Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2015 в 17:20, реферат
Реформы, проведенные Александром II в ХIХ веке и по сей день актуальны. Поэтому в своей работе я решила рассказать о реформах этого великого императора и попыталась проанализировать их.
Прежде всего в первой главе я сказала несколько слов о личности Александра Николаевича и о первых годах его царствования.
Введение................................................................................................................................... 2
Глава I. 1.1. Биография Александра II................................................................................. 3
1.2. Первые годы царствования............................................................................................. 4
Глава II. Реформы Александра II........................................................................................... 6
2.1. Отмена крепостного права.............................................................................................. 6
2.2. Буржуазные реформы Александра II............................................................................. 8
Глава III. Убийство императора............................................................................................ 9
Заключение............................................................................................................................ 10
Список литературы................................................................................................................ 11
Государственное образовательное учреждение
высшего образца Московского государственного
областного гуманитарного института.
Реферат
Тема : «Александр II и его реформы »
Орехово-Зуево.15 января 2015
Содержание
Введение......................
Глава I. 1.1. Биография Александра
II............................
1.2. Первые годы царствования......
Глава II. Реформы Александра II............................
2.1. Отмена крепостного права......
2.2. Буржуазные реформы Александра
II............................
Глава III. Убийство императора....................
Заключение....................
Список литературы....................
Введение.
Александр II Николаевич (17 апреля 1818 - 1 марта 1881) - старший сын императора Николая I и его жены императрицы Александры Федоровны. Вступил на престол после смерти своего отца императора Николая I. Император с 19 февраля 1855 года.
Время правления: 1855-1881.
Реформы, проведенные Александром II в ХIХ веке и по сей день актуальны. Поэтому в своей работе я решила рассказать о реформах этого великого императора и попыталась проанализировать их.
Прежде всего в первой главе я сказала несколько слов о личности Александра Николаевича и о первых годах его царствования.
Вторую главу я посвятила проблеме отмены крепостного права, потому что на мой взгляд, эта реформа явилась самой значительной не только за время его царствования, но и за все столетие.
В третьей главе я рассказала о прочих буржуазных реформах, таких как земская реформа, судебная, военная, образовательная, хозяйственная.
В заключении я попыталась оценить последствия реформ Александра II.
ГлаваI . 1.1Биография Александра II
Алекса́ндр II Освободи́тель (Алекса́ндр Никола́евич Рома́нов; 17 [29] апреля 1818,
Вошёл в русскую историю как проводник широкомасштабных реформ. Удостоен особого эпитета в русской
дореволюционной и болгарской историографии — Осв
Родился 17 (29) апреля 1818 года в 11 часов
утра в Архиерейском доме Чудова монастыря в Кремле, куда вся императорская фамилия[1] прибыла в начале апреля для говенья
и встречи Пасхи. Поскольку у старших братьев Николая
Павловича сыновей не было, младенец уже
тогда воспринимался как потенциальный
престолонаследник[2]. По случаю его рождения в Москве был
дан салют в 201 пушечный залп[3]. Шарлотта Ливен 5 мая внесла младенца всобор Чудова монастыря, где московский архиепископ Августин совершил над младенцем таинства крещения и миропомаза
Получил домашнее образование под личным
надзором своего родителя, который уделял
вопросу воспитания наследника особое
внимание. Его «наставником»[4] (с обязанностью руководства всем процессом
воспитания и образования и поручением
составить «план учения») и учителем русского языка был В. А. Жуковский, учителем Закона Божия и Священной истории —
просвещённый богослов протоиер
По многочисленным свидетельствам, в
юношеском возрасте был весьма впечатлителен
и влюбчив. Так, во время поездки в Лондон 1839 у него возникла мимолётная влюблённость
в юную королеву Викторию (
1.2 Первые годы царствования.
Родившийся в 1818 году сын князя Николая Павловича Александр с самых первых дней своей жизни почитался как будущий монарх, потому что ни у императора Александра I, ни у цесаревича Константина не было сыновей, а в своем поколении он был старшим князем. Соответственно его образование и воспитание было прекрасно поставлено, и направлено на то, чтобы подготовить его к высокой миссии.
Первым воспитателем Александра II был капитан Мердер, а в девять лет его обучением занялся В. А. Жуковский. Программа, по которой учился будущий император была тщательно проработана и направлена на то, чтобы сделать, чтобы сделать его человеком образованным и всесторонне просвещенным, сохранив его от преждевременного увлечения мелочами военного дела. Программу Александр успешно освоил, но уберечься от военной "муштры" того времени не смог.
В двадцать три года цесаревич женился на Марии Александровне, принцессе Гессен-Дармштадтской. С этого времени Александр начинает свою служебную деятельность. На протяжении десяти лет от являлся правой рукой своего отца. Судя по свидетельствам историков, Александр II находился под сильным влиянием отца и перенимал некоторые его качества. Однако его отличали от железного характера Николая врожденная мягкость и великодушие. Именно поэтому личность Александра нельзя оценить однозначно - в разные моменты жизни он производит разное впечатление.
Первые годы своего царствования император пытался ликвидировать последствия Восточной войны и порядков николаевского времени. В отношении внешней политики Александр явился продолжателем "начал Священного Союза", руководивших политикой и Александра I, и Николая I. Кроме того, на первом приеме дипломатического корпуса, государь заявил, что готов продолжать войну, если не достигнет почетного мира. Таким образом он продемонстрировал Европе, что, в этом плане, является продолжателем политики отца. Также и во внутренней политике у людей сложилось впечатление, что новый император продолжит дело своего отца. Однако на практике это оказалось не так:"повеяло мягкостью и терпимостью, характеристичными для темперамента нового монарха. Сняты были мелочные стеснения с печати;университеты вздохнули свободнее. . . ", говорили, что "государь хочет правды, просвещения, честности и свободного голоса. "В действительности, так оно и было, так как, наученный горьким опытом бессилия в Крымской войне, Александр потребовал "откровенного изложения всех недостатков". Некоторые историки полагают, что на первых порах программы вообще не было, так как трудности военного времени не давали ему сосредоточится на внутреннем благоустройстве страны. Только после окончания войны в манифесте 19 марта 1856 года Александр II сказал свою знаменитую фразу, которая стала лозунгом для России на долгие годы: "Да утверждается и совершенствуется внутреннее благоустройство; правда и милость да царствует в судах ; да развивается повсюду и с новой силой стремление к просвещению и всякой полезной деятельности . "
Глава II. Реформы Александра II.
2.1. Отмена крепостного права.
30 марта 1856 г. в речи, произнесённой перед предводителями московского дворянства, Александр II сделал историческое заявление, что лучше освободить крестьян сверху, чем ожидать, пока они сделают это сами снизу. Это была смелая установка на подготовку реформы. Идея освобождения крестьян получила поддержку среди великих князей.
Причины отмены крепостного права
Причин для отмены крепостного права
было предостаточно.
Во-первых, это отставание России во всех
сферах экономики.
Во-вторых, это недовольство россиян (и
это были не только крестьяне, но и представители
других классов).
В-третьих, поражение в Крымской войне,
которое показало, что в таких условиях
Россия не может дать достойный отпор
врагу.
Подготовка отмены крепостного права
Сначала подготовка реформы шла в Секретном совете, созданном в 1857 году. Однако вскоре это учреждение было преобразовано в Главный комитет по крестьянскому делу. Теперь подготовка реформы была открытой. В ней принимали участие только дворяне и правительство (крестьяне к разработке не допускались).
Причем каждый помещик мог внести свое предложение, для этого существовали губернские комитеты, в которые могли поступать проекты дворян об отмене крепостного права. Из губернских комитетов пожелания помещиков отправлялись в Редакционную комиссию, все идеи помещиков обобщались, и уже обработанная информация передавалась Главному комитету.
Манифест 19 февраля 1861 года
19 февраля 1861 года подготовка проекта
об отмене крепостного права
была закончена, император подписал
манифест «О Всемилостивейшем
даровании крепостным людям
Значение отмены крепостного права
Освобождение крестьян привело к постепенному восстановлению экономики, к свершению промышленного переворота, к установлению капитализма в стране.
Также манифест 19 февраля освободил миллионы крестьян от крепостной зависимости. Они получали гражданские права, но вместе с тем, была и другая сторона медали.
Крестьянам не хватало земли, они были задавлены налогами и выплатами, многие были по-прежнему зависимы от помещика (но теперь экономически). Аграрный вопрос еще сильнее обострился. В дальнейшем он станет причиной недовольства крестьян и присоединения их к революционерам.
Если говорить о значении отмены крепостного кратко, то оно было пользой для экономики, крестьянам же, не смотря на освобождение, после реформы было сложно приспособиться к их новому нелегкому положению.
2.2. Буржуазные реформы Александра II
1. Земская реформа (1864) устанавливала в губерниях и уездах местное самоуправление: земские собрания иих исполнительные органы (управы). В них избирались дворяне, сельская интеллигенция, буржуазия, богатые крестьяне. Земства не имели политических прав, занимались решением местных вопросов (борьба с эпидемиями, открытие медпунктов, школ, дорог, землеустройство и т. д.).
2. Городская
реформа (1870) создала городское
3. Судебная реформа (1864) установила бессословный суд с присяжными заседателями, гласностью судопроизводства, состязательностью сторон (введена адвокатура), частичной независимостью суда от администрации. В России создан нотариат по ведению наследственных дел, удостоверению сделок, документов.
4. Военная реформа (1874) заменила рекрутский набор всеобщей воинской повинностью. Сроки службы ставилисьв зависимость от образования: от 6 месяцев до 6—7 лет; улучшилась подготовка офицеров, проведено перевооружение.
5. Реформы просвещения. В
1863 г. введен университетский устав, утвердивший
определенную автономию и демократизмэтих
учебных заведений. Школьный устав 1864 г. давал
формальное равенство в обучении, расширял
сеть школ. С 1870 г. начали открываться женские
гимназии, появились высшие женские курсы.
Так, в Москве профессор Герье в 1872 г. открылисторико-
6. Финансовая
реформа была осуществлена в 1862—1866
гг. Право распоряжаться всеми
финансовыми средствами страны
получал министр финансов, деятельность
которого подлежала учету со стороны Государственного
контроля. В 1860 г. был организован Государственный
банк, кредитовавший торгово-
Глава III. Убийство императора
Народовольцы раз за разом пытались привести в исполнение «смертный приговор» царю. Руководил группой террористов Андрей Желябов. Однако судьба хранила Александра II, и покушения на него срывались. Царь не был трусом и, несмотря на опасность, не изменял своим привычкам. Ему была нестерпима мысль о том, что он, император, в своей стране, в собственной столице будет прятаться и бегать от преступников. Этим и пользовались террористы.Между тем полиция неуклонно шла по их следу и накануне 1 марта 1881 года арестовала руководителя Исполнительного комитета «Народной воли» Андрея Желябова, но тот не выдал намерения организации осуществить в ближайшее время убийство царя. Было задумано взорвать его экипаж с помощью мины, заложенной в подземном ходе под Малой Садовой – по ней царь обычно возвращался во дворец, или взорвать царскую карету при выезде ее из Михайловского дворца. Помощница и возлюбленная Желябова Софья Перовская довершила начатое дело.Первого марта, увидев, что карета царя с конвоем двинулась из Михайловского дворца к набережной Екатерининского канала, Перовская взмахнула белым платком. По этому сигналу бомбисты Н. Рысаков и Н. Гриневицкий приготовились к нападению. И как только карета Александра с казачьим конвоем выехала на канал, Рысаков бросил под нее бомбу. Однако царь не пострадал от взрыва, а на панели погиб мальчик – случайный прохожий. Когда Александр вышел из кареты, стоявший в толпе Гриневицкий бросил бомбу уже прямо под ноги императору. Когда рассеялся дым от взрыва, глазам свидетелей предстала страшная картина: около двадцати человек было ранено и убито, «среди снега, мусора и крови виднелись остатки изорванной одежды, эполет, сабель и кровавые куски человеческого мяса».