Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2014 в 14:44, контрольная работа
Император Александр II вступал во власть в очень тяжелые годы. Первые годы царствования были посвящены ликвидации Восточной войны и порядков николаевского времени.
Трудная и неудачная война потрясла государство и требовала больших усилий и большого искусства для того, чтобы сохранить честь империи и привести дело к хорошему миру. Все внимание нового государя было устремлено в эту сторону.
Введение………………………………………………………………………...3
1.Отмена крепостного права. Аграрная реформа…………………………….5
2. Реформы 1860-1870-х годов и их последствия…………………………….7
2.1. Земская и городская реформы………………………………………...7
2.2. Судебная реформа……………………………………………………...9
2.3. Реформа образования. ………………………………………………...10
2.4. Военная реформа……………………………………………………...12
Заключение……………………………………………………………………14
Список литературы……………………………………………………………15
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1.Отмена крепостного права. Аграрная реформа…………………………….5
2. Реформы 1860-1870-х годов и их последствия…………………………….7
2.1. Земская и городская реформы………………………………………...7
2.2. Судебная реформа……………………………………
2.3. Реформа образования. ………………………
2.4. Военная реформа………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Император Александр II вступал во власть в очень тяжелые годы. Первые годы царствования были посвящены ликвидации Восточной войны и порядков николаевского времени.
Трудная и неудачная война потрясла государство и требовала больших усилий и большого искусства для того, чтобы сохранить честь империи и привести дело к хорошему миру. Все внимание нового государя было устремлено в эту сторону.
В отношение внешней политики государь явил себя последователем «начал Священного Союза», руководивших политикой императоров Александра I и Николая I . Европа была вправе считать Александра прямым продолжателем политики его отца и поборником отживших свое время принципов Венского конгресса.
В такой же мере, по первым речам Александра, русские люди могли судить о желание молодого государя следовать отцу в делах внутреннего управления.
Однако же практика нового правительства показала существенные отличия его приемов от предыдущего режима. Повеяло мягкостью и терпимостью. Сняты были мелочные стеснения с печати; университеты вздохнули свободнее; общество стало « бодрее духом» ; говорили, что « государь хочет правды, просвещения, честности и свободы голоса».
Вскоре наступила « эпоха великих реформ» императора Александра II. Прежде всего было упразднено крепостное право на крестьян ( 1861 ). Затем последовали реформа земельная и реформа судебная ( 1864 ). Было дано новое городовые положение ( 1870 ). Введена воинская повинность (1874 ). Кроме того, последовал ряд мер по народному образованию, по цензуре, по финансам.
Словом все стороны государственной и общественной жизни подверглись изменениям; эпоха реформ охватила все слои русского общества.
Сущность и особенности этих реформ я и попытаюсь рассмотреть в своей работе.
Крепостничество в России существовало намного дольше, чем в других странах Европы, и несло на себе самые жестокие и уродливые черты рабского принуждения и насилия. Вопрос об отмене крепостного права поднимался русскими просветителями Н. Новиковым и А.Радищевым еще в ХVIII веке, при Екатерине II .Декабристы также во всех своих программных документах неизменно подчеркивали необходимость отмены крепостного права.
Но лишь к середине XIX века, когда в стране созрели условия для освобождения крестьян, встала проблема упорядочения отношений между крестьянами и помещиками. К этому времени накопилось множество объективных предпосылок для проведения коренной аграрной реформы.
Заявление Александра II о предполагаемой отмене крепостного права буквально всколыхнуло общественное мнение в стране. Появилось два слова- символа 1856 года- «оттепель» и «гласность».1
Начиная с января 1857 года, в правительстве стали создавать различные комиссии и комитеты для разработки мер «по устройству быта помещичьих крестьян».
Отношение самих помещиков к надвигающимся переменам было неоднозначным. Большинство из них относилось к предстоящей реформе отрицательно, считая, что крестьяне не готовы жить самостоятельно, без помещичьей опеки и контроля.
Некоторые помещики выдвигали в качестве непременного условия освобождение крестьян без земельных наделов и за выкуп личной свободы.
19 февраля 1861 года Александр подписал «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», включавшее в себя 17 законодательных актов и получившее силу закон. В этот же день царь подписал и Манифест об освобождение крестьян.2
В стране устанавливалось выборное крестьянское самоуправление -сельские и волостные сходы ( собрания ), где избирались сельские старосты и волостные старшины.
Весь процесс освобождения крестьян включал в себя следующие процедуры. По закону за помещиками признавалось право собственности на всю землю в их изменениях, в том числе и на крестьянскую, которую те ранее обрабатывали в качестве своих наделов. Крестьяне получали наделы не в собственность, а в пользование, взамен за обработку повинностей (оброка и барщины ) до полного выкупа земли у помещика.
Ответная реакция крестьян на закон об освобождении была резко негативной. В 1861 году по стране прокатилась волна крестьянского протеста против условий, на которых они попали на волю. Крестьяне не могли понять, почему еще два года они остаются в прежнем подчинение у помещиков, отрабатываю барщину или выплачивая оброки.
Реформа 1861 года означала, что эпоха феодализма в России заканчивалась, но его пережитки все долгие годы оставались в качестве реальности хозяйственной жизни страны.
Вместе с тем, отмена крепостного права явилась прогрессивным шагом.
Одной из самых важных была реформа местного самоуправления, известная как земская реформа. Уже 1 января 1864 года дано было новое «Положение о губернаторских и уездных земских учреждениях».3
Прежние законы знало только сословное самоуправление; теперь созданы были учреждения сословные. К заведыванию хозяйственными делами каждой губернии и каждого уезда привлекались выборные лица от населения. Именно все землевладельцы, торговцы и промышленники, обладающие недвижимыми имуществами определенной ценностями, а также сельские общества получили право избирать из своей среды на три года представителей ( « гласных» ) в уездные земские собрания.
Уездное земское собрание избирает из своей среды уездную земскую управу, состоящую из председателя и двух членов. Каждый год в губернском городе происходит съезд депутатов от уездных земских собраний всей губернии. Под председательством губернского предводителя дворянства эти депутаты составляют губернское земское собрание.
Для постоянного ведения этих дел оно избирает из своей среды губернскую земскую управу, состоящую из председателя и нескольких членов. Деятельность земских учреждений («земств» ) подчинена надзору губернаторов и Министерства внутренних дел. В случаях недоразумений земствам предоставлено обращаться с жалобами в Сенат.
Ведению земств подлежат дела по народному образованию, попечение о народном здравии, продовольственное дело, дорожное дело, страховое дело, ветеринарное дело. Школы, благотворительность, медицинское помощь, устройство дорог и мостов, взаимное страхование от огня и прочие земские дела требуют больших средств. Поэтому земствами предоставлено право облагать население уездов сборами и повинностями на земские нужды, образовывать земские капиталы, приобретать имущества.
Ранее, до реформ, всем уездом управляла дворянская корпорация, представляющая собой весь состав полноправного уездного населения. Право самоуправления имело тогда в виду однословные, дворянские интересы. В новых земствах за дворянами было сохранено преобладание; но к участию в ведении земского хозяйства были привлечены и все прочие жители уезда, обладающие имущественным цензом, а также и крестьянские общества.
Немного позднее земского самоуправления созданы были новые формы городского самоуправления. « Городовое положение 1870 года» оставило в силе старое разделение горожан на купцов с их гильдиями, ремесленников с их цехами. Все горожане, платящие городские повинности с их земли, торга или промысла, получили право сообща избирать гласных в « городскую думу», которая должна была ведать городское хозяйство так же, как земства ведали земское хозяйство. Гласные избирают из своей среды городского голову и членов «городской управы». Дума собирает по мере надобности; управа же действует как постоянный исполнительный орган думы. Срок выборных полномочий в городах – четырехлетний. За деятельностью городских дум и управ наблюдает «губернаторское по городским делам присутствие» под председательством губернатора.
После отмены крепостного права многие учреждения и правовые нормы устарели. Возникла необходимость в новых преобразованиях. Началась подготовка судебной реформы. Основные принципы судебной реформы, определенные с учетом опыта европейских стран, была одобрена Александром II в сентябре 1862 года. После указа об обнародовании Судебных уставов (20 ноября 1864 года ) началось переустройство судов.4
Судебная власть была отделена от исполнительной и законодательной, судьи стали несменяемыми и обрели реальную независимость от правительственных чиновников. Были введены гласность и состязательность судебного процесса (государственный обвинитель – прокурор – противостояли независимому от властей адвокату). Важные дела разбирались выборным от населения судом присяжных. Важнейшим принципом реформы было признание равенства всех подданных империи перед законом.
Присяжные определяли вину или невиновность подсудимых, а судьи следили за законностью разбирательства и подыскивали соответствующее вине наказание. «Менее важные» дела разбирались без присяжных, «Маловажные» гражданские тяжбы и дела о незначительных правонарушениях рассматривали выборные уездные мировые судьи. Российские суд становился гласным и открытым. Судебные округа не совпадали с границами административными, что давало дополнительные условия независимости судей от местных властей. Судебная реформа была самой демократической и последовательной из «Великих реформ» того времени.
Судебные уставы 1864 года пользуются прекрасной славой как по высоким гуманным началам, положенным в их основу, так и по достоинству своего исполнения. Они дали государству хорошие суды, заслужившие любовь и доверие населения, и положили начало воспитанию нашего общества в чувствах законности.
Одновременно с введением новых судебных установлений была значительно смягчена и система наказаний, существовавшая в России; именно были отменены разные виды телесных наказаний (розга, плети, шпицрутены или палки, наложение клейм на преступников).
В начале своего царствования император Александр II отменил те стеснительные меры, которые были приняты в отношении учебных заведений в последние годы императора Николая I . Преподавание в университетах получило больше свободы; комплекты студентов были уничтожены; мало того, был открыт доступ в университеты вольнослушателям.
В университетских аудиториях появилась посторонняя публика, мужская и женская. В университетскую жизнь было внесено такое же оживление, какое царило тогда во всем обществе. Новизна и сложность возникшего положения скоро привели студенчество к волнения и беспорядкам (1861)5
В связи с ними последовали некоторые ограничения университетской свободы. В 1863 году дан был общий устав университетов, по которому профессорская корпорация получила самоуправление. Совет профессоров в каждом университете избирал всех университетских должностных лиц и заведовал хозяйством университета; попечителю учебного округа принадлежало только наблюдение за законностью действий совета. Но учащиеся в университете студенты рассматривались как отдельные посетители, не имеющие право на корпоративное устройство; посторонние же лица и вовсе не допускались к посещению лекций. Такое положение учащихся давало им частые поводы к неудовольствию и «студенческим беспорядкам», составляющим одно из частых и печальных явлений той эпохи.
В начале царствования императора Александра II (при министре А. В. Головине) доступ в гимназии был открыт для детей «всех состояний без различий звания и вероисповедания». Граф Толстой составил в 1871 году новый устав гимназий, одобренный государем. Классическая гимназия сделана была единственным типом общеобразовательной и всесословной средней школы, питомцы которой одни имели право поступления в университеты.
Реальные гимназии были заменены «реальными училищами»; цель их была в том, что чтобы доставлять учащемуся юношеству всех состояний общее образование, приспособленное к практическим способностям и к приобретениям технических познаниям. Реформой гр. Толстого было создано полное преобладание классической школы в государстве. Реформа графа Толстого вообще не вошла в нравы нашего общества и возбудила против себя прямую ненависть, хотя в основе своей имела правильную мысль о высоком воспитательном значении классицизма.
Одновременно с реформой мужской средней школы шли мероприятия в области женского образования. До времени императора Александра II для девиц существовали только институты и частные пансионы; в них получали образования исключительно дворянки. С конца 50–х г.г. начинают возникать женские гимназии для приходящих учениц всех сословий.
Параллельно с ними в духовном ведомстве, для дочерей лиц духовного звания, стали открываться женские епархиальные училища с соответствующим курсом. Естественно рождалась мысль о возможности и высшего образования для женщин.
В отношении низшего, начального или народного образования в царствование императора Александра II достигнуты были большие результаты. Создан был, кроме старого типа начальных народных училищ – церковноприходских школ, новый тип светской начальной школы, перешедшей на попечение земств. К концу царствования Александра II народные школы считались уже десятками тысяч и составляли одну из самых важных забот земства. Для приготовления учителей в начальные школы как Министерство народного просвещения, так и земства устраивали «учительские семинарии». Несмотря, однако, на ряд усилий поднять народную грамотность, в эпоху реформ она стояла еще на низком уровне.
Информация о работе Реформы Александра II.Сущность, особенности, оценки