подчинялась губернатору и генерал-губернатору. Вершину полицейской пирамиды завершал министр внутренних дел. Ему же подчинялись включенные в 1880г. в единую полицейскую систему губернские жандармские управления.

      Увеличивался аппарат и политической полиции. В 1867г. было принято новое Положение о корпусе жандармов, по которому  вместо жандармских округов, включавших в свой состав  несколько губерний, были созданы жандармские управления в каждой губернии, а в шести губерниях Северо-западного края и Царстве Польском создавались также и уездные жандармские управления. В отдаленных регионах страны сохранились жандарм-округа (Варшавский, Кавказский и Сибирский). Окружные управления объединяли деятельность губернских и уездных жандармских управлений, входивших в эти округа. В крупнейших городах и морских портах были расквартированы жандармские дивизионы и команды. В связи с массовым строительством железных дорог, для охраны железных дорог учреждались железнодорожные жандармские управления. Однако в целом численность корпуса жандармов была сравнительно невелика: она не превышала 6 тысяч человек.

Причиной этой реформы послужило усиление революционного движения в 60-70 гг. XIX в., главной фигурой которого стал революционер-разночинец, в отличие от 20-х годов, когда революционное движение было преимущественно движением дворянских революционеров, численность их была сравнительно невелика, подавляющее большинство составляли офицеры. Поэтому и жандармерия в то время была немногочисленна, имела чисто военную организацию и нацеливалась главным образом на наблюдение за офицерским корпусом и столичным дворянством. Отсюда необходимость в создании разветвленной сети территориальных (губернских) жандармских органов для наблюдения за широкими слоями либеральной интеллигенции и студенчества. Начальники губернских жандармских управлений получили звания инспекторов губернской полиции. Таким образом, общая полиция с ее разветвленным аппаратом ставилась под контроль жандармов7.

        В 1880г. завершилось создание единой системы полицейских органов в стране. Ведь до этого времени такой единой системы не было. Политическая полиция (жандармерия) подчинялась III отделению царской канцелярии, а общая полиция находилась в ведении Министерства внутренних дел, а практически подчинялась на местах губернаторам.

После взрыва в Зимнем дворце 5 февраля 1880г, организованного С. Халтуриным, учреждается чрезвычайная «Верховная распорядительная комиссия по охране государственного порядка и общественного спокойствия», начальник которой - граф М. Т. Лорис-Меликов наделялся по существу диктаторскими полномочиями. Ей были подчинены третье отделение и Корпус жандармов. В задачи комиссии входило: объединение деятельности всех репрессивных органов в борьбе с революционным движением, рассмотрение ряда политических дел, ускорение судебного разбирательства и использование мер административного воздействия. К августу 1880г. комиссия, выполнив свои первоначальные задания, упраздняется. Однако опыт объединения в одном органе руководства всеми видами полиции, накопленный комиссией, был положен в основу реорганизации Министерства внутренних дел, проведенной 6 августа 1880г.

          Суть ее сводилась к объединению в ведение МВД политической и общей полиции. Непосредственно всеми видами полиции стал управлять департамент полиции. III Отделение упразднялось, общее руководство корпусом жандармов было возложено на министра внутренних дел, получившего одновременно звание шефа жандармов (им стал М. Т. Лорис-Меликов). Командиром корпуса стал заместитель министра внутренних дел - заведующий государственной полицией, он же курировал и департамент полиции.

      14 августа 1881г. издано Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия, которым предусматривалась возможность объявления состояния чрезвычайной усиленной охраны как в империи в целом, так и в отдельных ее частях, что вело к значительному расширению прав полиции. В соответствии с этим Положением был создан орган внесудебной репрессии – Особое совещание при МВД, которое получило право ссылки в  административном порядке в отдаленные районы империи сроком до 5 лет. Корпус жандармов, хотя и был реорганизован (созданы территориальные органы - губернские управления), однако сохранил свою военную организацию. Жандармы по-прежнему были недостаточно приспособлены к ведению политического сыска в среде разночинной интеллигенции. Жандармы использовались главным образом для проведения арестов, дознаний и ведения следствия по делам о государственных преступлениях. Учитывая эти обстоятельства, в 1880г. в Петербурге при градоначальнике и в Москве при обер-полицмейстере были учреждены специализированные органы политического сыска - отделения по охране государственного порядка и общественной безопасности, сокращенно их стали называть охранными отделениями. Они имели своей задачей борьбу с революционными подпольными организациями при помощи секретной агентуры. Деятельность этих отделений выходила далеко за рамки столичных губерний. Так, созданный при Московском охранном отделении "летучий отряд филеров", преследовал революционеров на большей части территории империи8.

        В 1883г. по докладу министра внутренних дел графа Д. Толстого было утверждено Положение об устройстве секретной полиции в империи, в котором предусматривалась возможное создание сети охранных отделений по всей стране. Правда, фактически такая сеть была создана позже, лишь в начале XX века. Руководил работой охранных отделений и территориальных жандармских управлений департамент полиции МВД, в составе которого было создано специальное секретное делопроизводство, преобразованное в 1898г. в Особый отдел. По военной линии жандармские управления по-прежнему подчинялись штабу корпуса жандармов. На жандармские управления были возложены и функции военной контрразведки. Для наблюдения за политической эмиграцией и борьбы с противниками царского правительства за рубежом в составе департамента полиции была образована заграничная  служба политического сыска, главная ставка которой находилась в Париже при российском посольстве во Франции. Эта служба активно сотрудничала с полициями других европейских государств. Характерно, что жандармские управления и охранные отделения в губерниях были независимыми не только друг от друга, но и от губернаторов, хотя и обязаны были сотрудничать с ними. Такой порядок хотя и порождал соперничество жандармских управлений и охранных отделений, но и обеспечивал для центра возможность получения более объективной информации о положении в губерниях из разных источников. Кроме того, жандармские управления и охранные отделения "приглядывали" друг за другом и за губернской администрацией. Таким образом, управление политической полицией бы строго централизовано. Общая полиция по-прежнему всецело была подчинена губернаторам и лишь через них министерству внутренних  дел.

Информация о работе Реформы Александра II